Дело № 2-404/2020
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
06 августа 2020 года г. Сердобск
Сердобский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Филь А.Ю.,
при секретаре Зинькиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сердобске Сердобского района Пензенской области гражданское дело по иску Макаровой Татьяны Васильевны к ГУ УПФР в г. Сердобске Пензенской области (межрайонное) о признании решения незаконным, обязании включить в специальный стаж периоды работы, нахождения на курсах повышения квалификации, в отпуске по уходу за ребенком и признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
В Сердобский городской суд Пензенской области с иском к ГУ УПФР в г. Сердобске Пензенской области (межрайонное) об отмене решения, обязании включить в специальный стаж периоды работы, нахождения на курсах повышения квалификации, в отпуске по уходу за ребенком и признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости обратилась Макарова Т.В., мотивируя тем, что решением об отказе в установлении пенсии от 06.11.2018 года № 180000019809/571322/18 ГУ УПФР в г. Сердобске Пензенской области (межрайонное) истцу отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы - 30 лет, не засчитаны в льготный стаж периоды: с 29.01.2003 года по 16.03.2003 года, с 06.05.2008 года по 06.06.2008 года - периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, с 01.10.1993 года по 31.12.1995 года, с 06.07.1998 года по 31.12.2001 года - так как отсутствует документальное подтверждение статуса здравпункта завода, с 01.01.2002 года по 06.05.2002 года - так как сведения отсутствуют в ИЛС. Макарова Т.В. считает указанное решением незаконным. В периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства за истцом сохранялась заработная плата и производились отчисления в Пенсионный фонд РФ. Периоды с 01.10.1993 года по 31.12.1995 года, с 06.07.1998 года по 31.12.2001 года подлежат включению в трудовой стаж, так как здравпункт Сердобского электролампового завода относился и подчинялся Сердобской ЦРБ. Макарова Т.В. в спорные периоды осуществляла медицинскую деятельность в должности <данные изъяты>), в том числе, вела прием лиц, обратившихся за медицинской помощью, оказывала им медицинскую помощь в медпункте и в цехах, делала прививки, выдавала лекарства, участвовала в диспансеризации, исполняла назначения врачей. В период с 01.01.2002 года по 06.05.2002 года истец так же работала в медпункте Электролампового завода (ОАО «Сердобский электроламповый завод»). Специальный стаж работы истца с учетом оспариваемых периодов на момент обращения за пенсией составил более 30 лет, что дает право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. На основании вышеизложенного истец просил отменить решение об отказе в установлении пенсии от 06.11.2018 года № 180000019809/571322/18 полностью, признать за Макаровой Т.В. право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с наличием требуемого специального стажа работы - 30 лет, обязать ГУ УПФР в г. Сердобске Пензенской области (межрайонное) включить в специальный стаж Макаровой Т.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды с 29.01.2003 года по 16.03.2003 года, с 06.05.2008 года по 06.06.2008 года - итого 2 месяца 19 дней - периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в календарном исчислении, обязать ГУ УПФР в г. Сердобске Пензенской области (межрайонное) включить в специальный стаж Макаровой Т.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды с 01.10.1993 года по 31.12.1995 года (2 года 3 месяца 1 день), с 06.07.1998 года по 31.12.2001 года (3 года 11 месяцев 22 дня) в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 3 месяца), обязать ГУ УПФР в г. Сердобске Пензенской области (межрайонное) включить в специальный стаж Макаровой Т.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период 01.01.2002 года по 06.05.2002 года в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 3 месяца).
Истец Макарова Т.В. в судебном заседании исковые требования уточнила и просила признать решение об отказе от 06.11.2018 года № 180000019809/571322/18 незаконным, признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с наличием требуемого стажа 30 лет с момента обращения за ней с 17.10.2018 года, исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель истца Макаровой Т.В. Макарова Е.А., допущенная к участию в деле в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, после окончания перерыва в судебное заседание не явилась.
Представитель ответчика ГУ УПФР в г. Сердобске Пензенской области (межрайонное) Ульянова О.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Представитель третьего лица ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И. Настина» Тимакова Е.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании решение полагала на усмотрение суда и пояснила, что здравпункт ОАО «Сердобский электроламповый завод» являлся структурным подразделением ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И. Настина» предположительно с 1990 года по 2000 год включительно, что подтверждается представленной отчетностью, документов, подтверждающих осуществление Макаровой Т.В. данной деятельности, в ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И. Настина» не имеется, в период с 29.01.2003 года по 16.03.2003 года, с 06.05.2008 года по 06.06.2008 года Макарова Т.В. работала медицинской сестрой в ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И. Настина» и находилась на курсах повышения квалификации.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пп. «н» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении: в) периодов работы, указанных в подпунктах "м" и "н" пункта 1 настоящего постановления, - применяются: Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.; постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" и от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно; Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В названном Списке заводы, ОАО не предусмотрены.
Согласно п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам, в частности, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», предусмотрены в разделе «Наименование должностей» - средний медицинский персонал: заведующий: фельдшерско - акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер, акушерка, медицинская сестра, в разделе «Наименование учреждений» - больницы, поликлиники, амбулатория, фельдшерско - акушерский пункт. В названном Списке в наименовании учреждений заводы, ОАО не предусмотрены.
Согласно п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусмотрены в разделе «Наименование должностей» - средний медицинский персонал: заведующий: фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер; акушерка; медицинская сестра; в разделе «Наименование учреждений» - больницы всех наименований, поликлиники всех наименований, амбулатория, фельдшерско-акушерский пункт. В названном Списке в наименовании учреждений заводы, ОАО не предусмотрены.
В соответствии с пп. «а» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Как следует из разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения (п. 17), периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил). Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет. Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление N 1066). Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года. В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464. Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке. Льготный порядок исчисления (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) предусмотрен и для лиц, работавших в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, являющемуся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Аналогичный порядок применяется при исчислении периодов работы в структурных подразделениях организаций, перечень которых приведен в пункте 6 Правил (п. 19).
Кроме того, до введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 года № 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 года № 1501-I "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года № 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
В судебном заседании установлено, что истец Макарова Т.В. работает в должности медицинской сестры офтальмологического кабинета поликлиники ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И. Настина», что подтверждается трудовой книжкой АТ-V №, справкой № от 17.10.2018 года ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И. Настина», копии которых имеются в материалах дела.
17.10.2018 года истец Макарова Т.В. обратилась в ГУ УПФР в г. Сердобске Пензенской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, что подтверждается заявлением от 17.10.2018 года, копия которого имеется в материалах дела.
Как установлено судом, истцу Макаровой Т.В. решением об отказе в установлении пенсии № 180000019809/571322/18 от 06.11.2018 года ГУ УПФР в г. Сердобске Пензенской области (межрайонное) отказано в установлении страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по следующим причинам: в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы - 30 лет, не засчитаны в льготный стаж периоды: с 29.01.2003 года по 16.03.2003 года (1 месяц 18 дней), с 06.05.2008 года по 06.06.2008 года (1 месяц 1 день) - итого 2 месяца 19 дней - периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства, так как пунктом 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости...», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года № 516, определен исчерпывающий круг периодов, подлежащих зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, это: периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного отпусков. Период нахождения на курсах повышения квалификации в их числе не предусмотрен; с 01.10.1993 года по 31.12.1995 года (2 года 3 месяца 1 день), с 06.07.1998 года по 31.12.2001 года (3 года 11 месяцев 22 дня) - период подсчитан за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, который предоставлен после вступления в силу ст. 167 КЗоТ РФ (в редакции Закона РФ от 25.09.1992 года № 3543-1) - в должностях <данные изъяты> здравпункта Сердобского электролампового завода, так как отсутствует документальное подтверждение статуса здравпункта завода, поскольку в соответствии с п. 6 Правил 781 в стаж лечебной деятельности засчитывается работа в должностях, указанных в Списке 781, во врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций. В соответствии с Постановлением 464 правом на досрочную пенсию пользовались медицинские работники здравпунктов, которые являлись структурным подразделением лечебно-профилактических учреждений. Сердобский электроламповый завод к учреждениям здравоохранения не относится; не засчитан в состав страхового и специального стажа период работы с 01.01.2002 года по 06.05.2002 года - период работы в здравпункте Сердобского электролампового завода, так как сведения отсутствуют в ИЛС.
Как следует из трудовой книжки АТ-V №, истец Макарова Т.В. 01.09.1989 года была принята <данные изъяты> в здравпункт Сердобского электролампового завода (основание: приказ № от 01.09.1989 года), 14.02.2000 года переведена <данные изъяты> на полную ставку (основание: приказ № от 14.02.2000 года), 06.05.2002 года уволена по собственному желанию (переводом) (основание: приказ № от 06.05.2002 года), 06.05.2002 года принята на должность <данные изъяты> 0,5 ст. <данные изъяты> и 0,5 ст. кабинета поликлиники № 1 Сердобской ЦРБ, 12.11.2009 года переведена в поликлинику на должность <данные изъяты>, муниципальное учреждение здравоохранения «Сердобская центральная районная больница им. А.И. Настина» 01.01.2012 года преобразовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Сердобская центральная районная больница им. А.И. Настина», государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Сердобская центральная районная больница им. А.И. Настина» 01.01.2014 года переименовано в государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Сердобская межрайонная больница им. А.И. Настина», где продолжает работать по настоящее время в указанной должности, что подтверждается и приказами № от 01.09.1989 года, № от 14.02.2000 года, № от 06.05.2002 года, личной карточкой Макаровой Т.В., таб. № (предприятие, организация - СеЭЛЗ), копии которых имеются в материалах дела, архивной справкой № от 12.08.2019 года.
Как следует из справок о заключении брака от 11.11.2003 года, от 05.08.2020 года, копии которых имеются в материалах дела, имеется запись о заключении брака ФИО9 и ФИО10 № от 05.08.1989 года, после заключения брака присвоены фамилии: жене - ФИО19, вышеуказанный брак расторгнут.
Согласно свидетельства о заключении брака I-ЖЕ № от 11.03.1997 года, копия которого имеется в материалах дела, ФИО11 и ФИО12 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака присвоены фамилии: жене - Макарова.
Как следует из свидетельства о рождении I-ЖЕ № от 11.08.1998 года, копия которого имеется в материалах дела, ФИО13 родился ДД.ММ.ГГГГ, родители: мать - Макарова Т.В.
Согласно приказа № от 01.09.1989 года СеЭЛЗ, ФИО12 принята на работу <данные изъяты> 0,5, <данные изъяты> 0,5 ст. в здравпункт с 01.09.1989 года.
Как следует из приказа № от 25.01.1999 года ОАО «Сердобский электроламповый завод», Макаровой Т.В. предоставлен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 01.11.98 года по 24.01.2000 года, что подтверждается и актом документальной проверки № от 19.10.2018 года, копия которого имеется в материалах дела.
Как следует из акта документальной проверки № от 19.10.2018 года, проведена проверка документов с целью подтверждения факта работы Макаровой Т.В. на Сердобском электроламповом заводе в должностях <данные изъяты> здравпункта с 01.09.1989 года по 06.05.2002 года, по книгам приказов: приказ № от 30.11.2000 года «Макаровой Т.В. предоставить отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 20.11.2000 года по 28.02.2001 года», что подтверждается и заявлением от 20.11.2000 года Макаровой Т.В., личной карточкой, копии которых имеются в материалах дела.
Согласно приказа № от 14.02.2000 года ОАО «СеЭЛЗ», Макарова Т.В. <данные изъяты> 0,5 ст. здравпункта переведена <данные изъяты> 0,5 ст. здравпункта с 14.02.2000 года.
Как следует из приказа № от 06.05.2002 года ОАО «СеЭЛЗ», Макарова Т.В. <данные изъяты> здравпункта уволена с 06.05.2002 года по собственному желанию (переводом) ст. 80 ТК РФ.
Как следует из личных карточек Макаровой Т.В., таб. №, копии которых имеются в материалах дела, 18.03.93 - 163 подразделение - <данные изъяты>; 26.01.94 (1994-1995) - 163 подразделение - медпункт, профессия - <данные изъяты>; 15.02.98 (1998-1999) - 163 подразделение - медпункт, профессия - <данные изъяты>, исп. - медс. с 14.02; 11.02.02 - 163 подразделение - медпункт, профессия - <данные изъяты>.
Как следует из архивных справок № от 14.10.2016 года, № от 14.10.2016 года, копии которых имеются в материалах дела, в документах архивного фонда по Сердобскому электроламповому заводу в ведомостях начисления заработной платы за 1989-1993 годы, 1994-1996 годы на ФИО20 (Макарову) Т.В. имеются сведения о начислениях: 1989 год - за период с сентября по декабрь помесячно, 1990-1996 годы (ежегодно) - за период с января по декабрь помесячно.
Согласно архивной справки № от 03.09.2019 года, копия которой имеется в материалах дела, решением Совета народных депутатов Пензенской области от 06.11.1992 года № Сердобский электроламповый завод был переименован в ОАО «Сердобский электроламповый завод».
Как следует из выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 22.06.2020 года, ОАО «Сердобский электроламповый завод», сведения о прекращении: способ прекращения - ликвидация юридического лица по решению суда, дата прекращения - 29.04.2005.
Согласно исторической справки, копия которой имеется в материалах дела, ОАО «Сердобский электроламповый завод» одно из ведущих предприятий г. Сердобска. Завод был основан в 1958 году на базе машино-тракторных мастерских для производства автомобильных электроламп.
Как следует из расчета должностей по Сердобской центральной районной больнице на 1994 год, копия которого имеется в материалах дела, указано: здравпункт эл.лампового з-да, <данные изъяты> (м/с) - 1, <данные изъяты> (медсестра) - 2.
Как следует из отчета физиотерапевтической службы Сердобского района за 1995 год, копия которого имеется в материалах дела, физиотерапевтическая служба Сердобского района представлена физиотерапевтическим отделением Сердобской ЦРБ, состоящим из 8 кабинетов (в поликлинике, амбулатории №, хирургическом корпусе, в женской консультации, в терапевтическом отделении, в детском отделении, в отделении гастроэнтерологии, в отделении реабилитации), физиотерапевтическим кабинетом МСЧ машиностроительного завода, кабинетом в мед.пункте Эл.лампового завода, Пригородной амбулатории и кабинетами участковых больниц.
Согласно анализа деятельности поликлиники ЦРБ за 1995 год, копия которого имеется в материалах дела, район деятельности поликлиники: количество терапевтических участков - 15, количество здравпунктов - 2 (УППВОС, ЭЛЗ).
Как следует из архивной справки № от 03.09.2019 года Администрации Сердобского района Пензенской области, архивный сектор Администрации Сердобского района сообщает, что должностные обязанности по выполняемой функции медсестры, штатные расписания, тарификационные списки и расчет должностей по Сердобскому электроламповому заводу за 1993-1995 и за 1998-2001 годы на хранение в архив не поступали.
Как следует из архивной справки № от 24.07.2020 года Администрации Сердобского района Пензенской области, по фонду «Сердобский электроламповый завод» штатные расписания за 1993-2001 годы, тарификационные списки работников здравпункта за 1993-2001 годы, должностные обязанности за 1993-2001 годы на хранение в архив не поступали.
Согласно статистической отчетности формы № по состоянию на 03.01.1991 года, на 29.12.1992 года, на 28.12.1994 года, на 19.12.1996 года, на 30.12.1997 года, на 13.12.2000 года, копии которых имеются в материалах дела, получатель - ЦРБ г. Сердобск, учреждение - СеЭЛЗ здравпункт, адрес - <адрес>, здравпункт <данные изъяты>, предприятие - Сердобский ЭЛЗ, отчет предоставляется через больницу, поликлинику, амбулаторию, в ведении которых находится здравпункт, имеется подпись зав. з/п, подпись руководителя учреждения отсутствует.
Как следует из сообщения от 23.07.2020 года ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И. Настина», не представляется возможным предоставить за периоды с 01.10.1993 года по 31.12.1995 года, с 06.07.1998 года по 31.12.2001 года штатное расписание, тарификационные списки работников здравпункта Сердобского электролампового завода, Сердобской центральной районной больницы, лицевые счета, карточки-справки, иные документы о начислении и выплате заработной платы, должностные обязанности, личные карточки формы Т2, приказы, так как в за периоды с 01.10.1993 года по 31.12.1995 года, с 06.07.1998 года по 31.12.2001 года Макарова Т.В. являлась сотрудником структурного подразделения здравпункта Сердобского электролампового завода, табелирование и выплаты заработной платы осуществлялось органом управления завода.
Как следует из справки, уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, № от 17.10.2018 года, выданной ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И. Настина», Макарова Т.В. работает в ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И. Настина» с 01.08.1986 года по 28.08.1989 года в должности медицинской сестры терапевтического отделения, с 06.05.2002 года по 11.11.2009 года в должности медицинской сестры на 0,5 ставки по спецсредствам и 0,5 ставки медицинской сестры кабинета поликлиники, с 12.11.2009 года по настоящее время в должности медицинской сестры кабинета поликлиники; Макарова Т.В. работала в Сердобской ЦРБ по совместительству в должности медицинской сестры здравпункта ЭЛЗ: с 01.01.1996 года по 31.12.1996 года, с 01.01.1997 года по 31.12.1997 года, с 01.01.1998 года по 31.12.1998 года, в июне 1998 года - 5 рабочих дней, затем з/п нет; находилась на курсах повышения квалификации: с 29.01.2003 года по 16.03.2003 года, с 06.05.2008 года по 06.06.2008 года.
Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица от 13.07.2020 года Макаровой Т.В., дата регистрации в системе обязательного пенсионного страхования - 04.11.1997 года, в сведениях о периодах трудовой или иной общественно полезной деятельности и заработке за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования указано: Сердобская центральная районная больница, вид деятельности - работа, период с 01.08.1986 года по 28.08.1989 года - <данные изъяты> терапевтического отделения, код №, период с 01.01.1996 года по 04.11.1997 года - <данные изъяты>, код №; Сердобский электроламповый завод, вид деятельности - работа, период с 01.09.1989 года по 06.09.1990 года - <данные изъяты> здравпункта электролампового завода, код ЗП81ГД, период с 07.09.1990 года по 27.03.1992 года - дети, <данные изъяты> здравпункта электролампового завода, код №, период с 28.03.1992 года по 30.09.1993 года - медицинская сестра здравпункта электроламповый завода, код ЗП81ГД, период с 01.10.1993 года по 04.11.1997 года - <данные изъяты> электролампового завода, код не указан; в сведениях трудовом стаже и заработке за период после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования указано: страхователь - ОАО «Сердобский электроламповый завод», сведения о стаже работы: периоды с 01.01.1997 года по 31.12.1997 года, с 01.01.1998 года по 31.10.1998 года, с 01.11.1998 года по 24.01.2000 года - дети, с 25.01.2000 года по 19.11.2000 года, с 20.11.2000 года по 28.02.2001 года - дети, с 01.03.2001 года по 31.12.2001 года, код не указан, сведения о заработке (вознаграждении), доходе, учитываемом при назначении страховой пенсии указаны: 1997 год - за период с января по декабрь помесячно, 1998 год - за период с января по декабрь помесячно, 2000 год - за период с января по ноябрь помесячно, 2001 год - за период с марта по декабрь помесячно; страхователь - ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И. Настина», сведения о стаже работы: периоды с 01.01.1997 года по 05.06.1998 года, код №, сведения о заработке (вознаграждении), доходе, учитываемом при назначении страховой пенсии, указаны: 1997 год - за период с января по декабрь помесячно, 1998 год - за период январь, с марта по июнь помесячно; в сведениях о страховом стаже указано: страхователь - ОАО «Сердобский электроламповый завод», период с 01.01.2002 года по 06.05.2002 года, код не указан.
При таких обстоятельствах, учитывая, что отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и возраста трех лет были предоставлены истцу Макаровой Т.В. соответственно с 01.11.1998 года и с 20.11.2000 года, то есть после внесения изменений в законодательство, в соответствии с которыми указанный отпуск не подлежал включению в специальный трудовой стаж (после 06.10.1992 года), суд считает, что периоды нахождения истца Макаровой Т.В. в отпуске по уходу за ребенком с 01.11.1998 года по 24.01.2000 года, с 20.11.2000 года по 28.02.2001 года не подлежат включению в специальный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Доводы истца Макаровой Т.В. о возможности включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода с 01.10.1993 года по 31.12.1995 года (2 года 3 месяца 1 день), с 06.07.1998 года по 31.12.2001 года (3 года 11 месяцев 22 дня) в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 3 месяца) со ссылкой на абз. 5 п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» являются ошибочными по следующим основаниям.
Согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Как следует из разъяснений, данных в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа. Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке. Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
В приведенном пункте 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, речь идет о фельдшерских здравпунктах, медицинских пунктах, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям. Однако Макарова Т.В. работала в здравпункте, который не относится к категории фельдшерского здравпункта, медицинского пункта воинской части, а Сердобский электроламповый завод, ОАО «Сердобский электроламповый завод» не является структурным подразделением государственных или муниципальных организаций (воинских частей), в связи с чем положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", к спорным отношениям не применимы.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом Макаровой Т.В. не представлено суду достаточных и бесспорных доказательств того, что в спорные периоды работы истца Макаровой Т.В. в должности <данные изъяты> здравпункта Сердобского электролампового завода, здравпункта ОАО «Сердобский электроламповый завод» с 01.10.1993 года по 31.12.1995 года, с 06.07.1998 года по 06.05.2002 года здравпункт Сердобского электролампового завода, здравпункт ОАО «Сердобский электроламповый завод» являлся структурно выделенным лечебно-профилактическим учреждением, учреждением здравоохранения и входил в состав больницы, поликлиники или амбулатории, при этом расчет должностей по Сердобской центральной районной больнице на 1994 год, отчет физиотерапевтической службы Сердобского района за 1995 год, анализ деятельности поликлиники ЦРБ за 1995 год, статистическая отчетность формы № по состоянию на 03.01.1991 года, на 29.12.1992 года, на 28.12.1994 года, на 19.12.1996 года, на 30.12.1997 года, на 13.12.2000 года, процедурные журналы, журналы выдачи медикаментов на пост здравпункт ЭЛЗ, журналы инъекций, журнал АТУ СеЭЛЗ рапопорт, журнал перевязок СеЭЛЗ, журнал измерения внутриглазного давления, журналы приема больных, журнал эрозии ш/м, журнал приема терапевта, индивидуальные карты амбулаторного больного ФИО14, ФИО15, копии которых имеются в материалах дела, не свидетельствуют об обратном.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 464, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, а также Номенклатурой учреждений здравоохранения (приложение 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденному приказом Минздравмедпрома России от 20.02.1995 года № 35), Номенклатурой учреждений здравоохранения (приложение), утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.11.1999 года № 395 «Об утверждении Номенклатуры учреждений здравоохранения», здравпункт Сердобского электролампового завода, здравпункт ОАО «Сердобский электроламповый завод» не являлся структурно выделенным лечебно-профилактическим учреждением и не входил в состав больницы, поликлиники или амбулатории, не являлся санитарно-эпидемиологическим учреждением или учреждением здравоохранения.
В действующей в настоящее время Номенклатуре медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 года № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций», заводы, акционерные общества в качестве учреждений здравоохранения также не указаны.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2015 года № 1920-О).
На основании вышеизложенного периоды работы истца Макаровой Т.В. в должности <данные изъяты> здравпункта Сердобского электролампового завода, здравпункта ОАО «Сердобский электроламповый завод» с 01.10.1993 года по 31.12.1995 года, с 06.07.1998 года по 06.05.2002 года (за исключением периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 01.11.1998 года по 24.01.2000 года, с 20.11.2000 года по 28.02.2001 года) не подлежат включению в специальный стаж истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования Макаровой Т.В. к ГУ УПФР в г. Сердобске Пензенской области (межрайонное) об обязании ГУ УПФР в г. Сердобске Пензенской области (межрайонное) включить в специальный стаж Макаровой Т.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды с 01.10.1993 года по 31.12.1995 года (2 года 3 месяца 1 день), с 06.07.1998 года по 31.12.2001 года (3 года 11 месяцев 22 дня) в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 3 месяца), обязании ГУ УПФР в г. Сердобске Пензенской области (межрайонное) включить в специальный стаж Макаровой Т.В., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период 01.01.2002 года по 06.05.2002 года в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 3 месяца), признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии ГУ УПФР в г. Сердобске Пензенской области (межрайонное) от 06.11.2018 года № 180000019809/571322/18 в части исключения из стажа указанных периодов не подлежат удовлетворению.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 года № 239-ФЗ) при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Согласно ст. 187 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 года № 185-ФЗ) при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ (в предыдущей редакции) при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из справки, уточняющей занятость в соответствующих должностях за периоды работы, которые засчитываются в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, № от 17.10.2018 года, выданной ГБУЗ «Сердобская МРБ им. А.И. Настина», Макарова Т.В. находилась на курсах повышения квалификации: с 29.01.2003 года по 16.03.2003 года, с 06.05.2008 года по 06.06.2008 года.
Нахождение истца Макаровой Т.В. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 29.01.2003 года по 16.03.2003 года, с 06.05.2008 года по 06.06.2008 года подтверждается и приказом №-О от 06.05.2008 года, выпиской из приказа №-Л от 29.01.2003 года, свидетельством о повышении квалификации регистрационный №, копии которых имеются в материалах дела.
Выплата работодателем заработной платы за периоды нахождения истца Макаровой Т.В. на курсах повышения квалификации с отрывом от основной работы с 29.01.2003 года по 16.03.2003 года, с 06.05.2008 года по 06.06.2008 года подтверждается лицевыми счетами, копии которых имеются в материалах дела.
При таких обстоятельствах, суд считает, что периоды нахождения истца Макаровой Т.В. на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 29.01.2003 года по 16.03.2003 года, с 06.05.2008 года по 06.06.2008 года подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в календарном исчислении, а решение об отказе в установлении пенсии ГУ УПФР в г. Сердобске Пензенской области (межрайонное) от 06.11.2018 года № 180000019809/571322/18 в части исключения из специального стажа Макаровой Т.В. периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 29.01.2003 года по 16.03.2003 года, с 06.05.2008 года по 06.06.2008 года подлежит признанию незаконным.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В судебном заседании установлено, что на момент обращения 17.10.2018 года в ГУ УПФР в г. Сердобске Пензенской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости истец Макарова Т.В. с учетом спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации, подлежащих включению в специальный стаж, не имела специальный стаж, требуемый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, 30 лет, и, следовательно, у истца отсутствует право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения за указанной пенсией, с 17.10.2018 года.
При таких обстоятельствах, на основании вышеизложенного, суд считает, что исковые требования Макаровой Т.В. к ГУ УПФР в г. Сердобске Пензенской области (межрайонное) о признании за Макаровой Т.В. права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с наличием требуемого стажа 30 лет с момента обращения за ней, с 17.10.2018 года, признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии ГУ УПФР в г. Сердобске Пензенской области (межрайонное) от 06.11.2018 года № 180000019809/571322/18 в части отказа в установлении страховой пенсии по старости не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ 06.11.2018 ░░░░ № 180000019809/571322/18 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 29.01.2003 ░░░░ ░░ 16.03.2003 ░░░░, ░ 06.05.2008 ░░░░ ░░ 06.06.2008 ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ 29.01.2003 ░░░░ ░░ 16.03.2003 ░░░░, ░ 06.05.2008 ░░░░ ░░ 06.06.2008 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 07.08.2020 ░░░░.
░░░░░ ░░░░ ░.░.