Судья Акульшина Т.В.
Дело № 33-8753
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 марта 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Строгонова М.В.,
судей Бобровой Ю.М., Дубинской В.К.,
при секретаре Потапове А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бобровой Ю.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя третьего лица ОАО «РЖД» по доверенности Волковой И.В., по апелляционному представлению истца Московско-Смоленского транспортного прокурора Луняева Д.А. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 ноября 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исков Московско-Смоленского транспортного прокурора г. Москвы в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» об обязании устранить нарушения законодательства, обязании провести работы по обустройству и оборудованию отказать.
У с т а н о в и л а:
Московско-Смоленский транспортный прокурор г. Москвы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» (далее - ОАО «ЦППК») об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности движения при обустройстве и содержании пригородной пассажирской инфраструктуры на железнодорожной станции Нара Киевского направления Московской железной дороги и привести в соответствии с требованиями СП 2.5.1198-03, а именно, восстановить асфальтовое покрытие платформ и габаритные плиты, устранить разрушения и провалы межплитных швов, заделать участки с оголенной арматурой и сквозные ямы, восстановить провалы плит.
Московско-Смоленский транспортный прокурор г. Москвы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» (далее - ОАО «ЦППК») об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности движения при обустройстве и содержании пригородной пассажирской инфраструктуры на остановочном пункте Дачная Киевского направления Московской железной дороги и привести в соответствии с требованиями СП 2.5.1198-03, а именно, восстановить асфальтовое покрытие платформ, устранить разрушения и провалы межплитных швов, восстановить края габаритных плит, заделать участки с оголенной арматурой, обеспечить доступ на платформы инвалидов и других маломобильных групп населения, оборудовать платформы пандусами.
Московско-Смоленский транспортный прокурор г. Москвы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» (далее - ОАО «ЦППК») об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности движения при обустройстве и содержании пригородной пассажирской инфраструктуры, а именно, привести пассажирские платформы остановочного пункта Рабочий поселок Смоленского направления Московской железной дороги по высоте и расстоянию от оси железнодорожного пути в соответствии с нормами, установленными п. 30 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21 декабря 2010 г. № 286. Обязать ОАО «ЦППК» привести состояние пассажирских платформ в соответствии с требованиями п. 3.2.8 Санитарно-эпидемиологический правил СП 2.5.1198-03, на пассажирских платформах 1, 2 и 3 восстановить асфальтовое покрытие платформ, устранить разрушения межплитных швов и краев габаритных плит, провалы межплитных швов.
Московско-Смоленский транспортный прокурор г. Москвы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» (далее - ОАО «ЦППК») об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности движения при обустройстве и содержании пригородной пассажирской инфраструктуры на железнодорожной станции Селятино Киевского направления Московской железной дороги и привести в соответствии с требованиями СП 2.5.1198-03, а именно, восстановить асфальтовое покрытие платформы и края габаритных плит, устранить разрушения и провалы межплитных швов, заделать сквозные ямы, восстановить плиты.
Московско-Смоленский транспортный прокурор г. Москвы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» (далее - ОАО «ЦППК») об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности движения при обустройстве и содержании пригородной пассажирской инфраструктуры на остановочном пункте Ожигово Киевского направления Московской железной дороги и привести в соответствии с требованиями СП 2.5.1198-03, а именно, восстановить асфальтовое покрытие платформ, устранить разрушения и провалы межплитных швов, восстановить края габаритных плит, заделать участки с оголенной арматурой.
Московско-Смоленский транспортный прокурор г. Москвы обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» (далее - ОАО «ЦППК») об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности движения при обустройстве и содержании пригородной пассажирской инфраструктуры на железнодорожной станции Толстопальцево Киевского направления Московской железной дороги и привести в соответствии с требованиями СП 2.5.1198-03, а именно, восстановить асфальтовое покрытие платформы и края габаритных плит, устранить разрушения и провалы межплитных швов, заделать участки с оголенной арматурой и сквозные ямы.
Определением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 22 октября 2015 г. вышеуказанные дела объединены в одно производство для совместно рассмотрения и разрешения.
В обоснование заявленных требований указано, что Московско-Смоленской транспортной прокуратурой проведена проверка о нарушениях требований к габаритам пассажирских железнодорожных платформ остановочного пункта Рабочий поселок Смоленского направления Московской железной дороги, расположенного на 13 км 1 ПК по адресу: *******. Кроме того, 07 и 08 мая 2015 г. Московско-Смоленской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности движения на: железнодорожной станции Нара, расположенной на ******* ПК по адресу: *******; остановочном пункте Дачная, расположенном на ******* ПК по адресу: *******; железнодорожной станции Селятино, расположенной на ******* ПК по адресу: *******; остановочном пункте Ожигово, расположенном на ******* ПК по адресу: *******; железнодорожной станции Толстопальцево, расположенной на ******* ПК по адресу: *******. В ходе проверок выявлены нарушения требований законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте.
Кроме того, в ходе проверки 23 марта 2015 г. проведены промеры габаритов высоких береговых платформ № 1 (от Москвы), № 2 (от Можайска) и № 3 (Усово ветка) остановочного пункта Рабочий поселок в 46 точках по 3 главному пути.
30 июня 2014 г. между ОАО «РЖД» и ОАО «ЦППК» заключен договор аренды недвижимого имущества, в соответствии с которым обязанности по санитарно-техническому содержанию объектов пассажирской инфраструктуры и ответственность за их санитарно-техническое состояние, в том числе по пассажирским платформам остановочных пунктов Рабочий поселок, Дачная, Ожигово и железнодорожных станций Нара, Селятино, Толстопальцево, приняло на себя ОАО «ЦППК».
Пассажирские платформы остановочных пунктов Рабочий поселок, Дачная, Ожигово и железнодорожных станций Нара, Селятино, Тольстопальцево, как объекты недвижимости, переданы в аренду ОАО «ЦППК» по передаточному акту от 01 августа 2014 г.
Несоблюдение ОАО «ЦППК» требований законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте и санитарных правил создает угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, возникновение транспортных происшествий, влекущих за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан.
По указанным основаниям прокурор просил обязать ответчика устранить допущенные нарушения требований законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте и санитарных правил.
Представитель истца Московско-Смоленского транспортного прокурора по доверенности Павленко М.М. в судебное заседание суда первой инстанции явился, заявленные требования поддержал по изложенным доводам.
Представители ответчика ОАО «ЦППК» по доверенностям Бураков А.А. и Михеев Д.В. в судебное заседание явились, иск не признали, представили письменные возражения на иск (л.д.185-192).
Представитель третьего лица ОАО «РЖД» по доверенности Волкова И.В. в судебное заседание явилась, иск поддержала.
Суд постановил вышеприведенное решение, об отмене и изменению которого просят представитель третьего лица ОАО «РЖД» по доверенности Волкова И.В., истец Московский-Смоленский транспортный прокурор Луняев Д.А., указывая на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также на неправильную оценку представленных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Московско-Смоленского транспортного прокурора г.Москвы по доверенности Павленко М.М., поддержавшего доводы своей жалобы, представителя третьего лица ОАО «РЖД» по доверенности Бубнову А.А., поддержавшую доводы своей жалобы, представителей ответчика ОАО «ЦППК» по доверенностям Михеева Д.В., Буракова А.А., возражавших против отмены решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим обстоятельствам.
В соответствии с положениями статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 №23, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствие со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Одним из принципов осуществления функционирования железнодорожного транспорта, установленных ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» (далее - Закон № 17-ФЗ), является доступность, безопасность и качество оказываемых услуг.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17, владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда и безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно ст. 80 Федерального закона Российской Федерации «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18, перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечиваясь безопасность перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях., железнодорожных вокзалах., пассажирских платформах и в поездах, сохранность перевозимых багажа, грузобагажа, движение пассажирских поездов в соответствии с расписанием, своевременную доставку багажа, грузобагажа.
Пассажирские вагоны, а также вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
В соответствии с п.п. 16 и 17 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 № 286, инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения, устройства, механизмы и оборудование железнодорожного транспорта, должны содержаться их владельцами в исправном техническом состоянии.
Согласно требованиям п. 3.2.8 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 № 12, поверхность платформ: должна быть ровной, без выбоин, не допускающей травматизма пассажиров и скопления воды, а покрытие - обладать противоскользящими свойствами.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местами отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно ч. 5 ст. 15 ФЗ РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, что включает объекты транспортной инфраструктуры на железнодорожных станциях и остановочных пунктах ОАО «РЖД».
Статьей 5 Закона г. Москвы от 17 февраля 2001 г. № 3 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» предусмотрено, что оснащение специальными приспособлениями и оборудованием действующих объектов для доступа и пользования маломобильными гражданами осуществляется в период проведения их реконструкции и планово-предупредительных ремонтов, если планировка позволяет осуществить эти работы. Финансовые затраты в части обеспечения доступности вновь строящихся и действующих объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы для маломобильных граждан несут собственники и балансодержатели указанных объектов.
Согласно требованиям п. 3.2.8 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 марта 2003 № 12, поверхность платформ должна быть ровной, без выбоин, не допускающей травматизма пассажиров и скопления воды, а покрытие - обладать противоскользящими свойствами.
В судебном заседании установлено, что Московско-Смоленской транспортной прокуратурой проведена проверка о нарушениях требований к габаритам пассажирских железнодорожных платформ остановочного пункта Рабочий поселок Смоленского направления Московской железной дороги, расположенного на 13 км 1 ПК по адресу: *******.
Кроме того, 07 и 08 мая 2015 г. Московско-Смоленской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности движения на:
- железнодорожной станции Нара, расположенной на ******* ПК по адресу: *******;
- остановочном пункте Дачная, расположенном на ******* ПК по адресу: *******;
- железнодорожной станции Селятино, расположенной на ******* ПК по адресу: *******;
- остановочном пункте Ожигово, расположенном на ******* ПК по адресу: *******;
- железнодорожной станции Толстопальцево, расположенной на ******* ПК по адресу: *******.
В ходе проверок выявлены нарушения требований законодательства о безопасности движения на железнодорожном транспорте.
Осмотром установлено, что пассажирские платформы № № 1, 2 железнодорожной станции Нара имеют многочисленные выбоины и разрушения по осям межплитных швов, разрушения асфальтового покрытия, участки с оголенной арматурой, сквозные ямы, провалы плит.
Пассажирские платформы № № 1, 2 остановочного пункта Дачная имеют многочисленные выбоины и разрушения по осям межплитных швов, разрушения асфальтового покрытия и краев габаритных плит, участки с оголенной арматурой.
В нарушение п.п. 3.1.17 СП 2.5.1198-08 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте», инфраструктура остановочного пункта Дачная не приспособлена для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, на входах/сходах с платформ отсутствует пандус с уклоном не менее 1:12.
На островной пассажирской платформе железнодорожной станции Селятино имеются многочисленные выбоины и разрушения по осям межплитных швов, разрушения асфальтового покрытия, участки с оголенной арматурой, сквозные ямы, провалы плит.
Пассажирские платформы № № 1,2 остановочного пункта Ожигово имеют многочисленные выбоины и разрушения по осям межплитных швов, разрушения асфальтового покрытия и краев габаритных плит, участки с оголенной арматурой.
На островной пассажирской платформе железнодорожной станции Толстопальцево имеются многочисленные выбоины и разрушения по осям межплитных швов, разрушения асфальтового покрытия и краев габаритных плит, участки с оголенной арматурой, сквозные ямы.
Поверхность платформ № № 1, 2, 3 о.п. Рабочий поселок неровная, частично разрушено асфальтовое покрытие, имеется просадка габаритных плит и разрушение краев, выбоины, асфальтовые трещины, в некоторых местах провалы и скрутка межплитных швов.
Кроме того, в ходе проверки 23 марта 2015 г. проведены промеры габаритов высоких береговых платформ № 1 (от Москвы), № 2 (от Можайска) и № 3 (Усово ветка) остановочного пункта Рабочий поселок в 46, точках по 3 главному пути.
Выявлено превышение габаритов платформ № 3 и № 2, предусмотренных п. 30 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21 декабря 2010 г. № 286 (ПТЭ ЖД РФ), в сторону увеличения по высоте от уровня верха головок рельсов для высоких береговых платформ в 27 и 7 точках соответственно, в сторону уменьшения - в 2 точках платформы № 1, габаритов платформы № 3 и № 2, предусмотренных п. 30 ПТЭ ЖФ РФ, в сторону увеличения по расстоянию от оси железнодорожного пути для высоких платформ в 10 и 4 точках соответственно.
30 июня 2014 г. между ОАО «РЖД» и ОАО «ЦППК» заключен договор аренды недвижимого имущества, в соответствии с которым обязанности по санитарно-техническому содержанию объектов пассажирской инфраструктуры и ответственность за их санитарно-техническое состояние, в том числе по пассажирским платформам остановочных пунктов Рабочий поселок, Дачная, Ожигово и железнодорожных станций Нара, Селятино, Толстопальцево, приняло на себя ОАО «ЦППК».
В соответствии с п. 1.2 Договора, объекты передаются ОАО «ЦППК» (арендатору) во владение и пользование в целях обновления объектов, а также в целях улучшения условий и повышения качества оказываемых пассажирам услуг при перевозке пассажиров и багажа в пригородном железнодорожном транспорте, в том числе в целях приведения объектов в соответствии с Типовыми требованиями к пассажирским обустройствам, утвержденным ОАО «РЖД» (приложение № 2 к настоящему договору).
В соответствии с п. 5.3.4 Договора, Арендатор обязуется обеспечить надлежащее содержание и эксплуатацию объектов, включая уборку объектов и вывоз твердых бытовых отходов, в соответствии с требованиями Регламента взаимодействия по исполнению настоящего договора.
В соответствии с п. 5.3.4.1 Договора Арендатор обязуется обеспечить содержание платформ, подплатформенного пространства, зданий, павильонов, сооружений, вокзалов, привокзальных и прилегающих территорий в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 04 июня 2013 г. № ******* «Об утверждении типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях».
В соответствие с п. 5.3.12 Договора Арендатор обязуется за свой счет производить текущий и капитальный ремонт объектов.
Пассажирские платформы остановочных пунктов Рабочий поселок, Дачная, Ожигово и железнодорожных станций Нара, Селятино, Тольстопальцево, как объекты недвижимости, переданы в аренду ОАО «ЦППК» по передаточному акту от 01 августа 2014 г.
Порядок проведения текущего ремонта урегулирован п.п. 2.1, 2.2 Регламента взаимодействия Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» и ОАО «Центральная ППК» в рамках договора аренды имущества, находящегося в собственности ОАО «РЖД», согласно ч. 2 п. 2.1 проведение текущего ремонта зависит, в том числе, от совместных комиссионных осмотров с ОАО «РЖД». Аналогичные положения установлены и относительно капитального ремонта в п. 3.1 Регламента.
Более того, выбор объектов и объем капитального ремонта, межремонтные сроки проводятся в соответствии с Положением о содержании планово-предупредительного ремонта объектов инфраструктуры пассажирского комплекса ОАО «РЖД», утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 11 ноября 2013 г. № ******* и согласовывается с Арендодателем.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что исходя из имеющихся материалов дела и доказательств, платформы железнодорожных станций находятся в состоянии, требующем преимущественно капитального, а не текущего ремонта, вследствие чего, вынес решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
С данными выводами суда первой инстанции согласиться не представляется возможным в силу следующего.
В ходе проведенной Московско-Смоленской транспортной прокуратурой в мае 2015 года проверки исполнения требований законодательства о безопасности движения на железнодорожных станциях Нара, Селятино, Толстопальцево и остановочных пунктах Дачная, Рабочий поселок, Ожигово Киевского и Смоленского направлений Московской железной дороги выявлены нарушения требований Федеральных законов «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ", «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ, Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 08.02.2007, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 № 286 и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Так, пассажирские платформы №№ 1, 2 остановочного пункта Дачная имеют многочисленные выбоины и разрушения по осям межплитных швов, разрушения асфальтового покрытия: и краев габаритных плит, участки с оголенной арматурой.
Пассажирские платформы №№ 1, 2 железнодорожной станции Нара и остановочного пункта Ожигово имеют многочисленные выбоины и разрушения по осям межплитных швов, разрушения асфальтового покрытия и краев габаритных плит, участки с оголенной арматурой.
На островных пассажирских платформах железнодорожных станций Селятино и Толстопальцево имеются многочисленные выбоины и разрушения по осям межплитных швов, разрушения асфальтового покрытия, участки с оголенной арматурой, сквозные ямы, провалы плит.
Поверхность платформ № № 1, 2, 3 о.п. Рабочий поселок неровная (частично разрушено асфальтовое покрытие), имеется просадка габаритных плит и разрушение краев, выбоины, асфальтовые трещины, в некоторых местах провалы и скрутка межплитных швов.
Выводы суда, о том, что в соответствии с договором аренды ОАО «ЦППК» не несет бремени капитального и текущего ремонта объектов пассажирской инфраструктуры и у общества отсутствует в рамках договора аренды обязанность осуществлять ремонт данных объектов поскольку договор аренды предусматривает права и обязанности только в отношении участвующих в нем лиц, нельзя признать правомерными.
С соответствии с Уставом, ОАО «ЦППК» является перевозчиком и в соответствии с вышеизложенными требованиями закона обязано обеспечить безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда и безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе, на вышеуказанных объектах пассажирской инфраструктуры.
Кроме того, ОАО «ЦППК» в силу заключенного 30.06.2014 с ОАО «РЖД» договора аренды недвижимого имущества (далее Договор) является владельцем вышеуказанных объектов и проведение капитального и текущего ремонтов возложено на него в рамках договора в соответствии с законом.
В соответствии с ч.1 ст. 616 ГК РФ, арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
В соответствии с; ч. 2 ст. 616 ГК РФ, арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
В соответствии с п.. 1.2 Договора объекты передаются ОАО «Центральная ППК» (далее Арендатор) во владение и пользование в целях обновления объектов, а также в целях улучшения условий и повышения качества оказываемых пассажирам услуг при перевозке пассажиров и багажа в пригородном железнодорожном транспорте.
В соответствии с п.. 5.3.4 и п. 5.3.4.1 Договора, Арендатор обязуется обеспечить надлежащее содержание и эксплуатацию объектов, а именно: обеспечить содержание платформ, подплатформенного пространства, зданий, павильонов, сооружений, вокзалов, привокзальных и прилегающих территории в соответствии с распоряжением ОАО «РЖД» от 04.06.2013 № ******* «Об утверждении типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях».
При этом в соответствии с п. 5.3.12 Договора, Арендатор обязуется за свой счет производить текущий и капитальный ремонт объектов.
Согласно п. 5.3.37 Договора, в случае утраты ОАО «ЦППК» статуса перевозчика оно обязано заключить с ОАО «РЖД» соглашение о расторжении настоящего Договора.
Пассажирские платформы железнодорожных станций Нара, Селятино, Толстопальцево и остановочных пунктов Дачная, Рабочий поселок, Ожигово Киевского и Смоленского направлений Московской железной дорога, как объекты недвижимости, переданы в аренду ОАО «ЦППК» по передаточному акту от 01.08.2014.
Таким образом, условия данного договора аренды обязательны для сторон, поскольку в арендное пользование переданы специальные объекты недвижимости, требования к содержанию которых установлены и на уровне федерального законодательства.
Нельзя согласиться с выводами суда о том, что если капитальный ремонт производится по установленным Арендодателем - ОАО «РЖД» правилам после согласования объектов, объемов капитального ремонта и сроков его проведения, это не свидетельствует о фактической передаче бремени ремонтных работ Арендатору.
В силу ч. 1 ст. 615 ГК РФ Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Между сторонами Договора подписан Регламент о взаимодействии сторон Договора по его исполнению. По условиям Договора и регламента, эксплуатация и содержание объектов пассажирской инфраструктуры, их текущий и капитальный ремонт производится ОАО «Централыная пригородная пассажирская компания».
Пунктом 1.1 Регламента устанавливается порядок взаимодействия балансодержателя объектов пригородной инфраструктуры (Арендодатель) и ОАО «ЦППК» (Арендатор).
Регламент детализирует порядок взаимодействия Арендодателя и Арендатора при выполнении договорных обязательств в части обеспечения надлежащего санитарно-технического состояния пассажирских обустройств, организации работ по текущему содержанию и капитальному ремонту на объектах пригородной инфраструктуры.
Таким образом, Регламент упрощает и оптимизирует контроль Арендодателем за надлежащим содержанием и эксплуатацией объектов транспортной инфраструктуры Арендатором.
Кроме того, из представленных в материалы дела доказательств не следует, что ремонт который требуется вышеуказанным железнодорожным станциям: Нара, Селятино, Толстопальцево и остановочным пунктам дачная, Рабочий поселок, Ожигово, должен быть капитальным. Из представленных в дело Актов осмотра и копий фотографий следует, что на всех станциях и остановочных пунктах требуется восстановление асфальтового покрытия, которое выражается как в виде ликвидации ям, так и восстановления поверхности платформы в части просадки, ремонта ее краев, трещин, провалов и скрутки швов, ликвидации оголенной арматуры.
Каких-либо доказательств, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, подтверждающих позицию ответчика о том, что ремонт по вышеуказанным станциям требуется именно капитальный, а не текущий, представителями ОАО «ЦППК» не представлено.
При таких обстоятельствах, вышеуказанный вывод суда первой инстанции не основан на допустимых доказательствах, а решение об отказе в удовлетворении иска не может быть признано законным. Судебная коллегия, оценив собранные по делу доказательства, считает, что решение суда подлежит отмене, а исковые требования в части исковых требований по обязанию ответчика обустроить железнодорожные станции Тослстопальцево, Нара, Селятино и остановочные пункты Ожигово, Дачная, Рабочий поселок в части восстановления асфальтового покрытия, устранения разрушений и провалов межплитных швов, восстановления краев габаритных плит, ликвидации участков с оголенной арматурой - подлежат удовлетворению.
В отношении требований истца по обеспечению остановочного пункта Дачная пандусами для обеспечения доступа на платформу инвалидов и других маломобильных групп населения удовлетворению не подлежат, в силу следующего.
Согласно п. 2.1. Распоряжения ОАО «РЖД» от 04 июня 2013 г. № ******* «Об утверждении типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях», указанный документ разработан с целью:
- стандартизации и унификации требований к объектам пассажирских обустройств на железнодорожных линиях в зависимости от величины обслуживаемого пригородного пассажиропотока, включая требования к размещению, эксплуатации, обслуживанию и проведению планово-предупредительных ремонтов;
- повышения качества обслуживания пассажиров на объектах пассажирской инфраструктуры.
Согласно п. 5.3.7 указанного Распоряжения, для сопряжения горизонтальных участков пешеходного перехода с перепадом высот следует устраивать:
- пандусы при перепаде высот от 40 до 350 мм,
- лестницы при перепаде высот более 560 мм, которые должны дублироваться пандусами для инвалидных колясок или колясок с детьми.
В силу п. 6.2.6. Распоряжения, при строительстве новых и реконструкции существующих пассажирских зданий и павильонов необходимо их оборудование устройствами для обслуживания инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии с требованиями: СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».
На основании п. 7.1.3. Распоряжения, переходы, соединяющие привокзальную площадь, пассажирское здание и платформы, должны быть оборудованы устройствами для обслуживания инвалидов и маломобильных групп населения согласно требованиям: СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям» (т.5, л.д. 219-249).
Согласно п. 5.3.23 Распоряжения, при строительстве новых и реконструкции высоких платформ, при реконструкции и проектировании пешеходных переходов для обеспечения передвижения инвалидов и маломобильных групп населения следует руководствоваться требованиями: СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям».
В силу п. 2.1 Регламента, взаимодействия Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» и ОАО «ЦППК» в рамках договора аренды имущества, находящегося в собственности ОАО «РЖД» от 30 июня 2014 г. - «Планирование работ по текущему содержанию и техническому обслуживанию пассажирских обустройств» арендатор обязан своевременно и за свой счет производить работы по текущему ремонту и содержанию переданных объектов.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ОАО «ЦППК» обязано восстановить асфальтовое покрытие платформ на приведенных выше остановочных пунктах и железнодорожных станциях, устранить разрушения и провалы межплитных швов и края габаритных плит, заделать сквозные ямы и участки с оголенной арматурой, поскольку указанные работы относятся к текущему ремонту, проведение которого, возложено на ответчика, как арендатора, по условиям приведенного выше договора аренды от 30 июня 2014 г. между ОАО «РЖД» и ОАО «ЦППК» (с учетом дополнительного соглашения).
При этом, остановочный пункт «Дачная» Московской железной дороги является объектом социальной инфраструктуры, исходя из требований действующего законодательства и, с учетом положений ст. 2, ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанность по оснащению специальными приспособлениями и оборудованием помещения для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан лежит на собственнике указанных объектов, т.е. на ОАО «РЖД».
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит правовых оснований для обязания арендатора ОАО «ЦППК» оборудовать указанный объект в соответствии с требованиями законодательства о социальной защите инвалидов, поскольку такая обязанность законом возложена на собственника.
Таким образом, в удовлетворении требований истца о возложении на арендатора ОАО «ЦППК» обязанности по обеспечению остановочного пункта «Дачная» пандусами, с целью предоставления доступа на платформу инвалидов и других маломобильных групп населения, судебная коллегия считает необходимым отказать.
Руководствуясь ст. ст.328-330 ГПК РФ судебная коллегия
О п р е д е л и л а:
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 24 ноября 2015 года - отменить.
Принять по делу новое решение:
Исковые требований удовлетворить частично.
Обязать ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» устранить нарушения законодательства о безопасности движения при обустройстве и содержании пригородной пассажирской инфраструктуры на остановочном пункте Дачная Киевского направления Московской железной дороги и привести в соответствие с требованиями СП 2.5.1198-03, а именно, восстановить асфальтовое покрытие платформ, устранить разрушения и провалы межплитных швов, восстановить края габаритных плит, заделать участки с оголенной арматурой.
Обязать ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» устранить нарушения законодательства о безопасности движения при обустройстве и содержании пригородной пассажирской инфраструктуры, а именно, привести пассажирские платформы остановочного пункта Рабочий поселок по высоте и расстоянию от оси железнодорожного пути в соответствие с нормами, установленными п. 30 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 № 286.
Обязать ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» привести состояние пассажирских платформ железнодорожных остановочного пункта Рабочий поселок в соответствие с требованиями п. 3.2.8 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1198-03 «Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 № 12, а именно, на пассажирских платформах № 1, 2 и 3 остановочного пункта Рабочий поселок восстановить асфальтовое покрытие платформ, устранить разрушения межплитных швов и краев габаритных плит, провалы межплитных швов.
Обязать ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» устранить нарушения законодательства о безопасности движения при обустройстве и содержании пригородной пассажирской инфраструктуры на остановочном пункте Ожигово Киевского направления Московской железной дороги и привести в соответствие с требованиями СП 2.5.1198-03, а именно, восстановить асфальтовое покрытие платформ, устранить разрушения и провалы межплитных швов, восстановить края габаритных плит, заделать участки с оголенной арматурой.
Обязать ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» устранить нарушения законодательства о безопасности движения при обустройстве и содержании пригородной пассажирской инфраструктуры на железнодорожной станции Селятино Киевского направления Московской железной дороги и привести в соответствие с требованиями СП 2.5.1198-03, а именно, восстановить асфальтовое покрытие платформы и края габаритных плит, устранить разрушения и провалы межплитных швов, заделать сквозные ямы, восстановить плиты.
Обязать ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» устранить нарушения законодательства о безопасности движения при обустройстве и содержании пригородной пассажирской инфраструктуры на железнодорожной станции Нара Киевского направления Московской железной дороги и привести в соответствие с требованиями СП 2.5.1198-03, а
именно восстановить асфальтовое покрытие платформ и габаритные плиты, устранить разрушения и провалы межплитных швов, заделать участки с оголенной арматурой и сквозные ямы, восстановить провалы плит.
В удовлетворении исковых требований Московско-Смоленского транспортного прокурора г. Москвы к ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания» об обеспечении остановочного пункта Дачная доступом на платформы инвалидов и других маломобильных, оборудовании платформ пандусами – отказать.
Председательствующий
Судьи