Дело <№>а-826/2022 <Дата>
29RS0014-01-2021-008958-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Аксютиной К.А.
при секретаре судебного заседания Бородиной Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску к Широкому А. В. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее – инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Широкому А.В. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год в размере 7 723 руб. 83 коп., пени за период с <Дата> по <Дата> в размере 59 руб. 09 коп., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020 год в размере 29 744 руб., пени за период с <Дата> по <Дата> в размере 227 руб. 54 коп.
В обоснование требований указано, что административный ответчик являлся индивидуальным предпринимателем. В силу положений Федерального закона от <Дата> № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» Широкий А.В. должен был уплачивать страховые взносы в размере и сроки, установленные этим законом. Между тем у административного ответчика имеется задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. В адрес налогоплательщика было направлено требование от <Дата> <№> об уплате страховых взносов, пени, которое осталось неисполненным, что и послужило причиной обращения с данным иском в суд.
В судебное заседание представитель административного истца, административный ответчик не явились, извещены надлежащим образом.
По определению суда в соответствии со ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика, поскольку их явка не является обязательной и не признана судом обязательной.
Исследовав материалы настоящего административного дела, материалы дела <№>а-3254/2021, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» ответчик являлся плательщиком страховых взносов.
На основании Федерального закона Российской Федерации от 3 июля 2016 года №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное, медицинское страхование» налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
В соответствии с п. 1 ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для плательщиков страховых взносов исходя из их дохода (ст. 430 НК РФ):
в случае если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 руб., – в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п.2 ст.425 НК РФ (в 2020 году составляет 32448 руб.);
в случае если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 руб., – в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п.2 ст.425 НК РФ плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 руб. за расчетный период.
Размер фиксированного страхового взноса на обязательное медицинское страхование определяется как произведение минимального размере оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного п.п. 3 п. 2 ст. 425 НК РФ (в 2020 году составляет 8426 руб.).
Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Широкий А.В. в период с 16 января 2013 года по 30 ноября 2020 года состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя.
Вместе с тем административный ответчик, в нарушение ст. 52 НК РФ не уплатил страховые взносы за 2020 год, иного материалы административного дела не содержат.
В соответствии с расчетом, представленным административным истцом, размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год составил: (8 426 руб. / 12 месяцев) * 10 месяцев + (8 426 руб. / 12 месяцев) / 30 дней * 30 дней = 7 723 руб. 83 коп.
Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год составил: (32 448 руб. / 12 месяцев) * 10 месяцев + (32 448 руб. / 12 месяцев) / 30 дней * 30 дней = 29 744 руб.
Поскольку обязанность по уплате страховых взносов за 2020 год административным ответчиком в установленные налоговым законодательством сроки исполнена не была, в его адрес налоговым органом было направлено требование.
В связи с неуплатой страховых взносов в установленный законом срок налоговым органом в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ в адрес административного ответчика было направлено требование <№> от <Дата> об уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с <Дата> в размере 7 723 руб. 83 коп., и об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации, за расчетные периоды, начиная с <Дата> в размере 29 744 руб.
На основании п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно п. 6 ст. 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Однако в срок, установленный налоговым органом, административный ответчик не произвел оплату страховых взносов. При этом размер начисленных страховых взносов административный ответчик не оспаривает.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, ст. 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Исходя из смысла положений ст. 48 НК РФ, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
На основании ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как следует из материалов дела, <Дата> ИФНС России по г. Архангельску обратилась к мировому судье судебного участка <№> Ломоносовского судебного района города Архангельска с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Широкого А.В. о взыскании с него недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени.
Такой судебный приказ был выдан <Дата>, а затем отменен определением мирового судьи от <Дата> по заявлению должника.
<Дата> ИФНС России по г.Архангельску обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Таким образом, проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу, что ИФНС России по г.Архангельску соблюден установленный порядок взыскания задолженности, шестимесячные сроки обращения с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание недоимки, предъявления требования о взыскании страхового взноса в порядке административного искового производства, предусмотренные ст. 48 НК РФ, инспекцией не пропущены.
На основании ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Проанализировав обстоятельства дела, оценив имеющиеся в административном деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств, приняв во внимание, что процедура принудительного взыскания недоимки налоговым органом соблюдена, суд приходит к выводу, что требования административного истца о взыскании с административного ответчика страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год в размере 7 723 руб. 83 коп., пени в размере 59 руб. 09 коп. за период с <Дата> по <Дата>, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020 год в размере 29 744 руб., пени в размере 227 руб. 54 коп. за период с <Дата> по <Дата> подлежат удовлетворению.
В силу ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход местного бюджета.
В соответствии со ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 1 333 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Архангельску к Широкому А. В. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени удовлетворить.
Взыскать с Широкого А. В., проживающего по адресу: ... в доход соответствующего бюджета задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2020 год, в размере 7 723 руб. 83 коп., пени за период с <Дата> по <Дата> в размере 59 руб. 09 коп., задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020 год, в размере 29 744 руб., пени за период с <Дата> по <Дата> в размере 227 руб. 54 коп., всего 37 754 (Тридцать семь тысяч семьсот пятьдесят четыре) руб. 46 коп. с перечислением взысканных денежных средств на счет банка получателя <№> Отделение Архангельск Банка России//УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, БИК 011117401, ИНН 290105047048, КПП 290101001, получатель УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИФНС России по г. Архангельску), номер счета получателя 03<№>, КБК для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, начиная с <Дата>), 18<№>, КБК для пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, начиная с <Дата>), 18<№>, КБК для страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с <Дата>, 18<№>, КБК для пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с <Дата>, 18<№>, код ОКТМО 11701000.
Взыскать Широкого А. В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 333 (Одна тысяча триста тридцать три) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий К.А. Аксютина