Дело №
УИД 05RS0№-79
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
<адрес> 21 февраля 2023 года
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Тикаева И.Г.,
при секретаре судебного заседания – Расуловой З.Я.,
с участием истца Бейбулатова Т.Ю и его представителя Маммацаева М.Н.,
представителя ответчика Администрации ГО «<адрес>» Сагидова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бейбулатова Т. Ю. к Администрации ГО «<адрес>» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Бейбулатов Т.Ю. обратился в суд с иском к Администрации ГО «<адрес>». Требования мотивированы тем, что с 2001 по 2004 он находился в Избербашском дошкольном детдоме, куда был переведен с Буйнакского роддома (дом малютки). В 2004 был переведен в Каспийский детский дом, где учился до 2014 года. После выпуска с Каспийского детского дома, где проживал по различным адресам своих знакомых, иногда снимал жилье. С 2014 года он неоднократно обращался в администрацию с заявлением об обеспечении его жильем. В связи с тем, что с 2014 года ему так и не было предоставлено жилье, он в мае 2022 года обратился в Администрацию ГО «<адрес>» и уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ему сообщили, что из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, он стоит на учете под №. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Администрацию ГО «<адрес>» с заявлением об ущемлении его прав. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ему сообщили, что с учетом даты поставки на учет, он значился под № и он получит жилье по мере доведения денежных средств из Республиканского бюджета Республики Дагестан, согласно утвержденному списку очередников детей-сирот состоящих на учете. В связи с чем, просит суд обязать Администрацию ГО «<адрес>» во внеочередном порядке обеспечить его путем предоставления пригодного для постоянного проживания, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, не обмеренное правами третьих лиц и не находящееся под арестом по договору найма специализированное жилое помещение с учетом установленных норм в специализированном жилищном фонде.
Истец Бейбулатов Т.Ю. и его представитель Маммацаев М.Н. каждый в отдельности доводы искового заявления поддержали и просили суд его удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации ГО «<адрес>» Сагидов А.С. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска, пояснив, что истец будет обеспечен жилым помещением по мере поступления денежных средств в порядке очередности.
Третье лицо отдел учета и распределения жилья Администрации ГО «<адрес>» надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
Информация о рассмотрении дела размещалась на официальном сайте Каспийского городского суда Республики Дагестан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kaspiyskiy.dag@sudr.ru) в соответствии с требованиями части 7 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд, руководствуясь положениями ст. 165.1 ГК РФ и ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть данное дело без участия третьего лица.
Изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно части 1 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (части 3 и 4 статьи 67 ГПК РФ).
Из материалов дела следует, что Бейбулатов Т.Ю. обращался в Администрацию ГО «<адрес>» с заявлением об обеспечении его жилым помещением и согласно письму Администрации ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № Бейбулатов Т.Ю. постановлением Администрации ГО «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ принят на учет, в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В этом списке по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он состоит под №. Кроме того, в указанном письме указано, что его обеспечат жильем согласно утвержденному списку очередников детей-сирот, состоящих на учете, нуждающихся в жилье по мере поступления денежных средств из Республиканского бюджета Республики Дагестан.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Администрация ГО «<адрес>» сообщила, что с учетом даты поставки на учет, Бейбулатов Т.Ю. значился под № и он получит жилье по мере доведения денежных средств из Республиканского бюджета Республики Дагестан, согласно утвержденного списка очередников детей-сирот состоящих на учете.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц "из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Как следует из содержания приведённых правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ.
К их числу относятся, в частности, дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно органы местного самоуправления признаны органами, уполномоченными на предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа. Согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об утверждении Порядка обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа за счёт средств республиканского бюджета Республики Дагестан», усматривается, что «дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания - пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм».
Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета <адрес>. В соответствии с п. 8 Постановления Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан: за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций, в соответствии с действующим законодательством приобретают жилые помещения не ниже установленных социальных норм, заключают договор купли-продажи жилого помещения и осуществляют перечисление средств продавцу жилья после подписания акта приема-передачи.
При обращении Бейбулатова Т.Ю. в Администрацию ГО «<адрес>» с заявлением об обеспечении его жилым помещением, истцом получен ответ, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ он состоит на учете под номером №.
Суд считает доводы, изложенные в письме Администрации ГО «<адрес>» основанными на неверном толковании норм материального права, поскольку по смыслу приведённых выше положений закона указанной категории граждан жилье предоставляется во внеочередном порядке.
Так, в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N159-ФЗ содержится указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, и само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очерёдностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеприведенные нормы права, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Бейбулатова Т. Ю. к Администрации городского округа «<адрес>» об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа «<адрес>» предоставить во внеочередном порядке Бейбулатову Т. Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное, не обремененное правами третьих лиц и не находящееся под арестом по договору социального найма, специализированное жилое помещение с учетом установленных норм в специализированном жилищном фонде.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной формулировке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан, путем подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд Республики Дагестан.
(Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.)
Председательствующий: И.<адрес>