Решение по делу № 12-211/2019 от 05.08.2019

Дело № 12-211/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

27 сентября 2019 года г. Новочебоксарск

Судья Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики Смаева Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда жалобу Кашаева Сергея Петровича на постановление мирового судьи судебного участка <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

в отношении Кашаева Сергея Петровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес> Республики, проживающего по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, д.Пархикасы, <адрес>, заместителя директора АО «Управление отходами» в <адрес>,

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель директора филиала АО «Управление отходами» в <адрес> Кашаев С.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

Согласно постановлению, при проведении внеплановой проверки с целью проверки выполнения пунктов , 2 предписания -Н от ДД.ММ.ГГГГ Управления Роспотребнадзора, срок исполнения которых истекает ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Кашаев С.П., являясь должностным лицом - заместителем директора филиала АО «Управление отходами», расположенного по адресу: ЧР г. <адрес> Шоршельский вл. 16А, не выполнил в полном объеме предписание должностного лица об устранении выявленных нарушений санитарных правил -Н от ДД.ММ.ГГГГ, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Постановление мирового судьи обжаловано Кашаевым С.П. на предмет отмены по мотиву нарушения норм материального права. В обоснование жалобы заявитель указал, что в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении не была проверена законность предписания.

Незаконность возложения на юридическое лицо и, соответственно, должностное лицо данного юридического лица, обязанности, которую оно в силу закона исполнять не должно, исключает наличие состава административного правонарушения.

Программа проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по Филиалу АО «Управление отходами» разработана в соответствии с требованиями СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий».

В СП ДД.ММ.ГГГГ-01 отсутствуют требования об обязательном согласовании данной программы с органами местного самоуправления или органами исполнительной власти.

АО «Управление отходами» имеет лицензию и осуществляет деятельность по захоронению отходов 4-5 классов опасности и в соответствии с осуществляемой деятельностью разработало программу проведения производственного контроля.

Филиал АО «Управление отходами» доработал свою программу производственного контроля разделом 10, где указаны порядок действий и мероприятия, направленные на защиту персонала и снижения риска неблагоприятных последствий для населения и окружающей среды.

Предписание Роспотребнадзора -Н не содержит четких и конкретных формулировок: как именно и в какой форме Филиал АО «Управление отходами» должен внести изменения в программу производственного контроля.

Требования, указанные в предписании, должны быть законными, то есть основанными на нормах законодательства, но в предписании не указано, какими именно номами закреплена обязанность Филиала АО «Управление отходами» в <адрес> согласовать программу производственного контроля с органами местного самоуправления.

Обращают внимание на тот факт, что предписание было выдано ДД.ММ.ГГГГ, срок исполнения п. 1 предписания в части согласования программы с органами местного самоуправления указан ДД.ММ.ГГГГ. То есть в течение трех рабочих дней административный орган предполагает возможным осуществить согласование каких-либо документов с органами государственной власти.

Таким образом, в данной части предписание -Н является явно неисполнимым.

Требование Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в <адрес> о восстановлении контроля над источником ионизирующего излучения Филиалом АО «Управление отходами» по <адрес> противоречит требованиям настоящего Федерального закона, так как АО «Управление отходами» не обладает лицензией на деятельность в сфере обращения с источниками ионизирующего излучения.

Необходимость разработки плана мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности также предусмотрена статьей 19 Федерального закона № З-ФЗ для организаций, где возможно возникновение радиационной аварии, т.е. потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Пунктом 1.3. Правил СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/20Ю)» определено, что Правила распространяются на всех юридических и физических лиц, осуществляющих:

проектирование, добычу, производство, хранение, использование, транспортирование радиоактивных веществ и других источников ионизирующего излучения (ИИИ);

сбор, хранение, переработку, транспортирование и захоронение радиоактивных отходов;

монтаж, ремонт и наладку приборов, установок и аппаратов, действие которых основано на использовании ионизирующего излучения, и устройств, генерирующих ионизирующее излучение;

радиационный контроль техногенных ИИИ.

Деятельность в области использования техногенных ИИИ и (или) обращения с радиоактивными отходами осуществляется при наличии специального разрешения (лицензии) на право осуществления этой деятельности, выданного органами, уполномоченными осуществлять лицензирование (п. 1.8).

Тем самым административный орган при правовой оценке совершенного обществом деяния руководствовался не подлежащими применению в данном случае нормативными документами.

В Технологическом регламенте эксплуатации объектов Филиала АО «Управление отходами» в <адрес> указано, что транспортное средство, в грузе которых обнаружен радиационный фон, превышающий допустимые показатели, к разгрузке не допускается, отправляется на специальную отведенную площадку отстоя для дополнительного обследования специалистами и принятия соответствующих мер.

Филиал АО «Управление отходами» в <адрес> в соответствии с требованиями Федерального закона №    89-ФЗ и Санитарных Правил "Организация и при проведении производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий руководствуется в осуществляемой им деятельности санитарными правилами, содержащими обязательные требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов.

Судом при рассмотрении дела не были исследованы ни законность предписания -Н от ДД.ММ.ГГГГ, его исполнимость. Указание на очень ограниченные сроки (три рабочих дня) на исполнение предписания также оставлено судом без рассмотрения.

Выслушав защитника Кашаева С.П. – Лукину Т.В., действующую на основании доверенности, поддержавшую доводы жалобы в полном объеме, представителя Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии Семенову М.С., возразившую против удовлетворения жалобы, полагавшую постановление мирового судьи законным и обоснованным, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Административная ответственность по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Мировым судьей установлен факт неисполнения должностным лицом Кашаевым С.П. предписания от ДД.ММ.ГГГГ -Н, выданного Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии, в соответствии с которым АО «Управление отходами» предписано:

1. Доработать программы проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по Филиалу АО «Управление отходами», сведениями о возможных аварийных ситуациях (радиационных авариях), связанных с обнаружением отходов, обладающих радиоактивностью, и мероприятия, направленные на соблюдение санитарных правил и гигиенических нормативов по ее ликвидации, в том числе планом мероприятий по защите работников (персонала) от радиационной аварии и ее последствий, согласовать с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности; срок исполнения установлен до ДД.ММ.ГГГГ;

2. Организовать и провести мероприятия по защите персонала от воздействия ионизирующего излучения, в т.ч. по восстановлению контроля над источником излучения и сведению к минимуму доз облучения, количества облученных лиц, радиоактивного загрязнения окружающей среды, экономических и социальных потерь, вызванных загрязнением в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Вывод мирового судьи о виновности Кашаева С.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, - невыполнения в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный контроль (надзор), об устранении нарушений законодательства, является верным, основан на имеющихся в деле доказательствах.

Факт неисполнения должностным лицом предписания от ДД.ММ.ГГГГ -Н подтвержден актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ -Н, составленным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии Прохоровой А.А. В ходе проверки выявлено, что нарушения, указанные в предписании, не были исполнены в установленный срок.

Доводы, приведенные в обоснование жалобы, не влекут отмену обжалуемого решения. Аналогичные доводы приводились при рассмотрении дела мировым судьей, им дана надлежащая оценка.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, предписание выдано юридическому лицу в целях устранения нарушений выявленных требований законодательства, предусмотренных ст.ст.11.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», требований санитарных норм и правил, приведенных в п.п.3.8, 3.9 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий», п.2.3.2 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности; п.п.6.1,6.2 СанПин 2.6.12523-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)».

Из материалов дела и пояснений участников судебного разбирательства установлено, что проверка в отношении АО «Управление отходами» проводилась Управлением Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в связи с поступившей в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЧР в <адрес> телефонограммы от АО «Упраление отходами от ДД.ММ.ГГГГ об обнаружении системой радиационного контроля «Янтарь 2С» факта превышения радиационного фона при проезде мусоровоза через пункт весового контроля.

При аналогичных обстоятельствах в 2018 году был выявлен факт превышения радиационного фона на объекте переработки и захоронения твердых бытовых отходов.

В ходе проверки, проведенной Управлением Роспотребнадзора по ЧР, установлено, что АО «Управление отходами», по месту нахождения структурного подразделения: Чувашская Республика, <адрес>, владение 16а, после установления радиационного загрязнения поступивших на полигон отходов не организованы и не проведены мероприятия по защите персонала от воздействия ионизирующего излучения, в том числе по восстановлению контроля над источником излучения и сведению к минимуму доз облучения, количества облученных лиц, радиоактивного загрязнения окружающей среды.

Так, в целях обеспечения радиационной безопасности персонала, не вывешены предупреждающие надписи, извещающие о радиационной опасности и запрете входа в зону на существующих физических барьерных ограждениях. Источник ионизирующего излучения не удален от обслуживающего персонала и других лиц на возможно большее расстояние, а именно в 10 метрах располагается будка охранника, в 20 метрах осуществляется движение автотранспорта и персонала. Территория ограждена только ленточным ограждением с двумя знаками радиационной опасности, что является нарушением пункта 2.3.2. СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)»; пункта 5.4 MP 2.ДД.ММ.ГГГГ-11 «Санитарно-гигиенические требования к мероприятиям по ликвидации последствий радиационной аварии» разработанных в соответствие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «О радиационной безопасности населения», пунктов 5.1.1., 5.1.2, 6.1., 6.2. СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)».

Согласно пункту 2.4 СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий», производственный контроль включает, в том числе: наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью (подпункт «а»); осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (подпункт «б»);обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг (подпункт «д»); своевременное информирование населения, органов местного самоуправления, органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Требования к программе производственного контроля содержатся в разделе III СП ДД.ММ.ГГГГ-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Кашаевым С.П., являющимся в соответствии с приказом о назначении на должность и должностной инструкцией лицом, ответственным за принятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, иных правил, создающих угрозу деятельности филиала АО «Управление отходами», не было принято надлежащих мер к устранению выявленных административным органом нарушений.

В срок до ДД.ММ.ГГГГ в программу проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий не был включен план мероприятий по защите работников (персонала) от радиационной аварии, ее последствий, не были приняты меры, направленные на согласование программы с органом местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности.

Вопреки доводам жадобы, согласование программы производственного контроля с органом местного самоуправления предусмотрено статьей 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», в соответствии с которой план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности.

Программа проведения производственного контроля утверждена директором филиала АО «Управление отходами» по истечении срока, предусмотренного предписанием, ДД.ММ.ГГГГ. При этом, как следует из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, было выявлено неисполнение в полной мере предписания в части доработки программы производственного контроля.

Предписание в части проведения мероприятий по восстановлению контроля над источником излучения являлось обоснованным и правомерным.

Согласно пунктам 1.1 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-09, 1.2 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 нормы и правила являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, независимо от их подчиненности и формы собственности, в результате деятельности которых возможно облучение людей, а также для администрации субъектов Российской Федерации, местных органов власти, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации.

На основании пункта 1.3 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 правила распространяются на всех юридических и физических лиц, осуществляющих: проектирование, добычу, производство, хранение, использование, транспортирование радиоактивных веществ и других источников ионизирующего излучения; сбор, хранение, переработку, транспортирование и захоронение радиоактивных отходов; монтаж, ремонт и наладку приборов, установок и аппаратов, действие которых основано на использовании ионизирующего излучения, и устройств, генерирующих ионизирующее излучение; радиационный контроль техногенных источников ионизирующего излучения. Правила также распространяются на юридических и физических лиц, от деятельности которых зависит уровень облучения людей природными источниками ионизирующего излучения, и организации, выполняющие работы на территории, загрязненной радиоактивными веществами.

В соответствии с п. 6.2 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)», при радиационной аварии или обнаружении радиоактивного загрязнения ограничение облучения осуществляется защитными мероприятиями, применимыми, как правило, к окружающей среде и (или) к человеку. Эти мероприятия могут приводить к нарушению нормальной жизнедеятельности населения, хозяйственного и социального функционирования территории. При планировании защитных мероприятий необходимо обеспечивать максимально возможное превышение пользы от снижения дозы облучения над ущербом, связанным с проведением этих мероприятий.

Исходя из фактических обстоятельств дела, вида и характера деятельности АО «Управление отходами», в деятельности организации возникают ситуации, при которых возможно облучение людей, радиоактивное загрязнение окружающей среды.

С учетом вышеизложенного, предписание административного органа вопреки доводам жалобы являлось законным и исполнимым.

С ходатайством о продлении срока исполнения предписания в случае невозможности исполнения предписания в установленный срок по уважительным причинам представители юридического лица не обращались. Как следует из письменных сообщений, направленных Кашаевым С.П. в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЧР в <адрес> после вынесения предписания, Кашаевым С.П. оспаривались требования предписания.

Доводы жалобы направлены на переоценку доказательств, не свидетельствуют об отсутствии вины должностного лица, сводятся к несогласию с установленными по делу обстоятельствами.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных законом, при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления мирового судьи, не выявлено.

При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления мирового судьи не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

р е ш и л:

Жалобу Кашаева Сергея Петровича на постановление мирового судьи судебного участка <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, оставить без удовлетворения, постановление мирового судьи судебного участка <адрес> Республики – без изменения.

Вступившие в законную силу постановление, решение могут быть обжалованы, опротестованы в Верховный Суд Чувашской Республики в порядке ст.30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья ФИО2

12-211/2019

Категория:
Административные
Суд
Новочебоксарский городской суд Чувашии
Судья
Смаева Н.В.
Дело на странице суда
novocheboksarsky.chv.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее