УИД 24RS0028-01-2023-002561-47
Гражданское дело № 2-2734/2023
А-2.033г
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Красноярск 06 октября 2023 г.
Кировский районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Казбановой Д.И. при секретаре судебного заседания Михайловой Д.В., с участием:
представителя истца Хлыбова С.А. – Крашенинникова Н.А.,
представителя ответчика Межрайонной ИФНС России № 24 по Красноярскому краю – Зайцева Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Хлыбова С.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю о взыскании компенсации при увольнении, компенсации за несвоевременное произведение выплат, компенсации морального вреда,
установил:
Хлыбова С.А. обратились в суд с исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 24 по Красноярскому краю о взыскании недоплаченной компенсации при увольнении, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Хлыбова С.А. занимала должность федеральной государственной гражданской службы в Межрайонной ИФНС России № 26 по Красноярскому краю. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ служебный контракт с ней расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 8.2 ч.1 ст. 37 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе). Правопреемником Межрайонной ИФНС России № 26 по Красноярскому краю является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю. При увольнении ответчик не в полном объеме произвел окончательный расчет. Так, в соответствии с ч. 3.2 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ, п. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О закрытом административно-территориальном образовании» и на основании решений Агентства труда и занятости населения Красноярского края КГКУ «ЦЗН ЗАТО г. Железногорска» от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № Хлыбова С.А. начислили и выплатили компенсацию за пятый и шестой месяц со дня увольнения в размере 151 221.92 руб. Однако, при расчете данных сумм не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные за расчетный период. В связи с чем, истец полагает, что ответчиком занижена сумма пятого и шестого месяца денежного содержания на 70 202.54 руб., исходя из следующего расчета: 1 328 546.66 (996 410 + 332 136.66 руб.) (материальное стимулирование) : 12 (предшествующий период) х 2 (месяцы содержания) = 221 424.46 руб.
С учетом данных обстоятельств, Хлыбова С.А. просит суд взыскать с ответчика в свою пользу 70 202.54 руб. в качестве недоплаченной компенсации за пятый и шестой месяц со дня увольнения; денежную компенсацию за задержку выплат в соответствии со ст. 236 ТК РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату принятия судом решения, а также, начиная с даты принятия судом решения по день фактического исполнения обязательства; компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 50 000 руб.
Представитель истца Хлыбова С.А. - Крашенинникова Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Межрайонной ИФНС России № 24 по Красноярскому краю - Зайцева Е.В. в судебном заседании заявленные требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях. Полагала размер предъявленных ко взысканию компенсации морального вреда и судебных расходов на оплату услуг представителя чрезмерно завышенным. Также суду пояснила, что налоговой инспекцией расчеты по иску, представленные истцом, проверены, математически являются верными и не оспариваются ответчиком.
Поскольку участники судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, суд, на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Оценив доводы, изложенные в иске, выслушав представителей истца, ответчика, исследовав предоставленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Частью 7 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии со ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом (далее по тексту - Федеральный закон №79-ФЗ).
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона №79-ФЗ, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч. 1).
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5).
На основании п. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 562.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда гражданских служащих составляет фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых на выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 ФЗ от 27.07.2004 г. №79-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу п. 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 г. №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,- в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз. 8 п.п. «р» п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом № 601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 г. № 238-7, предусматривающее объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Правительством Российской Федерации в спорные периоды предусматривались объемы бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
В соответствии с п. 3.1 ч.3 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным п.п. 8.1 - 8.3 ч. 1 ст. 37, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом, выходное пособие не выплачивается.
Гражданскому служащему, увольняемому из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, по основаниям, предусмотренным п.п. 8.2 и 8.3 ч. 1 настоящей статьи, помимо компенсации, указанной в ч. 3.1 настоящей статьи, дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств государственного органа (ч. 3.2 ст.37 Федерального закона № 79-ФЗ).
Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 г. № 562 предусмотрен порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Частью 2 ст.139 ТК РФ установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источника этих выплат.
Статьей 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарности, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также положениями и уставами о дисциплине.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 г. № 508 город Железногорск Красноярского края включен в Перечень закрытых административно-территориальных образований.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, с ДД.ММ.ГГГГ Хлыбова С.А. в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ занимала должность федеральной государственной гражданской службы в Межрайонной ИФНС № 26 России по Красноярскому краю, проходила государственную гражданскую службу в различных должностях, последняя занимаемая должность – начальник отдела общего обеспечения.
Приказом начальника Межрайонной ИФНС № России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с Хлыбова С.А. служебный контракт расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ, она освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением занимаемой ею должности (п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 79-ФЗ).
В связи с увольнением по данному основанию, Хлыбова С.А. выплачена компенсация, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания, а также выплачена в соответствии с ч. 13 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации» компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 4 дней. Кроме того, в период с ноября 2019 г. по октябрь 2022 г. Хлыбова С.А. находилась в ежегодных оплачиваемых отпусках.
При исчислении среднего заработка для выплаты Хлыбова С.А. вышеуказанных компенсаций, ответчиком не были учтены суммы ежеквартального материального стимулирования, а также разовые суммы материального стимулирования, выплаченные истцу за счет дополнительных бюджетных ассигнований.
Правопреемником Межрайонной ИФНС России №26 по Красноярскому краю является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №24 по Красноярскому краю в связи с реорганизацией в форме присоединения.
Поскольку работодатель при увольнении произвел выплаты без учета выплат материального стимулирования, Хлыбова С.А. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС № 24 по Красноярскому краю с требованием, кроме прочего, взыскать с ответчика недоплаченную компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; недоплаченные отпускные за период с ноября 2019 г. по октябрь 2022 г., недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении.
Решением Кировского районного суда г. Красноярска от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, с Межрайонной ИФНС №24 России по Красноярскому краю в пользу Хлыбова С.А. взыскана недоплаченная компенсация при увольнении с государственной службы в связи с сокращением должностей в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 332 136.66 руб., компенсация за неиспользованный отпуск в размере 11 335 руб., задолженность по оплате отпусков в размере 88 085.59 руб., компенсация морального вреда в размере 5 000 руб., судебные расходы в размере 15 000 руб.
При этом, судом сделан вывод, что поскольку в соответствии с положениями ч. 3 ст. 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе, за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами иными нормативными правовыми актами, выплаченное Хлыбова С.А. материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты четырехмесячного денежного содержания, отпускных при увольнении.
Также судом установлено, что в соответствии с ч. 3.2 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ, п. 4 ст.7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О закрытом административно-территориальном образовании» и на основании решений Агентства труда и занятости населения Красноярского края КГКУ «ЦЗН ЗАТО г. Железногорска» от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № Хлыбова С.А. начислили и выплатили компенсацию за пятый и шестой месяц со дня увольнения в размере 151 221.92 руб.
При расчете данных сумм также не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные за расчетный период.
Указанное обстоятельство послужило основанием для обращения Хлыбова С.А. в суд с настоящим иском.
При разрешении спора суд полагает необходимым исходить из следующего.
На основании приказов Межрайонной ИФНС России по Красноярскому краю, представленных в материалы дела, осуществлялась выплата материального стимулирования федеральным государственным гражданским служащим ИФНС по показателям эффективности профессиональной служебной деятельности за 2019-2022 годы, в пределах ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на выплату материального стимулирования государственных служащих.
То обстоятельство, что бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих выделены сверх установленного фонда оплаты труда, не свидетельствует об отсутствии оснований для их учёта при определении размера среднего заработка государственного служащего для исчисления компенсации при увольнении в связи с сокращением должности.
Данные денежные средства поступают и направлены на оплату деятельности государственных гражданских служащих налоговой службы, которые получают их из фонда оплаты труда, а в соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих осуществляется за счет денежных средств, имеющих целевой характер - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы, то есть выделяемых Федеральной налоговой службой России именно на оплату труда, носят систематический характер и, безусловно, подлежат включению в состав денежного содержания гражданского служащего и учету при исчислении среднего заработка.
Указанный вывод согласуется с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №», в соответствии с которыми для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Поскольку на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности (п.п. 1, 5.5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. №), приведенные выше разъяснения необходимо учитывать при разрешении спора.
В Письмах Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №/В-2197, от ДД.ММ.ГГГГ №/В-5300 указано, что в целях обеспечения принципов справедливости и системности в вопросах оплаты труда и исчисления денежного содержания гражданских служащих при одновременном соблюдении установленного Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Минтруд России придерживается позиции о том, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Только такой порядок их реализации позволяет не допустить ущемление прав гражданских служащих и одновременно соблюсти установленные Правилами положения.
При этом, порядок выплаты средств материального стимулирования в рамках иных выплат, не предусмотренных ч.ч. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в составе денежного содержания гражданских служащих не согласуется с положениями указанных выше Правил, определяющими перечень выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего, в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в целях расчета компенсации при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднении государственного органа, что, по мнению Минтруда России, не является обоснованным и создает условия для ущемления прав гражданских служащих соответствующих федеральных государственных органов.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости учета сумм материального стимулирования при расчете компенсации при увольнении.
Определяя размер недоплаты денежных средств истцу при сокращении, суд учитывает, что представленный стороной истца расчёт ответчиком не оспаривался.
Так, при расчете сумм компенсации за пятый и шестой месяц со дня увольнения, инспекцией не были учтены начисления в виде материального стимулирования, выплаченные за расчетный период для начисления компенсации (в справке о полученных суммах начислений за 2022 г. материальные выплаты отражены как материальное стимулирование с ноября 2021 г. по октябрь 2022 г. в размере 996.410 руб.)
В связи с увольнением истцу выплачена компенсация за пятый и шестой месяц со дня увольнения в сумме 151 221.92 руб.
Материальное стимулирование за расчетный период (12 мес. до расторжения контракта) составило 996.410 руб., что подтверждено справкой о полученных суммах начислений за 2021-2022 год. Таким образом, занижена сумма компенсация за пятый и шестой месяц со дня увольнения на 70 202.54 руб. (996 410 руб. материальное стимулирование) + 332 136.66 руб. (сумма недоначисленного четырехмесячного денежного содержания) : 12 (предшествующий период) х 2 (месяцы содержания) = 221 424.46 руб.; 221 424.46 руб. - 151 221.92 руб. = 70 202.54 руб.
Таким образом, с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24 по Красноярскому краю в пользу Хлыбова С.А. подлежит взысканию недоплаченная компенсация за пятый и шестой месяц со дня увольнения в сумме 70 202.54 руб.
Согласно положениям ст. 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
В силу п. 55 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, необходимо иметь в виду, что в соответствии сост. 236ст. 236 Кодекса суд вправе удовлетворить иск независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №24 по Красноярскому краю в пользу Хлыбова С.А. также подлежат взысканию проценты за несвоевременную выплату компенсации за пятый и шестой месяц со дня увольнения в пределах заявленного истцом периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который рассчитан судом исходя из суммы недоплаченной компенсации за пятый и шестой месяц со дня увольнения в размере 70 202.54 руб., а также одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации. Итого, проценты за несвоевременную выплату компенсации при увольнении за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составили 6 081.88 руб., которые подлежат взысканию с работодателя в пользу Хлыбова С.А. в полном объеме.
Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для применения положений ст. 236 ТК РФ к спорным правоотношениям ввиду того, что вышеуказанные денежные суммы истцу до принятия судом решения не начислялись, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку они основаны на неверном толковании положений ст. 236 ТК РФ, регулирующей вопросы материальной ответственности работодателя перед работником за несвоевременную выплату заработной платы и иных выплат, причитающихся работнику.
Принимая во внимание, что сумма недоплаченной компенсации за пятый и шестой месяц со дня увольнения в размере 70 202.54 руб. до настоящего времени ответчиком не выплачена, суд также находит подлежащими удовлетворению требования Хлыбова С.А. о взыскании с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю денежной компенсации за нарушение срока её выплаты в соответствии со ст. 236 ТК РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактической выплаты задолженности включительно из расчета одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день задержки.
Руководствуясь положениями ст. 237 ТК РФ, разъяснениями, изложенными в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, характер допущенного работодателем нарушения трудовых прав истца и длительность такого нарушения, значимость для истца нарушенного права, степень вины ответчика, а также учитывая гражданско-правовое поведение сторон в вышеуказанных трудовых отношениях, требования разумности и справедливости, суд считает возможным удовлетворить требование истца о взыскании компенсации морального вреда частично в сумме 5 000 руб., полагая, что указанная сумма является достаточной и разумной, полностью компенсирует причиненный истцу моральный вред в связи с нарушением его трудовых прав. При этом, заявленная Хлыбова С.А. сумма компенсации морального вреда в размере 50 000 руб. по мнению суда является не соразмерной и не соответствующей степени физических и нравственных страданий истца.
В силу требований ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В соответствии с договором об оказании юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ, истцом Хлыбова С.А. понесены расходы по оплате юридических услуг по делу в размере 50 000 руб. Вместе с тем, сумму расходов по оплате юридических услуг в размере 50 000 руб., суд находит завышенной, не соответствующей проделанной представителем работы, а именно подготовке иска с расчетами, участию в двух судебных заседаниях, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ и 02.10.-ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, с учетом требований разумности и справедливости, сложности категории рассматриваемого спора и сложности производства представителем расчетов при составлении иска, суд считает необходимым снизить указанную сумму до 15 000 руб., взыскав с ответчика 15 000 руб. в пользу Хлыбова С.А.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Хлыбова С.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю - удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю в пользу Хлыбова С.А. недоплаченную компенсацию за пятый и шестой месяц со дня увольнения в сумме 70 202.54 руб., проценты за несвоевременную выплату компенсации за пятый и шестой месяц со дня увольнения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 081.88 руб., компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб., судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 15 000 руб., а всего взыскать 96 284.42 руб.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю в пользу Хлыбова С.А. проценты за несвоевременную выплату компенсации за пятый и шестой месяц со дня увольнения в размере 70 202.54 руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактической выплаты компенсации включительно из расчета одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день задержки.
В удовлетворении остальной части исковых требований Хлыбова С.А. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 24 по Красноярскому краю о взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда.
Апелляционная жалоба подаётся через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Казбанова Д.И.
Решение в окончательной форме принято 13.10.2023 г.