Дело <№ скрыт>а-89/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес скрыт> 13 апреля 2017 года.
Ахтынский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи – Гаджибекова Ч.З.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в селе Рутул административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес скрыт> РД в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Муслахская СОШ» о признании незаконным бездействия и обязании муниципального казенного образовательного учреждения «Муслахская средняя общеобразовательная школа» принять меры по противодействии экстремизму, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес скрыт> РД обратился в суд с данным административным исковым заявлением, указывая, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии экстремистской деятельности и профилактики правонарушений в сфере образования в деятельности муниципального казенного образовательного учреждения «Муслахская средняя общеобразовательная школа» (далее – МКОУ «Муслахская СОШ»), в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. Просит: признать незаконным бездействие МКОУ «Муслахская СОШ» в части непринятия мер по противодействию экстремизму, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; обязать администрацию МКОУ «Муслахская СОШ» принять профилактические меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, а именно: разработать план деятельности по противодействию экстремизму, ежеквартально организовывать и проводить профилактические беседы, классные часы с привлечением психологов органов образования, медицинских и социальных учреждений с обучающимися и их родителями, а также организовывать проведение работы по выявлению подростков группы риска, склонных к совершению преступлений; обязать администрацию МКОУ «Муслахская СОШ» опубликовать на сайте школы информацию о деятельности школы в части организации работы, направленной на предупреждение экстремисткой деятельности, на. профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
В соответствии с ч.7 ст.150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Представитель административного истца и представитель административного ответчика, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили.
Представитель административного истца в письменном ходатайстве просит рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.
В связи с изложенным, учитывая, что суд не признает явку представителей административных истца, ответчика обязательной, в соответствии с ч.7 ст.150 и ч.6 ст.226 КАС РФ считает возможным рассмотрение административного дела без их участия в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
В связи с изложенным, суд считает возможным рассмотреть данное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса, без участия сторон.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса об административном судопроизводстве РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, неопределенного круга лиц или интересов муниципальных образований.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В связи с этим, прокурор района вправе обратиться с данным административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц и муниципальных образований.
Согласно статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О противодействии экстремистской деятельности" в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.
Требованиями ст. 3 Федерального закона № 111-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: -принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; - выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями и мировой культуры.
Согласно ст. 14.1 названного Федерального закона № 124-ФЗ лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей, в пределах их полномочий способствуют физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 120-ФЗ в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят органы, осуществляющие управление в сфере образования. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении с привлечением к данной работе при необходимости психологов органов образования, медицинских и социальных учреждений.
Согласно ч.1 и п. 2 ч.2 ст. 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в РФ» и п.5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ <№ скрыт> «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».
Однако проверка показала, что на сайте МКОУ «Муслахская СОШ» отсутствует информация о деятельности школы в части проведения работы, направленной на профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, противодействию проявлениям экстремисткой направленности.
Согласно ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся образовательной организации.
Поскольку учредителем МКОУ «Муслахская СОШ» является администрация МР «<адрес скрыт>» она наряду со школой несет ответственность за реализацию права учащихся на обеспечение безопасности во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предусмотренное п.8 ч.1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Судом установлено, что в МКОУ «Муслахская СОШ» отсутствует план деятельности по противодействию экстремизму, какие-либо конкретные мероприятия по профилактике данного негативного явления не разработаны. Не проводится надлежащая работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. На постоянной основе не организовано и не проводятся культурно-просветительские мероприятия, направленные на гармонизацию межнациональных отношений, мероприятия в области народного творчества, направленные на духовное и патриотическое воспитание. На официальном сайте школы также отсутствует сведения о принимаемых профилактических мерах.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес скрыт> РД являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.3 ст.227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в частности: указание на срок устранения нарушений; сведения на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом; указание на необходимость опубликования решения суда в определенном официальном печатном издании в установленный судом срок.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление прокурора <адрес скрыт> РД удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального казенного образовательного учреждения «Муслахская средняя общеобразовательная школа» в части непринятия мер по противодействию экстремизму, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Обязать администрацию муниципальное казенное образовательное учреждение «Муслахская средняя общеобразовательная школа» принять профилактические меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности, а именно: разработать план деятельности по противодействию экстремизму, ежеквартально организовывать и проводить профилактические беседы, классные часы с привлечением психологов органов образования, медицинских и социальных учреждений с обучающимися и их родителями, а также организовывать проведение работы по выявлению подростков группы риска, склонных к совершению преступлений.
Обязать администрацию муниципальное казенное образовательное учреждение «Муслахская средняя общеобразовательная школа» публиковать на сайте школы информацию о деятельности школы в части организации работы, направленной на предупреждение экстремисткой деятельности, на. профилактику безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Обязать администрацию муниципальное казенное образовательное учреждение «Муслахская средняя общеобразовательная школа» сообщить в суд и административному истцу об исполнении решения суда в установленные решением суда для его исполнения сроки.
Обязать администрацию муниципальное казенное образовательное учреждение «Муслахская средняя общеобразовательная школа» опубликовать сведения о решении суда в официальном печатном издании <адрес скрыт> в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД через Ахтынский районный суд РД в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Председательствующий судья Ч.З. Гаджибеков
Решение суда составлено на компьютере в совещательной комнате.