РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
31 мая 2022 года город Саратов
Судья Кировского районного суда города Саратова Медная Ю.В.,
при секретаре Бакшеевой В.А.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директора общества с ограниченной ответственностью «Наследие» Бахмутова Н.А. Таушкановой Е.М.,
помощника прокурора Кировского района г. Саратова Сидоровой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника директора общества с ограниченной ответственностью «Наследие» Бахмутова Никиты Андреевича Таушкановой Е.М. на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Кировского района г. Саратова от 29 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Наследие» Бахмутова Никиты Андреевича,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Кировского района г. Саратова от 29 апреля 2022 года директор общества с ограниченной ответственностью «Наследие» (далее ООО «Наследие» или Общество) Бахмутов Н.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), в связи с чем ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 830 029рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, защитник директора ООО «Наследие» Бахмутова Н.А. Таушканова Е.М. обратилась в районный суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи изменить, снизив размер административного штрафа до 30000 рублей ввиду объективных причин срыва контракта, а также тяжелого материального положения Бахмутова Н.А.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, директор Общества Бахмутов Н.А. не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
На основании п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому она направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Судья признает извещение Бахмутова Н.А. надлежащим, что подтверждается материалами дела. С учетом изложенного, при отсутствии ходатайства об отложении слушания дела, в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ судья определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Защитник Бахмутова Н.А. Таушканова Е.М. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила ее удовлетворить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании помощник прокурора Кировского района г. Саратова Сидорова Н.В. полагала постановление мирового судьи законным и обоснованным, допустила возможность снижения размера административного штрафа с учетом материального положения Бахмутова Н.А. и сложившейся экономической ситуации.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии с ч 7 ст. 7.32 КоАП РФ действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие – передать имущество, выполнить работы, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного воздействия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (ст. 309 ГК РФ).
Федеральный закон от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.
Статьей 3 Федерального закона № 44-ФЗ определены следующие понятия, связанные с осуществлением закупки товара (работ, услуг).
Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ заказчик – государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч. ч. 1 и 2.1 ст. 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Государственный заказчик – государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
В силу п. 8 ст. 3 Федерального закона № 44-ФЗ, государственный контракт – гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответствии государственных нужд, муниципальных нужд.
Требованиями ч. 3 ст. 764 ГК РФ установлено, что по государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Как установлено п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижения целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии со ст. 94 Федерального закона № 44-ФЗ.
Как следует из постановления прокурора Калининского района Саратовской области от 22 марта 2022 года о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что прокуратурой Калининского района Саратовской области проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении ООО «Наследие».
В ходе проверки были выявлены нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, выразившиеся в следующем.
Между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области и администрацией Калининского муниципального района Саратовской области 26 января 2021 года заключено соглашение о предоставлении бюджету г. Калининск субсидии в размере 50 000 000 рублей на создание комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды. В целях использования полученных по соглашению бюджетных средств между Управлением ЖКХ администрации Калининского района Саратовской области (далее - заказчик) и ООО «Наследие» (далее - подрядчик) 21 апреля 2021 года заключен муниципальный контракт № № на выполнение работ по благоустройству территории центрального парка г. Калининска Калининского муниципального района Саратовской области (работы строительные по строительству объектов для отдыха, таких как площадок для игры в гольф, пляжных сооружений, горных убежищ, парковых территорий и парковых сооружений для отдыха) (далее - муниципальный контракт). Цена контракта - 56 716 574 рубля 63 копейки.
Согласно пунктам 1.1, 2.2 муниципального контракта подрядчик в установленные сроки обязуется выполнить подрядные работы «Благоустройство территории центрального парка г. Калининска Калининского муниципального района Саратовской области» в срок до 01 октября 2021 года.
В соответствии с пунктами 4.3.1, 4.3.2 муниципального контракта подрядчик обязуется принять на себя обязательства выполнить работы по благоустройству территории центрального парка г. Калининска Калининского муниципального района Саратовской области в сроки, предусмотренные контрактом в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение № 3 к контракту). Подрядчик обязуется обеспечить выполнение работ по контракту в соответствии с проектной и рабочей документацией.
На основании пункта 4.3.11.1 контракта подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от проектной документации и рабочей документации.
Пунктом 4.3.19 муниципального контракта установлено, что подрядчик обязан выполнить определенные в соответствии с п. 4.3.18 контракта работы самостоятельно, без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению Контракта, в сроки, установленные графиком выполнения работ, и в объеме, определенном в приложении № 5 к контракту.
В соответствии с пунктом 8.7 муниципального контракта при завершении выполнения работ по контракту подрядчик обязан письменно уведомить заказчика, об их завершении с приложением документов в объеме, необходимом для сдачи-приемки выполненных работ, в том числе: первичных учетных документов подтверждающих их выполнение, составленных после завершения выполнения конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ (этапов работ) на основании сметы контракта, графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных работ (при наличии), условиями контракта, в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.
30 августа 2021 года между сторонами заключено дополнительное соглашение № 3 к контракту, согласно которому сумма муниципального контракта уменьшена пропорционально подлежащим выполнению подрядчиком работам и составила 51 078 697 рублей 05 копеек. Сторонами контракта исключены следующие позиции: № 213-217 и № 220-225 подраздела МАФ, раздела JICP № 02-01-02, главы JICP № 02-01-02 Малые архитектурные формы, раздела Раздел 5; № 213-217, № 220-225 подраздела МАФ раздела JICP № 02-01-02 раздела 15 Благоустройство прилегающей территории главы ЛCP № 02-01-02 Малые архитектурные формы.
Согласно информации администрации Калининского муниципального района по состоянию на 01 октября 2021 года работы подрядчиком исполнены на 35% от общего объема подлежащих выполнению работ. По состоянию на 02 октября 2021 работы подрядчиком в полном объеме также не исполнены, акты выполненных работ сторонами не подписаны, объект не введен в эксплуатацию.
26 октября 2021 года Управлением ЖКХ администрации Калининского муниципального района принято решение об одностороннем отказе от исполнения названного муниципального контракта.
Целями национального проекта «Жилье и городская среда» (проекта «Формирование комфортной городской среды») является повышение комфортности городской среды, повышения индекса качества городской среды на 30%, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза, качественное изменение части городского пространства на территориях реализации проекта, тем самым повышение качества городской среды на конкретной территории и демонстрации органам власти и гражданам возможности практической реализации таких мероприятий и их результатов, создание основы для дальнейшего стимулирования реализации мероприятий по благоустройству, создания механизма прямого участия граждан (приложение № 1 к паспорту проекта «Формирование комфортной городской среды»).
Допущенные нарушения повлекли за собой срыв установленных сроков реализации национального проекта «Жилье и городская среда» (проект «Формирование комфортной городской среды» государственной программы Саратовской области). Неисполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, повлекло причинение существенного вреда охраняемым интересам общества и государства, которые в данном случае определены социальной значимостью объекта в рамках проекта «Формирование комфортной городской среды» государственной программы Саратовской области. Реконструкция центрального парка г. Калининска является социально - значимым мероприятием, в общественном обсуждении данного проекта приняли участие жители Калининского района и г. Калининска. Парк предназначен для посещения людьми разных возрастов, для достижения рекреационных и оздоровительных целей жителями Калининского района и г. Калининска. Паспортом национального проекта «Жилье и городская среда» предусмотрена следующая характеристика результата: улучшение условий жизни граждан в муниципальных образованиях за счет создания качественных и современных общественных пространств, формирования новых возможностей для отдыха, занятия спортом, самореализации людей, создание механизмов вовлечения граждан в решение вопросов городского развития, улучшение общего социально- экономического состояния муниципального образования (п. 1.11).
Факт совершения директором ООО «Наследие» Бахмутовым Н.А. административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, и его вина подтверждаются исследованными в суде доказательствами, полученными с соблюдением требований КоАП РФ: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 22 марта 2022 года (т.1 л.д. 3-10); письменными объяснениями Бахмутова Н.А. (т.1 л.д. 11-12); актом проверки от 21 марта 2022 года (т. 1 л.д. 14-18); сообщениями от 30 июля 2021 года, 23 июля 2021 года, 09 сентября 2021 года (т. 1 л.д. 19, 36, 57); претензиями от 31 июля 2021 года, от 02 августа 2021 года, от 03 августа 2021 года, от 04 августа 2021 года, от 05 августа 2021 года, от 06 августа 2021 года, от 15 июня 2021 года, от 20 июля 2021 года, от 28 июля 2021 года, от 11 августа 2021 года, от 13 августа 2021 года, от 17 августа 2021 года, от 02 сентября 2021 года, от 03 ноября 2021 года, от 30 ноября 2021 года, от 07 октября 2021 года, от 16 сентября 2021 года, от 22 сентября 2021 года (т.1 л.д. 20-35, 37-49, 52-53, 54-56, 58-61); требованием заказчика об уплате неустойки от 26 октября 2021 года (т. 1 л.д. 50-51); письменными объяснениями ФИО13. (т. 1 л.д. 62-64); письменными объяснениями ФИО12. (т. 1 л.д. 65-67); решением единственного участника ООО «Наследие» от 18 августа 2020 года (т. 1 л.д. 70); приказом ООО «Наследие» от 18 августа 2020 года (т. 1 л.д. 71); уставом ООО «Наследие» (т. 1 л.д. 72-85); муниципальным контрактом № 35 от 23 апреля 2021 года (т. 1 л.д. 87-97); актом приемки-сдачи оказанных услуг (т. 1 л.д. 98); техническим отчетом (т. 1 л.д. 99-153); договором на осуществление работ по авторскому надзору от 20 мая 2021 года (т. 1 л.д. 154-159); сметой на проведение авторского надзора (т. 1 л.д. 160); - протоколом согласования цены (т. 1 л.д. 161); календарным планом (т. 1 л.д. 162); платежным поручением (т. 1 л.д. 163); журналом авторского надзора за строительством (т. 1 л.д. 164-165); соглашением о предоставлении иного межбюджетного трансферта (т. 1 л.д. 174-193); графиком выполнения мероприятий (т. 1 л.д. 194-196); обращением Администрации Калининского муниципального района Саратовской области от 08 февраля 2022 года (т. 1 л.д. 199-200); дополнительным соглашением (т. 1 л.д. 201-203); решением об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта (т. 1 л.д. 204-205); актами о приемке выполненных работ (т. 1 л.д. 206-222, 226-228, 232-234, 237-240, 244-247, т. 2 л.д. 1-3, 8-11, 14-18, 19-22, 24-30, 32-35, 36-39, 40-73); счетом на оплату № 32 от 26 мая 2021 (т. 1 л.д. 223, 229, 241, 248, т. 2 л.д. 4, 12); справкой о стоимости выполнения работ и затрат (т. 1 л.д. 224, 230, 236, 243, 250, т. 2 л.д. 6-7, 23, 31); - счетом-фактурой (т. 1 л.д. 225, 231, 235, 242, 249, т. 2 л.д. 5, 13); скриншотом с сайта (т. 2 л.д. 74-78); муниципальным контрактом от 21 апреля 2021 года (т. 2 л.д. 79-159); скриншотом с сайта (т. 2 л.д. 160-161); дополнительными и обосновывающими материалами (т. 2 л.д. 162-194); паспортом национального проекта «Жилье и городская среда» (т. 2 л.д. 195-211); паспортом федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» (т. 2 л.д. 212-247).
Оценив собранные доказательства в совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, и виновности директора ООО «Наследие» Бахмутова Н.А. в совершении данного административного правонарушения.
Исследованные письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, судья считает достоверными, допустимыми, относящимися к данному делу, не дающими оснований сомневаться в их объективности и достоверности, они согласуются между собой и получили надлежащую правовую оценку мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ. Нарушений правил оценки доказательств мировым судьей не допущено.
Оснований для переоценки представленных доказательств не имеется.
Неустранимых сомнений, которые в силу ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу Бахмутова Н.А., не усматривается.
Постановление о привлечении директора ООО «Наследие» Бахмутова Н.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ, вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием, к отмене состоявшегося по делу постановления мирового судьи не установлено.
Вопреки доводам жалобы, правовых оснований для снижения размера административного штрафа, назначенного мировым судьей директору ООО «Наследие» Бахмутову Н.А. не имеется.
Так, санкцией ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для должностных лиц в виде административного штрафа в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет.
По смыслу приведенной нормы назначение административного штрафа в размере 30000 рублей предусмотрено в том случае, если размер штрафа, рассчитанный, исходя из 5 - 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, будет составлять менее 30000 рублей.
Учитывая, что стоимость неисполненных обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом, составляет 33201153 рубля, мировым судьей правильно рассчитан размер штрафа (5% от указанной суммы) – 1660058 рублей.
При этом с учетом доводов защитника Бахмутова Н.И. и представленных доказательств мировым судьей применены положения ст. 4.1 КоАП РФ и размер административного штрафа снижен наполовину.
Таким образом, оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления мирового судьи, и, как следствие, для удовлетворения жалобы защитника Бахмутова Н.А. Таушкановой Е.М. не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу судебного акта, в ходе производства по данному делу допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 5 Кировского района г. Саратова от 29 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Наследие» Бахмутова Никиты Андреевича, оставить без изменения, жалобу защитника директора общества с ограниченной ответственностью «Наследие» Бахмутова Никиты Андреевича Таушкановой Е.М. – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу после его вынесения.
Судья Ю.В. Медная