Дело №2-4150/2021
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Чебоксары
Московский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Кузнецовой А.В.,
при секретаре судебного заседания Лазаревой Н.М.,
с участием представителя истца - Николаева В.Э., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ответчика Камышова А.Г., третьего лица Москвичевой В.Н.,
помощника прокурора Московского района г. Чебоксары Васильевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Москвичевой Марины Михайловны к Камышову Андрею Георгиевичу о компенсации морального вреда,
установил:
Истец Москвичева М.М. обратилась в суд с иском к Камышову А.Г. о компенсации морального вреда. В обоснование заявленных требований истец указала, что в результате ДТП, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ около 00 час. 20 мин. по вине водителя Камышова А.Г., ФИО1 получила телесные повреждения, которые по признаку создания непосредственной угрозы для жизни квалифицируются как причинившие тяжкий вред здоровью и была доставлена в реанимационное отделение БУ "БСМП" Минздрава ЧР. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была переведена в реанимационное отделение БУ "Республиканская клиническая больница" Минздрава ЧР, где впоследствии ДД.ММ.ГГГГ скончалась. Согласно Заключению эксперта № "СЛ-2" смерть ФИО1 наступила от <данные изъяты>. Приговором <данные изъяты> районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Камышов А.Г. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ, с назначением наказания в виде 1 года 6 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении с лишением права управления транспортным средством на срок 2 года. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Со ссылкой на ст.ст. 151, 1101 ГК РФ, просит суд взыскать с ответчика в её пользу в счет компенсации морального вреда - 1 000 000 рублей.
Истец Москвичева М.М., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, обеспечила явку представителя.
В судебном заседании представитель истца - Николаев В.Э. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просил удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании ответчик Камышов А.Г. исковые требования признал частично, пояснил, что перечислил денежные средства в общем размере 45 000 руб. на карту Москвичевой В.Н., готов возместить моральный вред в размере 100 000 рублей, при определении размера компенсации просит учесть его материальное и семейное положение.
Третье лицо Москвичева В.Н. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования, пояснила, что перечисленные Камышовым А.Г. денежные средства были получены истцом Москвичевой М.М.
Помощник прокурора Московского района г. Чебоксары Васильева Е.А. в судебном заседании полагала подлежащими удовлетворению требования Москвичевой М.М. к Камышову А.Г. о компенсации морального вреда, с учетом требований разумности и справедливости.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Камышов А.Г., управляя автомобилем, нарушил правила дорожного движения, что повлекло по неосторожности смерть человека.
Так он, ДД.ММ.ГГГГг. около 00 час. 20 мин. управляя автомобилем марки <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № RUS двигаясь возле <адрес> совершил нарушение п. 10.1 ПДД, выехал на полосу встречного движения и допустил столкновение с автомобилем <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком № под управлением ФИО2 и автомобилем <данные изъяты>, с государственным регистрационным знаком № под управлением ФИО3 В результате ДТП пассажирка автомобиля <данные изъяты> с государственным регистрационным знаком №, ФИО1 получила телесные повреждения <данные изъяты>, которая по признаку создания непосредственной угрозы для жизни в момент причинения квалифицируются как причинившие тяжкий вред здоровью, была доставлена в реанимационное отделение БУ "БСМП" Минздрава ЧР, затем ДД.ММ.ГГГГ переведена в реанимационное отделение БУ "Республиканская клиническая больница" Минздрава ЧР, где впоследствии ДД.ММ.ГГГГ скончалась.
Согласно Заключению эксперта № <данные изъяты>, смерть гр. ФИО1 наступила от открытой черепно-мозговой травмы, приведшей к образованию левосторонней посттравматической кавернозно-каротидной аневризмы с её последующим разрывом и возникновением базального субарахноидального кровоизлияния, осложнившегося прорывом крови в желудочки мозга и сдавливанием головного мозга.
Приговором <данные изъяты> районного суда <адрес> Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Камышов А.Г. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК РФ, с назначением наказания в виде 1 года 6 месяца лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении с лишением права г управления транспортным средством на срок 2 года. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу положений статьи 1101 названного Кодекса компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина. Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
При рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального ущерба, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (пункт 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").
Из изложенного следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. К числу таких нематериальных благ относится жизнь, здоровье (состояние физического, психического и социального благополучия человека), семейные и родственные связи. В случае причинения гражданину морального вреда (физических или нравственных страданий) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Таким образом, право на компенсацию морального вреда возникает при наличии предусмотренных законом оснований и условий ответственности за причинение вреда, а именно физических или нравственных страданий потерпевшего, то есть морального вреда как последствия нарушения личных неимущественных прав или посягательства на иные нематериальные блага, неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинной связи между неправомерными действиями и моральным вредом, вины причинителя вреда. Поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (статьи 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон.
Согласно материалам дела ФИО1 приходилась дочерью истцу Москвичевой М.М.
Доказательства, подтверждающие факт причинения смерти ФИО1, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда, установлены приговором суда, вступившим в законную силу, таким образом, между действиями ответчика Камышова А.Г. и наступившими последствиями в виде причинения морального вреда истцу имеется причинно-следственная связь, истец Москвичева М.М. имеет право на компенсацию морального вреда.
Принимая во внимание фактические обстоятельства причинения морального вреда, смерть близкого родственника истца, степень вины причинителя вреда, частичное возмещение вреда, а также то, что компенсация морального вреда по смыслу статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации не должна носить формальный характер, ее целью является реальная компенсация причиненных страданий, суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению в размере 800 000 рублей.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе расходы на оплату услуг представителей.
Согласно ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом представлены в материалы дела доказательства несения расходов на оплату услуг представителя на сумму 10 000 рублей.
В соответствии с определением Конституционного суда РФ от 20.10.2005 № 355-О обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Принимая во внимание все обстоятельства дела, сроки его рассмотрения, объем проделанной представителем работы, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о возмещении расходов по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей. Указанный размер компенсации расходов по оплате услуг представителя, соответствует характеру и сложности спора, принципу разумности и справедливости.
Заявленные почтовые расходы в размере 204 руб. 64 коп., суд в соответствии со статьей 94 ГПК относит к издержкам, связанным с рассмотрением дела и также взыскивает с ответчика в пользу истца.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от которой истец освобожден, взыскивается с ответчика пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.195-198 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с Камышова Андрея Георгиевича в пользу Москвичевой Марины Михайловны в счет компенсации морального вреда - 800 000 рублей, в возмещение расходов на представителя - 10 000 рублей, потовых расходов - 204 руб. 64 коп.
Взыскать с Камышова Андрея Георгиевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Московский районный суд г. Чебоксары ЧР в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.В. Кузнецова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ