Судья Дульцева Л.Ю.
Дело № 33 – 10359
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Ивановой Т.В., судей Стрельцова А.С., Сергеева В.А., при секретаре Тотьмяниной Ю.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 05 сентября 2016 года дело по апелляционной жалобе Кармановой Л.Б., Черепанова М.Н. на решение Ленинского районного суда г. Перми от 23 мая 2016 года, которым постановлено: Кармановой Л.Б., Черепанову М.Н. в удовлетворении исковых требований к Правительству Пермского края, администрации г. Перми, Управлению жилищных отношений администрации г.Перми о возложении обязанностей включить жилой дом в Региональную программу по переселению, признании нуждающимися и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся - отказать.
Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Сергеева В.А., пояснения истцов Кармановой Л.Б., Черепанова М.Н., их представителя, представителя ответчика Правительства Пермского края, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карманова Л.Б., Черепанов М.Н. обратились в суд с иском к Администрации г.Перми, Правительству Пермского края, с учетом уточненного искового заявления, просят обязать Правительство Пермского края включить в Региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденную Постановлением правительства Пермского края от 29.05.2013г. № 579-п «Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2013-2017 годы, объемов расходов на приоритетному региональной проекту «Достойное жилье» на 2013 год» дом № ** по ул. **** г.Перми; признать истцов в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилое помещение которым должно быть предоставлено во внеочередном порядке на основании п. 1 ч. 1 ст. 57 ЖК РФ; обязать администрацию г.Перми поставить истцов на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вследствие проживания в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям законодательства РФ; обязать Администрацию г.Перми предоставить истцам по договору социального найма в пределах муниципального образования г.Перми, в соответствии с ч. 7 ст. 57 ЖК РФ благоустроенное жилое помещение не менее жилой площади, находившейся у него в собственности, а именно общей площади в 44,7 кв.м., жилой площади не менее чем в 31,9 кв.м.; обязать Администрацию г.Перми предоставить Кармановой Л.Б. по договору социального найма в пределах муниципального образования г.Перми в соответствии с решением Пермской городской Думы от 30.05.2006 года № 103 ч. 5 ст. 57 ЖК РФ благоустроенное жилое помещение не менее жилой площади в 15 кв.м, (л.д.53-58).
Указали, что проживают в квартире по адресу: ****, которая принадлежит на праве собственности Черепанову М.Н. на основании договора дарения от 28.07.2015 года с Кармановой Л.Б. Карманова Л.Б. своего жилья в собственности не имеет. Заключением межведомственной комиссии от 24.12.2014 года многоквартирный дом по ул. **** г.Перми был признан аварийным и подлежащим сносу. Таким образом, в соответствии со ст.ст. 51,57 ЖК РФ жилое помещение должно предоставляться вне очереди как лицам, подлежащим расселению из непригодного, опасного, подлежащего сносу жилья. Черепанову М.Н. должно быть предоставлено согласно ст.ст. 49,50,57 ЖК РФ во внеочередном порядке жилое помещение взамен аварийного, подлежащего сносу по ул, **** общей площадью не менее 47,4 кв.м., в том числе жилой 31,9 кв.м, соответственно. Распоряжением правительства РФ от 26.09.2013г. № 1743-р был утвержден комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда. В Постановление Правительства Пермского края от 29.05.2013 года № 579-п «Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2013-2017 годы, объемов расходов на приоритетному региональной проекту «Достойное жилье» дом по ул. **** не был упомянут.
Определением суда от 15.03.2016 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление жилищных отношений администрации г.Перми.
Определением суда от 23.05.2016 года производство по делу по иску Кармановой Л.Б., Черепанова М.Н. к Правительству Пермского края, администрации г. Перми Управлению жилищных отношений администрации г.Перми в части требований о возложении на администрацию г. Перми обязанности предоставить жилое помещение - Черепанову М.Н. общей площадью не менее 44,7 кв.м, Кармановой Л.Б. общей площадью не менее 15.кв.м. -прекращено.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просят Черепанова М.Н., Карманова Л.Б., указывая на его незаконность и необоснованность. Считают, что в данном случае истцы имеют право на постановку на учет и предоставление жилого помещения вне очереди, а также на включение дома в котором проживают истцы в Региональную программу по переселению граждан из аварийного жилья. Считают, что судом не правильно применен материальный закон, в том числе нормы ЖК РФ.
В судебное заседание представители ответчиков администрации г. Перми, Управлению жилищных отношений администрации г.Перми не явились, извещены судом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом. В соответствии с положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в апелляционном порядке в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (в соответствии с положениями ч.1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, определено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
В соответствии со статьей ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185- ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;
Согласно ст. 20 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрено, что получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в местные бюджеты.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" до 1 января 2008 года Фонд утверждает лимиты предоставления финансовой поддержки за счет своих средств, рассчитанные для каждого субъекта Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что истец Черепанов М.Н. с 10.08.2015 года на основании договора дарения является собственником квартиры № ** дома № ** расположенном по ул. **** г. Перми. Общая площадь квартиры составляет 47,4 кв.м., что подтверждается сведениями в выписке из ЕГРП на 16.11.2015 года и договором дарения от 28.07.2015 года, заключенном между Черепановым М.Н. (одаряемый) и Кармановой Л.Б. (даритель), которой данная квартира принадлежала также на основании договора дарения от 11.07.2015 года. Право собственности Кармановой Л.Б. на данную квартиру было зарегистрировано 23.07.2015 года и прекращено 10.08.2015 года. Карманова Л.Б. зарегистрирована в вышеуказанном жилом помещении с 27.01.2011 года.
Многоквартирный жилой дом № ** по ул. **** г. Перми 24.12.2014 года был обследован межведомственной комиссией, назначенной постановлением главы администрации Свердловского района г. Перми, и по результатам обследования, согласно заключению № **, признан аварийным и подлежащим сносу.
Разрешая заявленные истцами требования, суд первой инстанции, правильно установив фактические обстоятельства дела, руководствуясь положениями вышеуказанных норм права, обоснованно исходил из того, что истцы с заявлением о признании нуждающимися и постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, в установленном порядке в органы местного самоуправления, не обращались, решение об отказе в постановке на учет, органом местного самоуправления не принималось, доказательств обратного истцами в судебное заседание не представлено. Поскольку на момент рассмотрения дела, в отношении истцов не принималось решение об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, права истцов не нарушены, в то время как судебной защите подлежат только нарушенные права, свободы и законные интересы заявителей (ч. 1 ст. 11 ГК РФ и ч. 1 ст. 3 ГПК РФ). Суд также правильно указал, что доводы истцов о том, что Карманова Л.Б. обращалась в администрации города Перми в устном порядке, не могут быть приняты судом, поскольку в силу прямого указания закона постановка на учет осуществляется лишь при наличии соответствующего заявления с приложением документов, подтверждающих право состоять на учете.
Делая указанные выводы, суд правильно учел также и то, что истцы, в установленном законом порядке, в муниципальные органы за признанием их малоимущими в целях признания нуждающимися в получении жилого помещения по договору социального найма не обращались, малоимущими в установленном законом порядке не признаны, что, является необходимым условием для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ( ст.ст.49, 52 ЖК РФ).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правильно отказал истцам в удовлетворении заявленных требований о признании их нуждающимися в жилых помещениях, возложении обязанности поставить на учет нуждающихся в жилых помещениях, следует отказать.
Отказывая истцам в удовлетворении заявленных требований о возложении на правительство Пермского края обязанности включить аварийный дом в Региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд первой инстанции правильно указал, что дом, в котором проживают истцы в утвержденную решением Пермской городской Думы от 25.10.2011 года № 205 муниципальную адресную Программу по сносу, реконструкции многоквартирных домов в целях развития застроенных территорий города Перми на 2011-2020 годы согласно приложению к настоящему решению с учетом изменений, внесенных решением Пермской городской Думы от 27.10.2015 года № 218, не включен. Также дом не включен в утвержденную постановлением администрации города Перми от 26.06.2013 года № 520 муниципальную адресную Программу по переселению граждан города Перми из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, и не включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2012-2014 годы, утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2012 года № 121-П, и в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденную Постановлением Правительства Пермского края от 29.05.2013 г. № 579-П.
Учитывая, что многоквартирный жилой дом № ** на ул. **** г. Перми признан аварийным и подлежащим сносу 24.12.2014 года, то есть после 01.01.2012 года, суд обоснованно указал, что заявленные Кармановой Л.Б. и Черепановым М.Н. требования, противоречат положениям закона.
Судебная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции. Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства при рассмотрении настоящего дела, дана надлежащая оценка представленным сторонами доказательствам, правильно применены нормы материального и процессуального права. Правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Доводы апелляционной жалобы, о том, что суд не дал надлежащей оценки обстоятельствам дела, не применил нормы закона подлежащие применению, в части постановки истцов на учет ли нуждающихся в улучшении жилищных условий, включении дома в котором проживают истцы в Региональную программу по переселению жильцов, были предметом исследования судом первой инстанции, который дал им правовую оценку, указав, что обстоятельств, являющихся основаниями, в силу требований ст.ст. 49, 50, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, иных правовых норм, для удовлетворения исковых требований судом первой инстанции, как и Судебной коллегией не установлено, стороной истца доказательств наличия таких обстоятельств не представлено. Иных доводов, влияющих на законность решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, правового значения для настоящего спора они не имеют, поскольку данные доводы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут повлиять на обоснованность принятого решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции правильно, совокупности собранных по делу доказательств судом дана надлежащая оценка, выводы суда первой инстанции должным образом мотивированы, материальный закон применён и истолкован правильно, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Кармановой Л.Б., Черепанова М.Н. на решение Ленинского районного суда г. Перми от 23 мая 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: