Табасаранский районный суд РД
УИД 05RS0042-01-2023-000174-54
Дело № 2-283/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 июля 2023 года по делу №33-5195/2023
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Сатыбалова С.К.,
судей Гасановой Д.Г. и Акимовой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Дибировой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главы Администрации МО «Табасаранский район» РД Курбанова М.С. на решение Табасаранского районного суда Республики Дагестан от 29 марта 2023 года по иску Байрамова Шахбана Арсеновича к Администрации МО «Табасаранский район» РД об обязании ответчика предоставить ему по договору найма благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г., судебная коллегия
установила:
Байрамов Ш.А. обратился в суд с иском к Администрации МР «Табасаранский район» с требованием обязать ответчика предоставить ему по договору найма благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
Требование мотивировано тем, что является ребенком - сиротой с 2009 года, мать отказалась от своих родительских прав с момента рождения, а отец умер в 2009 году Постановлением главы администрации муниципального района «Табасаранский район" Республики Дагестан, он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и включен в единый регистрационный список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и состоит в общем списке на дату 01.10.2015 г под № 85. 06 декабря 2022 г. в Администрацию Табасаранского района было подано обращение о предоставлении актуальной справки об очередности получения жилья, ответ не получил. В настоящее время не имеет собственного жилья, проживает с тётей в ее доме по адресу: Табасаранский район, с. Сиртыч. Республики Дагестан, в связи с чем, считает, что имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, которое до настоящего времени ему не предоставлено.
Решением Табасаранского районного суда Республики Дагестан от 29 марта 2023 года постановлено:
«Исковые требования Байрамова Шахбана Арсеновича к Администрации муниципального образования «Табасаранский район» Республики Дагестан об обязании ответчика предоставить ему по договору найма благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда – удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Табасаранский район» Республики Дагестан предоставить Байрамову Шахбану Арсеновичу, <дата> года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, специализированного жилищного фонда Республики Дагестан по договору найма специализированного жилого помещения».
В апелляционной жалобе Глава Администрации МР «<адрес>» Курбанов М.С. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Он указывает, что, установление порядка предоставления жилого помещения ч.1 ст. 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", прямо отсылает к полномочиям субъекта РФ.
Суд первой инстанции в нарушение п. 2 ст. 330 ГПК РФ не применил закон Республики Дагестан от <дата> N 3 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Дагестан". В силу ч.2 ст. 10 Закона РД, порядок и условия предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан и пользования ими определяются Правительством Республики Дагестан.
Постановлением Правительства РД от 05.03.2009 г. N 59, утвержден "Порядок и условия предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда Республики Дагестан и пользования ими". Настоящее Положение устанавливает порядок и предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан специализированного жилищного фонда Республики Дагестан и пользования ими (п.1).
В силу п. 4 данного положения, жилые помещения предоставляют гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет уполномоченным Правительством Республик Дагестан органом (далее - уполномоченный Орган).
Судом принято решение, предварительно не выяснив, в какой очереди находится истец в качестве нуждающегося в жилом помещении, суд не применил закон Республики Дагестан от 03.02.2006 г. N 3 Постановлением Правительства РД от 05.03.2009 г. N 59, что влечет существенное нарушение прав других очередников детей - сирот.
Ежегодно заявитель по мере поступления субвенций из республиканского бюджета приобретает ограниченное количество жилых домой для детей-сирот порядке очередности.
Таким образом, действующее законодательство прямо связывает приобретение жилого помещения для детей-сирот от поступления из республиканского бюджета субвенций, что также не принято во внимание судом первой инстанции, судом необоснованно Администрацию «Табасаранский район» возложена неисполнимая обязанность предоставить специализированное жилое помещение. По закону не уполномочена распоряжаться специализированным жилищным фондом Республики Дагестан, поскольку не входит в систему республиканских органов власти, а является органом местного правления. Специализированным жилищным фондом Республики Дагестан имеет право распоряжаться Правительство Республики Дагестан.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, надлежащим образом судом извещены.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом установлено, что истец Байрамов Шахбан Арсенович, <дата> года рождения относится к категории детей оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о смерти №I-БД № от <дата>, его отец Байрамов Арсен Гаджимагомедович умер <дата>
Решением Табасаранского районного суда от 19.10.2004 г. Мамадова Маги Наврузбековна (мать истца) лишена родительских прав в отношении ее сына Байрамова Шахбана Арсеновича, <дата> года рождения.
Постановлением Администрации МР «Табасаранский район» от 23.04.2015 г. №85 Байрамов Ш.А. поставлен на учет, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением. Решением Сиртычской сельской администрации от 15 сентября 2004 года над Байрамовым Ш.А. установлена опека в лице опекуна Байрамовой Балагиз.
Постановлением администрации МР «Табасаранский район» от 2013 года опека над ним прекращена.
Согласно Уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от <дата> Байрамов Ш.А. не является правообладателем объектов недвижимости на территории Республики Дагестан.
Из справки выданной Администрацией МР «Табасаранский район» от 01.10.2015 г. № следует, что Байрамов Ш.А., как лицо, относящееся к числу детей, оставшихся без попечения родителей, на регистрационный учет для обеспечения жильем в порядке очередности от 23.04.2015 г. №, но жилым помещением не обеспечен, в списках по обеспечению жильем значиться за №.
Удовлетворяя исковые требования Байрамова Ш.А., суд исходил из того, что в соответствии ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. 59 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РФ), истец имеет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения специализированного жилого фонда, и финансовое положение ответчика в данном случае не имеет юридического значения.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
Как следует из содержания приведённых правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.
К их числу относятся, в частности, дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очерёдностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При изложенных обстоятельствах с учётом приведённых положений закона, обстоятельств дела, суд правильно удовлетворил исковые требования Байрамова Ш.А.
Доводы апелляционной жалобы о том, жилые помещения предоставляются гражданам, нуждающимся в жилых помещениях, в порядке очередности, суд принял решение, предварительно не выяснив, в какой очереди находится истец в качестве нуждающегося в жилом помещении, не применил закон Республики Дагестан от 03.02.2006 г. N 3 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Дагестан", что влечет существенное нарушение прав заявителя, а также других очередников детей - сирот, Администрация «Табасаранский район» по закону не уполномочена распоряжаться специализированным жилищным фондом Республики Дагестан, поскольку не входит в систему республиканских органов власти, являются несостоятельными.
Приведённый выше закон Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, также закон Республики Дагестан от 03.02.2006 г. N 3, не ставит право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилищных помещений из специализированного жилого фонда в зависимость от бюджета Республики Дагестан и от объёма финансирования расходов по обеспечению жильём указанной выше категории граждан.
Кроме того, статьей 3 Закона Республики Дагестан от 04.12.2004 г. N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, имеют право использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления указанных государственных полномочий.
При изложенных обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Табасаранского районного суда Республики Дагестан от 29 марта 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 июля 2023 года.