Решение по делу № 33-5740/2023 от 14.07.2023

            Судья Жданова Т.Н.    В окончательной форме изготовлено 29 августа 2023 годаДело № 33-5740/2023

        УИД 76RS0006-01-2022-000327-03

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Малахова В.А.

судей Задворновой Т.Д., Фокиной Т.А.

при секретаре Волнухиной Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле

    22 августа 2023 года

гражданское дело по апелляционной жалобе АО «Яркоммунсервис» на решение Некоузского районного суда Ярославской области от 29 августа 2022 года, с учетом определения Некоузского районного суда Ярославской области от 18 ноября 2022 года об исправлении описки, постановлено:

        «Исковые требования Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области ИНН 77604077295, ОГРН1057600606612, в защиту интересов Финогеновой Татьяны Николаевны ИНН удовлетворить.

        Обязать АО «Яркоммунсервис», ИНН 7602090950, ОГРН 1127602002989, произвести перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению Финогеновой Татьяной Николаевной, ИНН , по лицевому счету , открытому на жилое помещение многоквартирного дома по <адрес> за период с 25.09.2019 г. по 19.10.2019 г.»

Заслушав доклад судьи областного суда Задворновой Т.Д., судебная коллегия

установила:

департамент государственного жилищного надзора Ярославской области, действуя в интересах Финогеновой Т.Н., обратился в суд с исковым заявлением к АО «Яркоммунсервис» о возложении обязанности по перерасчету платы за коммунальную услугу.

В обоснование требований указано, что по поручению заместителя председателя Правительства Ярославской области B.C.Неженца департаментом рассмотрено обращение Финогеновой Т.Н. по вопросу осуществления перерасчета за коммунальную услугу по отоплению по адресу: <адрес>. Работы по капитальному ремонту системы отопления многоквартирного дома выполнялись в рамках договора от 12 июля 2018 года, заключенного региональным оператором с подрядной организацией обществом с ограниченной ответственностью «УК «Центральная». В соответствии с условиями договора и графиком производства работ разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт системы теплоснабжения необходимо было выполнить в период с 15 августа 2018 года по 25 декабря 2018 года, строительно-монтажные работы - в период с 15 апреля 2019 года по 15 июля 2019 года. Указанные виды работ были выполнены подрядной организацией с нарушением сроков. Акт сдачи-приемки выполненных работ был подписан 21 ноября 2019 года. Согласно данному акту датой фактического завершения работ является 19 октября 2019 года. Гидравлические испытания системы теплоснабжения многоквартирного дома проведены 14 октября 2019 года. За нарушение срока разработки проектно-сметной документации ООО «УК «Центральная» начислена неустойка в сумме 9 407,12 руб., за нарушение срока производства работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения многоквартирного дома начислена неустойка в сумме 96 529,94 руб., которые были оплачены подрядной организацией полностью. Таким образом, фактическое окончание работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения многоквартирного дома - 19 октября 2019 года. Исполнителем коммунальной услуги по отоплению выступает АО «Яркоммунсервис». В связи с отсутствием общедомового прибора учета тепловой энергии, начисление платы за коммунальную услугу по отоплению производится жителям в соответствии с пунктом 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, исходя из нормативов потребления, установленных постановлением администрации Волжского сельского поселения Некоузского муниципального района.

Согласно постановлению администрации Некоузского муниципального района от 23 сентября 2019 года № 735 «О начале отопительного сезона 2019 - 2020 годов объектов социальной сферы и жилого фонда» общество приступило к началу отопительного периода и отпуску теплоносителя в сеть с 25 сентября 2019 года. Отбор теплоносителя из сети был начат всеми потребителями пос.Волга, за исключением данного многоквартирного дома. В связи с нарушением срока выполнения работ по капитальному ремонту системы отопления до 19 октября 2019 года отсутствовала техническая возможность для предоставления коммунальной слуги по отоплению жителям дома. При этом начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществлялось жителям в полном объеме, начиная с 25 сентября 2019 года. Оплата коммунальной услуги по отоплению производилась Финогеновой Т.Н. своевременно и в полном объеме. Собственниками помещений многоквартирного дома направлялись заявления в адрес исполнителя коммунальной услуги по отоплению, о необходимости произвести перерасчет платы за отопление в спорный период, однако ответчиком перерасчет платы за отопление не осуществлен.

Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласно АО «Яркоммунсервис».

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушению норм материального и процессуального права.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 2 февраля 2023 года решение Некоузского районного суда Ярославской области от 29 августа 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба АО «Яркоммунсервис» - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 06 июня 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 2 февраля 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В отзыве на апелляцию жалобу департамент государственного жилищного надзора Ярославской области просит оставить решение суда без изменения.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив их, заслушав представителя АО «Яркоммунсервис» по доверенности Луговкина А.В. в поддержание доводов жалобы, представителя Департамента государственного жилищного надзора Ярославской области по доверенности Смирнову А.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

    Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Финогенова Т.Н. проживает в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>.

В рамках договора от 12 июля 2018 года , заключенного региональным оператором с подрядной организацией ООО «УК Центральная» в указанном доме выполнялись работы по капитальному ремонту системы отопления многоквартирного дома.

В соответствии с условиями договора и графиком производства работ разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт системы теплоснабжения необходимо было выполнить в период с 15 августа 2018 года по 25 декабря 2018 года, строительно-монтажные работы в период с 15 апреля 2019 года по 15 июля 2019 года. Между тем, указанные виды работ были выполнены подрядной организацией с нарушением сроков. Акт сдачи-приемки выполненных работ был подписан 21 ноября 2019 года, датой фактического завершения работ является 19 октября 2019 года.

Гидравлические испытания системы теплоснабжения многоквартирного дома проведены 14 октября 2019 года.

Исполнителем коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, выступает АО «Яркоммунсервис».

В связи с нарушением срока выполнения работ по капитальному ремонту системы отопления многоквартирного дома, в период с 25 сентября 2019 года по 19 октября 2019 года коммунальная услуга по отоплению жителям многоквартирного дома не предоставлялась. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

Начисление платы за коммунальную услугу «отопление» осуществлялось ресурсоснабжающей организацией в полном объеме, начиная с 25 сентября 2019 года, что подтверждается историей начислений по услуге «отопление» по жилому помещению дома по <адрес>, представленной ответчиком. Задолженности по оплате данной коммунальной услуги у истца Финогеновой Т.Н. не имелось.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «отопление» по лицевому счету , открытому на жилое помещение многоквартирного дома по <адрес> за период с 25 сентября 2019 года по 19 октября 2019 года, поскольку техническая возможность предоставления коммунальной услуги «отопление» в указанный период отсутствовала в связи с нарушением сроков выполнения работ по капитальному ремонту системы отопления, при этом начисление платы за коммунальную услугу по отоплению осуществлялось ресурсоснабжающей организацией в полном объеме, оплата за коммунальную услугу Финогеновой Т.Н. произведена полностью и своевременно.

Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции согласиться не может.

    Как предусмотрено п.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

          При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах ( п. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу п.15 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Согласно ч.5 ст.15 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.

          В соответствии с п.8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

           В соответствии с п.103 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (в редакции действующей на момент спорных правоотношений) если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.

          В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем.

На основании обращения Финогеновой Т.Н. департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области проведена проверка по вопросу нарушения АО «Яркоммунсервис» Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, в частности порядка начисления платы за коммунальную услугу «отопление» жителям многоквартирного дома.

Во исполнение запроса департамента государственного жилищного надзора Ярославской области, АО «Яркоммунсервис» представило письменные объяснения, согласно которым в отопительный период 2019 – 2020 года АО «Яркоммунсервис» приступило к эксплуатации котельной в пос.Волга и отпуску тепло носителя в сеть 25 сентября 2019 года в соответствии с постановлением администрации Некоузского муниципального района от 23 сентября 2019 года № 735 «О начале отопительного сезона 2019 - 2020 годов объектов социальной сферы и жилого фонда». Отбор теплоносителя из сети был начат всеми потребителями <адрес> 25 сентября 2019 года за исключением многоквартирного дома по <адрес>. Согласно писем администрации Волжского сельского поселения Некоузского муниципального района Ярославского района, управляющей компании ООО «Волжские коммунальные системы» отбор теплоносителя из сети не осуществлялся данным домом в связи с нарушением срока проведения капитального ремонта внутридомовых систем отопления (т. 1 л.д. 52-54).

Факт отсутствия отопления в многоквартирном доме в период с 25 сентября 2019 года по 19 октября 2019 года по причине нарушения сроков выполнения подрядной организацией - ООО «УК Центральная» работ по капитальному ремонту системы отопления многоквартирного дома подтвержден материалами дела.

Таким образом, АО «Яркоммунсервис» в установленные администрацией Некоузского муниципального района сроки приступило к эксплуатации котельной в пос.Волга и отпуску теплоносителя в сеть, то есть обязанности по поставке коммунального ресурса до границы общего имущества и внешних сетей дома по <адрес> ответчиком исполнены надлежащим образом. Перерыв в предоставлении коммунальной услуги возник по причине увеличения сроков проведения капитального ремонта внутридомовых сетей отопления, обслуживание которых АО «Яркоммунсервис» не осуществлялось.

    Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для возложения на АО Яркоммунсервис» обязанности по перерасчету Финогеновой Т.Н. платы за коммунальную услуг «отопление» в квартире дома по <адрес> за период с 25 сентября 2019 года по 19 октября 2019 года, у суда первой инстанции не имелось.

    Указанное является основанием для отмены постановленного судом решения с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, предъявленных департаментом государственного жилищного надзора Ярославской области в интересах Финогеновой Т.Н.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Некоузского районного суда Ярославской области от 29 августа 2022 года, определения Некоузского районного суда Ярославской области от 18 ноября 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований департамента государственного жилищного надзора Ярославской области ИНН 77604077295, ОГРН1057600606612 в защиту интересов Финогеновой Татьяны Николаевны ИНН отказать.

Председательствующий

Судьи

33-5740/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Деп. государственного жилищного надзора ЯО в инт. Финогеновой ТН
Финогенова ТН
Ответчики
АО Яркоммунсервис
Суд
Ярославский областной суд
Судья
Задворнова Татьяна Дмитриевна
Дело на сайте суда
oblsud.jrs.sudrf.ru
14.07.2023Передача дела судье
22.08.2023Судебное заседание
29.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2023Передано в экспедицию
22.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее