Судья Кириллова Т.Н. дело № 33-4545/2018
учёт № 164г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 марта 2018 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Гилманова Р.Р.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Горбуновой В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционным жалобам Чибиревой Ф.Г., ООО «Управляющая компания «Жилкомплекс» на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 07 декабря 2017 года, которым удовлетворены частично исковые требования Чибиревой Фариды Гумаровны к ООО Управляющая компания «Жилкомплекс», признаны противоправными действия ООО Управляющая компания «Жилкомплекс» по поставке некачественной питьевой и горячей воды по адресу: <адрес>; постановлено:
Обязать ООО Управляющая компания «Жилкомплекс» прекратить данные действия путём поставки питьевой и горячей воды по адресу: <адрес>, надлежащего качества, соответствующей требованиям санитарных правил и норм.
Взыскать с ООО Управляющая компания «Жилкомплекс» в пользу Чибиревой Фариды Гумаровны в счет компенсации морального вреда 2000 рублей, штраф – 1000 рублей, а также расходы на оплату услуг представителя в размере 9000 рублей.
Взыскать с ООО Управляющая компания «Жилкомплекс» государственную пошлину в доход бюджета Зеленодольского муниципального района в сумме 900 рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения Чибиревой Ф.Г., поддержавшей доводы своей апелляционной жалобы, представителя ОАО «Зеленодольское предприятие тепловых сетей» - Гимаевой Р.Т., полагавшей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Чибирева Ф.Г. обратилась к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилкомплекс» (далее по тексту ООО УК «Жилкомплекс») с иском о признании действий по поставке некачественной питьевой и горячей воды противоправными, возложении обязанности прекратить указанные действия путём поставки питьевой и горячей воды надлежащего качества, соответствующей требованиям санитарных правил и норм, компенсации морального вреда.
В обоснование требований указано, что Чибирева Ф.Г. является собственником доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Жилой дом <адрес> обслуживает ООО УК «Жилкомплекс».
Истица ссылается на то, что в указанном доме из крана периодически течёт грязная вода, иногда коричневого цвета с черным налетом, что отрицательно сказывается на её здоровье и здоровье членов её семьи, проживающих совместно с ней.
Чибирева Ф.Г., с учётом уточнений исковых требований, просила признать действия ООО УК «Жилкомплекс» по поставке некачественной питьевой и горячей воды по адресу: <адрес>, противоправными, возложить на ООО УК «Жилкомплекс» обязанность прекратить данные действия путём поставки питьевой и горячей воды по указанному адресу надлежащего качества, соответствующей требованиям санитарных правил и норм, взыскать 50000 рублей в счёт компенсации морального вреда, расходы на оплату юридических услуг в размере 34000 рублей.
В суде первой инстанции Чибирева Ф.Г., её представитель уточнённые исковые требования поддержали.
Представитель ООО УК «Жилкомплекс» иск не признал.
Представитель третьего лица – открытого акционерного общества (далее по тексту - ОАО) «Зеленодольское предприятие тепловых сетей» разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Представители третьих лиц - Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, Отдела опеки и попечительства Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального образования Республики Татарстан, АО «Зеленодольск-Водоканал» в судебное заседание не явились, извещены.
Судом принято решение о частичном удовлетворении иска в приведённой выше формулировке.
В апелляционной жалобе Чибирева Ф.Г. просит решение суда изменить в части взысканных судом сумм в счет компенсации морального вреда и возмещения расходов на оплату услуг представителя, указав, что суд необоснованно снизил их размер.
В апелляционной жалобе представитель ООО УК «Жилкомплекс» просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. В обоснование жалобы ссылается на нормативные положения гражданского законодательства, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, указав, что управляющая компания осуществляет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а поставщиком услуг по холодному водоснабжению и водоотведению является АО «Зеленодольск-Водоканал», по горячему водоснабжению и отоплению – ОАО «Зеленодольское предприятие тепловых сетей».
В суде апелляционной инстанции Чибирева Ф.Г. поддержала доводы своей апелляционной жалобы, представитель ОАО «Зеленодольское предприятие тепловых сетей» - Гимаева Р.Т. возражала доводам апелляционных жалоб.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика – ООО УК «Жилкомплекс», представители третьих лиц не явились, извещены надлежащим образом. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьёй 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу части 2 статьи 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно пункту 1 статьи 39 данного Федерального закона на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 сентября 2001 года № 24 утверждены санитарные правила «СанПиН 2.1.4.1074-01.2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», в соответствии с которыми установлены гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест, а также к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения, а также правила контроля качества воды, подаваемой системой централизованного горячего водоснабжения, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой воды, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Правила применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества.
Вышеназванные санитарные правила также являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения. Санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения, на системы теплоснабжения с отдельными сетями горячего водоснабжения, а также автономные системы горячего водоснабжения на объектах повышенного эпидемического риска (лечебные, школьные, дошкольные учреждения и др.).
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.
В силу пунктов 3.4, 3.4.1 указанных СанПиН безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение.
В соответствии с пунктами 2.2, 3.1.9. Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения СанПиН 2.1.4.1074-01 горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих её безопасность. Качество воды у потребителя должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде.
Согласно статье 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Из материалов дела следует, что Чибирева Ф.Г. является собственником 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Собственником 1/4 доли в праве собственности на данное жилое помещение также является Чибирев Ф.Г., опекуном которого является истица, а собственником 1/2 доли в праве собственности на указанное жилое помещение является несовершеннолетний Сорокин И.Р.
Жилой дом <адрес> находится в управлении ООО УК «Жилкомплекс».
Согласно сообщению Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан, по результатам лабораторных исследований № 22274-22275 от 28 июля 2017 года, выданных филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан» в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинским районах установлено, что пробы воды по показателям мутность, железо и общие колиформные бактерии (холодная вода), мутность и железо (горячая вода), отобранные из водопроводного крана квартиры <адрес> не соответствуют статье 11, части 3 статьи 19, статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.4.1 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» и квалифицировано Управлением по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании результатов указанных лабораторных исследований 08 августа 2017 года уполномоченным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Зеленодольском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинским районах в отношении ООО УК «Жилкомплекс» составлен протокол об административном правонарушении по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно акту обследования квартиры <адрес> от 21 июня 2017 года на момент осмотра системы горячего водоснабжения в подвальном помещении выявлено, что в узле горячего водоснабжения подвального помещения течёт жёлтая вода. В помещениях 1, 2, 4 в подвальном помещении со стояков течёт темно-коричневая вода с черным осадком. С 19 июня 2017 года по 20 июня 2017 года по микрорайону «Мирный» произведено отключение горячего водоснабжения.
Из акта № 1752 от 13 июля 2017 года, составленного комиссией в составе представителей ООО УК «Жилкомплекс», ООО «ЕАДС» по результатам осмотра жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, следует, что на кухне и ванной комнате в горячей воде присутствуют примеси из песка и ржавчины. Примесей в холодной воде не обнаружено.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельства поставки истице воды ненадлежащего качества ответчиком допустимыми доказательствами не опровергнуты.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы ООО УК «Жилкомплекс» не опровергают выводов суда первой инстанции, содержат лишь ссылки на действующее законодательство, регулирующее организацию поставки холодной и горячей воды и требование к их качеству.
Согласно подпункту «б» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, исполнитель коммунальных услуг обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, обеспечивая таким образом строгое соблюдение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Из преамбулы Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» и пункта 2 указанных Правил предоставления коммунальных услуг следует, что исполнителем услуг является организация независимо от её организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
В силу пунктов 149, 150 данных Правил исполнитель несёт установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность, в том числе, за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Таким образом, принимая во внимание, что в возникших между Чибиревой Ф.Г. и ООО УК «Жилкомплекс» правоотношениях по предоставлению коммунальных услуг последнее выступает исполнителем таких услуг, установление фактов поставки истице холодной и горячей воды ненадлежащего качества, судебная коллегия приходит к выводу о нарушении ООО УК «Жилкомплекс» прав потребителя, выразившееся в нарушении качества предоставляемых потребителю коммунальных услуг.
Доводы апелляционной жалобы Чибиревой Ф.Г. о несогласии с размером взысканной суммы в счет компенсации морального вреда не могут служить основанием для отмены решения суда в указанной части, поскольку размер присужденный судом в пользу истицы указанной суммы отвечает требованиям закона о разумности и справедливости, а также обстоятельствам причинения вреда. Помимо самого факта нарушения ответчиком обязательств в части предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества истице как потребителю, доказательств наличия иных негативных для истицы последствий, повлекших причинение каких-либо физических и нравственных страданий, суду не представлено.
Ссылка в апелляционной жалобе Чибиревой Ф.Г. на то, что сумма, взысканная судом в счёт возмещения расходов на оплату услуг представителя необоснованно занижена, признаётся судебной коллегией несостоятельной, поскольку размер возмещения стороне расходов на оплату услуг представителя должен быть соотносим с объёмом защищаемого права, при этом также должны учитываться сложность, категория дела и время его рассмотрения в суде.
Руководствуясь положениями статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из объёма проделанной представителем работы, количества судебных заседаний на которых он присутствовал, суд первой инстанции правильно определил сумму, подлежащую взысканию в счёт возмещения понесённых истицей расходов на оплату услуг представителя в размере 9000 рублей.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
С учётом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 07 декабря 2017 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Чибиревой Ф.Г., общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Жилкомплекс» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи