Судья Шушков Д.Н. Дело № 33а-160/2022 (33а-2878/2021)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«12» января 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Пелевиной Н.В. и Зиновьевой О.Н.,
при секретаре Филатовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (№ 2а-791/2021, УИД 44RS0003-01-2021-002508-729) по апелляционной жалобе представителя УФССП России по Костромской области Виноградовой О.А. на решение Шарьинского районного суда Костромской области от 08 ноября 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. В.Ф.Каверина» об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области Суворова И.А. от 18 августа 2021 года по исполнительному производству №.
Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. В.Ф.Каверина» обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что решением Шарьинского районного суда Костромской области от 16 июля 2020 года на него возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о здравоохранении в деятельности патолого-анатомического отделения, расположенного по адресу: <адрес> и оснастить отделение специализированным оборудованием, и 06 августа 2021 года в ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области в отношении него как должника возбуждено исполнительное производство № № и ему установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. 11 августа 2021 года судебному приставу-исполнителю направлена информация о том, что исполнить решение суда в пятидневный срок не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования, однако постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя от 18 августа 2021 года с него взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. Ссылаясь на то, что перечисленное в решении суда оборудование является дорогостоящим, а окружная больница является бюджетной организацией и финансируется из областного бюджета, что направленные в Департамент здравоохранения Костромской области, который выполняет функции и полномочия учредителя медицинского учреждения, заявки на выделение денежных средств для исполнения судебного решения остались без ответа, что имущественное положение больницы, наличие кредиторской задолженности и арест счетов не позволяют самостоятельно в установленный срок полностью исполнить решение суда, просит освободить его от уплаты исполнительского сбора.
К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области Суворов И.А. и УФССП России по Костромской области, в качестве заинтересованного лица – Шарьинский межрайонный прокурор.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель УФССП России по Костромской области Виноградова О.А., действуя по доверенности № 113 от 25 декабря 2020 года, просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что постановление о возбуждении исполнительного производства было вручено должнику 06 августа 2021 года и им не обжаловалось, данным постановлением должнику были разъяснены последствия неисполнения решения в установленный для добровольного исполнения срок в виде взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб. Получив постановление, должник сообщил судебному приставу о невозможности исполнения решения суда в связи с отсутствием финансирования, однако это основанием для его освобождения от уплаты исполнительского сбора не является. С момента вынесения решения у должника было достаточно времени для его добровольного исполнения, с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда он в суд не обращался, судебному приставу-исполнителю доказательств, подтверждающих, что неисполнение решения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, не представил, поэтому взыскание исполнительского сбора является правомерным. Затруднительное финансовое положение должника, дефицит бюджета основанием для неисполнения решения суда и освобождения от уплаты исполнительского сбора не являются, поскольку не свидетельствуют об отсутствии вины должника в неисполнении судебного решения. Освобождение должника от взыскания исполнительского сбора лишает судебного пристава возможности применить к должнику меры административной ответственности, что само по себе влечет за собой затягивание исполнительного производства и нарушение прав взыскателя по исполнительному производству на своевременное исполнение решения суда.
В возражениях относительно апелляционной жалобы главный врач ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. В.Ф.Каверина» Лебедев М.А. полагает решение суда законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, рассмотрев дело в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания и не просивших о его отложении, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены данным Федеральным законом.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (части 1, 2 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В силу части 6 статьи 112 указанного Федерального закона должник вправе обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 указанной статьи закона предусмотрено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер, а также право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства.
Как видно из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу решением Шарьинского районного суда Костромской области от 16 июля 2020 года удовлетворены исковые требования Шарьинского межрайонного прокурора; на ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. В.Ф. Каверина» возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о здравоохранении в деятельности патологоанатомического отделения, расположенного по адресу: <адрес> оснастить в соответствии со стандартами оснащения патологоанатомическое отделение системой обработки тканевых образцов ИВД (invitro диагностики), автоматической; системой обработки тканевых образцов ИВД, полуавтоматической; устройством для заливки гистологических образцов; микротомом ротационным; микротомом криостатическим; ультрамикротомом; устройством для подготовки и окрашивания препаратов на предметном стекле микроскопа ИВД, полуавтоматическим; устройством для окрашивания препаратов на предметном стекле микроскопа ИВД; микроскопом световым стандартным; микроскопом электронным сканирующим/просвечивающим; термостатом лабораторным для чистых помещений; центрифугой настольной общего назначения; весами лабораторными, электронными; шкафом для хранения микропрепаратов по требованию; машиной моющей для лабораторной посуды; прикладным программным обеспечением для лабораторных анализов ИВД; оборудованием для вырезки: комплектом оборудования для проведения аутопсии; весами для взвешивания органов при аутопсии.
06 августа 2021 года в ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам УФССП России по Костромской области на основании выданного судом исполнительного листа возбуждено исполнительное производство №, в котором ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. В.Ф. Каверина» является должником (л.д. 9).
Этим же постановлением должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления; одновременно должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в указанный срок с него будет взыскан исполнительский сбор.
11 августа 2021 года должник направил в адрес указанного ОСП письмо, в котором сообщил, что не имеет возможности исполнить решение суда в связи с отсутствием финансирования. При этом указал, что им в Департамент здравоохранения Костромской области направлена заявка на выделение денежных средств на приобретение оборудования, систем, устройств и аппаратуры стоимостью 14 млн.руб. для оснащения патологоанатомического отделения, ответ на которую не поступил, что утвержденный план ФХД не содержит лимитов на приобретение оборудования для патологоанатомического отделения, больница постоянно недофинансируется, установленные ТФОМС по КО тарифы оказания медицинских услуг не соответствуют реальным затратам при постоянном росте цен на лекарственные средства и продукты питания, лицевой счет постоянно блокируется, исполнительные листы оплачиваются при наличии финансовой возможности сверх средств, необходимых на выплату заработной платы, отпускных выплат, страховых взносов (л.д. 12-13).
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Суворова И.А. от 18 августа 2021 года с ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. В.Ф.Каверина» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей (л.д. 10).
26 августа 2021 года судебным приставом-исполнителем в адрес должника направлено требование об исполнении решения суда до 20 сентября 2021 года (л.д. 11)
15 сентября 2021 года ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. В.Ф.Каверина» обратилось в суд с настоящим административным иском.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении, при этом исходил из того, что у ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. В.Ф. Каверина» в силу независящих от него обстоятельств отсутствовала возможность исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок.
Оснований не согласиться с выводом суда судебная коллегия не усматривает.
Удовлетворяя требования административного истца, суд проанализировал нормы статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающие право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора, а также правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П, и разъяснения, содержащиеся в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», о принципах привлечения должника к публично-правовой ответственности в виде взыскания исполнительского сбора и обстоятельствах, при наличии которых допускается освобождение должника от уплаты исполнительского сбора, оценил применительно к ним обстоятельства настоящего административного дела и правильно посчитал, что неисполнение требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок связано не с виновными противоправными действиями должника, а с наличием объективных причин, которые не могли быть им устранены.
В силу части 7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьи 401 Гражданского кодекса РФ и вышеназванных Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П и постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа, к которым, в частности, отнесены объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. В.Ф.Каверина» является бюджетным учреждением, то есть некоммерческой организацией, не имеющей в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса РФ и пункту 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение создается Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах; наделяется собственником имуществом, необходимым для осуществления уставной деятельности, на праве оперативного управления.
ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. В.Ф.Каверина» создано субъектом Российской Федерации – Костромской областью – для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере здравоохранения.
В силу своего организационно-правового статуса, определенного статьями 123.21, 123.22 Гражданского кодекса РФ и статьей 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также положений статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. В.Ф.Каверина» осуществляет свою деятельность на основании государственных заданий, которые формируются и утверждаются органом, исполняющим функции и полномочия учредителя – Департаментом здравоохранения Костромской области, и финансовое обеспечение которых, в том числе, приобретение имущества, необходимого для выполнения бюджетным учреждением своей уставной деятельности, реализуется в виде субсидий из бюджета Костромской области.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденной постановлением администрации Костромской области от 29 декабря 2020 года № 648-а, предусмотрено, что расходы государственных медицинских организаций, подведомственных департаменту здравоохранения Костромской области, в части приобретения оборудования стоимостью свыше 100 тыс. рублей за единицу, затраты на обеспечение деятельности структурных подразделений указанных медицинских организаций, не осуществляющих деятельность по обязательному медицинскому страхованию (отделения переливания крови, СПИД-лаборатории, патолого-анатомические подразделения) финансируются за счет средств областного бюджета (подпункты 12, 13 пункта 37 главы 5).
Судом установлено, что денежные средства на приобретение специализированного, перечисленного в исполнительном документе оборудования для патолого-анатомического отделения, несмотря на направление соответствующих заявок в июле 2020 года и в августе 2021 года в департамент здравоохранения Костромской области, ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. В.Ф.Каверина» из областного бюджета не выделялись, собственными средствами для приобретения указанного дорогостоящего оборудования ОГБУЗ «Шарьинская окружная больница им. В.Ф.Каверина» не располагает, имеет просроченную кредиторскую задолженность в размере 96,5 млн. руб., в связи с чем по его лицевым счетам осуществление расходных операций неоднократно приостанавливалось.
Сведений о том, что административный истец в указанных условиях имел реальную возможность для исполнения требований исполнительного документа, однако уклонялся от этого, в деле не имеется.
При таких обстоятельствах суд правильно посчитал, что виновное противоправное бездействие административного истца в неисполнении решения суда, влекущее бесспорное взыскание с должника исполнительского сбора, в данном случае отсутствует, в связи с чем он может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора.
Кроме того, приобретение медицинского оборудования бюджетным учреждением допускается в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в связи с чем очевидным является и то, что при соблюдении такого порядка требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок объективно не могли быть исполнены.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что судом по делу принято правильное по существу решение.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных судом обстоятельств, однако о наличии правовых оснований для отмены судебного решения не свидетельствуют.
Ссылок на обстоятельства, не проверенные судом и опровергающие сделанные им выводы, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие автора жалобы с выводами суда достаточным поводом для отмены судебного акта не является.
Нарушений, влекущих в силу статьи 310 КАС РФ безусловную отмену судебного решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
В этой связи апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Шарьинского районного суда Костромской области от 08 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя УФССП России по Костромской области Виноградовой О.А. – без удовлетворения.
Судебные акты по делу могут быть обжалованы во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Шарьинский районный суд Костромской области в течение шести месяцев с момента принятия апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: