РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ростов-на-Дону 12 августа 2021 года
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Пипник Е.В.
при секретаре Абасовой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-2809/2021 по административному иску Министерства природных ресурсов и экологии РО к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области Криворотовой А.Н., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ростовской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с административным иском, ссылаясь на то, что решением Первомайского районного суда г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-1606/2020 удовлетворено заявление первого заместителя прокурора Ростовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия министерства, возложении обязанности по проведению мероприятий по лесоустройству. На министерство возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение мероприятий по лесоустройству в границах 18 лесничеств Ростовской области, а именно: произвести закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; провести таксацию лесов; выполнить проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
На основании указанного решения выдан исполнительный лист ФС № от ДД.ММ.ГГГГ с требованиями: обязать министерство в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить выполнение мероприятий по лесоустройству в границах 18 лесничеств Ростовской области, а именно: произвести закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; провести таксацию лесов; выполнить проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по РО от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по РО А.Н. Криворотовой от ДД.ММ.ГГГГ с министерства взыскан исполнительский сбор в сумме 50000 (пятьдесят тысяч) рублей за неисполнение требований исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Первомайским районным судом г. Ростова-на-Дону по делу №2а-1606/2020.
Министерство полагает постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по РО А.Н. Криворотовой от ДД.ММ.ГГГГ необоснованным и подлежащим отмене в связи со следующим.
Постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по РО от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении исполнительного производства получено министерством ДД.ММ.ГГГГ.
Министерством ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по РО А.Н. Криворотовой направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №28.1.4/445 с развернутым мотивированным указанием на невозможность немедленного и одномоментного исполнения требований исполнительного документа и информацией о том, что министерством подано заявление об отсрочке исполнения решения суда в Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону.
В вышеуказанном письме содержалась просьба назначить новый срок исполнения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по РО А.Н. Криворотовой от ДД.ММ.ГГГГ министерству установлен новый срок для исполнения - 14 дней с момента получения постановления. Также Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по РО А.Н. Криворотовой от ДД.ММ.ГГГГ с министерства взыскан исполнительский сбор в сумме 50000 (пятьдесят тысяч) рублей за неисполнение требований исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Первомайским районным судом г. Ростова-на-Дону по делу №2а-1606/2020.
Одновременно с этим министерством ДД.ММ.ГГГГ подано в Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Рассмотрение заявления назначено на ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 30 минут.
Между тем министерство в пределах установленного срока представило в Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП по РО нормативное обоснование невозможности немедленного и одномоментного исполнения требований исполнительного документа.
Располагая объективными доказательствами того, что министерство реализует свои процессуальные права в целях предоставления отсрочки исполнения решения суда, судебный пристав-исполнитель ДД.ММ.ГГГГ вынес оспариваемое постановление и не указал мотивы, по которым изложенные министерством доводы не соответствуют критерию уважительности.
Оспариваемое постановление нарушает права министерства тем, что влечет безосновательное и незаконное взыскание денежных средств за счет средств областного бюджета.
Административный истец, просил признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по РО А.Н. Криворотовой от ДД.ММ.ГГГГ в части взыскания с министерства исполнительского сбора в сумме 50000 рублей за неисполнение требований исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Первомайским районным судом г. Ростова-на-Дону по делу №2а-1606/2020
В процессе рассмотрение дела административным истцом были уточнены административные требования в порядке 46 КАС РФ административный, просит суд освободить министерство от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству №-ИП.
Представитель административного истца, в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом.
Административные ответчики судебное заседание своих представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены судом. В материалы дела ранее был представлен отзыв на административное исковое заявление с материалы исполнительного производства, согласно которому просили отказать в полном объеме.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 150 КАС РФ. Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на исполнении в Межрайонном отделе по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области находится исполнительное производство №-ИП, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа серии ФС № выданного ДД.ММ.ГГГГ Первомайским районным судом г. Ростова-на-Дону по делу №а-1606/2020 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника-организации: Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области (№, №, адрес: <адрес>) об обязании Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить выполнение мероприятий по лесоустройству в границах 18 лесничеств (Верхнедонское, Чертковское, Зимовниковское, Ремонтненское, Сальское, Каменское, Шахтинское, Обливское, Селивановское, Романовское, Мартыновское, Тарасовское, Донецкое, Усть-Донецкое, Семикаракорское, Шолоховское, Боковское, Кашарское) Ростовской области в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, а также Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: произвести закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов; провести таксацию лесов; выполнить проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, в отношении взыскателя: Прокуратура Ростовской области (ИНН 6164045555, ОГРН 1026103302972, адрес: <адрес>).
Судебным приставом-исполнителем установлено, что исполнительный документ соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, срок предъявления документа к исполнению не истек.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №-ИП.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес должника направлено постановление о возбуждении исполнительного производства для надлежащего уведомления.
Министерством ДД.ММ.ГГГГ подано в Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области получено постановление о возбуждении исполнительного производства.
Министерством ДД.ММ.ГГГГ в адрес судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по РО А.Н. Криворотовой направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ №.1.4/445 с развернутым мотивированным указанием на невозможность немедленного и одномоментного исполнения требований исполнительного документа и информацией о том, что министерством подано заявление об отсрочке исполнения решения суда в Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону. В вышеуказанном письме содержалась просьба назначить новый срок исполнения.
Согласно информационного письма Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ исх. №.14/445, в настоящее время обеспечить исполнение решения суда в рамках возложенных на министерство мероприятий по лесоустройству, а также выполнить требования исполнительного документа в установленный срок невозможно в силу следующих обстоятельств.
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав-исполнитель руководствуясь ст. 112, ст. 12, ст. 14, ст. 6, 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ИП «Об исполнительном производстве», вынес постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера, в размере 50000 рублей, а так же установил новый срок исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Ссылаясь на наличие объективных причин, препятствующих своевременному исполнению решения суда о предоставлении жилого помещения в установленные сроки, административный истец указывает, что в соответствии с пунктом 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона. Указанным федеральным законом регламентированы сроки регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество.
Из указанного следует, что добровольно исполнить постановление судебного пристава-исполнителя в установленный пятидневный срок Министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области не представилось возможным по обстоятельствам, не зависящим от воли должника – Минприроды Ростовской области.
Между тем министерство в пределах установленного срока представило в Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП по РО нормативное обоснование невозможности немедленного и одномоментного исполнения требований исполнительного документа.
Исходя из изложенных в заявлении министерства доводов, исполнение судебного акта, во-первых, силами только министерства заведомо невозможно и необходимо длительное взаимодействие с иными органами власти, на которые никаких обязанностей решением суда не возложено, а во-вторых, в силу нормативно урегулированной процедуры на федеральном уровне занимает длительное время и министерство не обладает полномочиями сократить или ускорить данный процесс.
В оспариваемом постановлении причины непризнания судебным приставом-исполнителем в качестве уважительных причин данных доводов министерства не указаны, тогда как указанные обстоятельства силами министерства непреодолимы и непредотвратимы.
Кроме того, министерство в пределах этого же срока одновременно обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, то есть реализовало свое право, предусмотренное как Федеральным закона «Об исполнительном производстве» и Кодексом административного судопроизводства РФ, проинформировав об этом Межрайонный отдел по особым исполнительным производствам УФССП по РО также в пределах установленного срока.
Согласно положениям ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", суд вправе при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела, в действиях истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона "Об исполнительном производстве", являющееся необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда было невозможным. При этом, Минприроды Ростовской области предпринимались активные действия для исполнения решения суда. Неисполнение требований исполнительного документа в предусмотренный законом срок не является следствием виновного поведения должника.
В связи с этим, освобождение должника от уплаты исполнительского сбора согласуется с характером совершенного правонарушения и отсутствием его вины в неисполнении решения суда.
Оценив в совокупности все обстоятельства, а также учитывая отсутствие вины Минприроды Ростовской области в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок, суд приходит к выводу об обоснованности требований об освобождении Минприроды Ростовской области от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180, 218-220 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.
░░░░░: