Решение по делу № 33-9630/2024 от 22.07.2024

Судья – Барышникова М.И.

Дело № 33-9630/2024

Номер дела в суде первой инстанции № 2-1608/2024

УИД 77RS0002-02-2023-009856-87

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 27.08.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Бабиновой Н.А.,

судей Крюгер М.В., Мухтаровой И.А.,

при ведении протокола помощником судьи Рожковой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 03.06.2024.

Заслушав доклад судьи Бабиновой Н.А., пояснения представителя ответчика ОАО «Российские железные дороги» - Шмырину Т.К., настаивавшую на доводах жалобы, представителя истца Пермской транспортной прокуратуры - Перепелицу О.А., возражавшего относительно доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Пермский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «РЖД с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ о признании бездействия по неисполнению требований Федерального закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 на станции Чашкино незаконным, возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Чашкино Пермского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» подразделение транспортной безопасности в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635.

В обоснование требований указано, что Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО «РЖД» требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, расположенных в Пермском крае, в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства на железнодорожной станции Чашкино Свердловской железной дороги. Железнодорожная станция Чашкино входит в состав Пермского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (далее - Пермский центр организации работы железнодорожных станций). В соответствие с п. 9 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожной станции Чашкино. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - Требования). В соответствии с подп. «в» п. 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с положениями частей 1.3, 1.4 и 1.5 ст. 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» по типовой форме согласно приложению. В силу подп. «г» п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры обязаны в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. Согласно подп. «е» п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры обязаны реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа. В соответствии с подп. «к», «л» п. 6 Требований субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, дополнительно к требованиям, предусмотренным п. 5 настоящего документа, обязан:

- организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры;

- силами обеспечения транспортной безопасности обеспечить реагирование на выявленные нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, на угрозу совершения акта незаконного вмешательства.

Согласно п. 7 Требований субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности № 2 дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящего документа, обязан: а) увеличить в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры численность работников сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющих постоянный непрерывный контроль выводимых техническими средствами обеспечения транспортной безопасности данных, эксплуатационных и функциональных показателей для выявления нарушителей, совершения или подготовки к совершению актов незаконного вмешательства; б) обеспечить силами подразделения транспортной безопасности патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с проведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности; в) прекратить доступ посетителей на объект транспортной инфраструктуры.

В силу подп. «ч» п. 5 Требований субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны реализовывать предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры дополнительные меры безопасности при изменении уровня в срок, не превышающий 1 часа 30 минут с момента получения сообщения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

Постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 вступило в силу 15.04.2021. Следовательно, мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, в силу подп. «е» п. 5 Требований должны быть реализованы в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, то есть до 15.04.2022 включительно. Проведенной проверкой установлено, что Свердловской дирекцией управления движением мероприятия, отраженные в паспорте обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Чашкино, в течение установленного срока не реализованы. Объект транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Чашкино Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», включена в реестр объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию. В паспорте обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Чашкино (реестровый номер ЖСТ303354), утвержденном 12.08.2021, отражены меры, направленные на обеспечение транспортной безопасности ОТИ, включающие привлечение для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства подразделения транспортной безопасности (подп. «г» п. 4 паспорта). В нарушение приведенных требований законодательства для защиты железнодорожной станции Чашкино от актов незаконного вмешательства не привлечено подразделение транспортной безопасности. По результатам ранее проведенной проверки прокурором 26.04.2022 начальнику Свердловской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, среди которых указано нарушение законодательства о транспортной безопасности в части не привлечения для защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Пермь-1, включенной в реестр объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, подразделения транспортной безопасности.

19.05.2022 в Пермскую транспортную прокуратуру из Свердловской дирекции управления движением поступил ответ от 19.05.2022 № ИСХ- 335/СВЕРДД ДЗБ, из содержания которого следует, что ОАО «РЖД» не принимается достаточных мер для устранения нарушений законодательства о транспортной безопасности, финансирование ОАО «РЖД» для защиты объектов транспортной инфраструктуры, в том числе расположенных на полигоне Свердловской железной дороги, сокращено. Ответ аналогичного содержания поступил в Пермскую транспортную прокуратуру из Свердловской дирекции управления движением (№ ИСХ- 309/СВЕРДД ДЗБ от 13.05.2022) в рамках настоящей проверки. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ОАО «РЖД» достаточных и необходимых мер к обеспечению транспортной безопасности на станции Чашкино также не принимает. Неисполнение ОАО «РЖД» требований действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, в сложившейся в Российской Федерации обстановке, когда объекты транспортной инфраструктуры наиболее подвержены незаконному вмешательству, создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде. Факт нарушения ОАО «РЖД» требований законодательств в сфере транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры - железнодорожных станций Пермского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением, не подлежащих категорированию, подтверждается постановлением УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от 10.06.2022 № 0041/1000/0212, согласно которому ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и ему назначено наказание в виде штрафа.

Определением суда в протокольной форме к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Федеральное агентство железнодорожного транспорта и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Решением Дзержинского районного суда г. Перми от 03.06.2024 признано незаконным бездействие Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по неисполнению требований Федерального закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 на станции Чашкино Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

Возложена на Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Чашкино Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», подразделение транспортной безопасности, в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635. Взыскана с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход бюджета государственная пошлина в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе ответчик с решением суда не согласен, считает, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что при толковании норм действующего законодательства о транспортной безопасности судом не учтены цели и задачи внесенных в 2019 - 2020 годах изменений. Федеральным законом от 02.08.2019 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» был внесен ряд изменений в Федеральный закон от 09.02.2007 № 16- ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ). В пояснительной записке к закону, которым вносились изменения, было указано, что предлагаемые изменения позволят субъектам транспортной инфраструктуры сократить производственные издержки на реализацию соответствующих мероприятий, а также поэтапно реализовать требования по обеспечению транспортной безопасности. Законодателем были минимизированы издержки ОАО «РЖД» путем возложения обязанности привлекать подразделения транспортной безопасности для защиты не подлежащих категорированию ОТИ только в случае повышения уровня безопасности. Кроме того, образование или привлечение подразделения транспортной безопасности при первом уровне безопасности, действующем постоянно, не является обязательным для субъекта транспортной инфраструктуры. Ответчиком представлены доказательства, из которых следует, что образование или привлечение подразделения транспортной безопасности при первом уровне безопасности, действующем постоянно, если не объявлен другой уровень безопасности, не является обязательным для субъекта транспортной инфраструктуры. Железнодорожная станция Чашкино относится к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию, и имеет уровень безопасности № 1, действующий постоянно. Истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств объявления уровней безопасности № 2 и № 3 на железнодорожной станции Чашкино, в связи с чем исходя из системного толкования норм закона оснований для возложения на ответчика обязанности образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты железнодорожном станции Чашкино подразделение транспортной безопасности, не имеется. Кроме того, ОАО «РЖД» принимаются меры по соблюдению установленных требований транспортной безопасности по защите объекта. Представленным в материалы дела Паспортом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, утвержденным 21.07.2021 в установленном порядке, по результатам обследования объекта транспортной инфраструктуры, на основании технических и технологических характеристик и порядка его функционирования установлены границы зоны транспортной безопасности. Доступ в зону транспортной безопасности станции Чашкино имеют только лица, должностные обязанности которых предусматривают их нахождение в этой зоне. Пассажиры, либо иные лица доступа в зону транспортной безопасности не имеют. Вход в зону транспортной безопасности ограничен посредством установки инженерных и технических средств (металлические двери, решете окнах, домофон). Приказом начальника дирекции от 14.07.2021 № СВЕРДД-625 назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности железнодорожной станции Чашкино. Данное лицо аттестовано в качестве обеспечения транспортной безопасности, о чем выдано свидетельство 20.12.2022 № 084965. Паспорт обеспечения транспортной безопасности полностью соответствует как нормам подп. «г» п.5 Требований № 1635, так и позиции Росжелдора, выраженной в письме № АИ-30/4454-ис от 04.05.2022, а также утвержденной типовой форме паспорта. Привлечение подразделений транспортной безопасности без необходимого оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры не будет соответствовать принципу поэтапной реализации требований транспортной безопасности, установленному статьями 9 и 13 Федерального закона «О транспортной безопасности». Распоряжением Правительства РФ от 21.04.2022 № 974-р утверждены этапы и сроки оснащения техническими средствами объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ответчика или используемых им на ином законном основании. Указанным распоряжением оснащение железнодорожной станции Чашкино предусмотрено на пятом этапе (начиная с 2025 года). При таких обстоятельствах требования Пермского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, обязании образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности являются не обоснованными, заявлены до момента реального нарушения закона и удовлетворению не подлежат.

В письменных возражениях третье лицо Федеральная служба по надзору в сфере транспорта просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, о дате и времени слушания дела надлежаще извещены.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при имеющейся явке.

Проверив законность и обоснованность состоявшегося решения, с учетом п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Закона «О прокуратуре», прокурор по собственной инициативе вправе обратиться в суд с иском в защиту нарушаемых законных прав и интересов неопределенного круга лиц.

Статья 2 Конституции Российской Федерации определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) установлено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Как усматривается из части 1 статьи 8 указанного Закона, требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

Согласно части 3 статьи 12 названного Закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункта 9 статьи 1 Закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию.

Из пункта «г» части 5 названных Требований усматривается, что на субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается, в том числе, обязанность образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1633 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Из пункта «в» части 5 данных Требований усматривается, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ); специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

В соответствии с подпунктами «к», «л» пункта 6 Требований субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязан: организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры; силами обеспечения транспортной безопасности обеспечить реагирование на выявленные нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, на угрозу совершения акта незаконного вмешательства.

Согласно пункту 7 Требований субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности № 2 дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящего документа, обязан: а) увеличить в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры численность работников сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющих постоянный непрерывный контроль выводимых техническими средствами обеспечения транспортной безопасности данных, эксплуатационных и функциональных показателей для выявления нарушителей, совершения или подготовки к совершению актов незаконного вмешательства; б) обеспечить силами подразделения транспортной безопасности патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с проведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности; в) прекратить доступ посетителей на объект транспортной инфраструктуры.

В силу подпункта «ч» пункта 5 субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны реализовывать предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры дополнительные меры безопасности при изменении уровня в срок, не превышающий 1 часа 30 минут с момента получения сообщения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры, а потому имеются соответствующие данному статусу обязанности, установленные приведенным выше законодательством.

Железнодорожная станция Чашкино входит в состав Пермского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД».

В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожной станции Чашкино.

Постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635, которым утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, вступило в силу 15.04.2021.

Следовательно, мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, в силу подп. «е» п. 5 Требований должны быть реализованы в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, то есть до 15.04.2022 включительно.

11.05.2022 Пермской транспортной прокуратурой вынесено решение № 105 о проведении проверки в сфере обеспечения транспортной безопасности, а именно: исполнение требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, результаты которой оформлены актом от 20.06.2022.

Проведенной проверкой установлено, что Свердловской дирекцией управления движением мероприятия, отраженные в паспорте обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Чашкино, в течение установленного срока не реализованы.

Объект транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Чашкино Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», включена в реестр объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию.

Согласно паспорту обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Чашкино (реестровый номер ЖСТ303068), утвержденному 21.07.2021, отражены меры, направленные на обеспечение транспортной безопасности ОТИ, включающие привлечение для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства подразделения транспортной безопасности (подп. «г» п. 4 паспорта).

Доказательств тому, что на момент рассмотрения дела устранены выявленные в ходе проверки нарушения законодательства в области транспортной безопасности, приняты меры для защиты объекта транспортной инфраструктуры, не представлено. Бездействие ответчика ОАО «РЖД» в части невыполнения требований законодательства о транспортной безопасности в Российской Федерации по образованию (формированию) и (или) привлечению для защиты указанных объектов транспортной инфраструктуры подразделений транспортной безопасности незаконным носит длительный характер, что подтверждается материалами дела, представленными истцом письменными доказательствами, не опровергнутыми ответчиком.

Состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства и принимаемые меры по их недопущению являются делом государственной важности. Неисполнение ответчиком требований действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде, а также инфраструктуре железнодорожного транспорта.

Факт нарушения ОАО «РЖД» требований законодательств в сфере транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры - железнодорожных станций Пермского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением, не подлежащих категорированию, подтверждается постановлением УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от 10.06.2022 № 0041/1000/0212, согласно которому ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа.

Таким образом, ОАО «РЖД» достаточных и необходимых мер к обеспечению транспортной безопасности на станции Чашкино не принимает.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе судебного разбирательства установлен факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей исполнения требований действующего законодательства по обеспечению транспортной безопасности, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. Учитывая обстоятельства по делу в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом установлен период исполнения решения в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах и отвечают требованиям норм материального права.

Доводы стороны ответчика о том, что обязанность субъекта транспортной инфраструктуры по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности возникает лишь в случае объявления уровня безопасности № 2 и № 3, отклоняются, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.

Исходя из буквального толкования пунктов 5, 6 и 7 Требований № 1635, следует, что требования, предусмотренные пунктами 5 и 6 Требований № 1635, подлежат соблюдению при первом уровне безопасности, при повышении уровня опасности - вводятся дополнительные меры.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 29.12.2020 № 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)», согласно которому уровень № 1 - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Пунктом 2 Постановления № 2344 установлено, что первый уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном истолковании судом распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р, которым утверждены этапы и сроки оснащения техническими средствами объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД», в соответствии с которым станция Чашкино подлежит оснащению техническими средствами на пятом этапе (начиная с 2025 года), не являются основанием для отмены решения суда, исходя из нижеследующего.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в части оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответствующими планами (Паспортами) обеспечения транспортной безопасности, до 1 марта 2020 года, за исключением объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых этим обществом на ином законном основании, при условии, что оснащение указанных объектов и сооружений техническими средствами обеспечения транспортной безопасности осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение.

Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного следует, что постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020, которым утверждены Требования № 1635, является актом нормативного характера в отличие от распоряжения Правительства от 21.04.2022 № 974-р.

Сроки оснащения объектов транспортной инфраструктуры и сооружений техническими средствами обеспечения транспортной безопасности установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635, которое было принято в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности». Поэтому, вопреки доводам апелляционной жалобы, в данном случае необходимо руководствоваться именно положениями, установленными указанными Требованиями № 1635, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020.

Ссылка на распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р является несостоятельной также и в связи с тем, что обеспечение объектов транспортной инфраструктуры транспортной безопасностью необходимо во все время эксплуатации объектов транспортной безопасности.

Более того, в силу ч. 1.1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, разрабатывают и утверждают паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Материалами дела подтверждается, что паспорт обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Чашкино разработан, в котором определены меры, реализуемые ответчиком в целях обеспечения защищенности объекта от актов незаконного вмешательства, а также предусмотрен алгоритм действий соответствующих ответственных работников за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ (л.д.91-98).

Как указывалось выше, в соответствии с подп. "е" п. 5 Требований № 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры. В соответствии с п. 6 Требований № 1635 в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров (к таким объектам относится рассматриваемая в деле станция), к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны осуществить дополнительно ряд требований, указанных в пункте 6.

Требования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635, вступили в силу 15.04.2021. Один год со дня вступления в силу Требований № 1634, в течение которого ответчик обязан был реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, истек.

Из материалов дела следует, что ОАО «РЖД» разработан паспорт обеспечения транспортной безопасности ОТИ - железнодорожной станции Чашкино, однако ответчиком по истечении предоставленного срока и до настоящего времени не осуществлены мероприятия, являющиеся предметом исковых требований прокурора. При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения исковых требований.

Установление ответчику срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено - в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, не противоречит положениям статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (решение суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия).

Доводы жалобы о том, что на объектах транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, степень угрозы совершения акта незаконного вмешательства и возможных его последствий существенно ниже, чем на категорированных объектах, не может рассматриваться как достаточное основание для отказа в удовлетворении иска.

Судебная коллегия обращает внимание, что при разрешении настоящего спора необходимо учитывать, что Требования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 являются обязательными и направлены на приоритет мер предупреждения терроризма, приоритет безопасности транспортного комплекса, сохранения жизни, здоровья и имущества граждан, в том числе работников ОАО «РЖД» при нахождении на железнодорожной станции.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Дзержинского районного суда г. Перми от 03.06.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья – Барышникова М.И.

Дело № 33-9630/2024

Номер дела в суде первой инстанции № 2-1608/2024

УИД 77RS0002-02-2023-009856-87

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 27.08.2024

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Бабиновой Н.А.,

судей Крюгер М.В., Мухтаровой И.А.,

при ведении протокола помощником судьи Рожковой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Дзержинского районного суда г. Перми от 03.06.2024.

Заслушав доклад судьи Бабиновой Н.А., пояснения представителя ответчика ОАО «Российские железные дороги» - Шмырину Т.К., настаивавшую на доводах жалобы, представителя истца Пермской транспортной прокуратуры - Перепелицу О.А., возражавшего относительно доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Пермский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «РЖД с учетом уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ о признании бездействия по неисполнению требований Федерального закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 на станции Чашкино незаконным, возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Чашкино Пермского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» подразделение транспортной безопасности в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635.

В обоснование требований указано, что Пермской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения ОАО «РЖД» требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, расположенных в Пермском крае, в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства на железнодорожной станции Чашкино Свердловской железной дороги. Железнодорожная станция Чашкино входит в состав Пермского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» (далее - Пермский центр организации работы железнодорожных станций). В соответствие с п. 9 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожной станции Чашкино. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - Требования). В соответствии с подп. «в» п. 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство железнодорожного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с положениями частей 1.3, 1.4 и 1.5 ст. 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» по типовой форме согласно приложению. В силу подп. «г» п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры обязаны в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. Согласно подп. «е» п. 5 Требований субъекты транспортной инфраструктуры обязаны реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа. В соответствии с подп. «к», «л» п. 6 Требований субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, дополнительно к требованиям, предусмотренным п. 5 настоящего документа, обязан:

- организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры;

- силами обеспечения транспортной безопасности обеспечить реагирование на выявленные нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, на угрозу совершения акта незаконного вмешательства.

Согласно п. 7 Требований субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности № 2 дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящего документа, обязан: а) увеличить в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры численность работников сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющих постоянный непрерывный контроль выводимых техническими средствами обеспечения транспортной безопасности данных, эксплуатационных и функциональных показателей для выявления нарушителей, совершения или подготовки к совершению актов незаконного вмешательства; б) обеспечить силами подразделения транспортной безопасности патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с проведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности; в) прекратить доступ посетителей на объект транспортной инфраструктуры.

В силу подп. «ч» п. 5 Требований субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны реализовывать предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры дополнительные меры безопасности при изменении уровня в срок, не превышающий 1 часа 30 минут с момента получения сообщения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

Постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 вступило в силу 15.04.2021. Следовательно, мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, в силу подп. «е» п. 5 Требований должны быть реализованы в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, то есть до 15.04.2022 включительно. Проведенной проверкой установлено, что Свердловской дирекцией управления движением мероприятия, отраженные в паспорте обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Чашкино, в течение установленного срока не реализованы. Объект транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Чашкино Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», включена в реестр объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию. В паспорте обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Чашкино (реестровый номер ЖСТ303354), утвержденном 12.08.2021, отражены меры, направленные на обеспечение транспортной безопасности ОТИ, включающие привлечение для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства подразделения транспортной безопасности (подп. «г» п. 4 паспорта). В нарушение приведенных требований законодательства для защиты железнодорожной станции Чашкино от актов незаконного вмешательства не привлечено подразделение транспортной безопасности. По результатам ранее проведенной проверки прокурором 26.04.2022 начальнику Свердловской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, среди которых указано нарушение законодательства о транспортной безопасности в части не привлечения для защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Пермь-1, включенной в реестр объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, подразделения транспортной безопасности.

19.05.2022 в Пермскую транспортную прокуратуру из Свердловской дирекции управления движением поступил ответ от 19.05.2022 № ИСХ- 335/СВЕРДД ДЗБ, из содержания которого следует, что ОАО «РЖД» не принимается достаточных мер для устранения нарушений законодательства о транспортной безопасности, финансирование ОАО «РЖД» для защиты объектов транспортной инфраструктуры, в том числе расположенных на полигоне Свердловской железной дороги, сокращено. Ответ аналогичного содержания поступил в Пермскую транспортную прокуратуру из Свердловской дирекции управления движением (№ ИСХ- 309/СВЕРДД ДЗБ от 13.05.2022) в рамках настоящей проверки. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ОАО «РЖД» достаточных и необходимых мер к обеспечению транспортной безопасности на станции Чашкино также не принимает. Неисполнение ОАО «РЖД» требований действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, в сложившейся в Российской Федерации обстановке, когда объекты транспортной инфраструктуры наиболее подвержены незаконному вмешательству, создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде. Факт нарушения ОАО «РЖД» требований законодательств в сфере транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры - железнодорожных станций Пермского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением, не подлежащих категорированию, подтверждается постановлением УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от 10.06.2022 № 0041/1000/0212, согласно которому ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и ему назначено наказание в виде штрафа.

Определением суда в протокольной форме к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Федеральное агентство железнодорожного транспорта и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

Решением Дзержинского районного суда г. Перми от 03.06.2024 признано незаконным бездействие Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по неисполнению требований Федерального закона «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 № 16-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 на станции Чашкино Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

Возложена на Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Чашкино Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», подразделение транспортной безопасности, в соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635. Взыскана с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в доход бюджета государственная пошлина в размере 300 руб.

В апелляционной жалобе ответчик с решением суда не согласен, считает, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что при толковании норм действующего законодательства о транспортной безопасности судом не учтены цели и задачи внесенных в 2019 - 2020 годах изменений. Федеральным законом от 02.08.2019 № 270-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» был внесен ряд изменений в Федеральный закон от 09.02.2007 № 16- ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон № 16-ФЗ). В пояснительной записке к закону, которым вносились изменения, было указано, что предлагаемые изменения позволят субъектам транспортной инфраструктуры сократить производственные издержки на реализацию соответствующих мероприятий, а также поэтапно реализовать требования по обеспечению транспортной безопасности. Законодателем были минимизированы издержки ОАО «РЖД» путем возложения обязанности привлекать подразделения транспортной безопасности для защиты не подлежащих категорированию ОТИ только в случае повышения уровня безопасности. Кроме того, образование или привлечение подразделения транспортной безопасности при первом уровне безопасности, действующем постоянно, не является обязательным для субъекта транспортной инфраструктуры. Ответчиком представлены доказательства, из которых следует, что образование или привлечение подразделения транспортной безопасности при первом уровне безопасности, действующем постоянно, если не объявлен другой уровень безопасности, не является обязательным для субъекта транспортной инфраструктуры. Железнодорожная станция Чашкино относится к объектам транспортной инфраструктуры, не подлежащим категорированию, и имеет уровень безопасности № 1, действующий постоянно. Истцом в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств объявления уровней безопасности № 2 и № 3 на железнодорожной станции Чашкино, в связи с чем исходя из системного толкования норм закона оснований для возложения на ответчика обязанности образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты железнодорожном станции Чашкино подразделение транспортной безопасности, не имеется. Кроме того, ОАО «РЖД» принимаются меры по соблюдению установленных требований транспортной безопасности по защите объекта. Представленным в материалы дела Паспортом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, утвержденным 21.07.2021 в установленном порядке, по результатам обследования объекта транспортной инфраструктуры, на основании технических и технологических характеристик и порядка его функционирования установлены границы зоны транспортной безопасности. Доступ в зону транспортной безопасности станции Чашкино имеют только лица, должностные обязанности которых предусматривают их нахождение в этой зоне. Пассажиры, либо иные лица доступа в зону транспортной безопасности не имеют. Вход в зону транспортной безопасности ограничен посредством установки инженерных и технических средств (металлические двери, решете окнах, домофон). Приказом начальника дирекции от 14.07.2021 № СВЕРДД-625 назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности железнодорожной станции Чашкино. Данное лицо аттестовано в качестве обеспечения транспортной безопасности, о чем выдано свидетельство 20.12.2022 № 084965. Паспорт обеспечения транспортной безопасности полностью соответствует как нормам подп. «г» п.5 Требований № 1635, так и позиции Росжелдора, выраженной в письме № АИ-30/4454-ис от 04.05.2022, а также утвержденной типовой форме паспорта. Привлечение подразделений транспортной безопасности без необходимого оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры не будет соответствовать принципу поэтапной реализации требований транспортной безопасности, установленному статьями 9 и 13 Федерального закона «О транспортной безопасности». Распоряжением Правительства РФ от 21.04.2022 № 974-р утверждены этапы и сроки оснащения техническими средствами объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ответчика или используемых им на ином законном основании. Указанным распоряжением оснащение железнодорожной станции Чашкино предусмотрено на пятом этапе (начиная с 2025 года). При таких обстоятельствах требования Пермского транспортного прокурора к ОАО «Российские железные дороги» о признании бездействия незаконным, обязании образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности являются не обоснованными, заявлены до момента реального нарушения закона и удовлетворению не подлежат.

В письменных возражениях третье лицо Федеральная служба по надзору в сфере транспорта просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, о дате и времени слушания дела надлежаще извещены.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при имеющейся явке.

Проверив законность и обоснованность состоявшегося решения, с учетом п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Закона «О прокуратуре», прокурор по собственной инициативе вправе обратиться в суд с иском в защиту нарушаемых законных прав и интересов неопределенного круга лиц.

Статья 2 Конституции Российской Федерации определяет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) установлено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Как усматривается из части 1 статьи 8 указанного Закона, требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

Согласно части 3 статьи 12 названного Закона субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункта 9 статьи 1 Закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе, требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию.

Из пункта «г» части 5 названных Требований усматривается, что на субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается, в том числе, обязанность образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры) в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1633 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Из пункта «в» части 5 данных Требований усматривается, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в отношении объектов транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности объекта) подразделение (подразделения) транспортной безопасности, включающее (включающие) в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ); специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, его наземной, подземной, воздушной, надводной частей, для которых в соответствии с настоящим документом устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - зона транспортной безопасности), и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры, совершение акта незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению функционирования объекта транспортной инфраструктуры и (или) возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критический элемент объекта транспортной инфраструктуры), а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

В соответствии с подпунктами «к», «л» пункта 6 Требований субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, обязан: организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры; силами обеспечения транспортной безопасности обеспечить реагирование на выявленные нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, на угрозу совершения акта незаконного вмешательства.

Согласно пункту 7 Требований субъект транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности № 2 дополнительно к требованиям, предусмотренным пунктами 5 и 6 настоящего документа, обязан: а) увеличить в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры численность работников сил обеспечения транспортной безопасности, осуществляющих постоянный непрерывный контроль выводимых техническими средствами обеспечения транспортной безопасности данных, эксплуатационных и функциональных показателей для выявления нарушителей, совершения или подготовки к совершению актов незаконного вмешательства; б) обеспечить силами подразделения транспортной безопасности патрулирование и осмотр объекта транспортной инфраструктуры не реже одного раза в 2 часа с проведением наблюдения и собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности, выборочного досмотра с использованием переносных, мобильных средств досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности; в) прекратить доступ посетителей на объект транспортной инфраструктуры.

В силу подпункта «ч» пункта 5 субъект транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны реализовывать предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры дополнительные меры безопасности при изменении уровня в срок, не превышающий 1 часа 30 минут с момента получения сообщения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры, а потому имеются соответствующие данному статусу обязанности, установленные приведенным выше законодательством.

Железнодорожная станция Чашкино входит в состав Пермского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД».

В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожной станции Чашкино.

Постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635, которым утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, вступило в силу 15.04.2021.

Следовательно, мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, в силу подп. «е» п. 5 Требований должны быть реализованы в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, то есть до 15.04.2022 включительно.

11.05.2022 Пермской транспортной прокуратурой вынесено решение № 105 о проведении проверки в сфере обеспечения транспортной безопасности, а именно: исполнение требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, результаты которой оформлены актом от 20.06.2022.

Проведенной проверкой установлено, что Свердловской дирекцией управления движением мероприятия, отраженные в паспорте обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Чашкино, в течение установленного срока не реализованы.

Объект транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Чашкино Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», включена в реестр объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию.

Согласно паспорту обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Чашкино (реестровый номер ЖСТ303068), утвержденному 21.07.2021, отражены меры, направленные на обеспечение транспортной безопасности ОТИ, включающие привлечение для защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства подразделения транспортной безопасности (подп. «г» п. 4 паспорта).

Доказательств тому, что на момент рассмотрения дела устранены выявленные в ходе проверки нарушения законодательства в области транспортной безопасности, приняты меры для защиты объекта транспортной инфраструктуры, не представлено. Бездействие ответчика ОАО «РЖД» в части невыполнения требований законодательства о транспортной безопасности в Российской Федерации по образованию (формированию) и (или) привлечению для защиты указанных объектов транспортной инфраструктуры подразделений транспортной безопасности незаконным носит длительный характер, что подтверждается материалами дела, представленными истцом письменными доказательствами, не опровергнутыми ответчиком.

Состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства и принимаемые меры по их недопущению являются делом государственной важности. Неисполнение ответчиком требований действующего законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности создает угрозу безопасности государства, а также может нанести вред жизни, здоровью граждан и окружающей среде, а также инфраструктуре железнодорожного транспорта.

Факт нарушения ОАО «РЖД» требований законодательств в сфере транспортной безопасности в отношении объектов транспортной инфраструктуры - железнодорожных станций Пермского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Свердловской дирекции управления движением, не подлежащих категорированию, подтверждается постановлением УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от 10.06.2022 № 0041/1000/0212, согласно которому ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 11.15.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа.

Таким образом, ОАО «РЖД» достаточных и необходимых мер к обеспечению транспортной безопасности на станции Чашкино не принимает.

Разрешая исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе судебного разбирательства установлен факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей исполнения требований действующего законодательства по обеспечению транспортной безопасности, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении исковых требований. Учитывая обстоятельства по делу в соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом установлен период исполнения решения в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах и отвечают требованиям норм материального права.

Доводы стороны ответчика о том, что обязанность субъекта транспортной инфраструктуры по образованию или привлечению подразделения транспортной безопасности возникает лишь в случае объявления уровня безопасности № 2 и № 3, отклоняются, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.

Исходя из буквального толкования пунктов 5, 6 и 7 Требований № 1635, следует, что требования, предусмотренные пунктами 5 и 6 Требований № 1635, подлежат соблюдению при первом уровне безопасности, при повышении уровня опасности - вводятся дополнительные меры.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 29.12.2020 № 2344 «Об уровнях безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о порядке их объявления (установления)», согласно которому уровень № 1 - степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.

Пунктом 2 Постановления № 2344 установлено, что первый уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном истолковании судом распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р, которым утверждены этапы и сроки оснащения техническими средствами объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД», в соответствии с которым станция Чашкино подлежит оснащению техническими средствами на пятом этапе (начиная с 2025 года), не являются основанием для отмены решения суда, исходя из нижеследующего.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» реализация требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в части оснащения техническими средствами обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств осуществляется поэтапно в сроки, установленные соответствующими планами (Паспортами) обеспечения транспортной безопасности, до 1 марта 2020 года, за исключением объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «РЖД» или используемых этим обществом на ином законном основании, при условии, что оснащение указанных объектов и сооружений техническими средствами обеспечения транспортной безопасности осуществляется поэтапно в сроки, установленные Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 5 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение.

Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного следует, что постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020, которым утверждены Требования № 1635, является актом нормативного характера в отличие от распоряжения Правительства от 21.04.2022 № 974-р.

Сроки оснащения объектов транспортной инфраструктуры и сооружений техническими средствами обеспечения транспортной безопасности установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635, которое было принято в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности». Поэтому, вопреки доводам апелляционной жалобы, в данном случае необходимо руководствоваться именно положениями, установленными указанными Требованиями № 1635, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020.

Ссылка на распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р является несостоятельной также и в связи с тем, что обеспечение объектов транспортной инфраструктуры транспортной безопасностью необходимо во все время эксплуатации объектов транспортной безопасности.

Более того, в силу ч. 1.1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, разрабатывают и утверждают паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. Материалами дела подтверждается, что паспорт обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Чашкино разработан, в котором определены меры, реализуемые ответчиком в целях обеспечения защищенности объекта от актов незаконного вмешательства, а также предусмотрен алгоритм действий соответствующих ответственных работников за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ (л.д.91-98).

Как указывалось выше, в соответствии с подп. "е" п. 5 Требований № 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, для эксплуатируемых объектов транспортной инфраструктуры - в течение одного года со дня вступления в силу настоящего документа, для объектов транспортной инфраструктуры, вводимых в эксплуатацию после вступления в силу настоящего документа, - со дня введения в эксплуатацию объекта транспортной инфраструктуры. В соответствии с п. 6 Требований № 1635 в отношении объекта транспортной инфраструктуры, на котором осуществляется обслуживание пассажиров (к таким объектам относится рассматриваемая в деле станция), к требованиям, предусмотренным пунктом 5 настоящего документа, субъекты транспортной инфраструктуры обязаны осуществить дополнительно ряд требований, указанных в пункте 6.

Требования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635, вступили в силу 15.04.2021. Один год со дня вступления в силу Требований № 1634, в течение которого ответчик обязан был реализовать мероприятия, предусмотренные паспортом объекта транспортной инфраструктуры, истек.

Из материалов дела следует, что ОАО «РЖД» разработан паспорт обеспечения транспортной безопасности ОТИ - железнодорожной станции Чашкино, однако ответчиком по истечении предоставленного срока и до настоящего времени не осуществлены мероприятия, являющиеся предметом исковых требований прокурора. При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись правовые основания для удовлетворения исковых требований.

Установление ответчику срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено - в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда, не противоречит положениям статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (решение суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия).

Доводы жалобы о том, что на объектах транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, степень угрозы совершения акта незаконного вмешательства и возможных его последствий существенно ниже, чем на категорированных объектах, не может рассматриваться как достаточное основание для отказа в удовлетворении иска.

Судебная коллегия обращает внимание, что при разрешении настоящего спора необходимо учитывать, что Требования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 являются обязательными и направлены на приоритет мер предупреждения терроризма, приоритет безопасности транспортного комплекса, сохранения жизни, здоровья и имущества граждан, в том числе работников ОАО «РЖД» при нахождении на железнодорожной станции.

Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Дзержинского районного суда г. Перми от 03.06.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-9630/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Пермский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги"
Другие
федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
22.07.2024Передача дела судье
27.08.2024Судебное заседание
03.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.09.2024Передано в экспедицию
27.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее