Советский районный суд г. Махачкалы
Судья Махатилова П.А.
Дело№ 2-1618/20
УИД: 05RS0038-01-2019-004150-11
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 октября 2020 года № 33-3740/2020, г. Махачкала
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Загирова Н.В.,
судей Бейтуллаевой З.А. и Османова Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рабадановым Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело по иску А.Р.И. к Министерству здравоохранения Республики Дагестан и Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Дагестан" об обеспечении бесплатным лекарственным препаратом
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Бейтуллаевой З.А., объяснения представителя истца Амарова Р.И. Забитова Р.З. (на основании доверенности от 20 февраля 2020 года), просившего решение суда отменить, объяснения представителя Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Дагестан" Кадыровой Л.А. (на основании доверенности от 22 января 2020 года), просившей решение суда оставить без изменения, объяснения представителя Министерству здравоохранения Республики Дагестан Ибрагимова А.Р. (на основании доверенности), также просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
установила:
Амаров Р.И. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Дагестан и Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Дагестан" (далее ФКУЗ «МСЧ МВД России по РД») об обеспечении рецептами и бесплатными лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда, указывая в обоснование иска, что он является неработающим инвалидом первой группы, в связи с заболеванием - Эпилепсия симптоматическая. Фокальная форма. Ему были рекомендованы в ФГБУН «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН» от 05.12.2019 г. лекарственные средства: Леветирацетам (Кеппра, Эпитерра) - 1500 мг х 2 раза в день постоянно - 3 уп. в месяц, Карбамазепин (финлепсин ретард) - постоянно - 2 уп. в месяц. Лекарственные препараты он получает частично. Невыдача положенных лекарств, назначенных врачом, регулярно и в полном объеме ставит под угрозу его состояние здоровья. Он неоднократно обращался в Поликлинику за получением бесплатного электронного либо рукописного рецепта на лекарственные препараты, назначенные врачом. 16.01.2020г. он обратился с письменным заявлением о выдаче бесплатного рецепта для получения лекарственных препаратов, назначенных ему врачом. Однако в полном объеме рецепты на все лекарственные препараты он не получил. Таким образом, Поликлиника нарушила требования законодательства о выдаче бесплатного рецепта, и тем самым не позволила ему воспользоваться своим правом на бесплатное лекарственное обеспечение. Он неоднократно обращался в Минздрав РД для получения необходимых лекарств. Однако орган здравоохранения требование о выдаче лекарств в полном объеме не удовлетворил, тем самым ставит под угрозу состояние его здоровья.
Также, он обратился с жалобой в ТО Росздравнадзор по РД по факту невыдачи ему назначенных лекарственных препаратов. По результатам проведения внеплановой документарной проверки в отношении Минздрава РД и с учетом того, что он не обеспечен некоторыми лекарственными препаратами, ТО Росздравнадзора по РД, выдало предписание Минздраву РД.
Таким образом, Минздрав РД не выполнил возложенные на него законом обязанности по организации обеспечения граждан бесплатными лекарственными препаратами.
Из-за невыдачи лекарственных препаратов возникали пропуски в курсовом приеме препаратов, из-за чего он сильно переживал за ухудшение состояния своего здоровья, при этом испытывал стресс и нервничал, тем самым претерпел нравственные страдания. Согласно ст. 151 ГК РФ, моральный вред, причинённый гражданину, подлежит возмещению. Моральный вред им определен в размере 10000 рублей, которые просит взыскать с Министерства Здравоохранения РД и ФКУЗ «МСЧ МВД России по РД».
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 13 мая 2020 года в удовлетворении исковых требований Амарова Р.И. отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Увайсов З.Б. (на основании доверенности от 20 февраля 2020 года) просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы указано, что истец неоднократно обращался в Поликлинику за получением бесплатного электронного либо рукописного рецепта на лекарственные препараты, назначенные врачом. А 16.01.2020г. истец обратился с письменным заявлением о выдаче бесплатного рецепта для получения лекарственных препаратов, назначенных ему врачом. Однако в полном объеме рецепты на все лекарственные препарата не получил.
Поликлиника нарушила требования законодательства о выдачи бесплатного рецепта, и тем самым не позволила истцу воспользоваться своим правом на бесплатное лекарственное обеспечение.
Истец неоднократно обращался в Минздрав РД для получения необходимых лекарств. Однако орган здравоохранения требование о выдаче лекарств в полном объеме не удовлетворил, тем самым ставит под угрозу состояние здоровья истца.
Истец обращался в ТО Росздравнадзор по РД, который в свою очередь подтвердил, что Амаров Р.И. не обеспечивается лекарствами в полном объеме и вынес предписание об устранении нарушения. Однако Суд не взял во внимание данный предписание.
Согласно определению Верховного Суда РФ от 8 октября 2014 г. N 24-КГ 14-6 обеспечение инвалидов лекарственными препаратами должно осуществляться бесперебойно. Однако истец не обеспечивается лекарствами бесперебойно и в полном объеме.
Определением от 16 сентября 2020 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Амаров Р.И. не явился, о причинах своей неявки суд не известил, ходатайства об отложении судебного заседания на другой срок не направил. Из объяснений его представителя Забитова Р.З. следует, что Амаров Р.И. является инвалидом первой группы, не может явиться в судебное заседание по состоянию здоровья, просит рассмотреть дело в отсутствие истца.
С учетом сведений об извещении истца Амарова Р.И.о времени и месте апелляционного разбирательства по правилам статей 113 - 116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержденных уведомлением о вручении почтового отправления, суд апелляционной инстанции на основании статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел дело в отсутствие истца Амарова Р.И.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей истца и ответчиков, исследовав представленные сторонами письменные доказательства и оценив их в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Условием реализации принципа равноправия и состязательности сторон является надлежащее извещение о месте и времени рассмотрения дела.
Разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о времени и месте заседания (ст. 155 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд (часть 3 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", в подготовительной части судебного разбирательства надлежит устанавливать, извещены ли неявившиеся лица о времени и месте судебного заседания с соблюдением требований закона о необходимости вручения копий искового заявления ответчику и третьим лицам и извещений всем участвующим в деле лицам в срок, достаточный для своевременной явки в суд и подготовки к делу (статьи 113, 114 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Этот срок должен определяться в каждом случае с учетом места жительства лиц, участвующих в деле, их осведомленности об обстоятельствах дела, возможности подготовиться к судебному разбирательству, а также сложности дела.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.
В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными (часть 2).
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными (часть 3).
В протоколе судебного заседания указано, что указанные лица, будучи надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки не сообщили, не просили о рассмотрении заявления в их отсутствие.
Между тем, в деле отсутствуют сведения о надлежащем извещении истца Амарова Р.И. и ответчика ФКУЗ «МСЧ МВД России по РД» о месте и времени судебного заседания. В материалах дела имеется судебное извещение от 21 апреля 2020 года о назначении судебного заседания на 13 мая 2020 года, однако сведения о его направлении и вручении адресатам в материалах дела отсутствуют.
Имеющееся в материалах дела заявление представителя истца Увайсова З.Б. от 20 марта 2020 года о рассмотрении дела в его отсутствие и в отсутствие истца, поступившее в Советский районный суд г. Махачкалы по электронной почте, и заявление представителя Министерства здравоохранения Республики Дагестан не освобождали суд от исполнения предусмотренной приведенными выше нормами обязанности известить истца Амарова Р.И., ответчика ФКУЗ «МСЧ МВД России по РД», других участников судебного разбирательства о месте и времени судебного заседания. Извещение представителя стороны, участвующей в споре, само по себе не освобождает суд от обязанности по извещению стороны, поскольку из анализа ст. 48 Гражданского процессуального кодекса РФ следует, что сторона может представлять свои интересы в суде лично, через представителя, а также, имея представителя, участвовать в деле лично.
Назначая судебное заседание на 13 мая 2020 года - в период действия ограничительных мер введенных в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), когда ограничен доступ граждан в суды Российской Федерации был ограничен в соответствии со ст.14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 г. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», постановлениями Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 808, суд первой инстанции не разъяснил лицам, участвующим в деле, их право участия в судебном заседании путем проведения судебного заседания в режиме видеосвязи: через районный (городской) суд по месту Вашего жительства посредством системы Видеоконференц-связи (ВКС) или же через мобильное устройство, компьютер, планшет, находясь дома с использованием системы Веб-конференции.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, судебная коллегия полагает процессуальные права участников судебного разбирательства нарушенными. У суда первой инстанции не имелось предусмотренных ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются как рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
По изложенным основаниям решение и дополнительное решение суда первой инстанции подлежат отмене.
Разрешая заявленные истцом требования по существу, суд апелляционной инстанции исходит из того, что юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу являются: наличие у истца Амарова Р.И. права на обеспечение бесплатными лекарственными препаратами; факт обращения Амарова Р.И. к ответчикам по вопросу выдачи рецептов и обеспечения бесплатными лекарственными препаратами; наличие (отсутствие) нарушения Министерством здравоохранения Республики Дагестан права Амарова Р.И. на обеспечение бесплатными лекарственными препаратами; наличие (отсутствие) нарушения ФКУЗ «МСЧ МВД России по РД» права Амарова Р.И. на обеспечение бесплатными лекарственными препаратами; причинение истцу действиями (бездействием) ответчиков морального вреда; размер компенсации морального вреда.
Исследовав указанные обстоятельства, изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные сторонами доказательства и оценив их в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции находит исковые требования Амарова Р.И. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическом благополучию.
Из приведенных норм Конституции Российской Федерации, следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита прав ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).
Согласно статье 4 названного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ от 21.11.2011 года) при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" по вопросам клинических рекомендаций" в Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" внесены изменения, пункт 2 части 3 статьи 80 данного федерального закона изложен в новой редакции, в соответствии с которой при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
Пункт 5 ст. 1 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 года устанавливает право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, гарантированный объем, которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно п. 12 ст. 14 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 года организация по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, а также обеспечения лекарственными препаратами является полномочием федеральных органов государственной власти.
В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи Правительство РФ Постановлением от 22 октября 2012 года N 1074 утвердило Программу государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014-2015 г., которая во втором разделе предусматривает обеспечение граждан необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при оказании медицинской помощи. В разделе 4 названной Программы, предусматривающем источники финансового обеспечения оказания медицинской помощи, установлено, что лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с пятидесятипроцентной скидкой со свободных цен, предоставляются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 в редакции от 14.02.2002 года "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения". В соответствии с данным Перечнем инвалиды в бесплатном порядке по рецептам врачей обеспечиваются, в том числе, всеми лекарственными средствами и средствами медицинской реабилитации по медицинским показаниям.
Таким образом, указанным постановлением Правительства Российской Федерации закреплено право инвалидов на обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами бесплатно.
Согласно ч. 3 ст. 80 Федерального закона N 323-ФЗ от 21.11.2011 года при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Частью 2 статьи 83 этого же Федерального закона предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования.
В силу ст. ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды и дети-инвалиды. В соответствии с предоставляемым гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего ФЗ, набора социальных услуг включаются социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского значения.
Приведенные выше нормы закона и конституционные положения не в полной мере учтены судом первой инстанции при разрешении требований Амарова Р.И.
Между тем, в силу ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в полном объеме суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств в подтверждение того, что его права были нарушены ответчиками, и указал в своем решении, что для получения рецептов и обеспечения бесплатными лекарственными препаратами Амарову Р.И. следует обратиться в поликлинику по месту жительства, а не в медсанчасть МВД по Республике Дагестан.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Амаров Р.И. является инвалидом 1 группы, военная травма, страдает заболеванием: Эпилепсия симптоматическая. Фокальная форма, что подтверждается справкой МСЭ от 11 мая 2017 года. Согласно выписке ФГБУ науки Институт Мозга Человека им.Н.П. Бехтеревой Российской Академии Наук (ИМЧ РАН) Клиника г.Санкт- Петербурга от 5 декабря 2019 года Амарову Р.И. назначено лечение лекарственными препаратами ««Ливетирацетам (Кеппра, Эпитерра) 1500 мг х 2 раза в день постоянно, Карбамазепин (Финлепсин ретард) 400 мг - 0 - 500 мг (1 таб - 0 - 1 и % таб.) постоянно, первый прием в 9.00 и 20.00 вечером (л.д. 17-18).
Исследованием амбулаторной карты Амарова Р.И. установлено, что при обращении во ФКУЗ «МСЧ МВД России по РД» ему был выписан рецепт на получение лишь одного препарата - «Финлепсин ретард».
Из ответа заместителя министра здравоохранения Республики Дагестан от 21.01.2020г. следует, что Амаров Р.И. состоит на учете у врача-терапевта в ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по РД» и нуждается в лекарственных препаратах «Финлепсин ретард» и «Ливетирацетам», Амарову Р.И. выделен лекарственный препарат выделен «Финлепсин ретард» - 3 упаковки.
Таким образом, право истца на обеспечение бесплатными лекарственными препаратами «Финлепсин ретард» и «Ливетирацетам» подтверждено медицинскими документами и ответчиками не оспаривается.
Установлено также, что 14 января 2020 года Амаров Р.И. обратился с письменным заявлением во ФКУЗ «МСЧ МВД России по РД» о выдаче ему бесплатных рецептов на лекарственные средства, назначенные врачом и оформлении на лекарственные средства заявки.
Из ответа ФКУЗ «МСЧ МВД по РД» от 13.02.2020 г. следует, что «МСЧ МВД РФ по РД» не выписывает бесплатные рецепты на лекарства в связи с тем, что Минздрав РД не обеспечивает МСЧ по РД лекарственными препаратами. В письме также указано, что для решения данного вопроса в 2019 году ФКУЗ «МСЧ МВД по РД» дважды было направлено письмо в Министерство здравоохранения Республики Дагестан с просьбой учесть потребности ФКУЗ «МСЧ МВД по РД» в лекарственном обеспечении застрахованных по ОМС, прикрепленных на медицинское обслуживание в МСЧ, на что получен отказ (л.д. 25).
Между тем, согласно части 2 статьи 45 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Отношения, связанные в том числе с медицинским обеспечением сотрудников органов внутренних дел (далее - сотрудник), граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1 статьи 1 Закона; далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ предусмотрено, что сотрудник имеет право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты в организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Установлено также, что 14 января 2020 года Амаров Р.И. также обратился Министерство здравоохранения по РД с заявлением о проведении проверки причин, по которым ему не выдаются назначенные лекарственные средства, и принятии мер по регулярной выдаче лекарственных средств, назначенных врачом.
Из ответа заместителя министра Министерства здравоохранения по Республики Дагестан от 21.01.2020г. следует, что Амаров Р.И. имеет право на льготное лекарственное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г., № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Состоит на учете у врача - терапевта в ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Дагестан" и нуждается в необходимых лекарственных препаратах «Финлепсин ретард» и «Леветарацетам». В настоящее время в рамках федеральной программы льготного лекарственного обеспечения Амарову Р.И. выделен лекарственный препарат «Финлепсин ретард» - 3 упаковки, которые он получит в аптеке №146 г.Махачкалы. В письме также указано, что Минздрав РД готов обеспечить Амарова Р.И. также лекарственным препаратом «Леветирацетам», имеющимся в наличии в рамках региональной программы льготного лекарственного обеспечения. Для получения рецепта необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства (л.д. 24).
Из письма Территориального органа Росздравнадзора по Республике Дагестан от 13.02.2020 г. на обращение Амарова Р.И. следует, что на основании реестра отпущенных рецептов за 2020 год ему выданы 4 упаковки лекарственного препарата «Карбамазепин» 30.01.2020 г. По результатам проверки обращения Амарова Р.И. выдано предписание в отношении Министерства здравоохранения Республики Дагестан в связи с необеспечением Амарова Р.И. лекарственным препаратом «Леветирацетам» (л.д. 26).
Приведенные выше обстоятельства, установленные судом, свидетельствуют о нарушении ответчиками права Амарова Р.И. на обеспечение бесплатными лекарственными препаратами, назначенными ему ФГБУ науки Институт Мозга Человека им. Н.П. Бехтеревой Российской Академии Наук (ИМЧ РАН) Клиника г.Санкт- Петербург по жизненным показаниям.
На момент обращения во ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по РД» и в Министерство здравоохранения по Республики Дагестан Амаров Р.И. имел медицинский документ, содержащий назначение лекарственного препарата, выданный лечебным учреждением. Отсутствие рецепта врача не может умалять право истца на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом, назначенным ему врачебной комиссией по жизненным показаниям, что не было принято во внимание судом первой инстанции при разрешении спора.
При указанных обстоятельствах у суда не имелось оснований для отказа в удовлетворении исковых требований Амарова Р.И., просившего обязать ответчиков обеспечить его бесплатными лекарственными препаратами в соответствии с медицинским показаниями.
Поскольку предусмотренный действующим правовым регулированием механизм получения сотрудником органов внутренних дел бесплатной медицинской помощи в организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, включая бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, в отношении Амарова Р.И, нуждавшегося в медицинской помощи по жизненным показаниям, реализован не был, в результате чего его состояние ухудшилось, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Амарова Р.И. об обеспечении бесплатными лекарственными препаратами и компенсации и морального вреда подлежащими удовлетворению.
В силу приведенных выше норм закона Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Дагестан" обязано обеспечить истца бесплатными лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями посредством выдачи ему рецептов на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями и обеспечения истцом непосредственно самими лекарственными препаратами. Обязанность по обеспечению Амарова Р.И. бесплатными лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями следует также возложить на Министерство здравоохранения Республики Дагестан.
Иное противоречило бы сути предусмотренным Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ социальным гарантиям сотрудникам органов внутренних дел, наделенных особым правовым статусом и выполняющих конституционно значимые функции, а также характеру обязанностей государства по отношению к ним.
Поскольку ответчиками нарушено гарантированное Конституцией РФ право истца на охрану здоровья, требования Амарова Р.И. о компенсации морального вреда также подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Руководствуясь данной нормой, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства нарушения прав истца, который является инвалидом первой группы, суд апелляционной инстанции находит компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей отвечающей требованиям разумности и соразмерности, подлежащей взысканию с каждого из ответчиков. В остальной части требования истца о взыскании компенсации морального вреда подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ч. 5 ст. 330, ст. ст. 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан
определила:
Решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 13 мая 2020 года и дополнительное решение Советского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 16 июля 2020 года отменить.
Исковые требования А.Р.И. к Министерству здравоохранения Республики Дагестан и Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Дагестан" об обеспечении бесплатным лекарственным препаратом и компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан обеспечить истца бесплатными лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Дагестан в пользу А.Р.И. денежную компенсацию морального вреда в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
Обязать Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Дагестан" обеспечить истца бесплатными лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями.
Взыскать с Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Дагестан" в пользу А.Р.И. денежную компенсацию морального вреда в размере 10000 (десять тысяч) рублей.
В остальной части исковые требования А.Р.И. оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан.
Председательствующий:
Судьи: