Дело № 2-690/2021
61RS0017-01-2021-001692-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июля 2021 года г. Красный Сулин,
Ростовской области
Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.В.,
при секретаре Аликиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Кобылянской Любови Георгиевны к УСЗН Красносулинского района, МБУЗ «Районная больница» г.Красный Сулин и Красносулинского района о признании права на получение государственной услуги «Выдача удостоверения членам семей, вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» по случаю смерти супруга
у с т а н о в и л :
в Красносулинский районный суд Ростовской области обратилась Кобылянская Л.Г. с иском к Управлению социальной защиты населения Красносулинского района Ростовской области (далее УСЗН) и МБУЗ «Районная больница» г. Красный Сулин и Красносулинского <адрес> о признании права на получение государственной услуги по тем основаниям, что её мужем был ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который имел статус <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 умер. Согласно протоколу патологоанатомического вскрытия, проведённого в МБУЗ «Районная больница» города Красный Сулин и Красносулинского района, причинно-следственная связь между радиационным воздействием на организм и наступлением смерти ФИО8 не установлена. С данным медицинским заключением истец не согласна. Выводы указанного медицинского заключения являются препятствием для реализации её права на получение мер социальной поддержки по статусу вдовы участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Просит суд признать за Кобылянской Л.Г. право на получение государственной услуги «Выдача удостоверения членам семей, вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» по случаю смерти её супруга ФИО9
В судебном заседании истец Кобылянская Л.Г. заявленные требования поддержала и пояснила, что после смерти, её супругу провели не экспертизу, а вскрытие, и в протоколе указано, что он был здоров и умер. Её супруг получал регресс, а она получает 1/6 от него – 5000 рублей, а также 7000 рублей от УПФР как поддержку, она сама <данные изъяты> и получает свои льготы. Никакой единовременной выплаты она не получала. С письменным заявлением в УСЗН о выдаче ей удостоверения члена семьи ликвидатора Чернобыльской АЭС она не обращалась. Она обратилась к специалисту, ей сказали ходить с удостоверением супруга, другое они не выдадут. Со своим удостоверением она имела бы право на путевку, какую-то выплату.
Представитель истца по доверенности Башкатов Р.Н. в судебном заседании поддержал доводы искового заявления и пояснил, что с заявлением истец В УСЗН не обращалась, поскольку для признания статуса умершего ликвидатора необходимо установить причинно-следственную связь между смертью и радиационным воздействием. Документом является медицинское заключение по результатам патологоанатомического исследования. Протокол вскрытия причинно-следственную связь не установил. Считает, что была допущена врачебная ошибка для усыновления причины смерти. УСЗН привлечены соответчиком, поскольку в случае удовлетворения иска у истца возникнет право. Спор о праве подтверждается отзывом, где право истца на получение льготного статуса не признается. Предметом спора является право истца получить удостоверение. Сейчас у неё на это нет права, поскольку смерть супруга не была обусловлена воздействием радиации, а решение суда является тем доказательством, которое может установить данный юридически значимый факт. Просил удовлетворить иск.
Представители ответчиков УСЗН Красносулинского района Ростовской области и МБУЗ «Районная больница» г. Красный Сулин и Красносулинского района в судебное заседание не явились, о слушании дела были извещены надлежащим образом, с ходатайством об отложении слушания дела в суд не обращались, от представителя УСЗН в суд поступили возражения на исковое заявление, в которых содержится ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ч.4,5 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителей ответчиков.
Выслушав истца и его представителя, исследовав письменные доказательства, и оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1, Закон) гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
В статье 13 Закона перечислены категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
К ним, в частности, относятся:
- граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (пп. 1 ч. 1 ст. 13);
- инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС (пп. 2 ч. 1 ст. 13).
Частью 4 ст. 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12, 14 и 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.11.2012 N 1993-О, если умерший кормилец имел статус инвалида вследствие чернобыльской катастрофы, то, по смыслу части четвертой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", основанием для предоставления мер социальной поддержки его семье является смерть кормильца, который был признан инвалидом вследствие заболевания, связанного с радиационным воздействием, обусловленным чернобыльской катастрофой (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2008 года N 1085-О-П), независимо от причины смерти данного лица. При этом названная норма обусловливает предоставление мер социальной поддержки членам семей инвалидов-чернобыльцев наличием у умершего кормильца права на такие меры социальной поддержки. Следовательно, предоставление мер социальной поддержки членам семей инвалидов, на которых распространялись такие меры, направлено на сохранение для семей, потерявших кормильца из числа лиц, подвергшихся радиационному воздействию, обеспеченных им при жизни кормильца условий доступности социально значимых благ и услуг.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации (части 4, 5 статьи 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1).
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы утвержден Приказом МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от 8 декабря 2006 г. N728/832/166н (далее - Порядок).
На основании п.п. «г» п. 2 Порядка, удостоверение выдается, в частности: членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в части четвертой статьи 14 Закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Кобылянская Л.Г. состояла в браке с ФИО10 что подтверждается копией свидетельства о заключении брака (л.д. 8).
21 марта 1994 года Красносулинским ОСЗН ФИО11 было выдано удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, предоставляющее право на льготы и преимущества, установленные законодательством РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 15).
Согласно справке серии № ФИО12 была установлена <данные изъяты> (л.д. 16). ФИО13 также было установлено <данные изъяты> (л.д.50).
Из протокола патолого-анатомического вскрытия № от 27 мая 2019 года следует, что ФИО14 умер ДД.ММ.ГГГГ, непосредственной причиной смерти <данные изъяты> (л.д.13-14)
После смерти ФИО15 его супруге – истцу по делу Кобылянской Л.Г. Управлением социальной защиты населения Красносулинского района назначена ежемесячная денежная компенсация в возмещении вреда <данные изъяты>, поскольку до даты смерти ФИО16. истец являлась его супругой и находилась на его иждивении. Выплаты указанной компенсации Кобылянской Л.Г. производятся с октября 2019 года до настоящего времени (с февраля 2021 года по 5320 рублей 97 коп., ежемесячно), что подтверждается справкой по выплате (л.д.39).
На основании п. 5 Порядка членам семьи, указанным в п.п. "г" п. 2 указанного Порядка, уполномоченным органом выдается удостоверение, которое оформляется на бланке удостоверения согласно Приложению N 1. При этом удостоверение оформляется на имя умершего (погибшего) гражданина, из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, фотография в удостоверение не вклеивается, а на ее месте делается надпись черными чернилами "Посмертно" и заверяется гербовой печатью уполномоченного органа.
Для оформления и получения удостоверения члены семьи, потерявшие кормильца, обращаются в уполномоченные органы, указанные в пункте 3 Порядка, с письменным заявлением, к которому прилагаются следующие документы: удостоверение умершего гражданина, выданное ранее или в соответствии с настоящим Порядком (при его утрате удостоверение выдается на основании первичных документов, имеющихся в личном деле умершего гражданина); свидетельство о смерти; свидетельство о браке; паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении); документы, подтверждающие факт совместного проживания (при необходимости).
Такое правило, установленное п. 5 Порядка, согласуется с положениями п. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", которым предусмотрен заявительный порядок обращения за предоставлением государственных услуг.
На основании изложенного, и в силу п.п. «г» п. 2 Порядка истец имела право на получение удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭ; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы», с отметкой «посмертно».
Однако за получением соответствующего удостоверения в уполномоченные органы Российской Федерации Кобылянская Л.Г. не обращалась, что не отрицалось ею в судебном заседании.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ защита осуществляется способами, предусмотренными законом.
Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Суд исходит из того, что истец с необходимым пакетом документов за получением удостоверения до настоящего времени в Управление социальной защиты населения Красносулинского района не обращалась.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска у суда не имеется, поскольку защите подлежит только нарушенное право.
Руководствуясь ст. 12, 56, 194-198, 209 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных исковых требований Кобылянской Любови Георгиевны о признании права на получение государственной услуги «Выдача удостоверения членам семей, вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» по случаю смерти супруга – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.В. Мищенко
Мотивированное решение изготовлено 02 августа 2021 года.