Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2019 года пос. Володарский
Володарский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Насыровой Т.А.,
при секретаре Федотовой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» к Темурбекову А.Р. о взыскании излишне выплаченных денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» (далее по тексту ФКУ «ЕРЦ МО РФ») обратилось в суд с иском к Темурбекову А.Р. о взыскании излишне выплаченных денежных средств.
В обоснование своих требований истец указал, что сержант Темурбеков А.Р. проходил военную службу в войсковой части <данные изъяты> в должности наводчика расчета мотострелкового взвода мотострелковой роты (горной) мотострелкового батальона (горного). За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчику со счета ФКУ «ЕРЦ МО РФ» были перечислены денежные средства из расчета денежного довольствия как военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, которые к выплате Темурбекову А.Р. не полагались в связи с исключением из списков войсковой части с ДД.ММ.ГГГГ согласно приказа командира войсковой части <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. Произведенные выплаты подтверждаются расчетными листами за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года, а так же реестрами на зачисление денежных средств. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (далее Федеральный закон № 53-ФЗ), военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемый гражданами в частности в Вооруженных Силах Российской Федерации. На основании части 3 статьи 2 Федерального закона № 53-Ф3, граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. Исходя из положений части 2 статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Частью 11 статьи 38 Федерального закона № 53-Ф3 предусмотрено, что окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях предусмотренных частью 1 статьи 37 Федерального закона №53-Ф3. Согласно статье 12 Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и размерах, установленным Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов. Денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 07.11.2011г. № 306-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»). Из совокупного анализа поименованных правовых положений действующего федерального законодательства следует, что право на получение денежного довольствия имеют только военнослужащие за исполнение обязанностей военной службы. В период спорных правоотношений, ответчику со счета ФКУ «ЕРЦ МО РФ» перечислены денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. (<данные изъяты> руб. - <данные изъяты> % НДФЛ), которые в соответствии с действующим законодательством ему не полагались и были выплачены ему излишне. Излишне выплаченные денежные средства в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. подлежат возврату в государственный бюджет. Согласно Инструкции о порядке взаимодействия органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ в процессе использования программного изделия ресурсного обеспечения «Алушта», утвержденной приказом Министра обороны РФ от 25.12.2017г. № 785 – дсп (далее Инструкции), приказы Министра обороны РФ, а также приказы командиров воинских частей в адрес ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не поступают, в связи с чем, ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не может достоверно знать об изменении условий и обстоятельств прохождения военнослужащим службы, влияющих на состав его денежного довольствия, а также личные данные военнослужащего. В единой базе данных отсутствуют сведения об адресе регистрации/проживания ответчика. До получения данных сведений ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не могло самостоятельно подтвердить факт неположенной выплаты и предъявить исковые требования, поскольку не располагало достоверными сведениями о дате исключения ответчика из списков личного состава воинской части и сведениями об его адресе. В соответствии с Инструкцией, границами ответственности ФКУ «ЕРЦ МО РФ» являются: выполнение централизованного своевременного расчета денежного довольствия и заработной платы; администрирование базы данных, обеспечивающей централизацию расчетов денежного довольствия и заработной платы (за исключением обеспечения достоверности информации, поступающей из органов военного управления). Следовательно, сотрудники ФКУ «ЕРЦ МО РФ» производят начисления денежного довольствия военнослужащим по информации, уже имеющейся в СПО «Алушта», и не могут обладать информацией о произведенных в нарушении законодательства выплатах. При таких обстоятельствах, состав денежного довольствия военнослужащих также ежедневно претерпевает изменения, поскольку зависит от ряда факторов, в том числе, таких как должность, звание, местность прохождения военной службы. Таким образом, на дату выплаты оспариваемых денежных средств ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не обладало сведениями о статусе ответчика, не могло знать, что данные выплаты за указанный период не полагались. Абзацем 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ 29.05.2014г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» разъяснено, что военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. Выплаты, составляющие денежное довольствие военнослужащих, осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 07.11.2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Порядком обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011г. № 2700. При этом выплата указанной суммы не явилась следствием ошибочных действий ФКУ «ЕРЦ МО РФ», а произошла по причине нарушения алгоритма расчета денежного довольствия, поскольку все данные в СПО «Алушта» вводят кадровые органы, и расчетный центр не обладает сведениями о составе и размере денежного довольствия каждого военнослужащего (в ФКУ «ЕРЦ МО РФ» не поступают ни приказы, ни штат). В соответствии с Уставом ФКУ «ЕРЦ МО РФ» и Инструкцией, ФКУ «ЕРЦ МО РФ» осуществляет лишь расчет и перечисление денежных средств исходя из имеющихся на дату расчета сведений в СПО «Алушта» по каждому военнослужащему. Таким образом, денежные средства подлежат возврату ФКУ «ЕРЦ МО РФ» как излишне выплаченные. При этом перечисление денежного довольствия в большем размере при изложенных обстоятельствах противоречит действующему законодательству и нарушает законные права и интересы государства. Исходя из принципа, установленного ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый вправе рассчитывать на равное вознаграждение лишь за равный труд. Поскольку денежное довольствие в качестве средств к существованию было выплачено ответчику в причитающемся размере, а взыскиваемые денежные средства были выплачены сверх причитающихся по закону, они подлежат возврату в федеральный бюджет как излишне выплаченные. Требование о возврате не полагающихся по закону денежных средств, выплаченных военнослужащему, направлено также на своевременное и справедливое финансовое обеспечение военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, сбалансированность и стабильность бюджетной системы Российской Федерации и является одним из способов контроля Министра обороны Российской Федерации за целевым расходованием бюджетных средств в соответствии с его компетенцией. Таким образом, возврат излишне выплаченных денежных средств направлен в том числе на обеспечение стабильности, целостности и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. Истец просит взыскать с Темурбекова А.Р. излишне выплаченные денежные средства в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. в пользу Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации».
Истец ФКУ «ЕРЦ МО РФ» извещены надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, в иске просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик Темурбеков А.Р. извещен надлежащим образом, о чем имеется расписка в материалах дела, в судебное заседание не явился, согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. исковые требования ФКУ «ЕРЦ МО РФ» признает в полном объеме, последствия признания иска ему разъяснены и понятны, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о принятии признания иска ответчиком и удовлетворении иска в полном объеме, по следующим основаниям.
В соответствии ст.1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно ст.1109 Гражданского кодекса РФ, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: 1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; 2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; 3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Согласно статье 12 Федерального закона от 27.05.1998г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с последующими изменениями) военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.
В силу п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2011г. N 2700 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", согласно которому выплата денежного довольствия военнослужащим с 01.01.2012г. осуществляется федеральным казенным учреждением "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" с использованием Специализированного программного обеспечения "Алушта".
В соответствии с абз. 4 п. 2 указанного Порядка денежное довольствие военнослужащим оплачивается по месту их военной службы либо перечисляется на указанный военнослужащим счет в банке на условиях, определенных в Министерстве обороны.
Таким образом, указанными нормами права, регулирующими порядок прохождения военной службы, установлено, что право на получение денежного довольствия имеют лишь военнослужащие.
Сведения о военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вносилось в СПО «Алушта» путем электронной передачи данных из Управлений финансового обеспечения Министерства обороны РФ с использованием специального конвертера. При передаче информации по военнослужащему, состоящему на финансовом обеспечении в данном территориальном финансовом органе Министерства обороны РФ, сведения об ответчике были переданы в ФКУ «ЕРЦ МО РФ», как о военнослужащем, проходящем военную службу по контракту, что подтверждается фотокопией базы данных.
Во исполнение обязанностей по начислению и расчету денежного довольствия, ответчику за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года начислена и перечислена денежная сумма в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., что подтверждается расчетными листками, реестрами на зачисление денежных средств на карточные счета.
Однако, согласно выписке из приказа командира войсковой части № № от ДД.ММ.ГГГГ. Темурбеков А.Р. уволен с военной службы приказом командира 8 гвардейской отдельной мотострелковой бригады (горной) (по личному составу) от ДД.ММ.ГГГГ. №, с ДД.ММ.ГГГГ. исключен из списков личного состава войсковой части № всех видов обеспечения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что Темурбеков А.Р. с ДД.ММ.ГГГГ. не являясь военнослужащим, при отсутствии законных оснований получил денежное довольствие за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 39, 173 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает …… признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Ответчик Темурбеков А.Р. исковые требования признал, о чем подал письменное заявление.
В соответствии со ст. 103 ч.1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Принимая во внимание, что истец на основании ст. 333.36 ч. 1 п. 19 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии со ст.103 ч. 1 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию в доход местного бюджета с ответчика в размере <данные изъяты> руб. в соответствии со ст. 333 ч. 1 п. 1 Налогового кодекса РФ (<данные изъяты> х <данные изъяты>% + <данные изъяты> = <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.).
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» к Темурбекову А.Р. о взыскании излишне выплаченных денежных средств - удовлетворить.
Взыскать с Темурбекова А.Р. в пользу Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» излишне выплаченные денежные средства в сумме <данные изъяты> руб<данные изъяты> коп..
Взыскать с Темурбекова А.Р. государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Володарский район» Астраханской области в сумме <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме, через районный суд, вынесший решение.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья- Т.А.Насырова