Судья Панкова И.А.
( № 2-2688/2019;
(УИД:54RS0001-01-2019-004233-13)
Докладчик Александрова Л.А. Дело № 33-1193/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Недоступ Т.В.
судей Александровой Л.А., Хабаровой Т.А.
при секретаре Пастор К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 20 февраля 2020 г. гражданское дело по апелляционной жалобе истца Узенькова Сергея Владимировича на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 13 ноября 2019 года
по иску Узенькова Сергея Владимировича к Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по старости, обязании назначить страховую пенсию по старости.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Александровой Л.А., пояснения истца Узенькова С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Узеньков С.В. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по старости, понуждении назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование иска указал, что 25 февраля 2019 года в связи с достижением пенсионного возраста по старости обратился в Управление Пенсионного фонда в Российской Федерации с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, приложив к заявлению документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы. Решением ГУ - УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 26 апреля 2019 года № 7391-2101-08 было отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого страхового стажа 42 года и не достижении возраста 60 лет и 6 месяцев. В страховой стаж истца не включены периоды прохождения военной службы и получения пособия по безработице, с чем истец не согласен, поскольку полагает, что периоды, предусмотренные частью 1 статьи 12 ФЗ № 400, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона. В соответствии со сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета, представленными пенсионным фондом, периоду прохождения военной службы предшествовал период работы с 1975 по 1977 год, равно как и после прохождения военной службы следовал период работы. Также и периоду получения пособия по безработице предшествовал и следовал за ним период работы. Таким образом, спорные периоды прохождения военной службы и получения пособия по безработице подлежат зачислению в страховой стаж и соответственно в стаж истца дополнительно подлежат включению два года. Согласно представленным истцом документам и сведениям о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по состоянию на 11 июня 2019 года стаж, учтенный для целей назначения пенсии, составляет 42 года 1 месяц 25 дней, в который должны быть включены спорные периоды, соответственно у истца имеется стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Управление Пенсионного фонда Российской Федерации располагало всеми сведениями, необходимыми для назначения истцу страховой пенсии по старости, однако отказало истцу в этом, нарушив его конституционное право на получение пенсии.
На основании изложенного с учетом уточнений истец просил признать незаконным решение ГУ - УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) об отказе в назначении пенсии по старости, обязать включить в страховой стаж истца следующие периоды: два года службы в армии; период получения пособия по безработице с 17 октября 2007 года по 22 октября 2007 года, назначить Узенькову С.В. пенсию по старости с момента возникновения права на нее, а именно с момента исполнения истцу 60 лет.
Решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 13 ноября 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласен истец Узеньков С. В., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение,
В обоснование требований ссылается на ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в которой указано, что в страховой стаж работы засчитываются, в том числе:
- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей";
- период получения пособия по безработице.
Кроме того, отмечает, что федеральным законом от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а именно частью 3 статьи 10 установлено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Полагает, что решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований противоречит конституционным нормам.
Обращает внимание, что согласно правовой позиции Конституционного суда РФ в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Считает, что при разрешении настоящего спора суду необходимо было учесть п. 109 Постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590 « Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», которым предусмотрено, что в стаж работы засчитывается период службы в составе Вооруженных сил СССР.
В связи с изложенным, полагает, что решение суда принято с нарушением норм материального права.
Рассмотрев дело в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Судом установлено, что 25 февраля 2019 года Узеньков С.В., 07 марта 1959 года рождения, то есть в 59 лет.11месяцев, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с 60 лет на основании пункта 1.2 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях», как лицо, имеющее более 42 лет страхового стажа.
Решением ГУ - УПФ РФ в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 17 апреля 2019 года №159780/19 было отказано в назначении страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого страхового стажа 42 года и не достижении общеустановленного пенсионного возраста, дающего право на страховую пенсию по старости - 60 лет и 6 месяцев.
Учтенный для целей назначения страховой пенсии стаж Узенькова С.В., в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях», составил 39 лет 11 месяцев 8 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента, в соответствии с частью 10 статьи 15 названного закона, составила 102,521.
Причиной возникновения спора стало то обстоятельство, что пенсионным органом в стаж истца не засчитаны периоды службы в Советской Армии и получения пособия по безработице. Указанные периоды, по утверждению Узенькова С.В., при суммировании с учтенными, составляют более 42 лет и подтверждают его право на страховую пенсию с 60 лет, в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях».
В качестве документа, подтверждающего трудовой стаж, Узеньковым С.В. была представлена, в том числе, трудовая книжка.
Из содержания данной трудовой книжки следует, что с 18 мая 1977 года по 21 мая 1979 года Узеньков С.В. проходил военную службу в Вооруженных Силах Союза ССР.
В период с 17 октября 2007 года по 22 октября 2007 года Узеньков С.В. состоял на учете в центре занятости в качестве безработного и получал пособие по безработице.
Проверяя решение суда в части необоснованного не включения периода нахождения истца в армии, коллегия исходит из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ (в ред. от 01.10.2019, с изм. от 28.01.2020) «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с ч.1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Как следует из положений ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, законом четко определено, что в страховой стаж включаются именно периоды работы и иной деятельности за которые уплачивались страховые взносы.
Действительно. в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
Однако, на основании части 9 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 этого Закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13 Закона № 400-ФЗ.
Таким образом, законодатель для определения права на страховую пенсию в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» определил периоды, которые подлежат учету в качестве страхового стажа, а именно:
- периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч.1 ст.11 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»);
- период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Как следствие, служба в армии, с учетом возраста истца (59лет.11месяцев) и отсутствия страхового стажа в виде 42 лет, включению не подлежит.
Доводы жалобы о том, что период службы в армии подлежит включению в страховой стаж в соответствии с п.1 ч.1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», п.109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Доводы истца в указанной части приведены без учета применения нормы ч.9 ст.13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Возможность включения в страховой стаж периода военной службы (п.1 ч.1 ст.12 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях») для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ч.9 ст.13 этого закона не предусмотрена.
Как следует из анализа вышеуказанных норм права, только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 ст.12 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости. Время службы в рядах Вооруженных Сил СССР в этот стаж не засчитывается.
Приведенные доводы жалобы относительно включения пособия по безработице, подлежат отклонению по аналогичным основаниям.
Действительно п.4 ч.1 ст.12 ФЗ от 28.12.2013г. №400-ФЗ период получения пособия по безработице подлежит включению в страховой стаж.
Однако, пунктом 9 ст.13 ФЗ, возможность его включения, при исчислении страхового стажа с учетом ч.1.2 статьи 8 Федерального закона, лицам не имеющим страховой стаж в виде 42 лет, не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, выводы суда о признании исковых требований не подлежащими удовлетворению, являются правомерными.
Доводы жалобы основаны на неверном толковании Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ ( в ред. от 01.10.2019г, с изм. от 28.01.2020) «О страховых пенсиях».
Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено, таким образом, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 13 ноября 2019 года в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Узенькова Сергея Владимировича- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи