Дело № 12-212/2020
Р Е Ш Е Н И Е
город Севастополь 8 июля 2020 года
Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Сомова И.В., рассмотрев жалобу Никишиной Юлии Михайловны на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – члена комиссии единой комиссии ГБУ «Севастопольский Автодор» Никишиной Юлии Михайловны,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 18.03.2020 должностное лицо – член комиссии единой комиссии ГБУ «Севастопольский Автодор» Никишина Ю.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Никишина Ю.М. подала на него жалобу, в которой просила отменить постановление и производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что Управление ФАС необоснованно пришло к выводу о неправомерном установлении требований к закупаемому товару (щебень и бортовые камни), тогда как требования соответствуют закону и государственным стандартам. В этой связи в действиях должностных лиц ГБУ «Севастопольский Автодор» отсутствует состав правонарушения.
При рассмотрении жалобы заявитель Никишина Ю.М., ее представитель Белых А.С. поддержали жалобу по основаниям в ней изложенным.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежаще.
Изучив материалы административного производства, имеющиеся доказательства, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ установлена административная ответственность за отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией.
Указанные нарушения влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Как следует из протокола об административном правонарушении, составленном специалистом-экспертом Крымского УФАС 05.03.2020, в Управление ФАС 01.08.2019 поступила жалоба ООО «Эверест» на действия ГБУ «Севастопольский Автодор» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке бортового камня и ремонту тротуаров в городе Севастополя, по результатам рассмотрения которой выявлены нарушения закона. Заказчиком установлены требования к щебню, которые становятся известны только по результатам испытаний, а требования к геометрическим размерам бортовых камней с указанием диапазонных показателей является избыточным, не предусмотрено ГОСТом. Заказчик отклонил 2 заявки из 3 по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ, что свидетельствует о нарушении Заказчиком требований части 5 статьи 67 Закона № 44-ФЗ и совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП, Никишиной Ю.М. как члена комиссии.
Указанные обстоятельства указаны и в постановлении о назначении Никишиной Ю.Н. административного наказания от 18.03.2020.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктами 1-3 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки…;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 4 статьи 67 Закона № 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона № 44-ФЗ отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.08.2019 аукционная комиссия рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе и приняла решение о допуске к участию в закупке участника № 1, отказала в допуске к участию в закупке участнику № 2 на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ; а также участнику № 4 на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ.
Как следует из Аукционной документации, части V «Требования к значениям показателей (характеристик) товаров, являющихся объектом закупки», Заказчику требуется следующий товар (позиция 10):
Бортовые камни бетонные должны соответствовать требованиям ГОСТ 6665-91.
Тип камня: должен быть прямой рядовый.
Бортовые камни прочные и трещиностойкие.
Геометрические размеры длина, мм: менее 1006.
Геометрические размеры ширина, мм: по верхней кромке или по основанию\диапазон не более 146 – 186.
Геометрические размеры высота, мм: не менее 295 не более 305.
Верхние, нижние и вертикальные грани камней должны быть взаимно перпендикулярны.
Тип бетона: мелкозернистый бетон.
Класс бетона по прочности на сжатие: не должен быть ниже В30.
В бортовых камнях допускается технологический уклон нелицевых вертикальных граней до 5%.
Марка бетона по водонепроницаемости: не должна быть менее W6.
Водоцементное отношение (В/Ц): должно быть не более 0,40.
Масса бортового камня, т: не должна быть более 0,12.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.08.2019 участник № 2 в товаре № 10 по параметру «Геометрические размеры, ширина, мм» указал показатель «по верхней кромке или по основанию, диапазон 146 – 186».
В соответствии с пунктом 23 «Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе» раздела 1.3 Аукционной документации показатели товаров должны быть заполнены в соответствии с настоящей инструкцией.
В инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе содержится указание о том, что при наличии нескольких значений показателя, разделенных «или», участник закупки указывает одно из конкретных значений показателя, установленных настоящей документацией.
Таким образом, участник № 2 не выполнил требования инструкции, дословно повторил значения, указанные заказчиком, и не указал конкретные значения показателя ширины бортового камня по верхней кромке или по основанию, т.е. фактически не указал значения предлагаемого товара. В этой связи вывод аукционной комиссии о несоответствии заявки данного участника требованиям аукционной документации является обоснованным.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 01.08.2019 участник № 4 указал по конкретному параметру товара № 10 «Геометрические размеры, ширина, мм» показатель «по верхней кромке диапазон 176-184», что не соответствует ГОСТ 6665-91, а именно согласно табл. 4 и черт. 2 ширина по верхней кромке камня типа БР100.30.18 должна быть в диапазоне 146-154.
Как следует из аукционной документации, помимо значений геометрических размеров ширины, она содержит требование к товару «Бортовые камни» о соответствии требованиям ГОСТ 6665-91.
Согласно пункту 1.2.2 ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия» марки, форма и класс бетона по прочности на сжатие камней должны соответствовать указанным в табл. 1, а размеры и показатели материалоемкости камней - в приложении 1.
В приложении 1 (обязательное) размеры камней разных типов приведены на чертежах, в частности размеры камней типа БР100.30.18 приведены в черт. 2, согласно которому размере верхней кромки камня должен составлять 150 мм.
В соответствии с таблицей 4 данного ГОСТа отклонение линейного размера по ширине верхней кромки составляет +/- 4 мм.
Как следует из других 10 чертежей, приведенных в Приложении № 1, ни один из других типов бортовых камней не содержит показателя ширины по верхней кромке камня более 170 мм.
Тогда как участником № 4 указано значение данного показателя 176-184 мм, что не соответствует требованиям ГОСТа. В этой связи следует признать правильным вывод аукционной комиссии об отклонении заявки участника № 4.
При таких обстоятельствах вывод административного органа в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания Никишиной Ю.М. о наличии в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, является необоснованным.
Иные указанные административным органом нарушения, а именно установление заказчиком в аукционной документации несоответствующих ГОСТу требований к щебню, и избыточных требований к геометрическим размерам бортовых камней, не образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ, которой установлена административная ответственность за необоснованное отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе.
Административная ответственность на утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена другими нормами КоАП РФ.
Кроме того, указанные выводы также следует признать необоснованными, поскольку включение заказчиком в аукционную документацию требований по конкретным размерам товара, в частности бортовых камней и щебня, не противоречит Закону № 44-ФЗ, а именно пунктам 1-3 части 1 статьи 33 данного закона, основывается на особенностях хозяйственной деятельности заказчика при определении технических и функциональных характеристик необходимого ему товара.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене, производство по делу прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л:
Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 18.03.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – члена комиссии единой комиссии ГБУ «Севастопольский Автодор» Никишиной Юлии Михайловны отменить, производство по делу прекратить.
Жалобу Никишиной Юлии Михайловны удовлетворить.
На решение суда может быть подана жалоба в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Председательствующий (подпись) И.В. Сомова
Копия верна.
Судья И.В. Сомова