УИД: 23RS0059-01-2022-006876-18
Дело № 2-4715/2022
Решение
Именем Российской Федерации
г. Сочи 30 августа 2022 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Слука В.А., при секретаре судебного заседания Пятовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому прокурора Центрального района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Сочи о понуждении совершить определенные действия,
установил:
Прокурор Центрального района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в Центральный районный суд г. Сочи с иском к администрации г. Сочи, в котором просит обязать администрацию города Сочи в течение 10 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу выделить денежные средства в порядке, установленном федеральным и муниципальным законодательством о бюджетном процессе, для осуществления ремонта (замены) защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (техническое обслуживание технических систем защитного сооружения гражданской обороны в полном объеме с установленной периодичностью, в том числе планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, сигнал оповещения гражданской обороны, запасы средств индивидуальной защиты, в отношении защитных сооружений гражданской обороны, расположенных в г. Сочи по адресам: <адрес> необходимую документацию, а именно назначить ответственное лицо, в обязанности которого входить организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, утвердить и вести журнал учета защитных сооружений гражданской обороны, обозначить защитные сооружения гражданской оборона, маршруты движения укрываемых к защитным сооружениям гражданской обороны, установить порядок заполнения защитных сооружений гражданской обороны урываемыми, установить правила поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, разработать инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, разработать и утвердить список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, разработать планы перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых, разработать и утвердить журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны, провести мероприятия по оценке технического состояния: ограждающих конструкций и защитных устройств; системы водоснабжения и канализации; энергетических устройств, провести мероприятия по подготовке и содержанию защитного сооружения гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, техническому обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, текущему и капитальному ремонту защитного сооружения гражданской обороны. Обязать администрацию города Сочи закрепить и зарегистрировать в установленном федеральным законодательством и муниципальными нормативно-правовыми актами порядке за конкретным муниципальным предприятием (учреждением) право владения и пользования защитным сооружением гражданской обороны, расположенными в <адрес>.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Центрального района г. Сочи с привлечением в качестве специалистов сотрудников ОНДиПР Центрального района г. Сочи ГУ МЧС России по Краснодарскому краю проведена проверка соблюдения администрацией города Сочи и подведомственными ей учреждениями и предприятиями законодательства о гражданской обороне при эксплуатации и учете защитных сооружений гражданской обороны. По результатам проверки выявлены нарушения требований законов.
Защитные сооружения гражданской обороны, расположенные на территории <адрес> находятся в муниципальной собственности образования город-курорт Сочи.
Проведена проверка использования убежища инв. № (инв. № МЧС России 1549), эксплуатируемого в качестве укрытия, принятого в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, вместимостью 150 человек, общей площадью 118 кв. м., находящегося в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, балансодержатель - МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № г. Сочи», расположенная по <адрес>.
Защитное сооружение гражданской обороны (укрытие) находится в пользовании МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № г. Сочи» и используется для нужд учреждения.
Вместе с тем, в отношении вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны (убежища) допущены нарушения законодательства о гражданской обороне.
Аналогичные нарушения при содержании убежища по <адрес> были выявлены прокуратурой Центрального района г. Сочи в ДД.ММ.ГГГГ года и изложены в представлении об устранении выявленных недостатков, внесенном директору МОБУ СОШ № г. Сочи им. Б.Г. Гагина Сидоркину В.Ю., однако необходимые меры в полное объеме не были приняты.
Таким образом, мероприятия по содержанию укрытия по <адрес> Департаментом имущественных отношений администрации города Сочи и МОБУ СОШ № г. Сочи им. Б.Г. Гагина в целом не организованы, данное защитное сооружение гражданской обороны не готово к приему укрываемых, нуждается в ремонте инженерных систем, в том числе канализации; средства на его содержание и ремонт администрацией г. Сочи не выделялись.
Проведена проверка использования убежища инв. № (инв. № МЧС России ДД.ММ.ГГГГ), эксплуатируемого в качестве укрытия, принятого в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, вместимостью 80 человек, общей площадью 86 кв. м., находящегося в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, балансодержатель - МОУ ДОД ЦТР и ГО г. Сочи (Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи) и использования убежища инв. № (инв. № МЧС России ДД.ММ.ГГГГ), эксплуатируемого в качестве укрытия, принятого в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, вместимостью 60 человек, общей площадью 50 кв.м., находящегося в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, балансодержатель - МОУ ДОД ЦТР и ГО г. Сочи, расположенная по адресу: <адрес>.
Защитные сооружения гражданской обороны (укрытия) находятся в пользовании МОУ ДОД ЦТР и ГО г. Сочи на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № и используется для нужд учреждения.
Вместе с тем, в отношении вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны (убежища) допущены нарушения законодательства о гражданской обороне.
Аналогичные нарушения при содержании убежища по <адрес> были выявлены прокуратурой Центрального района г. Сочи в ДД.ММ.ГГГГ года и изложены в представлении об устранении выявленных недостатков, внесенном директору МБУ ДО ЦТР и ГО г. Сочи Управления по образованию и науки г. Сочи администрации города Сочи Турсунбаеву С.М., однако необходимые меры в полном объеме не были приняты.
Проведена проверка использования убежища инв. № (инв. № МЧС России ДД.ММ.ГГГГ), эксплуатируемого в качестве укрытия, принятого в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, вместимостью 40 человек, общей площадью 76,4 кв. м., находящегося в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, балансодержатель - МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № г. Сочи», расположенная по адресу: <адрес>.
Защитное сооружение гражданской оборона (укрытие) находится в пользовании МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № г. Сочи» и используется для нужд учреждения.
Вместе с тем, в отношении вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны (убежища) допущены нарушения законодательства о гражданской обороне.
Проведена проверка использования убежища инв. № (инв. № МЧС России ДД.ММ.ГГГГ), эксплуатируемого в качестве укрытия, принятого в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, вместимостью 150 человек, общей площадью 80 кв. м., находящегося в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, балансодержатель - Городское собрание Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, расположенное по адресу: <адрес>.
Защитное сооружение гражданской обороны (укрытие) находится в пользовании Городского собрания Сочи и используется для нужд учреждения.
Вместе с тем, в отношении вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны (убежища) допущены следующие законодательства о гражданской обороне.
Проведена проверка использования убежища инв. № (инв. № МЧС России ДД.ММ.ГГГГ), эксплуатируемого в качестве укрытия, принятого в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, вместимостью 150 человек, общей площадью 109,7 кв.м, находящегося в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, балансодержатель - МУП СГАУ г. Сочи (Муниципальное унитарное предприятие Сочинское городское аптечное управление г. Сочи), расположенное по адресу: <адрес>.
Защитное сооружение гражданской обороны (укрытие) находится в пользовании МУП СГАУ г. Сочи и используется для нужд учреждения.
Вместе с тем, в отношении вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны (убежища) допущены нарушения законодательства о гражданской обороне.
Проведена проверка использования убежища инв. № (инв. № МЧС России), эксплуатируемого в качестве укрытия, принятого в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, вместимостью 150 человек, общей площадью 109,7 кв. м., находящегося в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, балансодержатель - MУП СГАУ г. Сочи (Муниципальное унитарное предприятие Сочинское городское аптечное управление г. Сочи) по <адрес>.
Защитное сооружение гражданской обороны (укрытие) находится в пользовании МУП СГАУ г. Сочи.
Вместе с тем, в отношении вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны (убежища) допущены следующие законодательства о гражданской обороне.
Проведена проверка использования убежища инв. № (инв. № МЧС России), эксплуатируемого в качестве укрытия, принятого в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, вместимостью 100 человек, общей площадью 50 кв. м., находящегося в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, балансодержатель - Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования для детей «СИБ» г. Сочи (MAУ ЦДОД «СИБ» г. Сочи) по <адрес>.
Защитное сооружение гражданской обороны (укрытие) находится в пользовании MAУ ЦДОД «СИБ» г. Сочи и используется для нужд учреждения.
Вместе с тем, в отношении вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны (убежища) допущены нарушения законодательства о гражданской обороне.
Проведена проверка использования убежища инв. № (инв. № МЧС России), эксплуатируемого в качестве укрытия, принятого в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, вместимостью 100 человек, общей площадью 30 кв. м., находящегося в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, не имеющего в настоящее время балансодержателя по <адрес>.
Администрацией города Сочи, эксплуатирующей защитных сооружений гражданской обороны, не назначено ответственное лицо, в обязанности которого входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования защитных сооружений гражданской обороны ответственное лицо разрабатывает необходимую проектно-сметную документацию, и организуют выполнение запланированных работ (п.1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №).
Кроме того, при проведении проверки доступ в вышеуказанный защитный объект гражданской обороны отсутствовал, в виду отсутствия ответственного лица на данный объект, в связи, с чем проверку провести в полном объеме не представилось возможным.
Администрация города Сочи Краснодарского края обеспечивает составление проекта бюджета городского округа город-курорт Сочи и его исполнение, программы социально-экономического развития города Сочи, перспективного финансового плана, внесение их с необходимыми документами и материалами на утверждение Городскому собранию города Сочи, обеспечивает составление бюджетной отчетности.
Проект бюджета городского округа город-курорт Сочи формируется администрацией г. Сочи, структурные функциональные органы администрации лишь участвуют при его формировании, решение о доведенных в проекте бюджета размерах целевых ассигнований для конкретного муниципального учреждения принимается не данным учреждением, а администрацией г. Сочи.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г.Сочи - Ильина О.О. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – администрации г. Сочи по доверенности Зейтунян С.А. исковые требования не признал.
Представитель третьего лица – ОНД и ПР Центрального района г. Сочи ГУ МЧС России по КК в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения не ходатайствовал, возражений не представил.
При данных обстоятельствах, в соответствии с положениями ч.4 ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения истца, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ "Об обороне" организация обороны включает планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне.
Организации независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают и принимают участие в выполнении мероприятий по гражданской и территориальной обороне (ст. 8 Закона №61-ФЗ).
В силу ч.1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Частью 1 ст. 3 Закона 28-ФЗ установлено, что правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 9 Закона N 28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
На основании п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 804, установлено, что основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты, являются: строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем; приспособление в мирное время и при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время заглубленных помещений и других сооружений подземного пространства для укрытия населения; подготовка в мирное время и строительство при приведении гражданской обороны в готовность к ее ведению и в ходе ее ведения в военное время быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны с упрощенным внутренним оборудованием и укрытий простейшего типа;
К объектам гражданской обороны относится укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций, а также от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности (ч. 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны").
Пунктом 10 вышеназванного Порядка установлено, что организации обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны, используемых в качестве защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют мероприятия, в том числе, по поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническому обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в ведении организаций (п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 687).
Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № определены требования, которые должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, противорадиационных укрытий и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
В соответствии с подп. 3.2.1, ДД.ММ.ГГГГ п. 3.2. р.3 Правил при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, обеспечиваться сохранность герметизации и гидроизоляции всего сооружения, элементы инженерных систем внутри защитного сооружения гражданской обороны должны быть окрашены в разные цвета: в зеленый - водопроводные трубы, в коричневый - трубы системы отопления.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Центрального района г. Сочи с привлечением в качестве специалистов сотрудников ОНДиПР Центрального района г. Сочи ГУ МЧС России по Краснодарскому краю проведена проверка соблюдения администрацией города Сочи и подведомственными ей учреждениями и предприятиями законодательства о гражданской обороне при эксплуатации и учете защитных сооружений гражданской обороны. По результатам проверки выявлены нарушения требований законов.
Защитные сооружения гражданской обороны, расположенные на территории <адрес> находятся в муниципальной собственности образования город-курорт Сочи.
Проведена проверка использования убежища инв. № (инв. № МЧС России ДД.ММ.ГГГГ), эксплуатируемого в качестве укрытия, принятого в эксплуатацию в 1956 году, вместимостью 150 человек, общей площадью 118 кв. м., находящегося в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, балансодержатель - МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № г. Сочи», расположенная по <адрес>.
Защитное сооружение гражданской обороны (укрытие) находится в пользовании МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № г. Сочи» и используется для нужд учреждения.
Вместе с тем, в отношении вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны (убежища) допущены нарушения законодательства о гражданской обороне.
Аналогичные нарушения при содержании убежища по <адрес> были выявлены прокуратурой Центрального района г. Сочи в ДД.ММ.ГГГГ года и изложены в представлении об устранении выявленных недостатков, внесенном директору МОБУ СОШ № г. Сочи им. Б.Г. Гагина Сидоркину В.Ю., однако необходимые меры в полное объеме не были приняты.
Таким образом, мероприятия по содержанию укрытия по <адрес> Департаментом имущественных отношений администрации города Сочи и МОБУ СОШ № г. Сочи им. Б.Г. Гагина в целом не организованы, данное защитное сооружение гражданской обороны не готово к приему укрываемых, нуждается в ремонте инженерных систем, в том числе канализации; средства на его содержание и ремонт администрацией г. Сочи не выделялись.
Проведена проверка использования убежища инв. № (инв. № МЧС России ДД.ММ.ГГГГ), эксплуатируемого в качестве укрытия, принятого в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, вместимостью 80 человек, общей площадью 86 кв. м., находящегося в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, балансодержатель - МОУ ДОД ЦТР и ГО г. Сочи (Муниципальное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Центр творческого развития и гуманитарного образования г. Сочи) и использования убежища инв. № (инв. № МЧС России ДД.ММ.ГГГГ), эксплуатируемого в качестве укрытия, принятого в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, вместимостью 60 человек, общей площадью 50 кв.м., находящегося в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, балансодержатель - МОУ ДОД ЦТР и ГО г. Сочи, расположенная по адресу: <адрес>.
Защитные сооружения гражданской обороны (укрытия) находятся в пользовании МОУ ДОД ЦТР и ГО г. Сочи на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № и используется для нужд учреждения.
Вместе с тем, в отношении вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны (убежища) допущены нарушения законодательства о гражданской обороне.
Аналогичные нарушения при содержании убежища по <адрес> были выявлены прокуратурой Центрального района г. Сочи в ДД.ММ.ГГГГ года и изложены в представлении об устранении выявленных недостатков, внесенном директору МБУ ДО ЦТР и ГО г. Сочи Управления по образованию и науки г. Сочи администрации города Сочи Турсунбаеву С.М., однако необходимые меры в полном объеме не были приняты.
Проведена проверка использования убежища инв. № (инв. № МЧС России ДД.ММ.ГГГГ), эксплуатируемого в качестве укрытия, принятого в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, вместимостью 40 человек, общей площадью 76,4 кв. м., находящегося в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, балансодержатель - МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № г. Сочи», расположенная по адресу: <адрес>.
Защитное сооружение гражданской оборона (укрытие) находится в пользовании МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № г. Сочи» и используется для нужд учреждения.
Вместе с тем, в отношении вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны (убежища) допущены нарушения законодательства о гражданской обороне.
Проведена проверка использования убежища инв. № (инв. № МЧС России ДД.ММ.ГГГГ), эксплуатируемого в качестве укрытия, принятого в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, вместимостью 150 человек, общей площадью 80 кв. м., находящегося в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, балансодержатель - Городское собрание Сочи муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края, расположенное по адресу: <адрес>.
Защитное сооружение гражданской обороны (укрытие) находится в пользовании Городского собрания Сочи и используется для нужд учреждения.
Вместе с тем, в отношении вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны (убежища) допущены следующие законодательства о гражданской обороне.
Проведена проверка использования убежища инв. № (инв. № МЧС России ДД.ММ.ГГГГ), эксплуатируемого в качестве укрытия, принятого в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, вместимостью 150 человек, общей площадью 109,7 кв.м., находящегося в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, балансодержатель - МУП СГАУ г. Сочи (Муниципальное унитарное предприятие Сочинское городское аптечное управление г. Сочи), расположенное по адресу: <адрес>.
Защитное сооружение гражданской обороны (укрытие) находится в пользовании МУП СГАУ г. Сочи и используется для нужд учреждения.
Вместе с тем, в отношении вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны (убежища) допущены нарушения законодательства о гражданской обороне.
Проведена проверка использования убежища инв. № (инв. № МЧС России), эксплуатируемого в качестве укрытия, принятого в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, вместимостью 150 человек, общей площадью 109,7 кв. м., находящегося в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, балансодержатель - MУП СГАУ г. Сочи (Муниципальное унитарное предприятие Сочинское городское аптечное управление г. Сочи) по <адрес>.
Защитное сооружение гражданской обороны (укрытие) находится в пользовании МУП СГАУ г. Сочи.
Вместе с тем, в отношении вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны (убежища) допущены следующие законодательства о гражданской обороне.
Проведена проверка использования убежища инв. № (инв. № МЧС России), эксплуатируемого в качестве укрытия, принятого в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, вместимостью 100 человек, общей площадью 50 кв. м., находящегося в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, балансодержатель - Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования для детей «СИБ» г. Сочи (MAУ ЦДОД «СИБ» г. Сочи) по <адрес>.
Защитное сооружение гражданской обороны (укрытие) находится в пользовании MAУ ЦДОД «СИБ» г. Сочи и используется для нужд учреждения.
Вместе с тем, в отношении вышеуказанного защитного сооружения гражданской обороны (убежища) допущены нарушения законодательства о гражданской обороне.
Проведена проверка использования убежища инв. № (инв. № МЧС России), эксплуатируемого в качестве укрытия, принятого в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, вместимостью 100 человек, общей площадью 30 кв. м., находящегося в собственности муниципального образования город-курорт Сочи, не имеющего в настоящее время балансодержателя по <адрес>.
Администрацией города Сочи, эксплуатирующей защитных сооружений гражданской обороны, не назначено ответственное лицо, в обязанности которого входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования защитных сооружений гражданской обороны ответственное лицо разрабатывает необходимую проектно-сметную документацию, и организуют выполнение запланированных работ (п.1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №).
Кроме того, при проведении проверки доступ в вышеуказанный защитный объект гражданской обороны отсутствовал, в виду отсутствия ответственного лица на данный объект, в связи, с чем проверку провести в полном объеме не представилось возможным.
Администрация города Сочи Краснодарского края обеспечивает составление проекта бюджета городского округа город-курорт Сочи и его исполнение, программы социально-экономического развития города Сочи, перспективного финансового плана, внесение их с необходимыми документами и материалами на утверждение Городскому собранию города Сочи, обеспечивает составление бюджетной отчетности.
Проект бюджета городского округа город-курорт Сочи формируется администрацией г. Сочи, структурные функциональные органы администрации лишь участвуют при его формировании, решение о доведенных в проекте бюджета размерах целевых ассигнований для конкретного муниципального учреждения принимается не данным учреждением, а администрацией г. Сочи.
Согласно ст.161 БК РФ финансовое обеспечение деятельности каменного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (ч.5).
Однако каких-либо действий, направленных на обеспечение финансирования работ по приведению защитных сооружений гражданской обороны, находящихся в муниципальной собственности, со стороны администрации г. Сочи и ее самостоятельных структурных подразделений не предпринято.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС.
Бездействие администрации города Сочи, выражающееся в непринятии мер по приведению защитных сооружений гражданской обороны в соответствие с требованиями законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Таким образом, заявленные требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Центрального района города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Сочи о понуждении совершить определенные действия – удовлетворить.
Обязать администрацию города Сочи в течение 10 месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу выделить денежные средства в порядке, установленном федеральным и муниципальным законодательством о бюджетном процессе, для осуществления ремонта (замены) защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования (техническое обслуживание технических систем защитного сооружения гражданской обороны в полном объеме с установленной периодичностью, в том числе планово-предупредительный ремонт строительных конструкций, сигнал оповещения гражданской обороны, запасы средств индивидуальной защиты, в отношении защитных сооружений гражданской обороны, расположенных в <адрес>).
Обязать администрацию города Сочи в течение двух месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу своим подведомственным учреждениям разработать на защитные сооружения гражданской обороны убежища, расположенные в <адрес>) необходимую документацию, а именно назначить ответственное лицо, в обязанности которого входить организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования, утвердить и вести журнал учета защитных сооружений гражданской обороны, обозначить защитные сооружения гражданской оборона, маршруты движения укрываемых к защитным сооружениям гражданской обороны, установить порядок заполнения защитных сооружений гражданской обороны урываемыми, установить правила поведения укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны, разработать инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, разработать и утвердить список личного состава группы (звена) по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, разработать планы перевода защитного сооружения гражданской обороны на режим приема укрываемых, разработать и утвердить журнал оценки технического состояния защитного сооружения гражданской обороны, провести мероприятия по оценке технического состояния: ограждающих конструкций и защитных устройств; системы водоснабжения и канализации; энергетических устройств, провести мероприятия по подготовке и содержанию защитного сооружения гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, техническому обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, текущему и капитальному ремонту защитного сооружения гражданской обороны.
Обязать администрацию города Сочи закрепить и зарегистрировать в установленном федеральным законодательством и муниципальными нормативно-правовыми актами порядке за конкретным муниципальным предприятием (учреждением) право владения и пользования защитным сооружением гражданской обороны, расположенными в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 02.09.2022 г.
Председательствующий: