Дело № 2-202/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Уват Тюменской области 20 июля 2016 года
Уватский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Шумасова А.Р.,
при секретаре Максименко И.А.,
с участием:
прокурора Колоскова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Уватского района Тюменской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании запрещенной в Российской Федерации информации о реализации курительных смесей и наборов для изготовления наркотических веществ, распространенной в сети «Интернет»,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Уватского района Тюменской области обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации о реализации курительных смесей и наборов для изготовления наркотических веществ, размещенной в сети «Интернет» по адресу: (Адрес обезличен), информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, мотивируя тем, что на указанном ресурсе размещены рекламные объявления о реализации курительных смесей, объявления о продаже реагентов для изготовления наркотических веществ в домашних условиях, а также ссылки на блог о наркотиках, в частности, на странице размещены объявления следующего содержания: «Легендарный блог о наркотиках! Блог о котором слышали все, но читали единицы. Успей прочесть, при тебе пишется летопись истории. Единственная команда авторов, которая торчит и не стесняется», «Собрать любимый стафф на кухне просто и выгодно. Попробуй себя в деле и порадуй лучшими продуктами», «Оптовые продажи 1-фенил-2-нитропропена и бензальдегида. Высокое качество и приятные цены. Закладки по Москве и отправки в регионы». Поскольку предоставление возможности доступа к информации, направленной на распространение курительных смесей, оказывающих одурманивающее воздействие на нервную систему, побуждающей к их приобретению и потреблению, способствует совершению правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», фактически является распространением запрещенной информации и ограничение доступа к данной информации требуется для защиты публичных интересов Российской Федерации и права неопределенного круга лиц на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, прокурор и обратился в суд с обозначенными выше требованиями.
Прокурор в судебном заседании настаивал на полном удовлетворении своих требований по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, ХМАО – Югре и ЯНАО в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по заявленным требованиям не представил, считал, что по требованиям прокурора подлежал применению предварительный претензионный порядок, так как запрещать к распространению указанную информацию вправе специализированный государственный самостоятельно.
Прокурор на участии представителя заинтересованного лица в судебном заседании не настаивал.
С учетом изложенного дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
Заслушав прокурора, изучив материалы дела, считаю необходимым заявленные требования удовлетворить полностью по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Согласно рапорту помощника прокурора Уватского района Тюменской области в ходе мониторинга Интернет-ресурсов установлено, что на странице сайта (Адрес обезличен) в нарушение законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях размещена информация, направленная на распространение курительных смесей.
Представлены скрин-шоты страницы Интернет-сайта.
Согласно сведениям Роскомнадзора сайт (Адрес обезличен) в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено и находятся в свободном доступе в сети «Интернет», не значится.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» распространение информации осуществляется свободно при соблюдении установленных федеральными законами требований законодательства (далее по тексту Федеральный закон № 149-ФЗ).
В силу п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 6.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.
Частью 2 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах.
Статьей 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за потребление несовершеннолетними наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующего отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, и обеспечивающего информационную безопасность несовершеннолетних, к информации для распространения среди детей, относится информация, оправдывающая противоправное поведение.
Таким образом, размещение в сети «Интернет» в свободном доступе информации о реализации курительных смесей и наборов для изготовления наркотических веществ, за что законодателем предусмотрена административная ответственность, является распространением запрещенной информации.
Размещение такой информации на сайтах в свободном доступе фактически способствует совершению гражданами административных правонарушений.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 5 ст.15 указанного Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу п.п. 1, 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее – реестр), в который включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а также сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основаниями для включения сведений в Реестр, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 3 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу п.п. 2, 3 «Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 создание, формирование и ведение Единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, является одним из способов защиты гражданских прав.
К доводу заинтересованного лица о том, что по делу подлежал применению предварительный несудебный порядок запрещения распространения информации суд относится критически, поскольку такого обязательного обращения, перед подачей заявления в суд действующее законодательство не предусматривает. В ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ всего лишь предусмотрено что требуемый в заявлении прокурора запрет на распространение информации о наркотиках праве установить специализированный государственный орган самостоятельно без судебного решения.
Поскольку свободный доступ к сайтам, где размещена информация о реализации курительных смесей и наборов для изготовления наркотических веществ, фактически способствует совершению гражданами правонарушений и тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц, поэтому информация, размещенная в сети «Интернет» на сайте (Адрес обезличен), является информацией, распространение которой в Российской Федерации подлежит запрету.
Таким образом, требование прокурора Уватского района Тюменской области является законным и обоснованным, в силу чего, подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Уватского района Тюменской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить полностью.
Признать информацию о реализации курительных смесей и наборов для изготовления наркотических веществ, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте (Адрес обезличен), информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в течение месяца со дня его провозглашения через Уватский районный суд Тюменской области.
Настоящее решение изготовлено на компьютере в совещательной комнате.
Председательствующий судья подпись
Решение в законную силу не вступило.