УИД 13RS0023-01-2023-000243-72
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 августа 2023 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Куликовой И.В.,
при секретаре судебного заседания – Ярковой И.С.,
с участием в деле:
прокуратуры Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия,
истца – Администрации городского округа Саранск (ИНН №, ОГРН №) в лице представителя Лисиной Крестины Сергеевны, действующей на основании доверенности №105-Д от 31 августа 2022 года,
ответчика – Егорычева Алексея Владимировича <данные изъяты>),
представитель ответчика – Егорычевой Елены Алексеевны, Зуйкова Д.А., действующих на основании части 3 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Правительства Республики Мордовия, Министерства цифрового развития Республики Мордовия, Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия, Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия, Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск, Общества с ограниченной ответственностью «Би.Си.Си.», Фонда инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга, Акционерного общества «СОГАЗ», Общества с ограниченной ответственностью «Саранский расчетный центр», ГАУ Республики Мордовия «Госинформ» в лице представителя Сахарова С.В. действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа Саранск к Егорычеву Алексею Владимировичу о признании недействительным акта приемки-передачи от 20 сентября 2019 года,
установил:
Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с иском к Егорычеву А.В. о признании недействительным акта приемки-передачи от 20 сентября 2019 года.
В обосновании доводов указала, что 23 декабря 2013 года между Министерством регионального развития Российской Федерации, Администрацией городского округа Саранск и ЗАО «Бизнес Компьютер Центр» был заключен муниципальный контракт №HCSP/ICB/IT-1 «Поставка и установка автоматизированной системы мониторинга ЖКХ для внедрения в участвующих регионах с последующим развитием» (далее - Контракт).
Согласно условиям данного контракта Министерство регионального развития Российской Федерации привлекает ЗАО «Бизнес Компьютер Центр» для поставки, установки, доведения до стадии приемки в эксплуатацию и поддержки автоматизированной системы мониторинга ЖКХ (далее – АСМ ЖКХ). ЗАО «Бизнес Компьютер Центр» соглашается выполнить эту работу на условиях Контракта, а Администрация городского округа Саранск по факту завершения работ принимает их.
Назначением АСМ ЖКХ являлся мониторинг состоянию объектов ЖКХ и хода реформирования ЖКХ, комплексная автоматизация документооборота на базе современных информационных технологий (ИТ) и инструментальных измерений.
Система была призвана обеспечить доступ всех субъектов управления в режиме реального времени к своевременной, полной и достоверной информации о состоянии ЖКХ в интересующем разрезе для поддержки необходимого уровня качества стратегического планирования, взвешенности и обоснованности принимаемых решений, оценки возможных последствий.
Распоряжением Правительства РФ от 06 декабря 2014 г. №2482-р Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации определено правопреемником упраздненного Министерства регионального развития Российской Федерации.
Согласно заключенному Контракту, формирование системы происходило поэтапно. За период с 07 апреля 2014 г. по 09 апреля 2018 г. были подписаны акты приемки АСМ ЖКХ, сдачи-приемки работ по разработке рабочей документации, комплектации поставляемыми изделиями, монтажные работы, интеграция программных средств, пусконаладочные работы, подготовка персонала, поставка компьютерного оборудования и программного обеспечения, акты приемки-сдачи работ и т.д.
04 марта 2022 г. в адрес Администрации городского округа Саранска от Фонда инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга по поручению Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации были направлены: заверенная копия контракта №HCSP/ICB/IT-1 от 23 декабря 2012 г. с дополнениями; заверенная копия акта приемки-сдачи Системы и ввода в эксплуатацию Системы от 20 сентября 2019 г. (далее – акт приемки) к Контракту.
О наличии акта приемки от 20 сентября 2019 г. Администрации г.о. Саранск стало известно только после получения данного акта приемки, а именно 10 марта 2022 г. Данный факт подтверждается штампом Администрации городского округа Саранск на письме Фонда инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга от 04 марта 2022 г. №87/2-16.
Согласно копии акта приемки от 20 сентября 2019 г. от муниципального образования данный акт подписан Первым заместителем Главы городского округа Саранск - Директором Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск А.В. Егорычевым.
Распоряжением Администрации городского округа Саранск от 16 января 2019 года №17-рк первый заместитель Главы городского округа Саранск – Директор Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск Егорычев А.В. уволен с 19 апреля 2019 г. (пункт 4 распоряжения).
Согласно акту приемки от 20 сентября 2019 г. Егорычев А.В. действует на основании доверенности №122-д от 13 августа 2018 г.
Согласно доверенности от 13 августа 2018 г., она выдана сроком на один год без права передоверия содержащихся в ней полномочий третьим лицам. Следовательно, срок данной доверенности истек 13 августа 2019 г. и на момент подписания акта приемки у Егорычева А.В. истек срок доверенности.
Следовательно, акт приемки 20 сентября 2019 г. был подписан неуполномоченным лицом.
Оспариваемый Администрацией городского округа Саранск акт приемки является недействительным виду того, что указанный акт нарушает права муниципального образования и влечет негативные последствия для Администрации городского округа Саранск.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации истец просит признать недействительным акт приемки-передачи Системы и ввода в эксплуатацию от 20 сентября 2019 г.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 16 мая 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Общество с ограниченной ответственностью «Би.Си.Си.».
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 08 июня 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 04 июля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Фонд инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 июля 2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Правительство Республики Мордовия, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия, Министерство цифрового развития Республики Мордовия, Акционерное общество «СОГАЗ», Общество с ограниченной ответственностью «Саранский расчетный центр», ГАУ Республики Мордовия «Госинформ».
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 20 июля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия.
В судебном заседании представитель истца Лисина К.С. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить исковые требования. При этом предоставила письменную позицию на возражения ООО «Би.Си.Си.», в которой указала, что имеющееся указание в отзыве ООО «Би.Си.Си.» о том, что контракт исполнен документально не подтвержден. Оспариваемый Администрацией акт приемки-передачи Системы и ввода в эксплуатацию Системы от 20 сентября 2019 г. по контракту №HCSP/ICB/IT-1 от 23 декабря 2013 г. является недействительным ввиду того, что указанный акт нарушает права и влечет негативные последствия для Администрации. На довод ООО «Би.Си.Си.» о пропуске исковой давности, представитель Администрация г.о. Саранск указывает, что Администрации об Акте стало известно только 10 марта 2022 г., после того, как копия Акта была направлена в адрес истца Фондом инвестиционных и строительных проектов Санкт-Петербурга. Кроме того, истец указывает, что требования Администрация заявляет непосредственно к Егорычеву А.В., как физическому лицу, и просит признать Акт недействительным, на основании того, что Акт со стороны Администрации подписан неуполномоченным лицом – Егорычевым А.В., который на дату подписания не являлся Первым заместителем Главы городского округа Саранск – Директором Департамента городского хозяйства в связи с увольнением (л.д. 219-221 т.5).
В судебном заседании ответчик Егорычев А.В. исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. При этом предоставил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что Акт 20 сентября 2019 г. никогда не подписывал. 19 апреля 2019 г. Егорычев А.В. был уволен в соответствии с п. 3 ч.1 ст. 77 ТК РФ. Таким образом, на дату оспариваемого акта приемки-передачи, трудовые отношения Егорычева А.В. с истцом были прекращены, следовательно, у Ответчика отсутствовал всякий физический и фактический доступ к документам и печатям Истца. Исковые требования истца не подлежат удовлетворению в связи с истечением срока исковой давности. Указанный истцом в качестве ответчика Егорычев А.В. – Первый заместитель Главы городского округа Саранск – Директор Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск, стороной заключенного муниципального контракта не являлся. Следовательно, надлежащими ответчиками являются Министерство строительства и ЖКХ РФ и ООО «Би.Си.Си.» (л.д. 76-78 т.5, л.д.194-201 т.6).
15 июня 2023 г. в суд от ответчика Егорычева А.В. поступило дополнение к отзыву на исковое заявление, в котором ответчик указал, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку не указано каким образом признание Акта приемки-передачи от 20 сентября 2019 г. недействительным приведет к восстановлению его предполагаемо нарушенного права. На основании вышеизложенного, ответчик просит отказать в удовлетворении исковых требований истца (л.д. 216-218 т.5).
В судебном заседании представитель ответчика Егорычева Е.А. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворения, по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнительном отзыве на исковое заявление.
В судебном заседании представитель ответчика Зуйков Д.А. просил отказать в удовлетворении исковых требования, поскольку являются незаконными и не обоснованными. Просил применить срок исковой давности.
В судебное заседание третье лицо общество с ограниченной ответственностью «Би.Си.Си.» явку своего представителя не обеспечило, о дате и месте судебного заседания извещено своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известило. При этом предоставило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, а также предоставило отзыв на исковое заявление. Согласно отзыву на исковое заявление ООО «Би.Си.Си.» возражает против удовлетворения исковых требований. В исковом заявлении не указано, каким образом признание Акта приемки-передачи Системы и ввода в эксплуатацию Системы недействительным приведет к восстановлению его предполагаемо нарушенных прав, не указаны последствия признания указанного акта недействительным. Кроме того, Истцом выбран ненадлежащий способ защиты, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. ООО «Би.Си.Си.» заявляет о пропуске срока исковой давности по требованию о признании Акта приемки-передачи Системы и ввода в эксплуатацию Системы недействительным (л.д. 191-194 т. 5).
В судебное заседание третье лицо Фонд инвестиционных проектов Санкт-Петербурга явку своего представителя не обеспечило, о дате и месте судебного заседания извещено своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известило. При этом предоставило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, а также предоставило отзыв на исковое заявление. Согласно отзыву на исковое заявление Фонд инвестиционных проектов Санкт-Петербурга полагает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку из искового заявления не ясно, каким образом подписание Акта, 20 сентября 2019г. нарушает права истца, и какие негативные последствия для него влечет (л.д. 138-140 т.6).
В судебное заседание третьи лица - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (л.д.210-212 т.6 представлены возражения), Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Правительства Республики Мордовия, Министерство цифрового развития Республики Мордовия, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия, Департамент городского хозяйства Администрации городского округа Саранск, Акционерное общество «СОГАЗ», Общество с ограниченной ответственностью «Саранский расчетный центр» явку своих представителей не обеспечили, о дате и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ГАУ Республики Мордовия «Госинформ» Сахаров С.В. суду пояснил, что заявленные истцом требования являются незаконными и необоснованными, решение просил принять на усмотрение суда.
В судебное заседание прокурор Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия не явился, о дате и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. При этом от прокурора района старшего советника юстиции Бодягина А.Н. поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Участники процесса, помимо направления извещения о времени и месте рассмотрения дела, извещались также и путем размещения информации по делу на официальном сайте Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: https://leninsky.mor.sudrf.ru в соответствие с требованиями части 7 статьи 113 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ)
На основании части 3 статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признаёт причины их неявки неуважительными.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что в рамках проекта жилищно-коммунального хозяйства в России» между Минстроем России, муниципальным образованием городского округа Саранск и ООО «Би.Си.Си.» 23 декабря 2013 года Министерством регионального развития Российской Федерации (в дальнейшем «Покупатель»), Муниципальным образованием городского округа Саранск (в дальнейшем «Муниципальное образование») и ЗАО «Бизнес Компьютер Центр» (в дальнейшем «Поставщик») заключено контрактное соглашение №HCSP/ICB/IT-1 «Поставка и установка автоматизированной системы мониторинга ЖКХ для внедрения в участвующих регионах с последующим развитием».
Данная система состоит из программного обеспечения и необходимого для его работы оборудования, и делится на три уровня:
-Федеральный центр мониторинга (ФЦМ)-Минстрой России;
- Региональный центр мониторинга (РЦМ) – Минстрой Республики Мордовия;
- Муниципальный центр мониторинга (МЦП) – Администрация городского округа Саранск.
Вышеуказанный контракт со стороны муниципального образования подписан Главой Администрации городского округа Саранск ФИО2.
Согласно специальным условиям контракта контактным лицом муниципального образования в целях реализации контракта является Егорычев А.В. - Первый заместитель Главы Администрации г.о. Саранск – Директор Департамента городского хозяйства действующий на основании доверенности от 13 августа 2018г. №122-д (Т.4, л.д.82).
Контактным лицом Республики Мордовия в целях реализации Контракта является: ФИО3 - Первый заместитель Министра жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия.
17 июля 2014 года между Министерством регионального развития Российской Федерации (в дальнейшем «Покупатель»), Муниципальным образованием городского округа Саранск (в дальнейшем «Муниципальное образование») и ЗАО «Бизнес Компьютер Центр» (в дальнейшем «Поставщик») заключено Дополнительное соглашение №1 к Контракту №HCSP/ICB/IT-1 «Поставка и установка автоматизированной системы мониторинга ЖКХ для внедрения в участвующих регионах с последующим развитием» от 23 декабря 2013 года. Данное дополнительное соглашение со стороны муниципального образования подписано Главой Администрации городского округа Саранск ФИО2
Указом Президента РФ №612 от 08 сентября 2014 года «Об упразднении Министерства регионального развития Российской Федерации», Министерство регионального развития Российской Федерации упразднено, его функции переданы Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
02 июня 2015 года между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в дальнейшем «Покупатель») и ООО «Би.Си.Си.» (в дальнейшем «Поставщик») и Муниципальным образованием городского округа Саранск (в дальнейшем «Муниципальное образование») заключено Дополнительное соглашение №2 к Контракту №HCSP/ICB/IT-1 «Поставка и установка автоматизированной системы мониторинга ЖКХ для внедрения в участвующих регионах с последующим развитием» от 23 декабря 2013 года.
Согласно вышеназванному Дополнительному соглашению взамен Минрегиона России - Покупателем является Минстрой России.
В связи с реорганизацией связанной с преобразованием Закрытого акционерного общества «Бизнес Компьютер Центр» в ООО «Би.Си.Си.», все права и обязанности Поставщика по Контракту в полном объеме переходят к ООО «Би.Си.Си.».
29 февраля 2016 года между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в дальнейшем «Покупатель») и ООО «Би.Си.Си.» (в дальнейшем «Поставщик») и Муниципальным образованием городского округа Саранск (в дальнейшем «Муниципальное образование») заключено Дополнительное соглашение №3 к Контракту №HCSP/ICB/IT-1 «Поставка и установка автоматизированной системы мониторинга ЖКХ для внедрения в участвующих регионах с последующим развитием» от 23 декабря 2013 года. Данное дополнительное соглашение со стороны муниципального образования подписано Главой Администрации городского округа Саранск ФИО2.
18 января 2018 года между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в дальнейшем «Покупатель»), и ООО «Би.Си.Си.» (в дальнейшем «Поставщик») и Муниципальным образованием городского округа Саранск (в дальнейшем «Муниципальное образование») заключено Дополнительное соглашение №4 к Контракту №HCSP/ICB/IT-1 «Поставка и установка автоматизированной системы мониторинга ЖКХ для внедрения в участвующих регионах с последующим развитием» от 23 декабря 2013 года. Данное дополнительное соглашение со стороны муниципального образования подписано Главой Администрации городского округа Саранск ФИО2.
В связи с выполнением Поставщиком условий Контракта, Муниципальным образованием и Покупателем на основании статьи 26 Общих (ОУК) и Специальных (СУК) условий Контракта были выданы Сертификаты установки МЦМ, РЦМ и ФЦМ, свидетельствующие о том, что подсистемы доставлены, подготовлены к вводу в эксплуатацию и доведены до стадии приемки в эксплуатацию и проведения приемочных эксплуатационных испытаний.
Руководствуясь требованиями статьи 26 ОУК и СУК, Поставщик письмом № 0144З от 21.03.2017 уведомил Минстрой России, как Покупателя, о готовности к проведению приемочно-сдаточных испытаний АСМ ЖКХ.
В последующем Минстрой России письмом № 25170-ЮГ/05 от 15.07.2017 уведомил Муниципальное образование о необходимости обеспечения проведения последним приемо-сдаточных испытаний МЦМ и РЦМ совместно с ФЦМ. Муниципальное образование Приказом № 9 от 24.07.2017 утвердило регламент и рабочую группу для проведения приемо-сдаточных испытаний АСМ ЖКХ, что следует их письменных материалов дела.
Согласно статьям 12 и 27 ОУК и СУК приемочные эксплуатационные испытания для МЦМ, РЦМ, ФЦМ и для всей Системы в целом проводились в соответствии с частью D. «Требования к тестированию и обеспечению качества» Технических требований Контракта в период с 31.07.2017 по 04.08.2017 специалистами Покупателя и Муниципального образования с участием специалистов Поставщика, что следует из протокола Приемочных испытаний АСМ ЖКХ.
Приемка комиссией Системы осуществлялась как единого целого согласно пункту 4 (приемка АСМ ЖКХ) Графика реализации Контракта, по результатам проведения сдачи-приемки Системы выполнены сторонами следующие действия, как следует из письменных материалов дела (л.д.119-149, т.5) и сторонами не оспаривалось.
- Администрацией городского округа Саранск письмом № 6526-исх от 09.08.2017 в Минстрой России направлены копии протоколов о проведении приемо-сдаточных испытаний АСМ ЖКХ на 113 л.;
- Приемочной комиссией Минстроя России составлен и подписан «Итоговый протокол Приемочных испытаний АСМ ЖКХ» (согласно пункту 3.3.32 части D. «Требования к тестированию и обеспечению качества» Технических Требований Контракта);
- Минстроем России выдан Сертификат приемки эксплуатацию АСМ ЖКХ (согласно статье 27.3.3(а) ОУК).
- Поставщик (ООО «Би.Си.Си») подписал со своей стороны Акт приемки-передачи Системы и ввода в эксплуатацию Системы (1-я подпись) и направил его на подписание в Муниципальное образование письмом № 09109 от 30.11.2018;
- Фонд инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга (далее ФИСП), осуществляющий согласно статье СУК 1.1 (b)(i) функции административного сопровождения Проекта, получил от Муниципального образования подписанный с его стороны Акт приемки-передачи Системы и ввода в эксплуатацию Системы (2-я подпись), с печатью Администрации городского округа Саранск и за подписью Егорычева А.В., действовавшего на основании Доверенности № 122-д от 13.08.2018, без проставленной даты;
- ФИСП направил Акт приемки-передачи Системы и ввода в эксплуатацию Системы на подписание Покупателю письмом № 315/2-11 от 21.12.2018 (вх. Минстроя России № 123555/МС от 26.12.2018);
- Покупатель 20.09.2019 подписал со своей стороны Акт приемки-передачи Системы и ввода в эксплуатацию Системы (3-я подпись), датировал его 20.09.2019 в преамбуле акта и направил через ФИСП всем Сторонам Контракта.
Письмом от 29 августа 2018г. №220-2-11 в Минстрой России были представлены на рассмотрение и согласование Акт приемки-передачи и вода системы в постоянную эксплуатацию, подписанный муниципальным образованием го Саранск в лице Егорычева А.В. и ООО «Би.Си.Си.» (т.5, л.д.101 оборотная сторона).
В целях приемки и постановки на баланс Минстроя России, муниципального образования го Саранск и Республики Мордовия соответствующих уровней АСМ ЖКХ, затрат по Контракту, связанных с их созданием, 18 октября 2018г. под председательством заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ФИО1 проведено совещание с ведением протокола совещания №569-ПРМ-ЮГ (т.5 л.д.108-109).
В рамках исполнения протокола от 18 октября 2018г. №569-ПРМ-ЮГ 04 февраля 2019 года между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (в дальнейшем «Покупатель»), Муниципальным образованием городского округа Саранск (в дальнейшем «Муниципальное образование») и ООО «Би.Си.Си.» (в дальнейшем «Поставщик») заключено Дополнительное соглашение №5 к Контракту №HCSP/ICB/IT-1 «Поставка и установка автоматизированной системы мониторинга ЖКХ для внедрения в участвующих регионах с последующим развитием» от 23 декабря 2013 года. Данное дополнительное соглашение со стороны муниципального образования подписано Первым заместителем Главы городского округа Саранск – Директором Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск Егорычевым А.В.
Согласно данному дополнительному соглашению в статью 34 «Передача прав собственности» Специальных Условий Контракта (СУК) в пункт 34.1 СУК внесены изменения: Право собственности на Информационные технологии и прочие Товары переходит к Покупателю с даты, подписания Акта приемки передачи Системы и ввода в эксплуатацию Системы.
В соответствии со статьей 27 Общих условий Контракта по итогам завершения работ по Контракту подписывается Акт приемки-сдачи и ввода системы в постоянную эксплуатацию.
Муниципальное образование (Администрация городского округа Саранск) в лице Егорычева А.В. действующего на основании доверенности подписало Акт №1-03250 сдачи-приемки работ выполненных по договору №HCSP/ICB/IT-1 от 23 декабря 2018г. (т.6 л.д.66) и направило письмом в Минстрой России.
Минстроем России Акт приемки-передачи и ввода в эксплуатацию Системы подписан 20 сентября 2019г. в четырех экземплярах для каждой стороны Контракта.
При этом Акт приемки-передачи и ввода системы в постоянную эксплуатацию (далее Акт1) поступил в Минстрой России 29 августа 2018г. и Акт приемки-передачи и ввода в эксплуатацию Системы (далее Акт2) поступил в Минстрой России 21 декабря 2018г., данные Акты были подписаны – Первым заместителем Главы городского округа Саранск – Директором Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск Егорычевым А.В. наделенным полномочиями на подписание, подачу и получение любых документов в рамках Контракта.
Согласно письму от 03.06.2019г. №03016 направленному заместителю Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Гордееву Ю.С. дополнительное соглашение №5 вместе с Актом были предварительно согласованы с ФИСП, службами Минстроя России, подписаны ООО «Би.Си.Си.» (Поставщик), Муниципальным образованием городского округа Саранск (Муниципальное образование) и направлены на подписание 21 декабря 2018г. единым комплектом (т.5, л.д.147).
Согласно данному оспариваемому Акту, Поставщик передал, а Покупатель и Муниципальное образование приняли «Автоматизированную систему мониторинга ЖКХ», что сторонами не оспаривалось, которая согласно пояснениям, данным в судебном заседании представителем ГАУ Республики Мордовия «Госинформ» - Сахаровым С.В. работала и передавала данные в 2017-2018г. в Москву.
Согласно распоряжению Администрации городского округа Саранск №17-рк от 16 января 2019 г. «О предоставлении Егорычеву А.. отпуска с последующим увольнением», Егорычев А.В. уволен 19 апреля 2019 года.
Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Исходя из пункта 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц. Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли.
Сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого (часть 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно копии доверенности №122-д от 13.08.2018г. Егорычеву Алексею Владимировичу – Первому заместителю Главы городского округа Саранск – Директору департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск даны полномочия на совершение от имени Администрации го Саранск фактических и юридических действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, связанных с исполнением контракта от 11 апреля 2013г. № HCSP/ICB/SAR «Поставка и установка автоматизированной системы мониторинга ЖКХ для внедрения в участвующих регионах с последующим развитием». Сроком действия один год. (л.д.82 т.4)
Согласно части 1 статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку. До одобрения сделки представляемым другая сторона путем заявления совершившему сделку лицу или представляемому вправе отказаться от нее в одностороннем порядке, за исключением случаев, если при совершении сделки она знала или должна была знать об отсутствии у совершающего сделку лица полномочий либо об их превышении.
Довод истца о том, что оспариваемый Акт приемки-передачи Системы и ввода в эксплуатацию Системы подписан неуполномоченным лицом 20 сентября 2019г. – Егорочевым А.В. является несостоятельным, поскольку оспариваемый Акт подписан был Егорочевым А.В. в декабре 2018г. в период действия его полномочий и трудовых отношений с Администрацией го Саранск, как следует из процедуры и очередности подписания. На Акте имеется печать организации свидетельствующих об одобрении действий представителя. Кроме того, Администрацией го Саранск какой–либо информации сторонам контракте о прекращении действия доверенности в связи с увольнением Егорычева А.В. не поступало, равно как и сообщений о необходимости пере подписания оспариваемого Акта.
Также стороной истца не представлено суду доказательств свидетельствующих о превышении Егорочевым А.В. должностных полномочий в силу статьи 56,57 ГПК Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень способов защиты гражданских прав. Иные способы защиты гражданских прав могут быть установлены законом.
Следовательно, выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. В противном случае право на заявленный иск в рамках данного конкретного дела у истца отсутствует.
В силу положений статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены ответчиком. Судебной защите подлежит только нарушенное право.
Понятие сделки определено в статье 153 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу которой таковыми признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
По смыслу данной правовой нормы при решении вопроса о правовой квалификации действий участника (участников) гражданского оборота в качестве сделки для целей применения правил о недействительности сделок следует учитывать, что сделкой является волеизъявление, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (например, гражданско-правовой договор, выдача доверенности, признание долга, заявление о зачете, односторонний отказ от исполнения обязательства, согласие физического или юридического лица на совершение сделки).
В силу статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (абзац второй пункта 2 статьи 166 ГК РФ). При этом не требуется доказывания наступления указанных последствий в случаях оспаривания сделки по основаниям, указанным в статье 173.1, пункте 1 статьи 174 ГК РФ, когда нарушение прав и охраняемых законом интересов лица заключается соответственно в отсутствии согласия, предусмотренного законом, или нарушении ограничения полномочий представителя или лица, действующего от имени юридического лица без доверенности.
Таким образом, исходя из указанной нормы права, сделкой в данном случае будет, является непосредственно Контракт от 23 декабря 2013 года который в установленном законом порядке истцом не оспорен.
Из искового заявления следует, что истец просит признать недействительным Акт приемки-сдачи Системы и ввода в эксплуатацию Системы от 20 сентября 2019г.
Акты приемки выполненных подрядчиком работ являются учетно-расчетными документами, которыми фиксируются данные о характере работ, их объемах и стоимости, периоде проведения работ, на каком объекте и во исполнение какого договора они осуществлены. Акты приемки, как правило, являются основанием к проведению расчетов между сторонами.
При этом подписание указанных документов влечет возникновение у подрядчика права требовать оплаты выполненных работ не в силу акта приемки работ (локальной сметы), а в силу закона (статья 702 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В связи с тем, что акт выполненных работ сам по себе отдельной сделкой не является, поскольку не влечет возникновение, изменение или прекращение взаимных прав и обязанностей сторон (статья 153 Гражданского кодекса Российской Федерации), а является средствами доказывания, суд приходит к выводу, что акт не может быть признан недействительным в гражданско-правовом смысле в силу статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку он выступает в качестве подтверждения исполнения обязательств истца по Контракту, при этом сам контракт истцом не оспаривается. Работы сторонами Контракта выполнены, оборудование передано и получено. При этом признание Акта приемки-передачи Системы и ввода в эксплуатацию Системы недействительным, не приведет к восстановлению нарушенных прав и законных интересов истца.
При таких обстоятельствах, суд считает, что Администрацией городского округа Саранск при подаче иска неверно избран способ судебной защиты.
Избрание заявителем ненадлежащего способа защиты нарушенного права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Ответчиком в ходе рассмотрения дела заявлено ходатайство о применении сроков исковой давности к заявленным требованиям истца.
В силу части 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
При этом исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статья 195 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Общий срок исковой давности в силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в три года.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что истец обратился в суд с иском 26 января 2023г. Определением Ленинского районного суда г. Саранска от 31 января 2023г. в связи с неподсудностью спора.
21 марта 2023г. Определением Верховного Суда Республики Мордовия определение Ленинского районного суда г. Саранска от 31 января 2023г. отменено, материалы дела направлены в тот же суд для рассмотрения со стадии принятия к производству суда.
Таким образом, истец – Администрация городского округа Саранск обращаясь в суд с иском в январе 2023г. о признании Акта приемки-передачи Системы и ввода в эксплуатацию Системы недействительным от 20 сентября 2019г. в рамках заключенного и действующего Контракта №HCSP/ICB/IT-1 «Поставка и установка автоматизированной системы мониторинга ЖКХ для внедрения в участвующих регионах с последующим развитием» от 23 декабря 2013 года, не могло не знать о существовании оспариваемого акта, поскольку как следует из установленных судом обстоятельств оспариваемый Акт был подписан Егорычевым А.В. состоящим в должности Первого заместителя Главы городского округа Саранск – Директора Департамента городского хозяйства Администрации городского округа Саранск не позднее даты 21 декабря 2018г. как лицом, имеющим на дату подписания полномочия в соответствии с выданной доверенностью №122-д от 13 августа 2018г. без простановки даты подписания и заверением печатью истца подтверждающих её легитимность в соответствии с установленным порядком сдачи-приемки Системы.
В соответствии с п.2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При этом, суд отказывает истцу в ходатайстве о восстановлении пропущенного срока, поскольку не представлено достоверных и допустимых доказательств уважительности причин пропуска срока, между тем, наличие письма Фонда инвестиционных строительных проектов Санкт-Петербурга от 04.03.2022г. №87/2-16 поступившее в общий отдел Администрации 10 марта 2022г. согласно штемпелю входящей корреспонденции №1062-ВХК не исключает факта наличия действующего Контракта и установленного порядка сдачи-приемки Системы о которой истец не мог не знать, будучи стороной Контракта.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Администрации городского округа Саранск к Егорычеву Алексею Владимировичу о признании недействительным акта приемки-передачи от 20 сентября 2019 года, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия И.В. Куликова
Мотивированное решение изготовлено 28 августа 2023 г.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия И.В. Куликова