Решение по делу № 2-300/2023 (2-3315/2022;) от 13.09.2022

УИД 63RS0007-01-2022-003498-74

Дело № 2-300/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 апреля 2023 г. г.о. Самара

Волжский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Тимагина Е.А., при секретаре Овчаренко М.Е., с участием представителя истца К.М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.Е.В. к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Администрации сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области об установлении границ земельного участка,

установил:

Ф.Е.В. обратилась в суд с указанным иском к названным ответчикам, в котором ссылалась на то, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1236 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (ЖГИЗ), <адрес>, а также на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1234 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Мастрюково (ЖГИЗ), <адрес>. В ходе выполнения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков установлено, что часть земельных участков входит в земли лесного фонда. Ей направлено обращение в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> о внесении изменений в государственный лесной реестра, на что получен ответ об отказе. Просит, с учетом уточнения, установить границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (ЖГИЗ), <адрес>, земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Мастрюково (ЖГИЗ), <адрес>, в соответствии с межевым планом и исключить из государственного лесного реестра характерные точки по каталогу координат, приведенному в заключении кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ, а кроме того, взыскать с Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.

В судебное заседание истец Ф.Е.В., извещенная надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, не явилась, обеспечила явку представителя К.М.А., который исковые требования поддержал просил удовлетворить.

Ответчик - Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, представил письменные возражения относительно удовлетворения заявленных исковых требований, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Ответчик - Администрация сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес>, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, об уважительности причин неявки представителя не уведомил, с ходатайствами не обращался.

Третьи лица Управление Росреестра по <адрес>, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, ГКУ СО «Самарской лесничество», Отдел водных ресурсов Нижне-Волжского БВУ <адрес>, Приволжское межрегиональное Территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, об уважительности причин неявки представителей не уведомили, с ходатайствами не обращались.

Руководствуясь ст. ст. 48, 167 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав сторону, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 261 ГК РФ и ст. 70 ЗК РФ в отношении земельных участков осуществляется государственный кадастровый учет, право собственника на владение, пользование и распоряжение земельным участком определяется границами этого участка.

Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

На основании ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливать границы объекта недвижимости вправе собственник такого объекта недвижимости.

В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регулирует государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках…, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В ч. 1.1 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

В силу ч.ч. 1, 3 ст. 39, ч. 1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ.

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 4.2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»; ч. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Как следует из материалов дела и установлено судом, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Ф.М.П. (продавец) и Ф.Е.В. (покупатель), продавец продала, а покупатель купила в собственность земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 1236 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (ЖГИЗ), <адрес>.

Указанный земельный участок принадлежал продавцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждалось свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АБ 993491, выданным ДД.ММ.ГГГГ.

Переход права собственности от продавца к покупателю зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, № регистрации 1.

По договору дарения, удостоверенному Г.О.А., нотариусом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано в реестре: -), заключенному между Р.В.К. (даритель) и Ф.Е.В. (одаряемая), даритель безвозмездно передал в собственность одаряемой земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1234 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, Мастрюково (ЖГИЗ), <адрес>, а также 5/8 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером площадью 41,8, расположенный по указанному адресу.

Указанные объекты недвижимости принадлежали дарителю на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Ф.В.К. (дата и номер регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, -, соответственно).

Согласно выпискам из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Мастрюково (ЖГИЗ), <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера , площадью 1298+/-13 кв.м, категорией земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Сведения об объекте носят статус «актуальные, ранее учтенные».

Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Мастрюково (ЖГИЗ), <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера площадью 1200+/-12 кв.м, категорией земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Сведения об объекте носят статус «актуальные, ранее учтенные».

При этом, как следует из выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ границы земельных участок не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

На основании договора, заключенного между ООО «БТИ» и Ф.Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ проведены землеустроительные работы по уточнению местоположения границ земельных участков, подготовлен межевой план.

Согласно ответам Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с прилагаемой таблицей координат, указанные участки в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, относятся к землям лесного фонда и находятся в квартале Задельненского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества. Кроме того, испрашиваемые земельные участки размещены в пределах земель водного фонда Саратовского водохранилища.

Истец в лице представителя ДД.ММ.ГГГГ обращалась в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> о внесении изменений в государственный лесной реестра, на что получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии правовых оснований по внесению изменений в государственный лесной реестр.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 19 ЛК РФ Российской Федерации принадлежит на праве собственности участок лесного фонда, состоящий из 134 участков, назначение: леса 1-1 группы (категория защитности – защитные полосы вдоль дорог, лесохозяйственная часть зеленых зон, другие защитные леса, защитные полосы вдоль нерестовых рек), площадью 11995,00 га, адрес объекта: <адрес>, Ново-Буянский лесхоз, Задельненское лесничество, квартал , о чем ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации .

Из выписки из государственного лесного реестра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что лесной участок с кадастровым номером , расположен по адресу: <адрес>, Ново-Буянское лесничество, Задельненское лесничество, квартал , выдел 49, площадью 18,4 га, усадьба, целевое назначение: защитные леса, категория защитных лесов: нерестоохранные полосы лесов, правообладатель на праве собственности – Российская Федерация.

К указанной выписке прилагаются: карта-схема расположения и границы лесного участка в масштабе ; выкопировка; схема пересечения земельных участков с кадастровыми номерами с кварталом 128 выделом 49 Задельненского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества; Таксационное описание Задельненского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества, лесоустройство 2013 г., книга 4.

Вместе с тем, в материалах Управления Росреестра по <адрес> содержится следующая информация и графический материал в отношении уточняемых земельных участков.

Из справки, выданной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , усматривается, что первоначально С.В.М. на основании постановления Курученской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в собственность земельный участок, кадастровый , находящийся по адресу: <адрес>, п. ЖГИЗ, <адрес>, площадью 1234 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, отнесенный к землям поселений.

Имеется план границ указанного земельного участка, площадью 1234 кв.м, содержащий описание смежеств, согласованный, с Курумоченской сельской администрацией, председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки, выданной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , усматривается, что Л.Ю.К. на основании постановления Курученской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве собственности на землю, рег. запись от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлен в собственность земельный участок, кадастровый , находящийся по адресу: <адрес>, ж.д. <адрес> (ЖГИЗ), <адрес>, площадью 1494 кв.м, для жилищного строительства, отнесенный к землям поселений.

Имеется план границ указанного земельного участка, согласованный, с Главой Курумоченской сельской администрацией, председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, с приложением каталога координат характерных точек границ.

Кроме того, имеются планы границ указанных земельных участков с каталогами координат, подготовленными АО «Землемер» ДД.ММ.ГГГГ, согласованные с председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответам Администрации сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, что категория и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером не изменились (земли населенных пунктов, для ИЖС). Участок сформирован при подготовке материалов границ населенных пунктов сельского поселения Курумоч, которая осуществляется строго на основании материалов дела по установлению границ сельских населенных пунктов и передаче земель в ведение Курумоченского сельского Совета народных депутатов <адрес> 1991 г., изготовленного Волжским государственным научно-исследовательским и проектно-изыскательским институтом по землеустройству «ВОЛГОНИИГИПРЗЕМ». Данные границы внесены в Генеральный план сельского поселения Курумоч, утвержденный Решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласованный с <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ , а также внесенные в него изменения, утвержденные Решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес> третьего созыва от ДД.ММ.ГГГГ и послед., согласованные <адрес>.

При этом из материалов дела усматривается, что аналогичные выводы можно сделать и о земельном участке с кадастровым номером .

Границы уточняемых земельных участок согласованы с правообладателями смежных участков, что подтверждается актами согласования местоположения границ земельного участка.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ (часть 3).

Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями ЕГРН, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до ДД.ММ.ГГГГ: 1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; 2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; 3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка (часть 4).

Положения части 4 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 9 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» до ДД.ММ.ГГГГ в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий: 1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до ДД.ММ.ГГГГ или образован из земельного участка, предоставленного до ДД.ММ.ГГГГ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после ДД.ММ.ГГГГ; 2) смежным земельным участком является лесной участок.

В силу закрепленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ положений, сведения государственного лесного реестра, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием для территориального планирования, градостроительного зонирования, кадастрового учета объектов недвижимости и регистрации права на них, переводу земельного участка из одной категории в другую либо отнесения земельного участка к определенной категории.

Оценив в совокупности представленные доказательства, учитывая, что уточняемые земельные участки отводились под ИЖС и под ЛПХ в ДД.ММ.ГГГГ гг., то есть до ДД.ММ.ГГГГ, на землях населенных пунктов, права на земельные участки возникли до ДД.ММ.ГГГГ, границы внесены в Генеральный план сельского поселения Курумоч, земельные участки входят в состав территориальной организации сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес>.

При этом в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельных участков, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества.

Из схемы расположения земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ и заключения кадастрового инженера Д.В.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно фактически проведенных замеров уровня воды на момент съемки и отражения на съемке НПУ Саратовского водохранилища (30,85 м), расстояние до земельных участков составляет более 20 м, а именно 115,50 м от береговой полосы. Следовательно, земельные участки с кадастровыми номерами не располагаются в охранной зоне водного объекта.

Согласно ответа Приволжского межрегионального Территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки с кадастровыми номерами находятся в границах 3,4, 5 и 6 подзон приаэродромной территории аэродрома Самара (Курумоч). Сами по себе земельные участки не являются объектами, создающими помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки, связи, предназначенных для организации воздушного и расположенных вне первой подзоны.

Разрешая исковые требования по существу, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на уточнение местоположения границ земельных участков в испрашиваемых границах. Однако, с учетом того, что в ЕГРН уже внесены сведения о земельных участках в испрашиваемых границах и площади, приведенных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, не находит правовых оснований для повторного установления местоположения границ земельных участков.

В связи с чем исковые требования в данной части не являются обоснованными и не подлежат удовлетворению.

При этом границы указанных земельных участков подлежат исключению из государственного лесного реестра согласно каталогу координат, приведенному ситуационном плане земельных участков, подготовленному кадастровым инженером Д.В.А. ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом заявлено требование о взыскании с Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> расходов по оплате госпошлины в размере 600 руб.

Разрешая данное требование, суд исходит из следующего.

По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.

Судом установлено, что лицо обратилось в суд с иском об уточнении местоположении границ земельного участка и исключении сведений из государственного лесного реестра в части пересечения границ уточняемых земельных участков с границами лесного участка. При этом доказательств нарушения прав истца со стороны органа публичной власти не представлено.

Поскольку удовлетворение заявленного иска об уточнении местоположения границ земельных участков не было обусловлено установлением обстоятельств нарушения прав истца со стороны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению судебных расходов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Ф.Е.В. удовлетворить частично.

Исключить из государственного лесного реестра границы земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1298 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, границы земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуального жилищного строительства, площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в следующих значениях координат характерных точек, приведенных в ситуационном плане земельных участков, подготовленном кадастровым инженером Д.В.А. ДД.ММ.ГГГГ:

Y

X

1

В удовлетворении остальной части исковых требований об установлении границ земельного участка, взыскании судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме через Волжский районный суд <адрес>.

Судья: Е.А. Тимагин

Решение составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Е.А. Тимагин

УИД 63RS0007-01-2022-003498-74

Дело № 2-300/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 апреля 2023 г. г.о. Самара

Волжский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Тимагина Е.А., при секретаре Овчаренко М.Е., с участием представителя истца К.М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ф.Е.В. к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, Администрации сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области об установлении границ земельного участка,

установил:

Ф.Е.В. обратилась в суд с указанным иском к названным ответчикам, в котором ссылалась на то, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1236 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (ЖГИЗ), <адрес>, а также на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 1234 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Мастрюково (ЖГИЗ), <адрес>. В ходе выполнения кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков установлено, что часть земельных участков входит в земли лесного фонда. Ей направлено обращение в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> о внесении изменений в государственный лесной реестра, на что получен ответ об отказе. Просит, с учетом уточнения, установить границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (ЖГИЗ), <адрес>, земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Мастрюково (ЖГИЗ), <адрес>, в соответствии с межевым планом и исключить из государственного лесного реестра характерные точки по каталогу координат, приведенному в заключении кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ, а кроме того, взыскать с Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> в свою пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.

В судебное заседание истец Ф.Е.В., извещенная надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, не явилась, обеспечила явку представителя К.М.А., который исковые требования поддержал просил удовлетворить.

Ответчик - Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, представил письменные возражения относительно удовлетворения заявленных исковых требований, просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Ответчик - Администрация сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес>, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направил, об уважительности причин неявки представителя не уведомил, с ходатайствами не обращался.

Третьи лица Управление Росреестра по <адрес>, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, ГКУ СО «Самарской лесничество», Отдел водных ресурсов Нижне-Волжского БВУ <адрес>, Приволжское межрегиональное Территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, об уважительности причин неявки представителей не уведомили, с ходатайствами не обращались.

Руководствуясь ст. ст. 48, 167 ГПК РФ, суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав сторону, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 261 ГК РФ и ст. 70 ЗК РФ в отношении земельных участков осуществляется государственный кадастровый учет, право собственника на владение, пользование и распоряжение земельным участком определяется границами этого участка.

Согласно п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

На основании ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливать границы объекта недвижимости вправе собственник такого объекта недвижимости.

В соответствии с ч. 8 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регулирует государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках…, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В ч. 1.1 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

В силу ч.ч. 1, 3 ст. 39, ч. 1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ.

Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (ч. 4.2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»; ч. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Как следует из материалов дела и установлено судом, по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Ф.М.П. (продавец) и Ф.Е.В. (покупатель), продавец продала, а покупатель купила в собственность земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, площадью 1236 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (ЖГИЗ), <адрес>.

Указанный земельный участок принадлежал продавцу на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждалось свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АБ 993491, выданным ДД.ММ.ГГГГ.

Переход права собственности от продавца к покупателю зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, № регистрации 1.

По договору дарения, удостоверенному Г.О.А., нотариусом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрировано в реестре: -), заключенному между Р.В.К. (даритель) и Ф.Е.В. (одаряемая), даритель безвозмездно передал в собственность одаряемой земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1234 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, Мастрюково (ЖГИЗ), <адрес>, а также 5/8 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером площадью 41,8, расположенный по указанному адресу.

Указанные объекты недвижимости принадлежали дарителю на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Ф.В.К. (дата и номер регистрации: ДД.ММ.ГГГГ, -, соответственно).

Согласно выпискам из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Мастрюково (ЖГИЗ), <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера , площадью 1298+/-13 кв.м, категорией земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Сведения об объекте носят статус «актуальные, ранее учтенные».

Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, Мастрюково (ЖГИЗ), <адрес>, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ с присвоением кадастрового номера площадью 1200+/-12 кв.м, категорией земель: земли населенных пунктов, видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства. Сведения об объекте носят статус «актуальные, ранее учтенные».

При этом, как следует из выписок из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ границы земельных участок не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.

На основании договора, заключенного между ООО «БТИ» и Ф.Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ проведены землеустроительные работы по уточнению местоположения границ земельных участков, подготовлен межевой план.

Согласно ответам Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с прилагаемой таблицей координат, указанные участки в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, относятся к землям лесного фонда и находятся в квартале Задельненского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества. Кроме того, испрашиваемые земельные участки размещены в пределах земель водного фонда Саратовского водохранилища.

Истец в лице представителя ДД.ММ.ГГГГ обращалась в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> о внесении изменений в государственный лесной реестра, на что получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии правовых оснований по внесению изменений в государственный лесной реестр.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 19 ЛК РФ Российской Федерации принадлежит на праве собственности участок лесного фонда, состоящий из 134 участков, назначение: леса 1-1 группы (категория защитности – защитные полосы вдоль дорог, лесохозяйственная часть зеленых зон, другие защитные леса, защитные полосы вдоль нерестовых рек), площадью 11995,00 га, адрес объекта: <адрес>, Ново-Буянский лесхоз, Задельненское лесничество, квартал , о чем ДД.ММ.ГГГГ сделана запись о регистрации .

Из выписки из государственного лесного реестра от ДД.ММ.ГГГГ следует, что лесной участок с кадастровым номером , расположен по адресу: <адрес>, Ново-Буянское лесничество, Задельненское лесничество, квартал , выдел 49, площадью 18,4 га, усадьба, целевое назначение: защитные леса, категория защитных лесов: нерестоохранные полосы лесов, правообладатель на праве собственности – Российская Федерация.

К указанной выписке прилагаются: карта-схема расположения и границы лесного участка в масштабе ; выкопировка; схема пересечения земельных участков с кадастровыми номерами с кварталом 128 выделом 49 Задельненского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества; Таксационное описание Задельненского участкового лесничества Ново-Буянского лесничества, лесоустройство 2013 г., книга 4.

Вместе с тем, в материалах Управления Росреестра по <адрес> содержится следующая информация и графический материал в отношении уточняемых земельных участков.

Из справки, выданной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , усматривается, что первоначально С.В.М. на основании постановления Курученской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ предоставлен в собственность земельный участок, кадастровый , находящийся по адресу: <адрес>, п. ЖГИЗ, <адрес>, площадью 1234 кв.м, для ведения личного подсобного хозяйства, отнесенный к землям поселений.

Имеется план границ указанного земельного участка, площадью 1234 кв.м, содержащий описание смежеств, согласованный, с Курумоченской сельской администрацией, председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки, выданной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , усматривается, что Л.Ю.К. на основании постановления Курученской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве собственности на землю, рег. запись от ДД.ММ.ГГГГ, предоставлен в собственность земельный участок, кадастровый , находящийся по адресу: <адрес>, ж.д. <адрес> (ЖГИЗ), <адрес>, площадью 1494 кв.м, для жилищного строительства, отнесенный к землям поселений.

Имеется план границ указанного земельного участка, согласованный, с Главой Курумоченской сельской администрацией, председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, с приложением каталога координат характерных точек границ.

Кроме того, имеются планы границ указанных земельных участков с каталогами координат, подготовленными АО «Землемер» ДД.ММ.ГГГГ, согласованные с председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ответам Администрации сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда следует, что категория и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером не изменились (земли населенных пунктов, для ИЖС). Участок сформирован при подготовке материалов границ населенных пунктов сельского поселения Курумоч, которая осуществляется строго на основании материалов дела по установлению границ сельских населенных пунктов и передаче земель в ведение Курумоченского сельского Совета народных депутатов <адрес> 1991 г., изготовленного Волжским государственным научно-исследовательским и проектно-изыскательским институтом по землеустройству «ВОЛГОНИИГИПРЗЕМ». Данные границы внесены в Генеральный план сельского поселения Курумоч, утвержденный Решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласованный с <адрес> письмом от ДД.ММ.ГГГГ , а также внесенные в него изменения, утвержденные Решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес> третьего созыва от ДД.ММ.ГГГГ и послед., согласованные <адрес>.

При этом из материалов дела усматривается, что аналогичные выводы можно сделать и о земельном участке с кадастровым номером .

Границы уточняемых земельных участок согласованы с правообладателями смежных участков, что подтверждается актами согласования местоположения границ земельного участка.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ (часть 3).

Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями ЕГРН, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до ДД.ММ.ГГГГ: 1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; 2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; 3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка (часть 4).

Положения части 4 настоящей статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 9 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» до ДД.ММ.ГГГГ в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества, лесопарка, в случае одновременного соблюдения следующих условий: 1) земельный участок был предоставлен гражданину для указанных целей до ДД.ММ.ГГГГ или образован из земельного участка, предоставленного до ДД.ММ.ГГГГ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Данное условие также считается соблюденным в случае перехода прав на такой земельный участок после ДД.ММ.ГГГГ; 2) смежным земельным участком является лесной участок.

В силу закрепленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ положений, сведения государственного лесного реестра, не соответствующие сведениям ЕГРН, не являются препятствием для территориального планирования, градостроительного зонирования, кадастрового учета объектов недвижимости и регистрации права на них, переводу земельного участка из одной категории в другую либо отнесения земельного участка к определенной категории.

Оценив в совокупности представленные доказательства, учитывая, что уточняемые земельные участки отводились под ИЖС и под ЛПХ в ДД.ММ.ГГГГ гг., то есть до ДД.ММ.ГГГГ, на землях населенных пунктов, права на земельные участки возникли до ДД.ММ.ГГГГ, границы внесены в Генеральный план сельского поселения Курумоч, земельные участки входят в состав территориальной организации сельского поселения Курумоч муниципального района <адрес>.

При этом в целях государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельных участков, не требуется проведение согласования местоположения части границы такого земельного участка, которая находится в границах лесничества.

Из схемы расположения земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ и заключения кадастрового инженера Д.В.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно фактически проведенных замеров уровня воды на момент съемки и отражения на съемке НПУ Саратовского водохранилища (30,85 м), расстояние до земельных участков составляет более 20 м, а именно 115,50 м от береговой полосы. Следовательно, земельные участки с кадастровыми номерами не располагаются в охранной зоне водного объекта.

Согласно ответа Приволжского межрегионального Территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки с кадастровыми номерами находятся в границах 3,4, 5 и 6 подзон приаэродромной территории аэродрома Самара (Курумоч). Сами по себе земельные участки не являются объектами, создающими помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки, связи, предназначенных для организации воздушного и расположенных вне первой подзоны.

Разрешая исковые требования по существу, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на уточнение местоположения границ земельных участков в испрашиваемых границах. Однако, с учетом того, что в ЕГРН уже внесены сведения о земельных участках в испрашиваемых границах и площади, приведенных в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, не находит правовых оснований для повторного установления местоположения границ земельных участков.

В связи с чем исковые требования в данной части не являются обоснованными и не подлежат удовлетворению.

При этом границы указанных земельных участков подлежат исключению из государственного лесного реестра согласно каталогу координат, приведенному ситуационном плане земельных участков, подготовленному кадастровым инженером Д.В.А. ДД.ММ.ГГГГ.

Истцом заявлено требование о взыскании с Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес> расходов по оплате госпошлины в размере 600 руб.

Разрешая данное требование, суд исходит из следующего.

По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», не подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, издержки, понесенные в связи с рассмотрением требований, удовлетворение которых не обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца ответчиком.

Судом установлено, что лицо обратилось в суд с иском об уточнении местоположении границ земельного участка и исключении сведений из государственного лесного реестра в части пересечения границ уточняемых земельных участков с границами лесного участка. При этом доказательств нарушения прав истца со стороны органа публичной власти не представлено.

Поскольку удовлетворение заявленного иска об уточнении местоположения границ земельных участков не было обусловлено установлением обстоятельств нарушения прав истца со стороны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению судебных расходов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Ф.Е.В. удовлетворить частично.

Исключить из государственного лесного реестра границы земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 1298 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, границы земельного участка с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуального жилищного строительства, площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в следующих значениях координат характерных точек, приведенных в ситуационном плане земельных участков, подготовленном кадастровым инженером Д.В.А. ДД.ММ.ГГГГ:

Y

X

1

В удовлетворении остальной части исковых требований об установлении границ земельного участка, взыскании судебных расходов отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме через Волжский районный суд <адрес>.

Судья: Е.А. Тимагин

Решение составлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: Е.А. Тимагин

2-300/2023 (2-3315/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Филиппова Елена Вячеславовна
Ответчики
Администрация с.п. Курумоч муниципального района Волжский Самарской области
Министерство лесного хозяйства, окружающей среды и природопользования Самарской области
Другие
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Отдел водных ресурсов Нижне-Волжского БВУ Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Приволжское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта
ГКУ СО "Самарской лесничество"
Суд
Волжский районный суд Самарской области
Судья
Тимагин Евгений Александрович
Дело на странице суда
volzhsky.sam.sudrf.ru
13.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2022Передача материалов судье
20.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.10.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2022Подготовка дела (собеседование)
23.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2023Судебное заседание
09.03.2023Судебное заседание
11.04.2023Судебное заседание
18.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2023Дело оформлено
11.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее