Решение по делу № 2-103/2021 от 29.01.2021

43RS0042-01-2021-000139-50

Дело № 2-103/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт Юрья Кировской области 08 апреля 2021 года

Юрьянский районный суд Кировской области в составе председательствующей судьи Братухиной Е.А.,

при ведении аудиопротоколирования секретарём Козловских О.В.,

с участием представителя истца Шкотских М.Г., представителей ответчиков Федорова Э.А., Назаровой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Топорковой А.В. к администрации Юрьянского городского поселения о признании незаконным отказа в постановке на учёт граждан, нуждающихся в жилом помещении, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Топоркова А.В. обратилась в суд с иском к администрации Юрьянского городского поселения о признании незаконным отказа в постановке на учёт граждан, нуждающихся в жилом помещении, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма.

В обоснование заявленного требования указала, что является инвалидом 1 группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2017 № 1034217. По договору социального найма от 12.04.2010 ей было предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, в котором кроме неё зарегистрирована Пересторонина А.С. Актом обследования жилого помещения от 17.12.2019 установлено, что данное жилое помещение не приспособлено для проживания инвалида. Согласно заключению межведомственной комиссии от 15.01.2020, имеются основания для признания жилого помещения непригодным для проживания истца в связи с невозможностью приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида на основании заключения комиссии Юрьянского городского поселения № 1 от 30.12.2019. В связи с этим на основании постановления администрации Юрьянского района № 19 от 21.01.2020 указанное жилое помещение было признано непригодным для проживания Топорковой А.В. Истец 27.10.2020 обратилась к ответчику с заявлением о постановке в очередь нуждающихся в жилом помещении, в чём ей было отказано, т.к. ею не представлены документы, подтверждающие её право состоять на учёте. Считает данное решение незаконным, т.к. оно принято с нарушением требований Жилищного кодекса и норм ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», без учёта разъяснений Верховного Суда РФ, изложенной в п. 37 постановлении Пленума ВС РФ от 02.07.2009 № 14, согласно которым предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Просит признать незаконным отказ в постановке на учёт граждан, нуждающихся в жилом помещении, признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязать поставить её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, обязать предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям. Суду пояснил, что Топоркова А.В. является инвалидом 1 группы вследствие перенесённого инсульта, примерно с 2015 года проживает в Кирове у дочери, поскольку нуждается в постоянном постороннем уходе, самостоятельно не двигается (лежачий больной). Жилое помещение по адресу: п. <адрес> признано непригодным для проживания инвалида. В постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке Топорковой А.В. отказано, т.к. она не признана малоимущей. Размер пенсии Топорковой А.В. составляет около 25000 рублей, считает, что это не является основанием для отказа в обеспечении её жильём.

Представитель ответчика администрации Юрьянского городского поселения Федоров Э.А. исковые требования не признал, суду пояснил, что спорное жилое помещение признано непригодным для проживания инвалида, поскольку не созданы условия для проживания инвалида, а также ввиду экономической нецелесообразности его реконструкции. В чём конкретно выражается непригодность жилья для проживания инвалида, суду не пояснил. Указал, что Топоркова А.В. является пенсионером, инвалидом 1 группы, размер её пенсии значительно больше прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в Кировской области, в связи с чем ей было отказано в признании её малоимущей и постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика администрации Юрьянского района Назарова Т.А. исковые требования не признала, считает, что администрация района является ненадлежащим ответчиком, поскольку вопросы постановки на учёт и обеспечения жилыми помещениями граждан относятся к полномочиям поселения. Постановление о признании спорного жилого помещения непригодным для проживания инвалида было вынесено на основании представленных администрацией Юрьянского городского поселения актов обследования и заключения межведомственной комиссии.

Выслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, приведены в статье 51 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с пунктом 3 части 1 которой таким основанием является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В судебном заседании установлено, что Топоркова А.В. до 2015 года проживала в жилом помещении, расположенном по адресу: п. <адрес> на основании договора социального найма от 12.04.2010, в котором зарегистрирована вместе со своей внучкой Пересторониной (Шкотских) А.С. (л.д. 16, 19-20, 23-24).

Из пояснений представителя истца следует, что с 2015 года Топоркова А.В. проживает в г. Кирове, поскольку нуждается в постоянном постороннем уходе (лежачий больной), жилищные условия по <адрес> не соответствуют условиям для проживания инвалида.

Согласно справке МСЭ-2017 № 1034217, Топоркова А.В. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию (л.д. 9). В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида Топорковой А.В. рекомендованы технические средства реабилитации – кресло-коляска с ручным приводом комнатная и кресло-коляска с ручным приводом прогулочная (л.д. 10-15). Каких-либо рекомендаций по оборудованию жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями, в индивидуальной программе реабилитации инвалида не содержится (л.д. 10-15).

Постановлением администрации Юрьянского района Кировской области от 21.01.2020 № 19 на основании заключения межведомственной комиссии при администрации Юрьянского района от 15.01.2020, установившей, что имеются основания для признания жилого помещения по адресу: п<адрес> непригодным для проживания инвалида и заключения администрации Юрьянского городского поселения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида от 30.12.2019, жилое помещение по адресу: п<адрес> признано непригодным для проживания Топорковой А.В. (л.д. 25, 26)

Как следует из акта обследования указанного жилого помещения, составленного комиссией администрации Юрьянского городского поселения 17.12.2019, в квартире отсутствуют электроснабжение, водоснабжение, водоотведение - причина отсутствия не указана. Стороны в судебном заседании не пояснили причину отсутствия электроснабжения и водоснабжения. Кроме этого указано, что тамбур, крыльцо требуют капитального ремонта, деревянные тротуары требуют ремонта. В связи с указанным комиссия пришла к выводу, что <адрес> по <адрес> п. Юрья не приспособлена для проживания инвалида (л.д. 28-31).

На основании данного акта 30.12.2019 было составлено заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учётом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (л.д.118), которое легло в основу заключения межведомственной комиссии о наличии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания инвалида.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Исходя из положений статей 49, 51, 52 Жилищного кодекса РФ для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) – при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Таким образом, право Топорковой А.В. быть принятой на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении для обеспечения жилым помещением вне очереди подлежит реализации в случае признания её малоимущей и нуждающейся в жилом помещении.

Согласно статье 3 Закон Кировской области от 02.08.2005 № 349-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в Кировской области» на учет для получения жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, принимаются граждане, нуждающиеся в получении жилых помещений и признанные уполномоченным органом местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном Законом области «Об определении размера дохода и стоимости имущества для предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда в Кировской области».

В силу статьи 3, 4 Закон Кировской области от 02.08.2005 № 350-ЗО «Об определении размера дохода и стоимости имущества для предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда в Кировской области», малоимущими гражданами признаются граждане, которые признаны таковыми уполномоченным органом в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Граждане признаются малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, если размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, ниже установленного размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, установленных соответствующим органом местного самоуправления.

Порядок признания граждан малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма установлен в административном регламенте муниципальной услуги «Принятие решения о признании или об отказе в признании гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору жилого найма», утверждённом постановлением администрации Юрьянского городского поселения от 29.05.2012 № 55 (л.д. 68, 83-89).

В указанном административном регламенте установлен перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги (пункт 2.6).

Из материалов дела следует, что 27.10.2020 Топоркова А.В. в лице представителя Шкотских М.Г. обратилась в администрацию Юрьянского городского поселения с заявлением о постановке в очередь нуждающихся в жилом помещении в связи с признанием жилого помещения по <адрес> непригодным для проживания. Решением жилищной комиссии администрации Юрьянского городского поселения от 12.11.2020 Топорковой А.В. отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в другом жилом помещении по договору социального найма на основании пп. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях (л.д. 48, 46, 35).

При рассмотрении заявления ответчиком было установлено, что в нарушение требований статьи 7 Закона Кировской области № 350-ЗО от 02.08.2005 сведения о доходах истца (о размере пенсии) были представлены за 10 месяцев, а не за один календарный год. Данное обстоятельство представителем истца в судебном заседании не оспаривалось. Кроме этого, из представленных ответчику документов, подтверждающих доход Топорковой А.В., усматривалось, что доход Топорковой А.В. превышал прожиточный минимум, установленный Правительством Кировской области на 2020 год, т.е. Топоркова А.В. не была признана малоимущей.

Согласно статье 7 Закона Кировской области от 02.08.2005 № 350-ЗО «Об определении размера дохода и стоимости имущества для предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда в Кировской области» в целях исчисления совокупного дохода семьи или одиноко проживающего гражданина и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, доход и стоимость имущества определяются за расчетный период, равный одному календарному году, непосредственно предшествовавшему месяцу подачи заявления о постановке на учет для предоставления жилья по договору социального найма.

В соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях…

Непредставление предусмотренных ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а также представление документов, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях являются основанием для отказа в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 54 Жилищного кодекса РФ).

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение ответчика об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающейся в другом жилом помещении по договору социального найма является законным и обоснованным.

Из материалов дела следует, что в собственности Топорковой А.В. отсутствует какое-либо недвижимое имущество, ежемесячный размер пенсии Топорковой А.В. за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 составил <данные изъяты>., размер ЕДВ за январь 2020 г. составил <данные изъяты>., за период с 01.02.2020 по 31.12.2020 – <данные изъяты>. ежемесячно. (л.д. 91-92, 122).

В 2021 году размер пенсии Топорковой А.В. составил <данные изъяты>., размер ЕДВ в январе 2021 составил <данные изъяты>., с февраля 2021 г. – <данные изъяты>. (л.д. 99).

Данный размер дохода превышает прожиточный минимум, установленный для пенсионеров в Кировской области на 2020 г. и на 1 квартал 2021 г.

Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что документы, подтверждающие право Топорковой А.В. состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в материалах дела отсутствуют, в связи с чем у суда не имеется оснований для признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт граждан, нуждающихся в жилом помещении.

Наличие одного лишь факта проживания инвалида 1 группы в жилом помещении, признанном непригодным именно для его проживания, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения истца жилым помещением по договору социального найма по правилам п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий, в том числе, признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.

При наличии указанных обстоятельств, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Топорковой А.В. к администрации Юрьянского городского поселения о признании незаконным отказа в постановке на учёт граждан, нуждающихся в жилом помещении, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Е.А. Братухина

Мотивированное решение изготовлено 13.04.2021.

Судья Е.А. Братухина

2-103/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Топоркова Алефтина Васильевна
Ответчики
Администрация Юрьянского городского поселения
Администрация Юрьянского района Кировской области
Другие
Шкотских Михаил Григорьевич
Суд
Юрьянский районный суд Кировской области
Судья
Братухина Е.А.
Дело на странице суда
yuryansky.kir.sudrf.ru
29.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.01.2021Передача материалов судье
01.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.02.2021Судебное заседание
01.03.2021Судебное заседание
10.03.2021Судебное заседание
29.03.2021Судебное заседание
08.04.2021Судебное заседание
13.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2021Дело оформлено
08.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее