Дело № 2-430/2020
УИД- 37RS0017-01-2020-000802-05
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 декабря 2020 года город Родники
Родниковский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Капустиной Н.С.,
при секретаре Шапакиной Е.В.,
с участием представителя истца - ФИО8,
представителя ответчика - администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район», ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» об обязании предоставить по договору социального найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда,
установил:
ФИО1 обратился в суд с указанным выше иском к ответчику по тому основанию, что последний, в силу положений действующего законодательства обязан предоставить ФИО1 жилое помещение.
Исковые требования обоснованы тем, что ФИО1, <дата> года рождения, является гражданином Российской Федерации, имеет статус ребенка-сироты. Мать ФИО3 умерла <дата>, отец ФИО2 умер <дата>. Распоряжением руководителя ТУСЗН по Родниковскому муниципальному району Ивановской области от <дата> № ФИО1 назначен опекун. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от <дата>, ФИО1 имеет право на предоставление вне очереди по договору найма специализированного жилого помещения – благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, в связи с чем он состоит в льготной очереди на территории муниципального образования «Родниковский муниципальный район». Однако до настоящего времени жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения ему не предоставлено. Он состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. ФИО1 фактически проживает в <адрес>, в квартире у своего опекуна ФИО4 Своего жилого помещения у него нет. Истец просит возложить на администрацию МО «Родниковский муниципальный район» Ивановской области обязанность предоставить ФИО1, <дата> года рождения, по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям. С учетом заявления об изменении исковых требований от <дата> в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) истец просил предоставить срок для исполнения решения суда до <дата>.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в порядке гл. 10 ГПК РФ.
В судебном заседании по делу представитель истца ФИО8, исковые требования с учетом их изменений в порядке ст. 39 ГПК РФ, поддержал.
Представитель ответчика - администрации МО «Родниковский муниципальный район» Ивановской области, ФИО6 против удовлетворения исковых требований с учетом изменения истцом срока предоставления жилого помещения не возражал.
Представитель третьего лица - Департамент социальной защиты населения Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в порядке. В материалы дела представлен письменный отзыв на иск и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица - Территориального управления социальной защиты населения по Родниковскому муниципальному району, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен. В материалы дела представлен письменный отзыв на иск и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно копии паспорта серия №, выданного УМВД России по Ивановской области <дата>, ФИО1 родился <дата>, уроженец <адрес> <адрес> зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 14).
Судом установлено, что родителями ФИО1, <дата> года рождения, являются ФИО2 и ФИО3 (л.д. 17).
Согласно копии свидетельства о смерти в книге регистрации актов о смерти <дата> произведена запись за № о смерти ФИО3, согласно копии свидетельства о смерти в книге регистрации актов о смерти <дата> произведена запись за № о смерти ФИО2 (л.д. 15,16).
Судом установлено, что истец ФИО1, <дата> года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот, что никем из участников процесса не оспаривается и подтверждено материалами дела.
Согласно информации, представленной ТУСЗН по Родниковскому муниципальному району, распоряжением № от <дата> ФИО1 назначен опекун - ФИО4 (л.д. 17).
Согласно информации Департамента социальной защиты населения Ивановской области № от <дата> в соответствии с Законом Ивановской области от 14.03.1997 г. № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>» список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - Список), до <дата> формировался Департаментом социальной защиты населения Ивановской области на основании данных, представленных его территориальными органами и органами местного самоуправления. ФИО1, <дата> года рождения, включен в Список в феврале 2014 года на основании данных, представленных Территориальным управлением социальной защиты населения по Родниковскому муниципальному району. Очередность в Списке установлена, исходя из даты рождения. По состоянию на <дата> порядковый номер ФИО1 в списке - 1238 (постановка на учет осуществлена по Родниковскому муниципальному району) (л.д. 78).
Согласно сведениям из материалов учетного дела ФИО1, представленных Департаментом социальной защиты населения Ивановской области № от <дата> ФИО1 не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма (л.д. 83).
Согласно копии уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от <дата> № № в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах ФИО1 на имеющиеся у него объекты недвижимости по состоянию на <дата> (л.д. 18).
Согласно сведениям, представленным МО МВД России «Родниковский» № от <дата> ФИО1 с <дата> зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 44).
Из информации, представленной администрацией МО «Родниковский муниципальный район» следует, что ФИО1 обращался с заявлением на имя Главы администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» по вопросу предоставления специализированного жилого помещения на территории муниципального образования <дата> (л.д. 97-98).
Из изложенного выше в совокупности, а также пояснений лиц, участвующих в деле следует, что ФИО1, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 2014 года он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями вне очереди. До настоящего времени ФИО1 жилым помещением не обеспечен, жилых помещений в собственности не имеет, в настоящее время проживает в жилом помещении, принадлежащем его опекуну ФИО4. Наличие у ФИО1 права на внеочередное обеспечение жилым помещением исходя из его социального статуса и положений действующего законодательства, регулирующего правоотношения в сфере государственной политики по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей стороной ответчика и третьими лицами по делу, не оспариваются.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.
Согласно п. ж ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно ч. 1 ст. 14 Жидищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В силу положений ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.
В силу положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
Аналогичные положения содержатся и в ст. 8 Закона Ивановской области от 14.03.1997 г. №7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области», которой предусмотрено, что Ивановская область передает в рамках реализации государственной программы Ивановской области "Социальная поддержка граждан в Ивановской области" органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно положениям ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязанность по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам данной категории возникает у ответчика при наступлении указанных выше юридических фактов.
При этом закон не устанавливает очередность обеспечения жилым помещением в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Таким образом, поскольку действующее законодательство не содержит указания на срок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам данной категории, то предполагается немедленная реализация такого права после его возникновения.
Поскольку до настоящего времени истец не обеспечен жилым помещением, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика в обоснование своего отзыва на иск не могут быть приняты судом во внимание, поскольку исполнение обязанности по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, не ставится действующим законодательством в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ. Отношения по предоставлению дополнительных денежных средств между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта РФ, не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений.
Согласноположениям ст. 206 ГПК РФпри принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Истцом уточнен срок исполнения ответчиком обязанности по предоставлению жилого помещения ФИО1 до <дата>.
Учитывая данное обстоятельство, а также законодательно установленную процедуру обеспечения указанной выше категории лиц применительно к взаимодействию органов власти различного уровня, наличие у истца в данный период времени возможности проживать у опекуна, суд считает разумным установить ответчику срок для исполнения решения суда до <дата>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск ФИО1 к администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район» об обязании предоставить по договору социального найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Родниковский муниципальный район» в срок до <дата> предоставить ФИО1, <дата> года рождения, по договору социального найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Родниковский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья Н.С. Капустина
Мотивированное решение составлено 28.12.2020 г. Н.С. Капустина