Судья Ящук С.В. Дело № 33-1475/2020 (2-2711/2019)
25RS0001-01-2019-002092-80
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 февраля 2020 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Юдановой С.В.
судей Завальной Т.Ю.. Розановой М.А.,
при секретаре Пауловой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жидкова В.А. к федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным отказа в постановке в качестве нуждающихся в получении жилья, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в получении жилья
по апелляционной жалобе представителя Жидкова В.А. - Кучумовой Н.А.
на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 27 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Юдановой С.В., выслушав объяснения представителя Жидкова В.А. – Кучумовой Н.А., представителя ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ – Тишер А.Е., судебная коллегия
установила:
Жидков В.А. обратился в суд с названным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ досрочно уволен в запас с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Во время прохождения военной службы признан нуждающимся в жилом помещении, поскольку ни он, ни его супруга не имели иного жилья, в приватизации не участвовали. Во время прохождения военной службы с ним заключён договор найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ о временном предоставлении помещения на семью из 3-х человек, общей площадью 39,4 м.кв, расположенного по адресу: <адрес>. При увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями он жилой площадью не обеспечивался, но продолжал проживать с семьей в служебной квартире, нести расходы по ее содержанию. Поскольку ему не было предоставлено сведений о постановке его на учет как нуждающегося, ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему сведений о постановке его на учет нуждающегося, а также решения от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии истца как нуждающегося. До настоящего времени ответа на заявление им не получено. Считает, что не утратил право на улучшение жилищных условий, считает неправомерными действиями военного руководства Министерства обороны РФ по снятию с учета. О снятии с очереди нуждающихся, ему стало известно только в феврале 2019 года после его обращения в ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, никаких уведомлений о снятии его с составом семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях в его адрес не направлялось. Просил признать незаконным и необоснованным решение № от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на льготной основе, как гражданина, уволенного с военной службы, с составом семьи 5 человек; обязать ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении на льготной основе как гражданина, уволенного с военной службы в установленном законом порядке, согласно приказу Министра Обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, приказу МО РФ № с составом семьи 5 человек; признать за Жидковым В.А. право постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилья с даты первоначальной постановки на учет.
В ходе рассмотрения дела к участию в качестве третьего лица привлечена войсковая часть № 69107.
Представитель Жидкова В.А. Кучумова Н.А. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, полагал их необоснованными. Просил суд, к требованию о признании права за истцом постановки на учет в качестве нуждающегося в получении жилья с даты, первоначальной постановки на учет применить срок исковой давности
Жидков В.А., представитель войсковой части №69107, в судебное заседание не явись, суд, сославшись на надлежащее извещение, рассмотрел дело в их отсутствие.
Судом постановлено решение, которым Жидкову В.А. в удовлетворении исковых требований отказано.
С указанным решением не согласился Жидков В.А., его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционной инстанции являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и нарушение или неправильное применение норм материального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) в том числе: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Жидков В.А. проходил военную службу в Вооруженных силах в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по призыву, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – по контракту. Приказом командующего Приморской флотилии разнородных сил Тихоокеанского флота № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с организационно-штатными мероприятиями истец досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Жидков В.А. проходил военную службу в Вооруженных силах по контракту. Уволен с военной службы в запас на основании подпункта «в» пункта 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с невыполнением условий контракта. Исключен из списков состава части ДД.ММ.ГГГГ Выслуга лет в Вооруженных силах составляет: календарная – 15 лет 05 месяцев, в льготном исчислении – 22 года.
ДД.ММ.ГГГГ между ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ и Жидковым В.А, заключен договор найма служебного жилого помещения №, на основании которого ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ предоставило Жидкову В.А. на время прохождения военной службы до ДД.ММ.ГГГГ в срочное возмездное пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются супруга – Жидкова К.А., дочь – Жидкова У.В.
Решением ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Жидкову В.А. было отказано в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с представлением документов, не подтверждающих право Жидкова В.А. состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей; офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей; прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Согласно абзацу двенадцатому пункта 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
При этом, пункт 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, гласит, что признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзаце двенадцатом пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Пунктом 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года N 512, определено, что основанием для принятия на жилищный учет является установленной формы заявление, подписанное военнослужащим, поданное в уполномоченный орган с предоставлением необходимых документов.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил.
В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Таким образом, вышеуказанными нормативными актами установлено, что военнослужащий до дня его увольнения с военной службы должен обратиться в уполномоченный орган с заявлением в целях принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях, представить документы, подтверждающие его нуждаемость в жилых помещениях, а жилищный орган должен принять на основании представленных документов соответствующее решение.
Также из анализа вышеуказанных норм действующего законодательства следует, что на жилищные органы Министерства обороны Российской Федерации, в частности ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, возложена обязанность по признанию нуждающимися в жилых помещения, предоставляемых по договору социального найма только граждан, являющихся военнослужащими.
Вместе с тем, как правильно указал суд первой инстанции, первичное обращения истца к ответчику с заявлением о постановки его на жилищный учет поступило в декабре 2018 г., т.е. уже после увольнения истца с военной службы и исключения из списков личного состава части. Допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих обращение истца в ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ до даты увольнения, истцом не представлено и в материалах дела не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец был признан нуждающимся в жилом помещении и в последствии был снят с учета, судебная коллегия считает необоснованными, не подтвержденными соответствующими доказательствами. При этом, судебная коллегия учитывает, что по результатам рассмотрения заявления военнослужащего о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении выносится соответствующее решение, которое направляется военнослужащему. Однако такое решение (выписка из решения) истцом суду представлено не было, а ответчик отрицает факт наличия такого решения. Указание в письме ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ на отсутствие свободного жилищного фонда для распределения военнослужащему и рекомендацию истцу предоставить пакет документов для оформления жилищной субсидии по договору социально найма не свидетельствует о постановке истца указанный учет. Согласно ответу 1-го отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ учетное дело о признании Жидкова В.А. нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма/жилищной субсидии на хранение в архив отдела не поступало.
Доводы Жидкова В.А. о рассмотрении гражданского дела в отсутствие третьего лица войсковой части не являются основанием к отмене правильного по существу решения суда, поскольку не свидетельствуют о его незаконности и нарушении судом норм процессуального права.
Также судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившихся в не принятии решения по одному из требований, поскольку из решения суда, его мотивировочной и резолютивной части следует, что удовлетворении исковых требований Жидкову В.А. было отказано в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с данной судом оценкой представленных доказательств, не могут являться основанием для отмены постановленного решения суда, так как суд воспользовался правом, предоставленным ему ст. 67 ГПК РФ, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Оснований для переоценки доказательств не имеется.
Само по себе несогласие заявителей жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как ничем не подтверждены, а фактически сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
При этом нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 27 августа 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Жидкова В.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи