РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 сентября 2017 г. г.о. Самара
Судья Советского районного суда г. Самары Чернова Е.А.
при секретаре Сандрюхиной Д.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Прокурора Советского района г.о.Самары к ФИО1, заинтересованным лицам УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области, ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» о прекращении права на управление транспортными средствами, обязании изъять водительское удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г.Самары, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о прекращении действия права на управление транспортными средствами, в обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой Советского района г.Самары проведена проверка соблюдения требований ФЗ №196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» на предмет законности управления транспортными средствами ФИО1 состоящим на учете в Самарском областном наркологическом диспансере. В ходе проверки установлено, что у ФИО1 22.03.2017г. выдано водительское удостоверение №. Согласно сведениям ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер», ФИО1 состоит на диспансерном наблюдении с ноября 2007г. с диагнозом «Пагубное употребление каннабиоидов». В настоящее время имеет медицинское противопоказание к управлению транспортным средством. Таким образом, у ФИО1 подтверждено наличие медицинского противопоказания к управлению транспортным средством, однако выданное ему водительское удостоверение в настоящее время дает ему право на управление транспортными средствами. Управление транспортными средствами лицами, имеющими ограничения к водительской деятельности, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, причинить вред жизни и здоровью граждан, имущественный ущерб неопределенному кругу лиц.
Прокурор Советского района г.Самары, действующий в интересах неопределенного круга лиц, уточнив заявленные требования, просил прекратить действия права на управление транспортными средствами ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес> обязать ОГИБДД УМВД России по г. Самаре изъять у ФИО1 действующее водительское удостоверение №, выданное ДД.ММ.ГГГГ РЭО г. Самары.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Советского района г.Самары ФИО4 административное исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Административный ответчик ФИО1 показал, что с административным исковым заявлением не согласен, так как его не уведомили о том, что он поставлен на учет, наркологический диспансер он посещал регулярно, в ноябре 2017 года с учета он будет снят.
Представитель административного ответчика по доверенности Лёзин А.П. просил отказать в удовлетворении административного искового заявления, пояснил, что ФИО1 не знал о том, что его поставили на учет, постановка на учет возможна была только при его согласии и после осмотра наркологом. Соответственно, ФИО1 незаконно был поставлен на учет в наркологическом диспансере.
Заинтересованное лицо – представитель Управления ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица - ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» по доверенности ФИО5 показал, что он является заведующим амбулаторно- поликлиническим отделением ГБУЗ «Самарского областного наркологического диспансера». ФИО1 состоит на диспансерном наблюдении с 2007 года. На учет поставлен на основании акта о медицинском освидетельствовании, так как было выявлено состояние опьянения. При этом подэкспертный был уведомлен о том, что он должен будет являться в НД. В амбулаторной карте имеется протокол медицинского освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому, ФИО1 был задержан сотрудниками полиции на улице в состоянии алкогольного опьянения. ФИО1 явился в наркологический диспансер ДД.ММ.ГГГГ для получения допуска к работе бурильщика, ему было отказано в связи с недостаточностью срока наблюдения. В последствии регулярно посещал наркологический диспансер, проходил обследование, анализы на употребление наркотических веществ, отрицательные. ДД.ММ.ГГГГ состоялась комиссия во вопросу рассмотрения допуска ФИО1 к работе, допуск был разрешен. После этого, он продолжает регулярное наблюдение в диспансере, вопрос о снятии с диспансерного наблюдения будет решен в ноябре 2017 года. Также пояснил, что нахождение на диспансерном наблюдении является абсолютным противопоказанием к управлению транспортными средствами, в случае, если по собственному желанию гражданин может быть снят с учета, допуск к управлению транспортными средствами он получить не может.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 КАС прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Прокуратурой Советского района г.Самары проведена проверка законности нахождения граждан на наркологическом учете в учреждениях здравоохранения области и наличия специальных прав.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 24 указанного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров РФ. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 25 закона право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением.
Согласно ст. 26 к сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие установленного возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
Согласно ст. 23 медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок выдачи указанного медицинского заключения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).
Обследование врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом осуществляется в специализированных медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения по месту жительства либо месту пребывания водителя транспортного средства (кандидата в водители транспортного средства).
По результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.Согласно ст. 23.1 медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 №1604 утвержден перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, согласно которому психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (коды заболевания по МКБ-10: F10 - F16, F18, F19) являются противопоказанием к управлению транспортным средством до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
Согласно ст.28 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами; лишение права на управление транспортными средствами.
Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 35 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2014 №, российское национальное или международное водительское удостоверение считается недействительным и подлежит аннулированию, в том числе, в случае, если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
Согласно п. 27 указанных Правил Российское национальное водительское удостоверение выдается на 10 лет, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Установлено, что ФИО1 было выдано водительское удостоверение № в 2007 году. По сообщению РЭО ГИБДД УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 было выдано водительское удостоверение № ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы ФИО1 и его представителя Лёзина А.П. о том, что он не знал, что поставлен на учет, постановка на учет возможна была только при его согласии и после осмотра наркологом и соответственно, ФИО1 незаконно был поставлен на учет в наркологическом диспансере, не могут быть приняты во внимание и опровергаются исследованными в ходе рассмотрения дела доказательствами.
Согласно информации ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер», предоставленной в адрес заместителя прокурора <адрес> г. ФИО6 Литинского, ФИО1 состоит на диспансерном наблюдении с ноября 2007г. с диагнозом «Пагубное употребление каннабиоидов». В настоящее время имеет медицинское противопоказание к управлению транспортным средством.
Однако, в судебное заседание ФИО1 предоставлена справка ГБУЗ « Самарский областной наркологический диспансер » от ДД.ММ.ГГГГ, заверенная врачом ФИО7 и адресованная Советскому районному суду г. Самары, согласно которой, ФИО1 не нуждается в дальнейшем лечении и наблюдении.
При этом, на запрос суда ГБУЗ « Самарский областной наркологический диспансер» также ДД.ММ.ГГГГ направил надлежащим образом заверенный ответ на запрос, согласно которому, ФИО1 состоит на проф. учете с диагнозом «Пагубное употребление каннабиоидов».
Допрошенный в ходе рассмотрения дела заведующий амбулаторно- поликлиническим отделением ГБУЗ «<адрес> наркологического диспансера» ФИО5 подтвердил то обстоятельство, что ФИО1 состоит на диспансерном наблюдении с 2007 года, в настоящее время он продолжает регулярное наблюдение в диспансере, вопрос о снятии с диспансерного наблюдения будет решен в ноябре 2017 года.
Кроме того, ГБУЗ « Самарский областной наркологический диспансер » сообщил, что ФИО1 состоит на профилактическом учете с диагнозом: пагубное употребление каннабиоидов с 2007 года в лечении не нуждается. Находится в наблюдаемой ремиссии 10 месяцев. В ноябре 2017 года гражданину должна быть организована врачебная комиссия для снятия с профилактического учета.
В судебном заседании обозревалась амбулаторная карта ФИО1, где зафиксировано его наблюдение в наркологическом диспансере за весь период, то есть с 2007 года по настоящее время и соответственно довод о том, что он не знал о постановке его на учет в СОНД является не состоятельным, поскольку опровергается исследованными доказательствами. ФИО1, проходит наблюдение в СОНД, регулярно является в лечебное учреждение в течение длительного периода времени, однако до рассмотрения настоящего административного иска законность его постановки на учет не оспаривал.
Согласно инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском употреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной Приказом Минздрава СССР № от ДД.ММ.ГГГГ « О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», за время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: а) больных хроническим алкоголизмом - 3 года ; б) больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет.
Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий. За время профилактического наблюдения лица группы риска получают необходимую медицинскую помощь, способствующую прекращению пьянства и употребления наркотических и других одурманивающих средств. Срок профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, - 1 год.
Таким образом, необходимым условием для снятия с учета ( профилактического наблюдения ) является наличие стойкой ремиссии.
Как пояснил в судебном заседании заведующий амбулаторно- поликлиническим отделением ГБУЗ «Самарского областного наркологического диспансера» ФИО5, нахождение на диспансерном наблюдении является абсолютным противопоказанием к управлению транспортными средствами, вопрос о снятии с диспансерного наблюдения будет разрешен лишь в ноябре 2017 года. Соответственно, доказательств, подтверждающих наличие необходимой стойкой ремиссии у ФИО1 в отсутствие заключения врачебной комиссии, суду не представлено.
Таким образом, в настоящее время у ФИО1 подтверждено наличие медицинского противопоказания к управлению транспортным средством.
Суд учитывает, что управление транспортными средствами лицами, имеющими ограничения к водительской деятельности, создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, может привести к дорожно-транспортным происшествиям, причинить вред жизни и здоровью граждан, имущественный ущерб неопределенному кругу лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Суд полагает, что ФИО1, незаконно пользуясь правом на управление транспортными средствами, осуществляет водительскую деятельность, которая создает угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, в связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Н основании изложенного, руководствуюсь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Прокурора Советского района г.о.Самары к ФИО1, заинтересованным лицам УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области, ГБУЗ «Самарский областной наркологический диспансер» о прекращении права на управление транспортными средствами, обязании изъять водительское удостоверение, удовлетворить.
Прекратить действия права на управление транспортными средствами ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>
Обязать ОГИБДД УМВД России по г. Самаре изъять у ФИО1 действующее водительское удостоверение №, выданное ДД.ММ.ГГГГ РЭО г. Самары.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 03.10.2017г.
Судья Е.А. Чернова