Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 мая 2023г. Адрес .
Прикубанский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - судьи Хубиева Ш.М.,
при секретаре судебного заседания – Глоовой Р.Р.,
с участием истца Крымшамхаловой Л.Б. и ее представителя Агабабян Ф.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Крымшамхаловой Любы ФИО 8 к администрации Прикубанского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и администрации Майского сельского поселения Карачаево-Черкесской Республики о признании права собственности на земельный пай, включении в список пайщиков и предоставлении земельного пая
УСТАНОВИЛ:
Истец Крымшамхалова Л.Б. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в котором, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит суд восстановить срок для подачи искового заявления, признать за ней право собственности на земельный пай мерою 6,1 Га на территории Майского СП, категории земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, обязать ответчика выделить земельный пай мерою 6,1 Га на территории Майского СП.
В судебном заседании истец ФИО 1 и ее представитель ФИО 7 поддержали доводы искового заявления, просили требования удовлетворить.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика – администрации Прикубанского МР КЧР – ФИО 3 просил отказать в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока исковой давности, а также в связи с недоказанностью истцом обстоятельстве указанных в иске.
В настоящее судебное заседание остальные участник, будучи извещенными, не явились, дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, истец ФИО 1 дата . была принята на работу заведующей ДБУ Адрес и проработала на этой должности до дата что подтверждается записями в ее трудовой книжке АТ-IV №.
Согласно постановления главы администрации Адрес КЧР № дата . «О регистрации Устава сельскохозяйственного производственного кооператива «Родниковский» зарегистрирован устав сельскохозяйственного кооператива «Родниковский» закреплено в собственность СПК «Родниковский»№ га. пашни. Закреплено в постоянное бессрочное пользование за СПК «Родниковский» 923 га пашни, 133 га залежи, 383 га сенокоса, 937 га пастбищ, 638 га прочих земель.
Согласно приложения № к данному постановлению утвержден список пайщиков СПК «Родниковский» в количестве 400 человек. В данном списке истец ФИО 1 отсутствует.
Согласно справки главы администрации Майского сельского поселения ФИО 4 от дата . № следует, что истец Крымшамхалова Л.Б. при составлении списка пайщиков СПК «Родниковский» администрацией Майского сельского Совета в результате технической ошибки была пропущена в этих списках.
Также согласно справки главы администрации Майского сельского поселения ФИО 4 от дата . № следует, что на территории Майского СП имеются земельные участки для выделения земельного пая мерою 6,1 Га Крымшамхаловой Л.Б.
Администрацией Прикубанского МР КЧР истцу ФИО 1 на ее обращение о представлении земельного пая дан отрицательный ответ, согласно письма за исх.№ от дата
В судебном заседании истец пояснила, что действительно на момент предоставления земельных паев на территории СПК «Родниковский» она работала заведующей ДБУ Адрес . Она полагала, что была включена в список пайщиков, но никогда не пользовалась никаким земельным паем. О том, что она не была включена в список пайщиков ей стало известно в 2012 году. При этом, в силу тяжелых жизненный ситуаций, не обращалась в администрацию Прикубанского МР КЧР, ни в администрацию Майского СП, а также в суд по вопросу о предоставлении ей земельного пая на территории Майского СП КЧР в СПК «Родниковский». С 2000 года она фактически проживает на территории Адрес , что подтверждается справкой № от дата . При этом, указывает, что она пропустила срок исковой давности по уважительным причинам (тяжелые семейные обстоятельства, состоянием ее здоровья) и просит восстановить данный срок.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В качестве доказательств обязанности предоставления ей пая истец ссылается, что с 1986 года работала заведующей ДБУ Адрес в связи с чем ей положен земельный пай, как члену колхоза.
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 86 (далее - постановление N 86) в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и создания условий для предпринимательства на селе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от дата N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" совхозам и колхозам предписывалось до дата провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР от дата N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.
В пунктах 8 и 9 постановления N 86 указывалось, что стоимость основных и оборотных средств колхоза и совхоза (за вычетом имущества, переданного в муниципальную собственность) составляет общую долевую собственность членов колхоза или работников совхоза. Все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатные земельные и имущественные паи в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства.
В силу пункта 10 данного постановления владелец пая обязан подать заявление во внутрихозяйственную комиссию и указать в нем одну из следующих форм использования своего пая:
получение на сумму пая земли и средств производства с целью создания крестьянского хозяйства, частного предприятия по ремонту, строительству, обслуживанию, торговле и других предприятий;
передача пая в качестве учредительного взноса в товарищество или акционерное общество;
передача пая в качестве вступительного взноса в кооператив;
продажа пая другим работникам хозяйства или хозяйству.
Положение "О реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708 (далее - Положение о реорганизации) также предусматривало определение индивидуальных имущественных паев и земельных долей в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе (пункт 8). Размер индивидуальной земельной доли (пая) устанавливался независимо от трудового вклада и стажа работы и определялся в натуральном и стоимостном выражении (пункт 11). Определение размера индивидуальных имущественных паев осуществлялось на основании оценки стоимости всего имущества реорганизуемого предприятия (пункт 13).
Согласно пункту 16 Положения о реорганизации владелец имущественного пая и земельной доли мог использовать их следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив, продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).
Постановлением Правительства РФ от 01.02.1995 г. N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных участков и имущественных паев" одобрены Рекомендации по подготовке и выдаче документов о праве на земельные доли и имущественные паи.
В силу п.1 данных Рекомендаций внутрихозяйственные комиссии по приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) для выдачи свидетельств на право собственности на земельные доли и о праве на имущественные паи:
организуют проведение инвентаризации сельскохозяйственных угодий и проводят инвентаризацию имущества этих организаций (предприятий);
определяют объекты социальной сферы и инженерной инфраструктуры, которые целесообразно передать на баланс местной администрации;
составляют (уточняют) списки лиц, имеющих право на получение земельных долей и имущественных паев в соответствии с действующим законодательством и пунктами 3 и 4 настоящих Рекомендаций;
рассчитывают (уточняют) размеры земельных долей и имущественных паев;
на основе проведенной работы подготавливают пакет документов (материалов) по выдаче свидетельств на право собственности на земельные доли и о праве на имущественные паи согласно Приложению N 1;
оформляют, регистрируют и выдают свидетельства о праве на имущественные паи и организуют выдачу подготовленных районными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству свидетельств на право собственности на земельные доли;
по завершении работы объединяют все материалы по подготовке и выдаче документов в единый пакет и передают их на хранение в органы местной администрации.
В случае если земельные доли и имущественные паи были рассчитаны ранее в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 12, ст. 931) и утверждены в установленном порядке, их повторный перерасчет не производится, а выдача свидетельств осуществляется по заявлениям собственников на основании прежних расчетов.
Согласно п.2 Рекомендаций высшие органы управления сельскохозяйственных коммерческих организаций (предприятий) (общие собрания, собрания уполномоченных, администрация и т.п.) утверждают пакет документов (материалов) для выдачи свидетельств и представляют их в администрацию района.
В соответствии с п.3 Рекомендаций администрация района (глава органа районного самоуправления) после получения указанных в пункте 2 настоящих Рекомендаций документов (материалов):
в месячный срок принимает решение о передаче земель в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия) и о выдаче им свидетельств на право собственности на земельные доли;
устанавливает сроки подготовки, оформления и выдачи свидетельств на право собственности на земельные доли. Срок выдачи свидетельств собственникам земельных долей не должен превышать 1 месяца со дня принятия районной администрацией решения об их выдаче;
организует прием объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, передаваемых на баланс местной администрации при реорганизации хозяйств.
В п. 7 Рекомендации указано, что на получение в собственность земельных долей имеют право: работники сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), в том числе уволенные из этой организации (предприятия) по сокращению численности работников после 1 января 1992 года и до момента возникновения права собственности на земельную долю в соответствии с настоящими Рекомендациями. В их число не включаются временные, сезонные работники, а также лица, работающие по гражданско-правовым договорам, и совместители, основное место работы которых находится в другом хозяйстве, а также лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, образовательных учреждений, расположенных на территории сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия).
При этом, в силу п.19, п.20 Рекомендаций моментом возникновения права собственности на земельную долю является дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия). Всем собственникам земельных долей при наличии заявлений от них выдаются свидетельства по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 44, ст. 4191).
Суд обращает внимание, что в материалах не содержится доказательств, о наличии решения коллектива хозяйства СПК «Родниковский» о предоставлении пая работнику объекта социальной сферы (истцу Крымшамхаловой Л.Б.) расположенной на территории хозяйства.
Доказательств, что членами СПК «Родниковский», администрацией сельского поселения или администрацией Прикубанского МР КЧР Крымшамхаловой Л.Д. предоставлялся земельный пай, о налчиии ее обращения для предоставления земельного пая, сторонами не представлено и материалы дела не содержат.
Представленная истцом справка с Майского СП о том, что она была пропущена в списках пайщиков по техническим причинам, в данном случае не может являться основанием для удовлетворения иска, поскольку не подтверждается никакими иными доказательствами по делу. Сведений о том, что принималось решение о предоставлении земельного пая работникам социальной сферы СПК «Родниковский» материалы дела, вопреки положениями ст. 56 ГПК РФ не содержат.
Таким образом, суд, руководствуясь положениями Указа Президента Российской Федерации N 323 от 27 декабря 1991 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708, Постановлением Правительства РФ от 01 февраля 1995 года N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев", Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1776 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", Указа Президента Российской Федерации от 02.03.1992 N 213 "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан", считает установленным, что истец в представленных списках пайщиков СПК «Рониковский» не значится.
При этом возникновение прав на земельную долю (пай) обусловлено не только периодом работы в реорганизуемом совхозе и наличием статуса работника совхоза или работника социальной сферы на момент распределения земельных и имущественных долей (паев), а также волеизъявлений общего собрания членов коллектива, но и наличием право подтверждающих документов на земельные паи, которыми являются свидетельства о праве на земельные доли или выписки из решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, однако, в материалах дела отсутствуют доказательства подтверждающие факт принятия уполномоченным органом решения о предоставлении истцу земельной доли.
Кроме того, действующее законодательство не содержит норм, позволяющих пересматривать списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992 N 213.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца в связи с недоказанностью обстоятельств, на которые она ссылается.
Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности. Обсуждая данное заявление суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен общий срок исковой давности три года.
Согласно пункту 2 статьи 196 ГК РФ срок исковой давности не может превышать десяти лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"
В силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" началом течения такого десятилетнего срока, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 181 и абзацем вторым пункта 2 статьи 200 ГК РФ, является день нарушения права.
Если иное прямо не предусмотрено законом, для целей исчисления этого срока не принимается во внимание день, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, и указанный срок не может быть восстановлен.
Названный срок применяется судом по заявлению стороны в споре. Вместе с тем истцу не может быть отказано в защите права, если до истечения десятилетнего срока имело место обращение в суд в установленном порядке или обязанным лицом совершены действия, свидетельствующие о признании долга.
В силу части 3 статьи 40 ГПК РФ, части 3 статьи 46 АПК РФ, пункта 1 статьи 308 ГК РФ заявление о применении исковой давности, сделанное одним из соответчиков, не распространяется на других соответчиков, в том числе и при солидарной обязанности (ответственности).
Однако суд вправе отказать в удовлетворении иска при наличии заявления о применении исковой давности только от одного из соответчиков при условии, что в силу закона или договора либо исходя из характера спорного правоотношения требования истца не могут быть удовлетворены за счет других соответчиков
Бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск.
Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 ГК РФ). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.
При этом, в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ответчик в лице администрация Майского СП КЧР не вправе распоряжаться землями сельскохозяйственного назначения, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком.
В силу общеизвестности факта преобразования колхозов и совхозов на всей территории РФ на основании Указа Президента РФ, что влекло определение индивидуальных имущественных паев и земельных долей работников этих предприятий, о нарушении своего права на получение земельной доли и о не включении в списки лиц, которым предоставлялись паи истец должен был знать в 1994 году, а также 1998 и 2001 году. Действуя с достаточной степенью заботливости о своих имущественных правах, истец с указанного времени имел возможность своевременно обратиться с заявлением о включении его в число пайщиков или с заявлением в суд о восстановлении своего нарушенного права, однако этого им сделано не было, зная о праве на получение земельного пая, Крымшамхалова Л.Б. осуществляя права своей волей и в своем интересе, в 1998 году при увольнении не интересовалась вопросом включения её в списки на его получение, оформления соответствующего свидетельства. Доказательств уважительности причин пропуска срока предъявления искового заиления истцом не представлено. Само исковое заявление подано по истечении более 20 лет с момента возможного возникновения у нее права на получение земельного пая. В связи с чем, суд также приходит к выводу об отказе в удовлетворении искового заявления Крымшамхаловой Л.Б. в связи с пропуском ею срока исковой давности и невозможности восстановления данного срока судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении искового заявления Крымшамхаловой ФИО 9 к администрации Прикубанского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики и администрации Майского сельского поселения Карачаево-Черкесской Республики о признании права собственности на земельный пай, включении в список пайщиков и предоставлении земельного пая.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КЧР через Прикубанский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Хубиев Ш.М.
Мотивированное решение изготовлено 25.05.2023г.