Дело № 2-1613/2024 *** |
*** *** |
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации |
|
13 августа 2024 года |
город Кола Мурманская область |
Кольский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Архипчук Н.П.,
при секретаре Чугай Т.И.,
с участием представителя истца Мазнева Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кольского района Мурманской области к муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства муниципального образования город Кола» о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Прокуратурой Кольского района во исполнение приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов.
Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на территории *** по адрес*** расположены светофорные объекты, регулирующие движение пешеходов.
Указанные объекты дорожной инфраструктуры на праве оперативного управления закреплены за МКУ «УГХ г. Кола».
Как следует из предоставленной МКУ «УГХ г. Кола информации, вблизи указанных светофорных объектов находится множество объектов социальной инфраструктуры, в том числе *** при этом отсутствуют технические средства информации или сигнализации общего пользования, адаптированные к потребностям пользователей-инвалидов и удовлетворяющие требованиям доступности для инвалидов в звуковом виде удобном для восприятия пользователем.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что исследованные светофорные объекты являются элементами коммуникационного пространства при движении к объектам социальной инфраструктуры. Указанные пешеходные переходы расположены на маршруте движения слепых и слабовидящих пешеходов, а также несовершеннолетних поскольку неподалеку расположены перечисленные объекты.
Необходимость установки на светофорных объектах средств, обеспечивающих дублирование звуковыми сигналами световых сигналов на указанных переходах обусловлена расположением вблизи этого перекрестка объектов социальной инфраструктуры, законного права на беспрепятственный доступ к которым инвалиды не могут быть лишены. Слепые и слабовидящие граждане вправе свободно передвигаться по любым пешеходным переходам и посещать любые места, а не только те объекты социальной инфраструктуры, которые связаны с их обслуживанием. Просит суд обязать МКУ «УГХ г. Колы» в срок до *** оснастить светофорные объекты в адрес*** звуковой сигнализацией, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
Кроме того, прокурор Кольского района Мурманской области обратился к МКУ «Управление городского хозяйства муниципального образования город Кола» о возложении обязанности совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований истец указал, что в результате проверки установлено, что светофорный объект, расположенный по адрес*** не обеспечивает дублирование звуковыми и тактильными сигналами световых сигналов.
Как следует из предоставленной МКУ «УГХ г. Кола информации, вблизи указанных светофорных объектов находится множество объектов социальной инфраструктуры, в том числе *** при этом отсутствуют технические средства информации или сигнализации общего пользования, адаптированные к потребностям пользователей-инвалидов и удовлетворяющие требованиям доступности для инвалидов в звуковом виде удобном для восприятия пользователем.
Необходимость обеспечения на светофорном объекте средств, обеспечивающими дублирование звуковыми и тактильными сигналами световых сигналов по адрес*** обусловлена расположением вблизи этих улиц объектов социальной инфраструктуры, законного права на беспрепятственный доступ к которым инвалиды не могут быть лишены.
Непринятие ответчиком мер по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры не позволяет гражданам данной категории реализовывать наравне с другими гражданами принадлежащих им прав и свобод. Просит суд обязать ответчика в срок до *** оснастить светофорные объекты по адресу: пешеходный переход адрес***, звуковой сигнализацией, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
Определением суда от *** производство по гражданскому делу № по иску прокурора Кольского района Мурманской области к муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства муниципального образования город Кола» о возложении обязанности совершить определенные действия и по гражданскому делу № по иску прокурора Кольского района Мурманской области к муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства муниципального образования город Кола» о возложении обязанности совершить определенные действия, объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера - №.
Определением суда от *** к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены Администрация Кольского района Мурманской области и ОМВД России по Кольскому району.
В судебном заседании представитель истца Мазнев Д.В. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
В судебное заседание представитель ответчика МКУ «УГХ г.Кола» не явился, ранее в судебном заседании представители ответчика Синдеев С.В. и Ваганов А.Б. возражали об удовлетворении исковых требований прокурора, указывая на неисполнимость заявленных прокурором требований.
Представители третьих лиц Администрации Кольского района Мурманской области и ОМВД России по Кольскому району в судебное заседание не явились, о дате и времени его проведения извещены надлежащим образом.
Из представленного письменного отзыва администрации Кольского района следует, что прокурором не доказана совокупность необходимых условий, указанных в ГОСТ Р 52289-2019 для оснащения светофорных объектов звуковой сигнализацией, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами, а также не представлено сведений, что указанными светофорными объектами регулируется движение по пешеходным переходам, которые расположены на маршруте движения слепых и слабовидящих пешеходов. В случае удовлетворения заявленных требований, просили предоставить срок для их выполнения – в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Выслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Как усматривается из искового заявления, прокурором заявлены требования о возложении обязанности на муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства муниципального образования город Кола» устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения и нарушения в сфере социальной защиты инвалидов, в том числе несовершеннолетних, посредством оборудования светофорных объектов, расположенных в *** в адрес*** средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми и тактильными сигналами световых сигналов.
Статьей 2 Федерального закона от 24.1 1.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов определена как система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; условия для беспрепятственного пользования автомобильным транспортом, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяет безопасность дорожного движения как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Согласно статье 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, разработка мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Статьей 14 (пункт 5 части 1) Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесены вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, помимо прочего, относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет дорожную деятельность как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержанием автомобильной дороги, согласно названной статье, является комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 17 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ закреплены элементы обустройства автомобильных дорог, к которым отнесены, в том числе, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и устройства для регулирования дорожного движения.
Пунктом 6.6 Правил дорожного движения Российской Федерации (утверждены Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090) закреплено, что для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.
Правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений регулируется ГОСТ Р 52289-2019 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденным приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст.
В соответствии с абз. 5 п. 7.5.3 ГОСТ Р 52289-2019 на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются пешеходы с нарушением функций зрения, а также с нарушением функций зрения и слуха, дополнительно к светофорной сигнализации применяют звуковую сигнализацию по ГОСТ Р ИСО 23600, работающую в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
ГОСТ Р ИСО 23600-2013 "Вспомогательные технические средства для лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха. Звуковые и тактильные сигналы дорожных светофоров", утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, регулирует требования к звуковым и тактильным сигналам пешеходных светофоров, которые служат для обеспечения безопасности и самостоятельного перемещения лиц с нарушением функций зрения и лиц с нарушением функций зрения и слуха.
Таким образом, законодателем предусмотрена установка звуковых сигналов, дублирующих светофорные сигналы на пешеходных переходах, которыми регулярно пользуются слепые и слабовидящие пешеходы.
В силу положений Постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 года № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» основным требованием к государственной политике субъектов Российской Федерации является создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, обеспечение реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, спорт и физическая культура, жилой фонд).
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что прокуратурой Кольского района во исполнение приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов, в ходе которой установлено, что на территории *** по адрес*** и пешеходный переход в адрес*** расположены светофорные объекты, регулирующие движение пешеходов.
Указанные объекты дорожной инфраструктуры на праве оперативного управления закреплены за МКУ «УГХ г. Кола», что не оспаривалось стороной ответчика.
Согласно сведений, предоставленных МКУ «УГХ г. Кола от ***, вблизи указанных светофорных объектов находится множество объектов социальной инфраструктуры, в том числе ***, при этом отсутствуют технические средства информации или сигнализации общего пользования, адаптированные к потребностям пользователей-инвалидов и удовлетворяющие требованиям доступности для инвалидов в звуковом виде удобном для восприятия пользователем.
В соответствии с Уставом, утвержденным постановлением администрации Кольского района от 24.12.2019 № 1686 «Об утверждении устава муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства МО г. Кола», учреждение является некоммерческой организацией, созданной в целях осуществления управленческих функций в сфере обеспечения условий для решения вопросов местного значения муниципального образования городское поселение Кола Кольского района, связанных с организацией по содержанию объектов внешнего благоустройства, входящих в состав городского хозяйства. Учредителем учреждения является муниципальное образование городское поселение Кола Кольского района, функции и полномочия учредителя, которого выполняет администрация Кольского района. Для решения определенных уставом целей и предусмотренных видов деятельности Учреждение организовывает техническое обслуживание, ремонт и эксплуатацию, а также сохранность и надлежащее использование объектов внешнего благоустройства.
В силу ст. 56 ГПК РФ ответчик не представил суду доказательств того, что светофорные объекты, расположенные в адрес*** оборудованы средствами, обеспечивающими дублирование звуковыми и тактильными сигналами световых сигналов.
Доводы о необходимости оснащения светофорных объектов на спорных пешеходных переходов звуковой сигнализацией, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами, подтвердил допрошенный в качестве свидетеля государственный инспектор дорожного надзора ГИБДД Управления МВД России по Мурманской области ФИО1 который указал, что оба участка находятся адрес*** и близрасположенных жилых массивов. Кроме того, в районе адрес*** располагается большой объект социальной инфраструктуры – *** популярная среди жителей всего города и области. Интенсивность движения автомобильного транспорта и пешеходов по этим улицам высока в любое время суток. В настоящее время светофоры на участке адрес*** работают в двухфазном режиме, однако препятствий для их перевода в трехфазный режим не имеется. Дополнительно указал, что удовлетворение заявленных прокурором требований будет лишь способствовать соблюдения прав инвалидов.
Довод представителя ответчика о том, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих, что спорные участки являются маршрутом движения слепых и слабовидящих пешеходов, не могут быть принят судом во внимание, поскольку не являются основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку необходимость установки на светофорных объектах звуковой сигнализации, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами, обусловлена расположением вблизи этих улиц объектов социальной инфраструктуры, законного права на беспрепятственный доступ к которым инвалиды не могут быть лишены. Факт проживания на территории *** инвалидов по зрению и несовершеннолетних сторонами не оспаривался. При этом круг лиц данной категории не определен.
Таким образом, непринятие ответчиком мер по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам транспортной инфраструктуры не позволяет гражданам данной категории реализовывать наравне с другими гражданами принадлежащих им прав и свобод.
При изложенных обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Рассматривая требование прокурора об установлении срока, в течение которого ответчик обязан выполнить возложенные на него обязанности, суд принимает во внимание, что ответчику необходимо определенное время для надлежащего выполнения указанных действий. В связи с чем, в соответствии с положениями ст. 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок для выполнения ответчиком возложенной на него судом обязанности в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда, полагая такой срок разумным и достаточным для выполнения ответчиком возложенной на него судом обязанности.
В случае наличия объективных обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда в установленный срок, ответчики не лишены возможности обратиться в суд с соответствующим заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст.203 ГПК РФ.
руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Кольского района Мурманской области *** к муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства муниципального образования город Кола» *** о понуждении к исполнению требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, в том числе несовершеннолетних, и в сфере безопасности дорожного движения удовлетворить.
Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства муниципального образования город Кола», в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, оснастить светофорные объекты по адресам: пешеходный переход адрес***, звуковой сигнализацией, работающей в согласованном режиме с пешеходными светофорами.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
***
***
Судья Н.П. Архипчук