Дело № 2-2538/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Чебоксары
Московский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики
под председательством судьи Алексеевой И. А.,
при секретаре судебного заседания Дергуновой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камбулова Сергея Юрьевича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Чувашской Республике-Чувашии, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии о признании недействительным письма Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республике - Чувашии (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ №; об обязании принять решение о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов,
при участии представителя истца Камбулова С.Ю. - Голубева И.Г., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.62),
представителя ответчика - Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Чувашской Республике-Чувашии Косова А.Ф., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57).,
установил:
ФИО3 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Чувашской Республике-Чувашии, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии об обязании Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии принять решение о возврате излишне уплаченных страховых взносов за <данные изъяты>, мотивируя тем, что он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и состоял на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Новочебоксарск Чувашской Республики. Истец зарегистрирован в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) в качестве страхователя за регистрационным номером №. ФИО3 как индивидуальный предприниматель являлся плательщиком страховых взносов. В <данные изъяты> года истец применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. За данный период истцом уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб.), исходя из общего дохода, без учета расходов, в связи с чем была излишне уплачена денежная сумма в размере 170 817,87 руб. Расчет за 2014 год: подлежало оплате: 8 090 856 - 7 470 663 - 300 000 = 320 193 х 1 % = 3 201, 93 руб. Оплачено: 8 090 856 - 300 000 - 7 790 856 х 1 % = 77 908, 56 руб. Излишне уплачено: 77 908, 56 руб. - 3 201, 93 руб. = 74 706, 63 руб. Расчет за 2015 год: подлежало оплате: 9 911 124-9 686 947 - 300 000 = 0. Оплачено: 9 911 124 300 000 = 9 611 124 х 1 % = 96 111, 24 руб. Излишне уплачено: 96 111, 24 руб. Итого: 74 706,63 +96 111,24 = 170 817, 87 руб. Фактически за период с <данные изъяты> истцом были получены доходы: в <данные изъяты>. 620 193 руб., в 2015 г. - 224 177 руб. В связи с этим истцом ДД.ММ.ГГГГ направлено заявление в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Новочебоксарск Чувашской Республики о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов. Управление в письме от ДД.ММ.ГГГГ № сообщило истцу об отказе в возврате суммы переплаты. С учетом уточнения требований ДД.ММ.ГГГГ, со ссылкой на ст.ст. 21, 26, 346.14, 346.15, 346.16 НК РФ, истец просит признать недействительным письма Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республике - Чувашии (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ № и обязать
принять решение возвратить Камбулову Сергею Юрьевичу излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФР на выплату страховой пенсии (исчисленные с дохода свыше 300 000 руб. за <данные изъяты> в размере 170 817, 87 руб.
Истец Камбулов С.Ю. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, обеспечил явку своего представителя.
В судебном заседании представитель истца Камбулова С.Ю. Голубев И.Г. просил удовлетворить заявленные требования с учетом уточнения от ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика Государственного учреждения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Чувашской Республике-Чувашии Косов А.Ф. иск не признал по следующим основаниям. Согласно сведениям о доходах за <данные изъяты>, общая сумма дохода Камбулова С.Ю. составила 8 090 856 руб. Согласно сведениям о доходах за <данные изъяты>, общая сумма дохода Камбулова С.Ю. составила 9 911 124 руб. Таким образом, величина дохода плательщика страховых взносов за расчётные периоды превышает 300 000 рублей. При этом, размер страховых взносов, исходя из предоставленной налоговым органом информации о доходах Камбулова С.Ю. за <данные изъяты> гг. в суммах более 300 000 руб., определен в порядке, установленном и. 2 ч. 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ. Размер страховых взносов, подлежащих уплате за <данные изъяты> (в части, превышающей 300 000 руб.) составил 77 908,56 руб. Размер страховых взносов, подлежащих уплате за <данные изъяты> (в части, превышающей 300 000 руб.) составил 96 111,24 руб. Расчет размера страховых взносов произведен в соответствии с практикой, имевшей место до принятия Конституционным судом РФ Постановления от 30.11.2016 № 27-П, которым изменен подход к рассмотрению дел данной категории. Размер страховых взносов правомерно определен Управлением на основании информации о доходе, полученной от налогового органа, в соответствии с требованиями статьи 14 Закона № 212-ФЗ. Закон не позволяет Пенсионному фонду самостоятельно рассчитывать суммы страховых взносов, уменьшая их на величину произведенных плательщиком расходов. Спорные суммы в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета разнесены на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, в связи с чем осуществить возврат спорной суммы невозможно. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных cтраховых взносах предоставлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Осуществление перерасчета обязательств Камбулова С.Ю. по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Постановлением КС РФ от 30.11.2016 № 27-П уменьшит сумму уплаченных страховых взносов на лицевом счете, в дальнейшем повлияет на сумму пенсионных баллов для установления страховой пенсии. На основании изложенного просит отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики-Чувашии, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, причина неявки суду неизвестна.
Представитель третьего лица Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарск Чувашской Республики, в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, причина неявки суду неизвестна.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 5 Федерального закона от 24.09.2009г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» истец являлся страхователем по пенсионному страхованию и плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.
Система обязательного пенсионного страхования охватывает, в том числе индивидуальных предпринимателей, которые обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в период с начала предпринимательской деятельности и до ее прекращения (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, абзац третий пункта 1 статьи 7, статья 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 167-ФЗ), пункт 2 части 1 статьи 5, статья 14, часть 1 статьи 18 и пункт 1 части 2 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212- ФЗ), действовавшего на момент возникновения правоотношений).
Индивидуальные предприниматели в данной системе выступают одновременно в качестве застрахованных лиц и в качестве страхователей.
Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.
Признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель предусмотрел для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, особый порядок исчисления страховых взносов с учетом минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом (статья 14 Федерального закона № 212-ФЗ).
До 1 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ).
В соответствии со статьей 16 Закона № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона.
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (пункт 2 части 1.1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ).
На основании пункта 3 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из пункта 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) следует, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 названного Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 НК РФ подпунктом 1 пункта 1 которой определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
При этом при исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет), при этом состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации).
Следовательно, применительно к налоговой базе для расчета налога на доходы физических лиц, доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 НК РФ подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Само указание в пункте 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212- ФЗ, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, на необходимость учета дохода в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, которая может применяться только в системной связи с пунктом 1 статьи 221 данного Кодекса, свидетельствует о намерении федерального законодателя определять для целей установления размера страховых взносов доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовой доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.
Данная позиция согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 30 ноября 2016 года № 27-П.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
Согласно положениям статьи 346.14 Налогового кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 Налогового кодекса устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Положения статьи 346.16 Налогового кодекса содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы физических лиц аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30 ноября 2016 года №27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 28 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250 -ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Как следует из материалов дела, спорные отношения возникли до ДД.ММ.ГГГГ.
Камбулов Сергей Юрьевич был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-33) и состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Новочебоксарск Чувашской Республики (л.д. 24-25).
Истец зарегистрирован в Государственном учреждении - Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии (межрайонное) в качестве страхователя за регистрационным номером № (л.д.23).
ФИО3 как индивидуальный предприниматель являлся плательщиком страховых взносов.
В ДД.ММ.ГГГГ истец применял упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Исходя из общего размера дохода, составляющего в <данные изъяты> – 8 090 856 руб., в 2015 году – 9 911 124 руб., страховые взносы в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб., определены заявителем в сумме 77 908,56 руб. - за <данные изъяты> и в сумме 96 111,24 руб. - за <данные изъяты>, всего – 170 817,87 руб.
Указанный расчет проверен, ответчиком не оспорен, признан судом верным
ДД.ММ.ГГГГ истцом направлено заявление в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Новочебоксарск Чувашской Республики о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов (л.д. 20).
Заявленные требования Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Новочебоксарск Чувашской Республики не исполнены.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации предполагают, что для цели исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налогового кодекса Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц.
<данные изъяты> страховые взносы в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб., не подлежали оплате ввиду отсутствия такого превышения с учетом позиции постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 №37-П.
Исходя из изложенного, учитывая, что сумма страховых взносов, уплаченных предпринимателем, исчислена Пенсионным фондом с общей суммы дохода предпринимателя без учета произведенных расходов, что противоречит позиции, отраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, у Управления отсутствовали правовые основания для отказа в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов за 2014-2015 годы.
Довод Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Чувашской Республике-Чувашии о невозможности возврата переплаты со ссылкой на статью26 Закона № 212-ФЗ судом не принимается в связи со следующим.
Согласно части 11 статьи 26 Закона № 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.
Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (часть 22 статьи 26 Закона № 212-ФЗ).
В силу пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Из указанных правовых положений следует, что ограничения по возврату переплаты страховых взносов установлены в отношении страховых взносов, учтенных в отношении физических лиц, являющихся работниками предпринимателя.
Между тем, в рамках настоящего дела переплата возникла в связи с уплатой страховых взносов предпринимателем, как плательщиком страховых взносов в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, то есть лицом, не производящим выплат иным лицам.
Основания, предусмотренные статьей 26 Закона № 212-ФЗ, статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, для отказа в возврате излишне уплаченной суммы, а также основания для самостоятельного зачета в счет погашения какой-либо задолженности судом не установлены.
Довод представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Чувашской Республике-Чувашии о том, что осуществление перерасчета обязательств предпринимателя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уменьшит сумму уплаченных заявителем страховых взносов на лицевом счете, что в дальнейшем повлияет на сумму пенсионных баллов (индивидуального пенсионного коэффициента) для установления Предпринимателю страховой пенсии, судом отклоняется.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400- ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В Федеральном законе "О страховых пенсиях" предусмотрена возможность назначения застрахованным лицам страховой пенсии по старости при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (части 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ).
По делу установлена уплата предпринимателем страховых взносов за 2014 и 2015 годы в сумме, превышающей предусмотренный законом размер фиксированного платежа (статья 14 Закона № 212-ФЗ).
Уменьшение индивидуального пенсионного коэффициента в отношении Кабулова С.Ю. в силу возврата излишне уплаченных за 2014 и 2015 годы сумм страховых взносов не может свидетельствовать об отсутствии нарушения прав заявителя, поскольку в рассматриваемом случае воля предпринимателя была направлена именно на возврат излишне уплаченных страховых взносов.
Реализация права Кабулова С.Ю. на страховую пенсию, в том числе по установлению стоимости пенсионного коэффициента, по добровольному вступлению в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (пункту 3 статьи 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ) не имеет правового значения для разрешения заявленных в рамках настоящего дела требований.
При таких обстоятельствах, суд полагает требования истца подлежащими удовлетворению, письмо Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республике - Чувашии (межрайонное) от <данные изъяты> подлежит признанию недействительным.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 28 Закона № 212 –ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии со ст. 21 ФЗ от 03.07.2016 № 250 – ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» решение о возврате сумм излишне уплаченных ( взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
На следующий день после принятия решения и возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляет его в соответствующий налоговый орган.
В порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов предпринимателя Отделение обязано возвратить заявителю сумму излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование путем принятия соответствующего решения о возврате из бюджета излишне уплаченных страховых взносов.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В связи с этим, в пользу Камбулова С.Ю. с ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии (межрайонного) подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать недействительным письмо Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республике - Чувашии (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ №.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике - Чувашии принять решение о возврате Камбулову Сергею Юрьевичу излишне уплаченных страховых взносов за <данные изъяты> в общей сумме 170 817 руб. 87 коп.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новочебоксарск Чувашской Республики - Чувашии (межрайонного) в пользу Камбулова Сергея Юрьевича расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики.
Мотивированное решение составляется в течение 5 дней.
Председательствующий: судья И.А. Алексеева
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.