Решение по делу № 33-1875/2023 от 05.05.2023

Судья Панасенко Н.В.

№ 33-1875/2023 10RS0013-01-2022-001416-52

№ 2-130/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 июня 2023 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Степановой Т.Г.,

судей Маловой Н.Б., Курчавовой Н.Л.

при секретаре Волынцевой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 14 февраля 2023 г. по иску КаскА.вой А. С. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Елисеевой М. А. о признании решения незаконным, договора аренды земельного участка недействительным, возложении обязанности совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Маловой Н.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

КаскА.ва А.С. обратилась в суд с административным иском по тем основаниям, что 19 июня 2022 г. она направила в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия заявление о предоставлении без проведения торгов на праве аренды земельного участка с кадастровым номером площадью кв.м, расположенного в (.....) для ведения личного подсобного хозяйства, а также об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Письмом от 30 июня 2022 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия сообщило о том, что на рассмотрении находится заявление иного лица об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка и предоставлении его в аренду, в связи с чем в удовлетворении заявления было отказано. КаскА.ва А.С. направила жалобу вышестоящему должностному лицу, письмом от 1 августа 2022 г. ей сообщено об изменении вида разрешенного использования земельного участка и предоставлении иному лицу по его заявлению от 23 мая 2022 г., в связи с чем ей отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на п. 4 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Считая решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия незаконными, истец просила:

- признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в предоставлении ей земельного участка, выраженный в ответах от 30 июня 2022 г. № 19262/12.4-21, от 1 августа 2022 г. № 23484/12.4-21, от 5 августа 2022 г. № 8357/14.1-17;

- признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером иному лицу по его заявлению от 23 мая 2022 г.;

- признать недействительным договор аренды указанного земельного участка и отсутствующим право аренды;

- возложить на ответчика обязанность предоставить ей в аренду земельный участок с кадастровым номером по заявлению от 19 июня 2022 г.

Определением Прионежского районного суда Республики Карелия от 14 декабря 2022 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Елисеева М.А., суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.

Истец с решением суда не согласна, в апелляционной жалобе просит о его отмене, удовлетворении заявленных требований. В обоснование позиции указывает, что на дату установленного законодательством срока рассмотрения заявления Елисеевой М.А. вид разрешенного использования земельного участка не был изменен, что являлось самостоятельным основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Продление срока рассмотрения заявления действующим законодательством не предусмотрено. Повторное рассмотрение принятого по ранее поданному заявлению решения незаконно. Указывает, что судом первой инстанции данные ее доводы не были приняты во внимание.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Елисеевой М.А.- Трифонов П.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела.

Заслушав пояснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах изложенных в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено, что 19 июня 2022 г. КаскА.ва А.С. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (.....), для ведения личного подсобного хозяйства, одновременно просила рассмотреть вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «дачное строительство» на «ведение личного подсобного хозяйства».

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия письмом от 30 июня 2022 г. № 19262/12.4-21 сообщило КаскА.вой А.С. о том, что вид разрешенного использования земельного участка не соответствует цели использования земельного участка, указанного в заявлении, в связи с чем отсутствуют основания для его предоставления в аренду. Также КаскА.ва А.С. была проинформирована о том, что 23 мая 2022 г. зарегистрировано заявление иного лица о предоставлении земельного участка в аренду и об изменении вида его разрешенного использования, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия инициирована процедура по изменению вида разрешенного использования земельного участка и заявление истца будет рассмотрено повторно после принятия решения по ранее поступившему заявлению от 23 мая 2022 г.

25 июля 2022 г. от КаскА.вой А.С. в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия поступила жалоба на действия должностных лиц.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия письмом от 1 августа 2022 г. № 23484 в дополнение к ответу от 30 июня 2022 г. истцу сообщило, что в результате процедуры, инициированной Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия, изменен вид разрешенного использования земельного участка с «дачное строительство» на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», по ранее поступившему заявлению иного лица о предоставлении земельного участка принято решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду.

Письмом от 5 августа 2022 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в ответ на жалобу истца указало, что отсутствие документа, удостоверяющего личность, не является основанием для отказа в рассмотрении заявления, после внесения изменения в отношении вида разрешенного использования земельного участка принято решение о предоставлении в аренду земельного участка по ранее поступившему заявлению от 23 мая 2022 г.

Судом первой инстанции также установлено, что распоряжением Правительства Республики Карелия от 12 мая 2022 г. № 338р-П по заявлению Елисеевой М.А. осуществлен перевод земельного участка с кадастровым номером из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.

18 мая 2022 г. в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обратилась Елисеева М.А. с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках с одновременным ходатайством об изменении вида разрешенного использования земельного участка на вид «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», к заявлению приложила копию паспорта и распоряжение о переводе.

Письмом от 28 июня 2022 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия сообщило Елисеевой М.А. о том, что земельный участок не может быть предоставлен в аренду в связи с несоответствием вида его разрешенного использования цели использования земельного участка, указанному в заявлении, вместе с этим, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия начата процедура по изменению вида разрешенного использования земельного участка, соответствующее заявление направлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.

В дополнении к указанному ответу Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия письмом от 27 июля 2022 г. сообщило о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости в сведения о виде разрешенного использования земельного участка и направило Елисеевой М.А. проект договора аренды земельного участка.

15 августа 2022 г. между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Елисеевой М.А. заключен договор аренды земельного участка, в соответствии с которым арендодатель предоставляет арендатору в аренду на 49 лет земельный участок с кадастровым номер площадью кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Единый государственный реестр недвижимости содержит информацию о земельном участке с кадастровым номером – местоположение: (.....), категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Территориальная зона СХ-3 – зона сельскохозяйственного использования, предусматривающая строительство ОКС, зарегистрирована аренда в пользу Елисеевой М.А. на основании договора аренды земельного участка № 191-м/20 от ХХ.ХХ.ХХ

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями ст.ст. 39.6, 39.14, 39.16, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия принято на законных основаниях.

Судебная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Республики Карелия, на основании положений ст. 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия № 390-П от 2 ноября 2017 г.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (подп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 ст. 39.14 ЗК РФ предусмотрен следующий порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2)подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Положением ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка.

Согласно п. 4 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

В соответствии с п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Исходя из подп. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Суд первой инстанции верно установил, что Елисеева М.А. ранее КаскА.вой А.С. обратилась с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, по ее заявлению была инициирована процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия являются законными и обоснованными, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В связи с отказом в удовлетворении требования истца о признании незаконных отказов Министерства имущественных и земельных отношений Республики К.. в предоставлении ей земельного участка, не имеется оснований для удовлетворения и требований о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером иному лицу по его заявлению от 23 мая 2022 г., договора аренды указанного земельного участка и отсутствующим право аренды; возложении на ответчика обязанности предоставить истцу в аренду земельный участок с кадастровым номером по заявлению от 19 июня 2022 г.

Доводам истца о нарушении Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия сроков рассмотрения заявления судом первой инстанции дана оценка, с которой судебная коллегия соглашается. Судом правильно отражено, что нарушение срока не является основанием для признания решений Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия незаконными, поскольку нарушение срока рассмотрения заявления не влечет отказ в удовлетворении заявления только по данному основанию, учитывая, что процедура по изменению вида разрешенного использования не была завершена.

С учетом изложенного выше судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 14 февраля 2023 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Судья Панасенко Н.В.

№ 33-1875/2023 10RS0013-01-2022-001416-52

№ 2-130/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

5 июня 2023 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Степановой Т.Г.,

судей Маловой Н.Б., Курчавовой Н.Л.

при секретаре Волынцевой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 14 февраля 2023 г. по иску КаскА.вой А. С. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Елисеевой М. А. о признании решения незаконным, договора аренды земельного участка недействительным, возложении обязанности совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Маловой Н.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

КаскА.ва А.С. обратилась в суд с административным иском по тем основаниям, что 19 июня 2022 г. она направила в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия заявление о предоставлении без проведения торгов на праве аренды земельного участка с кадастровым номером площадью кв.м, расположенного в (.....) для ведения личного подсобного хозяйства, а также об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Письмом от 30 июня 2022 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия сообщило о том, что на рассмотрении находится заявление иного лица об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка и предоставлении его в аренду, в связи с чем в удовлетворении заявления было отказано. КаскА.ва А.С. направила жалобу вышестоящему должностному лицу, письмом от 1 августа 2022 г. ей сообщено об изменении вида разрешенного использования земельного участка и предоставлении иному лицу по его заявлению от 23 мая 2022 г., в связи с чем ей отказано в удовлетворении заявления со ссылкой на п. 4 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Считая решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия незаконными, истец просила:

- признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в предоставлении ей земельного участка, выраженный в ответах от 30 июня 2022 г. № 19262/12.4-21, от 1 августа 2022 г. № 23484/12.4-21, от 5 августа 2022 г. № 8357/14.1-17;

- признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером иному лицу по его заявлению от 23 мая 2022 г.;

- признать недействительным договор аренды указанного земельного участка и отсутствующим право аренды;

- возложить на ответчика обязанность предоставить ей в аренду земельный участок с кадастровым номером по заявлению от 19 июня 2022 г.

Определением Прионежского районного суда Республики Карелия от 14 декабря 2022 г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Елисеева М.А., суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.

Истец с решением суда не согласна, в апелляционной жалобе просит о его отмене, удовлетворении заявленных требований. В обоснование позиции указывает, что на дату установленного законодательством срока рассмотрения заявления Елисеевой М.А. вид разрешенного использования земельного участка не был изменен, что являлось самостоятельным основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Продление срока рассмотрения заявления действующим законодательством не предусмотрено. Повторное рассмотрение принятого по ранее поданному заявлению решения незаконно. Указывает, что судом первой инстанции данные ее доводы не были приняты во внимание.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Елисеевой М.А.- Трифонов П.А., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела.

Заслушав пояснения представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах изложенных в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено, что 19 июня 2022 г. КаскА.ва А.С. обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (.....), для ведения личного подсобного хозяйства, одновременно просила рассмотреть вопрос об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «дачное строительство» на «ведение личного подсобного хозяйства».

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия письмом от 30 июня 2022 г. № 19262/12.4-21 сообщило КаскА.вой А.С. о том, что вид разрешенного использования земельного участка не соответствует цели использования земельного участка, указанного в заявлении, в связи с чем отсутствуют основания для его предоставления в аренду. Также КаскА.ва А.С. была проинформирована о том, что 23 мая 2022 г. зарегистрировано заявление иного лица о предоставлении земельного участка в аренду и об изменении вида его разрешенного использования, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия инициирована процедура по изменению вида разрешенного использования земельного участка и заявление истца будет рассмотрено повторно после принятия решения по ранее поступившему заявлению от 23 мая 2022 г.

25 июля 2022 г. от КаскА.вой А.С. в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия поступила жалоба на действия должностных лиц.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия письмом от 1 августа 2022 г. № 23484 в дополнение к ответу от 30 июня 2022 г. истцу сообщило, что в результате процедуры, инициированной Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия, изменен вид разрешенного использования земельного участка с «дачное строительство» на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», по ранее поступившему заявлению иного лица о предоставлении земельного участка принято решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду.

Письмом от 5 августа 2022 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в ответ на жалобу истца указало, что отсутствие документа, удостоверяющего личность, не является основанием для отказа в рассмотрении заявления, после внесения изменения в отношении вида разрешенного использования земельного участка принято решение о предоставлении в аренду земельного участка по ранее поступившему заявлению от 23 мая 2022 г.

Судом первой инстанции также установлено, что распоряжением Правительства Республики Карелия от 12 мая 2022 г. № 338р-П по заявлению Елисеевой М.А. осуществлен перевод земельного участка с кадастровым номером из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.

18 мая 2022 г. в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обратилась Елисеева М.А. с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках с одновременным ходатайством об изменении вида разрешенного использования земельного участка на вид «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», к заявлению приложила копию паспорта и распоряжение о переводе.

Письмом от 28 июня 2022 г. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия сообщило Елисеевой М.А. о том, что земельный участок не может быть предоставлен в аренду в связи с несоответствием вида его разрешенного использования цели использования земельного участка, указанному в заявлении, вместе с этим, Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия начата процедура по изменению вида разрешенного использования земельного участка, соответствующее заявление направлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.

В дополнении к указанному ответу Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия письмом от 27 июля 2022 г. сообщило о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости в сведения о виде разрешенного использования земельного участка и направило Елисеевой М.А. проект договора аренды земельного участка.

15 августа 2022 г. между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Елисеевой М.А. заключен договор аренды земельного участка, в соответствии с которым арендодатель предоставляет арендатору в аренду на 49 лет земельный участок с кадастровым номер площадью кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Единый государственный реестр недвижимости содержит информацию о земельном участке с кадастровым номером – местоположение: (.....), категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. Территориальная зона СХ-3 – зона сельскохозяйственного использования, предусматривающая строительство ОКС, зарегистрирована аренда в пользу Елисеевой М.А. на основании договора аренды земельного участка № 191-м/20 от ХХ.ХХ.ХХ

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями ст.ст. 39.6, 39.14, 39.16, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 166, 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения, поскольку решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия принято на законных основаниях.

Судебная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия осуществляет полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Республики Карелия, на основании положений ст. 10.1 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Закона Республики Карелия от 29 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия № 390-П от 2 ноября 2017 г.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства (подп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 ст. 39.14 ЗК РФ предусмотрен следующий порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2)подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Положением ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка.

Согласно п. 4 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

В соответствии с п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Исходя из подп. 14 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Суд первой инстанции верно установил, что Елисеева М.А. ранее КаскА.вой А.С. обратилась с заявлением о предоставлении спорного земельного участка, по ее заявлению была инициирована процедура изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого отказа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия являются законными и обоснованными, подтверждаются доказательствами, оцененными судом по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В связи с отказом в удовлетворении требования истца о признании незаконных отказов Министерства имущественных и земельных отношений Республики К.. в предоставлении ей земельного участка, не имеется оснований для удовлетворения и требований о признании незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером иному лицу по его заявлению от 23 мая 2022 г., договора аренды указанного земельного участка и отсутствующим право аренды; возложении на ответчика обязанности предоставить истцу в аренду земельный участок с кадастровым номером по заявлению от 19 июня 2022 г.

Доводам истца о нарушении Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия сроков рассмотрения заявления судом первой инстанции дана оценка, с которой судебная коллегия соглашается. Судом правильно отражено, что нарушение срока не является основанием для признания решений Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия незаконными, поскольку нарушение срока рассмотрения заявления не влечет отказ в удовлетворении заявления только по данному основанию, учитывая, что процедура по изменению вида разрешенного использования не была завершена.

С учетом изложенного выше судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 14 февраля 2023 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-1875/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Касканделова Анна Сергеевна
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Елисеева Мария Алексеевна
Другие
Трифонов Петр Александрович
Касканделов Дмирий Григорьевич
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
05.05.2023Передача дела судье
05.06.2023Судебное заседание
19.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2023Передано в экспедицию
05.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее