УИД : 01RS0007-01-2024-000714-17 дело № 12-48/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июня 2024 года г. Адыгейск
Судья Теучежского районного суда Республики Адыгея Чич А.Х.,
с участием представителя должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Бондаренко А.А. – Смотрикова О.А., действующего по доверенности от 23.05.2024 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ведущего инженера отдела перспективного развития филиала «ПАО Россети Кубань» Краснодарские электрические сети Бондаренко ФИО9 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея Жукова А.Г. №001/04/9.21-130/2024 от 28 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея Жукова А.Г. от 28 марта 2024 года должностное лицо – ведущий инженер отдела перспективного развития филиала «ПАО Россети Кубань» Краснодарские электрические сети Бондаренко А.А. привлечен к административной ответственности по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Согласно данному постановлению ведущий инженер отдела перспективного развития филиала «ПАО Россети Кубань» Краснодарские электрические сети Бондаренко А.А. нарушил порядок определения стоимости технологического присоединения земельного участка, расположенного по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а. <адрес> к/н:№, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, привлеченное к административной ответственности должностное лицо Бондаренко А.А. обратился в суд с жалобой, согласно которой просит постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея Жукова А.Г. №001/04/9.21-130/2024 от 28 марта 2024 года, вынесенное в отношении него, признать незаконным и отменить по следующим основаниям.
В адрес ПАО «Россети Кубань» 19.05.2023 года поступила комплектная заявка № зЗ-11-01-1101-23-02243346 (7611005) от индивидуального предпринимателя Кошегу З.Г. при помощи электросетевых услуг «портал - тп.рф» на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: Республика Адыгея, участок находится в 3,8 км на юго-восток от ориентира, р-н Тахтамукайский, <адрес> (в границах бывшего к-за Дружба, контур 16,17), к/н: №. Параметры заявки на технологическое присоединение: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств - 150 кВт, категория надежности - III, уровень напряжения 0,4 кВ.
Сетевая организация 01.06.2023 года, т.е. в установленный законом срок, разместила в личном кабинете заявителя все необходимые документы, а именно условия договора №21101-23-00811266-1, технические условия и счет на оплату.
07.06.2023 года поступило обращение от заявителя в части несогласия с расчетом стоимости по договору.
09.06.2023 года заявителю направлен отказ в перерасчете стоимости по договору в связи с тем, что размер платы за технологическое присоединение по договору №21101-23-00811266-1 определен в соответствии с Приказом ДГРТ по КК от 25.11.2022 года №38/2022-э (в действующей редакции).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2022 № 1178 (далее - Постановление № 1178) внесено уточнение в пункт 8 Правил ТП в части определения сетевой организации для заявителей, планирующих технологическое присоединение на уровне напряжения до 1000 В (далее - «особенность определения расстояния для выбора сетевой организации при ТП до 1000 В»). Если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них (пункт 8.1 Правил ТП). Пунктами 8, 8(1) Правил ТП определен единый недискриминационный порядок доступа заявителей к услуге по технологическому присоединению - выбора сетевой организации. Таким образом обеспечена защита охраняемых государством прав заявителей на присоединение к объектам ближайшей сетевой организации.
Представитель должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Бондаренко А.А. – Смотриков О.А., в судебном заседании поддержал доводы жалобы и просил ее удовлетворить, при этом пояснил, что на момент подачи настоящего заявления Арбитражным судом Республики Адыгея постановление о наложении штрафа по делу №001/04/9.21-425/2023 признано незаконным и отменено. Полный текст решения размещен в картотеке арбитражных дел. Таким образом, указанное решение будет иметь преюдициальное значение, а факт правомерности действий юридического лица подтверждает и правомерность действий его должностных лиц.
Представитель УФАС по Республике Адыгея – Нагарокова Д.В. в судебное заседание не явилась, предоставила письменное ходатайство о расмотрении дела в ее отсутствие и письменные возражения на жалобу ввиду того, что в соответствии с разъяснениями ФАС России (от 05.07.2023) на обращение Департамента государственного регулирования тарифов Краснодарского края (далее - ДГРТ по КК) пунктом 8 Правил №861 установлено, для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) Правил №861.
Под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объекта электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождение присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения (в случае указания в заявке класса напряжения до 1000 В - до ближайшего объекта электрической сети класса напряжения не более 20 кВ), существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом «б» пункта 16 Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.
С учетом изложенного под электрическими сетями необходимого класса напряжения в случае указания в заявке класса напряжения до 1000В понимаются любые электрические сети класса напряжения не более 20 кВ.
Таким образом, с учетом положений пункта 8 Правил, в случае указания в заявке класса напряжения до 1000В, льготная плата за технологическое присоединение к электрическим сетям заявителей - физических лиц с максимальной мощностью до 15 кВт при соблюдении расстояний (300 метров в городах и поселках городского типа и 500 метров в сельской местности), а также льготные условия платы для заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с максимальной мощностью до 150 кВт (без включения расходов на мероприятия «последней мили» при соблюдении расстояний (200 метров в городах и поселках городского типа и 300 метров в сельской местности)) применяются в случае соблюдения расстояний до ближайшего объекта электрической сети класса напряжения не более 20 кВ независимо от конкретного уровня напряжения (0,4 кВ, 6 кВ или 10 кВ) ближайшего объекта электросетевого хозяйства сетевой организации.
Выслушав пояснения представителя должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Бондаренко А.А. – Смотрикова О.А., исследовав доводы жалобы, отзыв на жалобу и административный материал, суд полагает необходимым удовлетворить жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшего дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственности; виновность лица в совершении административного правонарушения и другие обстоятельства, перечисленные в указанной норме закона.
В соответствии с ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с пунктами 1 и 5.3.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 331 "Об утверждении положения о федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации антимонопольного законодательства; за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей в том числе в многоквартирном доме, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - одним из собственников помещений в таком доме или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия, удостоверенные доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме, в соответствии с границей балансовой принадлежности, указанной в п. 16 (1) Правил "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утвержденных Постановлением Правительства РФ № 861.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела, в адрес ПАО «Россети Кубань» 19.05.2023 года поступила комплектная заявка № зЗ- 11-01-1101-23-02243346 (7611005) от индивидуального предпринимателя Кошегу З.Г. при помощи электросетевых услуг «портал - тп.рф» на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: Республика Адыгея, участок находится в 3,8 км на юго-восток от ориентира, р-н Тахтамукайский, аул Новобжегокай, ул. Хатита Махмуда, 23 (в границах бывшего к-за Дружба, контур 16,17), к/н: 01:05:3116002:655. Параметры заявки на технологическое присоединение: максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств - 150 кВт, категория надежности - III", уровень напряжения 0,4 кВ.
Сетевая организация 01.06.2023, т.е. в установленный законом срок, разместила в личном кабинете заявителя все необходимые документы, а именно условия договора № 21101-23-00811266-1, технические условия и счет на оплату, согласно которому стоимость технологического присоединения равна 1 078 574 рубля, кроме того НДС 20% 215 714 рублей 90 коп..
07.06.2023 года поступило обращение от заявителя в части несогласия с расчетом стоимости по договору.
09.06.2023 года заявителю направлен отказ в перерасчете стоимости по договору.
В целях защиты своих прав Бондаренко А.А. обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия ПАО «Россети Кубань».
По результатам рассмотрения указанной жалобы антимонопольный орган установил в действиях ПАО «Россети Кубань» нарушение п. 17 Правил № 861.
15.03.2024 года Управлением в отношении ведущего инженера отдела перспективного развития филиала «ПАО Россети Кубань» Краснодарские электрические сети Бондаренко Артема Андреевича составлен протокол об административном правонарушении №001/04/9.21-130/2024.
Постановлением Управления от 28.03.2024 года № 001/04/9.21-130/2024 Бондаренко А.А. назначено административное наказание за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Бондаренко А.А. обратился суд с настоящей жалобой.
Согласно ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон № 35-ФЗ).
ПАО "Россети Кубань" включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду деятельности - услуги по передаче электрической энергии.
Правительство Российской Федерации, реализуя требования пункта 1 статьи 26 Закона № 35-ФЗ, постановлением №861 от 27.12.2004 утвердило "Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям" (далее - Правила № 861).
В соответствии с пунктом 17 Правил №861 в случае подачи заявки юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в целях технологического присоединения объектов микрогенерации, а также одновременного технологического присоединения объектов микрогенерации и энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), присоединяемых по третьей категории надежности к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, при условии, что расстояние от этих энергопринимающих устройств и (или) объектов микрогенерации до существующих объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций составляет не более 200 метров в городах и поселках городского типа и не более 300 метров в сельской местности, в состав платы за технологическое присоединение энергоприиимающих устройств не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, а стоимость мероприятий по технологическому присоединению объектов микрогенерации определяется в размере минимального из следующих значений: стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением стандартизированных тарифных ставок; стоимость мероприятий по технологическому присоединению, рассчитанная с применением льготной ставки за 1 кВт запрашиваемой максимальной мощности, которая утверждается в отношении всей совокупности таких мероприятий уполномоченным исполнительным органом субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для соответствующих случаев технологического присоединения в размере не более 10000 рублей за кВт (превышение указанного значения допускается по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) и не менее 3000 рублей за кВт - с 1 июля 2022 г., 4000 рублей за кВт - с 1 июля 2023 г. и 5000 рублей за кВт - с 1 июля 2024 г.
ИП Кошегу З.Г. подана заявка в целях технологического присоединения объекта с запрашиваемой мощностью 150 кВт, заявленный уровень напряжения точки присоединения 0,4 кВ, объект расположен на территории Тахтамукайского района.
Исходя из параметров заявки ИП Чермит Л.Г. относится к категории заявителей, указанных в п. 12(1) Правил № 861.
В соответствии с прилагаемой схемой размещения объектов электросетевого хозяйства ПАО «Россети Кубань», расстояние от земельного участка ИП Кошегу З.Л. до существующей сети ВЛ - 0,4 кВ Л-1 составляет 310 м, т.е. превышает установленную Правилами норму для отнесения к так называемой льготной категории.
Согласно п. 18 и 25(1) Правил предусмотрено, что именно сетевая организация разрабатывает схему присоединения потребителя к электрическим сетям, учитывая существующие режимы электроснабжения подключенных объектов, разрабатывает технические условия и определяет мероприятия, которые необходимо выполнять заявителю и сетевой организации для осуществления такого технологического присоединения.
В целях технологического присоединения объекта ИП Кошегу З.Г. сетевой организацией разработаны технические условия, являющиеся неотъемлемой частью договора присоединения.
В соответствии с Приказом Департамента регулирования цен и тарифов по Краснодарскому краю от 25.11.2022 №38/2022-э установлено, что размер включаемой в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более 150 кВт инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики составляет 100 процентов величины указанных расходов.
Размер платы за технологическое присоединение по Договору определен обществом в соответствии с вышеуказанным Приказом ДГРТ по КК.
Согласно п. 103 Правил № 861 договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 Правил, заключается путем направления заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) за технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
В соответствии с п. 104 Правил № 861 наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 Правил, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета. Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил.
Согласно п. 105 Правил № 861 заявитель вправе в течение 5 рабочих дней со дня размещения сетевой организации таких документов направить сетевой организации мотивированный отказ от заключения договора с предложением об изменении размещенных документов и требованием о приведении их в соответствии с настоящими Правилами.
Согласно п. 106 Правил № 861 заявитель обязан в течение 5 рабочих дней со дня выставления сетевой организацией счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил, оплатить такой счет в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
В случае неоплаты заявителем счета в установленный срок его заявка признается аннулированной.
Согласно позиции Управления, Кошегу З.Г. относится к льготной категории заявителей, так как на расстоянии менее 300 метров проходит линия общества классом напряжения 10 кВ, при необходимом 0,4 кВ.
Вместе с тем, из буквального содержания пункта 17 Правил технологического присоединения следует, что одним из обязательных условий, при которых заявитель относится к льготной категории предусмотренной пунктом 12(1) Правил технологического присоединения, является наличие объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения.
Таким образом, в силу буквального содержания пункта 17 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение на льготной основе могло быть осуществлено Кошегу З.Л. в случае нахождения объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения (0,4 кВ), принадлежащих обществу, на расстоянии менее 300 метров классом напряжения равном 0,4 кВ.
Однако, с учетом необходимого заявителю класса напряжения (0,4 кВ) технологическая возможность присоединения на льготной основе отсутствует. Так, согласно расчетам, выполненным сетевой организацией и не оспоренным сторонами дела, фактическое расстояние от электрических сетей ПАО «Россети Кубань» необходимого заявителю класса напряжения (0,4 кВ) до границ участка, на котором расположены его энергопринимающие устройства, составило 310 метров.
Также согласно расчетам, представленным сетевой организацией, на расстоянии менее 300 метров от объекта Кошегу З.Г. находятся электрические сети общества напряжением 10 кВ (при необходимом 0,4 кВ).
Таким образом, расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения (0,4 кВ), принадлежащих ПАО «Россети Кубань» до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет более 300 метров. Проходящая на расстоянии менее 300 метров линия классом напряжения 10 кВ, принадлежащая обществу не может являться необходимой, поскольку класс напряжения 0,4 кВ и 10 кВ не соотносимы.
При определении размера платы за технологическое присоединение в данной ситуации (когда расстояние от объектов электросетевого хозяйства сетевой организации необходимого заявителю класса напряжения) превышает 300 метров, общество правомерно рассчитало плату не на льготной основе, предусмотрев в технических условиях мероприятия для подключения объекта Кошегу З.Г. к электрическим сетям сетевой организации.
В связи с чем у заинтересованного лица отсутствовали правовые и фактические основания для вынесения оспариваемого постановления. Таким образом, Управлением не доказан в действиях (бездействиях) Бондаренко А.А. состава административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В силу положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым признать незаконным и отменить постановление Управления от 28.03.2024 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 001/04/9.21-130/2024.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях Бондаренко А.А. состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея Жукова А.Г. № 001/04/9.21-130/2024 от 28 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, - отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ведущего инженера отдела перспективного развития филиала «ПАО Россети Кубань» Краснодарские электрические сети Бондаренко ФИО10, - прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Адыгея через Теучежский районный суд в течение 10 суток с момента вручения копии решения.
Судья -