Решение по делу № 2-315/2024 (2-1946/2023;) от 09.11.2023

УИД: 91RS0-74

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 марта 2024 года                                                                                                            пгт. Ленино

Ленинский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Ермаковой Н.А.,

при секретаре ФИО1,

с участием помощника прокурора <адрес> Республики Крым ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. Ленино Республики Крым гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО8 <адрес> Республики Крым, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, <адрес> Республики Крым, Служба по экологическому и технологическому надзору Республики Крым, Управление образования <адрес> Республики Крым, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго», о возложении обязанности совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора <адрес> Республики Крым обратился в Ленинский районный суд Республики Крым с иском, в котором, уточнив исковые требования, просит обязать ФИО9» <адрес> Республики Крым (далее по тексту – ФИО10) в течение 6 месяцев обеспечить: содержание тепловой энергетической установки (котельной) в исправном состоянии и безопасной эксплуатации по укомплектованию подготовленным теплоэнергетическим персоналом (кочегарами), организацию соответствующего образования и подготовку в необходимом объеме требований квалификационных характеристик; обучение персонала и проверку знаний; формирование аварийного запаса расходных материалов и запасных частей, перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей для обеспечения своевременного ремонта и ликвидации аварийной ситуации в работе теплопункта;    предотвращение воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов (обеспечение средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, обувью); приведения устройств заземления в исправное состоянии, оснащение дымоходной металлической трубы устройством молниезащиты и с последующим проведением электрических измерений с привлечением специализированной организации; надлежащую эксплуатацию и санитарное состояние территории, зданий и сооружений, места размещения ТЭУ; ограждение территории котельной.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка в деятельности ФИО12 <адрес> Республики Крым на предмет исполнения требований законов в сфере топливно-энергетического комплекса, охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, охраны труда. Установлено, что за ФИО11 праве хозяйственного ведения закреплен объект (котельная). Указанный объект находится на территории ФИО13 примыкает к образовательному учреждению, вблизи места массового нахождения несовершеннолетних. Проведенной прокуратурой района во взаимодействии со специалистами Службы по экологическому и технологическому надзору Республики Крым проверкой вскрыт ряд нарушений в сфере топливно-энергетического комплекса, охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, а также охраны труда в деятельности ФИО15 Так, в нарушении ст. 28 Закона № 273-ФЗ, ст. 214 ТК РФ, пп. 2.1.1, 2.3.1 Правил , руководителем ФИО14» для содержания тепловых энергетических установок (далее - ТЭУ) к в исправном состоянии и безопасной эксплуатации не обеспечено укомплектование подготовленным теплоэнергетическим персоналом (кочегарами), специалисты не имеют соответствующее их должности образование, а рабочий персонал -подготовку в объеме требований квалификационных характеристик. Вопреки ст. 28 Закона № 273-ФЗ, ст. 214 ТК РФ, пп. 2.3.8.1, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Правил заведующая хозяйством ФИО2, назначенная ответственным лицом за исправное состояние и безопасную эксплуатацию теплоэнергоустановок, не прошла обучение и последующую проверку знаний Правил в уполномоченном органе государственного энергетического надзора. Протоколы проверки знаний и удостоверения, установленного образца, выданные государственным энергетическим надзором по результатам проверки отсутствуют. В нарушение ст. 28 Закона № 273-ФЗ, ст. 214 ТК РФ, пп. п.2.3.5, 2.2.5, ДД.ММ.ГГГГ, 2.3.8.4, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Правил заведующая хозяйством ФИО3, ответственная за безопасную эксплуатацию теплоэнергоустановок, не обеспечила подготовку персонала в соответствии с требованиями Правил и последующую проверку их знаний в уполномоченном органе государственного энергетического надзора. В нарушение ст. 28 Закона № 273-ФЗ, ст. 214 ТК РФ, пп. 2.2.1, 2.7.3, ДД.ММ.ГГГГ Правил руководителем учреждения не обеспечено формирование аварийного запаса расходных материалов и запасных частей, не составлен перечень аварийного запаса расходных материалов и запасных частей для обеспечения своевременного ремонта и ликвидации аварийной ситуации в работе теплопункта. Вопреки ст. 28 Закона № 273-ФЗ, ст. 214 ТК РФ, пп. 2.2.1, 2.10.2 Правил руководителем учреждения не обеспечена организация системы организационных и технических мероприятий по предотвращению воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов (кочегары теплопункта и рабочий по комплексному обслуживанию зданий и сооружений) не обеспечены средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, обувью), диэлектрические рукавицы для работы в действующих электроустановках не подвергаются электрическим испытаниям в соответствии требованиями нормативных документов (протоколы испытаний отсутствуют). В нарушение ст. 28 Закона № 273-ФЗ, ст. 214 ТК РФ, пп. 2.2.5, 1.3, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Правил ответственным лицом за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ТЭУ не обеспечено приведение устройств заземления в исправное состояние, оснащение дымоходной металлической трубы устройством молниезащиты и последующим проведением электрических измерений с привлечением специализированной организации. В нарушение ст. 28 Закона № 273-ФЗ, ст. 214 ТК РФ, пп 2.2.1, 3.2.1 Правил руководителем учреждения не обеспечена надлежащая эксплуатация и санитарное состояние территории, зданий и сооружений, места размещения ТЭУ, ограждение территории котельной отсутствует. <адрес> в целях устранения нарушений ранее в адрес ФИО16 <адрес> Республики Крым внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ, которое по итогам рассмотрения признано обоснованным. Вместе с тем до настоящего времени нарушения не устранены, в связи с чем прокуратура <адрес> обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

    Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление образования Администрации Ленинского сельского поселения <адрес> Республики Крым, Служба по экологическому и технологическому надзору Республики Крым.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Республики Крым по ходатайству истца переведена из ответчика в число третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымтеплокоммунэнерго».

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Крым ФИО4 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Ответчик - ФИО17» <адрес> Республики Крым явку представителя в судебное заседание не обеспечило, надлежаще извещено. В суд поступило заявление директора ФИО6 о рассмотрении дела без её участия, просит вынести решение на усмотрение суда.

Третьи лица - <адрес> Республики Крым, Управление образования <адрес> Республики Крым явку представителей в судебное заседание не обеспечили, надлежаще извещены, в суд поступили ходатайства о рассмотрении дела без участия представителей.

Третье лицо - Служба экологического и технологического надзора Республики Крым, явку представителя в судебное заседание не обеспечила, надлежаще извещена, направила ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

Третье лицо - Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымтеплокоммун-энерго», явку представителя в судебное заседание не обеспечило, надлежаще извещено, ходатайств о рассмотрении дела без участия представителя не направило.

Согласно ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту -ГПК РФ), суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.

Исследовав материалы дела, дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст. ст. 1, 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" органы прокуратуры осуществляют свою деятельность в целях защиты интересов общества и государства, в том числе посредством обращения с заявлением в суды.

Статьей 45 ГПК РФ, предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту –ГК РФ) предусмотрен судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав. Одним из способов защиты гражданских прав, согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В силу п. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту -Закон №116-ФЗ) экспертизе промышленной безопасности, в том числе, подлежат здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

Производственный объект (предприятия или их цехи, участки, площадки) является опасным производственным объектом ввиду наличия признаков опасности, указанных в приложении 1 к Закону № 116-ФЗ.

В соответствии со ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту -ТК РФ) целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В соответствии со ст. 214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Работодатель обязан обеспечить, помимо прочего, приобретение за счет собственных средств и выдачу средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) и смывающих средств, прошедших подтверждение соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с требованиями охраны труда и установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Под охраной здоровья граждан в соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» подразумевается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставлении ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Одной из целей государственной политики в интересах детей согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее -Закон №124-ФЗ) является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее -Закон № 273-ФЗ) определено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами,    федеральными государственными требованиями, образователь-ными стандартами

В письме Министерства просвещения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № АК-576/02 «О подготовке к началу учебного года» приведены рекомендации по проведению мероприятий по оценке готовности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, к началу 2023/24 учебного года (далее - Рекомендации).

В соответствии с п. 3.3 Рекомендаций, при проведении "мероприятий по оценке готовности организаций к началу нового учебного года в работе комиссии рекомендуется включить оценку организации безопасной эксплуатации энергоустановок (электротеплоустановок), их технического состояния, в том числе, обеспечения надежности схемы электротеплоснабжения, её соответствия категории энергоприемников, содержания энергоустановок в работоспособном состоянии и их безопасной эксплуатации, проведения своевременного и качественного технического обслуживания, ремонта, испытаний энергоустановок и энергооборудования.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ).

В силу ст. 20 Закона № 190-ФЗ проверке готовности к отопительному периоду подлежат потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее - Правила ).

Правила по охране труда при эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок определены приказом Министерства труда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н (далее - Правила н).

Как установлено судом, постановлением главы <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО18» <адрес> Республики Крым на праве оперативного управления закреплено имущество согласно Приложению, в том числе, котельная, по адресу: <адрес>.

Согласно Справке по результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ в отношении источников теплоснабжения (котельных) образовательных организаций <адрес> Республики Крым на предмет соблюдения обязательных требований действующего законодательства в сфере теплоснабжения при содержании, эксплуатации и производстве работ на теплоэнергоустановках, составленной специалистом отдела по надзору за тепловыми установками Крымтехнадзора, в эксплуатации ФИО19 находится здание котельной 1985 года постройки с размещенным в нем водонагревательным котлом КВр-0,5 зав. (2022 года изготовления), введенного в эксплуатацию в декабре 2022 года, теплосеть от здания котельной до ввода в здание школы протяженностью 216 м. В ходе проверки установлены многочисленные нарушения правил пользования топливом и энергией, правил устройства эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, отраженные в указанной Справке (л.д. 24-26).

<адрес> Республики Крым по результатам проведения проверки исполнения ФИО21» <адрес> Республики Крым требований законодательства в сфере топливно-энергетического комплекса, охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, охраны труда, вынесено представление №Прдр/ от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законов в сфере топливно-энергетического комплекса, охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, охраны труда (л.д. 7-12).

Из ответа директора ФИО20» <адрес> Республики Крым ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представление прокурора рассмотрено, приняты меры для устранения выявленных нарушений: заключены договоры на обучение кочегаров, на проверку дымовых вентиляционных каналов; на изготовление режимных карт; испытание предохранительного клапана; изготовление паспорта тепловой сети; на электрические измерения; на проверку технологического оборудования. Ответственный за эксплуатацию тепловых установок прошел обучение. Подписаны ходатайства на выполнение ПСД по реконструкции котельной, на приобретение фильтра для котельной, на приобретение средств индивидуальной защиты. Заведены Журналы регистрации вводного инструктажа по вопросам охраны труда для работников школы, Журнал выдачи нарядов допусков, ремонтный журнал котельной, а также разработаны инструкция по ОП для машиниста на твердом топливе, инструкция о мерах пожарной безопасности котельной на твердом топливе, должностная инструкция машиниста (кочегара) котельной 3-го разряда, должностная инструкция лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, инструкция по охране труда для ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок. Подготовлен и подписан акт готовности системы теплоснабжения на здание котельной, а также другие документы (л.д. 13).

Заместителем прокурора <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении в отношении директора ФИО22 ФИО6 по ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки (л.д. 14-17).

Постановлением начальника управления государственного энергетического надзора Службы по экологическому и технологическому надзору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу .2-18-05 директор ФИО23» ФИО6 признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей (л.д. 19-23).

Таким образом, судом достоверно установлено, что при эксплуатации котельной ФИО24» <адрес> Республики Крым в должной мере не осуществляется надлежащий контроль при эксплуатации оборудования котельной, имеются нарушения в сфере топливно-энергетического комплекса, охраны жизни и здоровья несовершеннолетних, охране труда, и нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах суд находит, что исковые требования заместителя прокурора <адрес> Республики <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Суд полагает, что возложение обязанности на ФИО25» устранить нарушения, указанные в исковом заявлении, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, будет разумным и обеспечит соблюдение баланса интересов сторон.

В соответствии п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор по заявлениям в защиту интересов неопределенного круга лиц освобожден от уплаты государственной пошлины, согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Каких-либо издержек, связанных с рассмотрением дела, сторонами не понесено, а потому они не распределяются и относятся на счет бюджета.    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Иск прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ФИО26 <адрес> Республики Крым о возложении обязанности произвести определенные действия удовлетворить.

Возложить обязанность на ФИО27 <адрес> Республики Крым в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить: содержание тепловой энергетической установки (котельной) в исправном состоянии и безопасной эксплуатации по укомплектованию подготовленным теплоэнергетическим персоналом (кочегарами), организации их соответствующего образования и подготовки в необходимом объеме квалификационных требований; обучение персонала и проверку знаний; формирование аварийного запаса расходных материалов и запасных частей для обеспечения своевременного ремонта и ликвидации аварийной ситуации в работе теплопункта; предотвращение воздействия на работников опасных и вредных производственных факторов (обеспечение средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, обувью); обеспечение приведение устройства заземления в исправное состояние, оснащение дымоходной металлической трубы устройством молниезащиты и последующим проведением электрических измерений с привлечением специализированной организации; обеспечение надлежащей эксплуатации и санитарное состояние территории, зданий и сооружений, места размещения тепловой энергетической установки (котельной), ограждение котельной.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.

Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                      Н.А.Ермакова

2-315/2024 (2-1946/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Ленинского района Республики Крым
Ответчики
Администрация Ленинского района Республики Крым
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Красногорская средняя общеобразовательная школа" Ленинского района Республики Крым
Другие
Государственное унитарное Предприятие Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго"
Служба по экологическому и технологическому надзору Республики Крым
Управление образования Администрации Ленинского района Республики Крым
Суд
Ленинский районный суд Республики Крым
Судья
Ермакова Наталия Алексеевна
Дело на странице суда
leninskiy.krm.sudrf.ru
09.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.11.2023Передача материалов судье
13.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2023Судебное заседание
18.01.2024Судебное заседание
13.02.2024Судебное заседание
12.03.2024Судебное заседание
15.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее