Судья Нартя Е.А. УИД 39RS0001-01-2023-004793-33
дело №2-5021/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33-1895/2024
9 апреля 2024 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Яковлева Н.А.
судей Теплинской Т.В., Мамичевой В.В.
при секретаре Вишняковой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства социальной политики по Калининградской области на решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 29 ноября 2023 года по иску Акушевич ФИО1 к Министерству социальной политики Калининградской области о признании незаконным решения об отказе в направлении документов в МЧС России с целью выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, возложении обязанности по направлению документов, взыскании расходов на оплату услуг представителя, расходов по оплате госпошлины, третье лицо – Главное управление МЧС России по Калининградской области.
Заслушав доклад судьи Яковлева Н.А., объяснения представителя ответчика Министерства социальной политики Калининградской области Антоновой М.А., представителя Главного управления МЧС России по Калининградской области Котюковой Ю.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения истца Акушевич Ж.А. и ее представителя Смирновой О.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Акушевич Ж.А. обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением к Министерству социальной политики Калининградской области, указав в обоснование поданного иска, что она является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, о чем выдано удостоверение серии № от 21 ноября 1990 года, согласно которому предъявитель удостоверения имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством Союза ССР и союзных республик для лиц, принимающих участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС бессрочно.
Согласно свидетельству о регистрации брака ФИО1 26 апреля 2001 г. присвоена фамилия Акушевич.
Постановлением Кабинета Министров Украины от 11.07.2018 № 551 Акушевич Ж.А. выдано Свидетельство участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году (Категория 1) от 10.11.2021, установлена № группа инвалидности, срок действия бессрочно.
Согласно экспертному заключению Киевской региональной межведомственной экспертной комиссии от 26.06.2012 г. Акушевич Ж.А. установлен диагноз <данные изъяты>. Заболевание связано с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Акушевич Ж.А. являлась гражданской Украины, в январе 2023 года подала документы на получение гражданства Российской Федерации, 24 мая 2023 г. выдан паспорт гражданина Российской Федерации.
На территорию Российской Федерации Акушевич Ж.А. прибыла с города Чернигова Украина, ранее проживала в <данные изъяты> Киевской области, в связи с ведением военных действий была вынуждена покинуть место жительства.
1 июня 2023 г. Акушевич Ж.А. обратилась по месту жительства в Министерство социальной политики Калининградской области с заявлением о выдаче ей удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году Российского образца.
Однако, в направлении документов для оформления удостоверения Акушевич Ж.А. было отказано. Отказ мотивирован тем, что согласно паспорту гражданина Украины постоянным местом жительства Акушевич Ж.А. является <данные изъяты> Киевской области, в г.Калининграде последняя имеет временную регистрацию на срок по 26 мая 2024 г., в связи с чем основания для направления документов в МЧС России (г. Москва) с целью выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, отсутствуют.
С таким решением сторона истца не согласна, указывая, что Акушевич Ж.А. является гражданкой Российской Федерации. Согласно свидетельству о регистрации Акушевич Ж.А. зарегистрирована по месту жительства в г.Калининграде. В связи с тем, что истец фактически являлась беженцем из Украины, покинула страну в связи с военными действиями, снятие с регистрационного учета в <данные изъяты> в настоящее время не представляется возможным. При таких обстоятельствах полагает, что отказ Министерства социальной политики в удовлетворении требований о признании права на замену удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС является незаконным.
На основании изложенного, просит суд признать отказ Министерства социальной политики Калининградской области в направлении документов в МЧС России с целью выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, незаконным, возложить на Министерство социальной политики Калининградской области обязанность по направлению документов в МЧС России с целью выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выдаче Акушевич ФИО1 удостоверения участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, взыскать с Министерства социальной политики Калининградской области компенсацию расходов на оплату услуг представителя в размере 25000 рублей, компенсацию расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Рассмотрев дело, суд вынес решение, которым постановил:
исковые требования Акушевич ФИО1 удовлетворить;
признать незаконным решение Министерства социальной политики Калининградской области от 23.06.2023 № 9305/09 об отказе в направлении документов в МЧС России с целью выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
возложить на Министерство социальной политики Калининградской области обязанность направить представленные истцом документы в МЧС России с целью выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации;
взыскать с Министерства социальной политики Калининградской области в пользу Акушевич ФИО1 расходы на оплату услуг представителя 15000 рублей, расходы по оплате госпошлины 300 рублей.
В апелляционной жалобе Министерство социальной политики Калининградской области просит отменить решение суда и отказать Акушевич Ж.А. в удовлетворении исковых требований. Просит учесть, что меры социальной поддержки, установленные Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», распространяются на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022 года), постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области с 24 февраля 2022 года по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы указанных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, или постоянно проживающих на день вступления в силу настоящего Федерального закона на территориях указанных субъектов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 17.02.2023 № 18-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере социальной зашиты и социального обслуживания граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области») и не распространяются на граждан, прибывших в Российскую Федерацию из других регионов Республики Украина.
От Главного управления МЧС России по Калининградской области поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором третье лицо просит решение суда первой инстанции отменить.
Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в частности: 3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; 12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Приказом МЧС России N 253, Минтруда России N 207н, Минфина России N 73н от 21.04.2020 утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее по тексту – Порядок).
В соответствии с п.2 названного Порядка удостоверение выдается:
а) гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; гражданам, в том числе военнослужащим военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младшему и среднему медицинскому персоналу, врачам и другим работникам лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившим сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;
б) гражданам (в том числе временно направленным или командированным), принимавшим в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятым в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившим в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения;
в) членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона.
В силу п.4 Порядка для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются:
а) паспорт гражданина Российской Федерации;
б) один или несколько документов (оригиналы либо заверенные копии), подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, из числа документов, предусмотренных пунктами 6 или 7 Порядка и условий.
Так, в силу п.6 Порядка документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются:
а) командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения;
б) справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами;
в) трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения;
г) табель учета рабочего времени в зоне отчуждения;
д) справка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения);
е) задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения;
ж) военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения);
з) выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения;
и) выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.
Уполномоченные органы: а) осуществляют прием от граждан документов, указанных в пунктах 4 - 7 Порядка и условий; б) снимают и заверяют копии с представленных документов (оригиналы возвращаются заявителю); в) проводят проверку представленных документов; г) в случае необходимости направляют запросы (в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия) о подтверждении сведений, содержащихся в представленных гражданином документах об участии в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Для подготовки решения о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения, проверки документов, представленных гражданами в соответствии с Порядком и условиями, в уполномоченных органах по распоряжению руководителей (заместителей руководителей) этих органов создаются комиссии и утверждается их персональный состав.
Решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения принимается уполномоченным органом в месячный срок со дня принятия от гражданина заявления при соблюдении заявителем условий, указанных в пункте 4 либо 5 Порядка и условий, и оформляется распоряжением руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа.
При этом бланки удостоверений выдаются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий непосредственно представителям уполномоченных органов на основании заявки (письменного обращения), доверенности, выданной в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, и копий документов, послуживших основанием для принятия решений о выдаче гражданам удостоверения. При представлении уполномоченным органом документов, не соответствующих требованиям Порядка и условий, бланк удостоверения не выдается.
Как установлено, 01.06.2023 г. истец обратилась в Министерство социальной политики Калининградской области с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с 1986 году.
С целью выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году истцом были приложены, в том числе копия паспорта гражданина РФ, копия трудовой книжки, в которой имеется запись о работе истца с 19.06.1985 по 29.06.1992 на Чернобыльской атомной электростанции, что соответствует требованиям, установленным в п.6 вышеназванного Порядка.
Однако, в письме от 23.06.2023 № 9305/09 Министерство социальной политики Калининградской области сообщило истцу об отказе в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году в связи с отсутствием у истца постоянной регистрации по месту жительства на территории Калининградской области.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и приказа МЧС России №253, Минтруда России №207н, Минфина России №73н от 21 апреля 2020 г. «Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС» и, дав оценку собранным по делу доказательствам, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ пришел к выводу, что у ответчика не имелось законных оснований для отказа истцу в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в связи с отсутствием регистрации по месту жительства на территории Калининградской области.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, установив, что истец на момент обращения с заявлением зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г.Калининград, <адрес> на срок с 30.05.2023 по 26.05.2024, 24.05.2023 истцу выдан паспорт гражданина РФ, истец состоит на учете в ГБУЗ КО Городская поликлиника №, с 01.06.2023 истцу Отделением Фонда пенсионного и социального страхования по Калининградской области назначена страховая пенсия по старости, принимая во внимание факт участия истца в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, признание ее участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, выдачу 21 ноября 1990 года соответствующего удостоверения серии №, исходил из гарантированных мер социальной поддержки участникам ликвидации последствий аварии, пришел к выводу о наличии права на получение и выдачу удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения - части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, корреспондирующей к абзацу 8 статьи 2 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, согласно которой выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон от 25 июня 1993 года N 5242-I) указано, что под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Закона от 25 июня 1993 года N 5242-I).
Доводы апелляционной жалобы о незаконном признании права за истцом на получение удостоверения ввиду отсутствия у истца регистрации по месту жительства на территории Калининградской области, которое в силу требований п. 4 Порядка оформления и выдачи гражданам удостоверения подтверждается подачей документов гражданами в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы), не опровергают законные выводы суда, основанные на правильном применении Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, имеющие высшую юридическую силу по отношению к приказам МЧС России N 253, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 207н, Министерства финансов Российской Федерации N 73н от 21 апреля 2020 г., а также установленных по делу обстоятельств - факта постоянного проживания истца на территории Калининградской области с 24.05.2023 г. по настоящее время.
Ссылки в жалобе на ст.1 Федерального закона от 17.02.2023 г. №18-ФЗ также нельзя признать состоятельными, поскольку он определяет особенности правового регулирования отношений в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022 года), постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области с 24 февраля 2022 года по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы указанных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, или постоянно проживающих на день вступления в силу настоящего Федерального закона на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Истица не проживала и не проживает на территории указанных областей, данный закон не может регулировать правоотношения, о которых заявлено в иске.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно. Выводы, указанные в судебном решении, не противоречат материалам дела, нормы материального права применены правильно, поэтому оснований для отмены состоявшегося по делу решения по доводам заявителя не имеется. Более того, по существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении исковых требований и которые могли бы повлиять на правильность судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинградского районного суда г.Калининграда от 29 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 апреля 2024 года.
Председательствующий:
Судьи: