Дело № 2-527/2024
УИД 29RS0008-01-2023-003046-12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2024 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе
председательствующего судьи Мартынюк И.А.
при секретаре Боглаевой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Котласского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Котласскому муниципальному округу Архангельской области в лице администрации Котласского муниципального округа Архангельской области, обществу с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» об обязании получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта,
установил:
Котласский территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (далее - Котласский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным исковым заявлением.
В обоснование исковых требований указано, что отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии источника питьевого и хозяйственного бытового водоснабжения деревни Федотовская Котласского района Архангельской области - шахтный колодец по улице Лесная, дом 26 санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Поэтому просит обязать ответчиков получить данное санитарно-эпидемиологическое заключение в срок до 01 сентября 2025 года.
В судебном заседании представитель Котласского территориального отдела Управления Роспотребнадзора Медведев А.Е. по доверенности требования поддержал по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, уточнив срок устранения выявленных нарушений до 01 сентября 2027 года.
Представитель ответчика ООО «Районный водоканал» Яковлева Т.В. по доверенности с требованиями не согласилась, поскольку на данный колодец не разработан и не утвержден в установленном порядке проект зон санитарной охраны, данный шахтный колодец имеет износ 95 процентов. Кроме того, в администрацию округа неоднократно направлялись информационные письма о существенном ухудшении качества воды, где собственником дан ответ о рассмотрении вопроса о строительстве нового источника водоснабжения.
Представитель ответчика Котласского муниципального округа Архангельской области в лице администрации Котласского муниципального округа Архангельской области Тепляшин П.В. по доверенности с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что получить санитарно-эпидемиологическое заключение на данный источник невозможно, поскольку на этот колодец не разработан и не утвержден в установленном порядке проект зон санитарной охраны, администрацией рассматривается вопрос о строительстве нового источника водоснабжения для деревни Федотовской.
Рассмотрев исковое заявление, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
На основании пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных округов, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (часть 2 статьи 2 Закона № 52-ФЗ).
На основании части 3 статьи 23 Закона № 416-ФЗ забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляется по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу статьи 18 Закона № 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (часть 1, 3).
Согласно пункту 8.4 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Архангельской области, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 10 июля 2012 года № 749, истец осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе выдает санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные санитарным законодательством.
Порядок получения санитарно-эпидемиологического заключения регламентирован Приказом Роспотребнадзора от 05 ноября 2020 года № 747 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований».
Санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации (пункт 2 Приложения 1 Порядка организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденного Приказом № 224 от 19 июля 2007 года Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).
В силу пункта 4 названного Порядка основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок могут быть, в том числе заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (часть 2 статьи 19 Закона № 52-ФЗ).
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что 14 мая 2022 года между МО «Шипицынское» и ООО «Районный водоканал» заключено соглашение о передаче имущества, принадлежащего на праве собственности МО «Шипицынское», в эксплуатацию для организации водоснабжения и водоотведения на территории МО «Шипицынское» Котласского района Архангельской области, в том числе, источника водоснабжения в деревне Федотовская - шахтный колодец по улице Лесная, дом 26.
На основании части 1 статьи 5 Закона № 554-34-ОЗ от 27 апреля 2022 года «О преобразовании городских и сельского поселений Котласского муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Котласского муниципального округа Архангельской области» с 01 января 2023 года Котласский муниципальный округ Архангельской области является правопреемником МО «Шипицынское».
Таким образом, ООО «Районный водоканал» является гарантирующей организацией в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории деревни Федотовской, Котласский муниципальный округ Архангельской области в лице администрации Котласского муниципального округа Архангельской области собственником переданного имущества.
Использование же водного объекта в отсутствие данного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения является нарушением статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации, статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 23 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении».
Доводы ответчиков о том, что получить санитарно-эпидемиологическое заключение невозможно в связи с отсутствием проекта зон санитарной охраны на спорный источник водоснабжения, по мнению суда, несостоятельны.
Так, решением Котласского районного суда Архангельской области от 10 ноября 2011 года на администрацию муниципального образования «Шипицынское» была возложена обязанность разработать и утвердить в установленном порядке проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, в том числе, и в деревне Федотовская Котласского района Архангельской области с планом мероприятий, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проекты зон санитарной охраны.
В настоящий момент решение суда находится на исполнение в отделении судебных приставов по городу Котласу и Котласскому району УФССП России по Архангельской области и НАО, исполняется правопреемником администрацией Котласского муниципального округа.
Не могут являться основаниями к отказу в удовлетворении заявленных требований истца, доводы ответчиков о том, что спорный источник водоснабжения - - шахтный колодец по улице Лесная, дом 26 в деревне Федотовская имеется 95 процентов технического износа, администрацией Котласского муниципального округа Архангельской области рассматривается вопрос о строительного нового источника водоснабжения, поскольку в настоящий момент таких доказательств не представлено, более того, это единственный источник водоснабжения в деревне Федотовская, из которого осуществляется водоснабжение жителей деревни.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ООО «Районный водоканал» как гарантирующая организация, приняло спорный объект водоснабжения в деревне Федотовская в целях его эксплуатации и обслуживания по выработке и передаче воды потребителям и Котласский муниципальный округ Архангельской области в лице администрации Котласского муниципального округа Архангельской области, как собственник в отношении этого объекта, должны соблюдать обязательные требования санитарного законодательства.
В связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно статье 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, с учетом обстоятельств по делу, считает возможным, определить срок исполнения решения суда до 01 сентября 2027 года.
На основании статьи 103 ГПК РФ с ООО «Районный водоканал» подлежит взысканию в доход бюджета городского округа Архангельской области «Котлас» государственная пошлина в размере 150 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Котласского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Котласскому муниципальному округу Архангельской области в лице администрации Котласского муниципального округа Архангельской области, обществу с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» об обязании получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» (ОГРН 1202900004405), Котласский муниципальный округ Архангельской области в лице администрации Котласского муниципального округа Архангельской области (ОГРН 1222900006207) в срок до 01 сентября 2027 года получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии источника питьевого и хозяйственного-бытового водоснабжения деревни Федотовская Котласского муниципального округа Архангельской области (шахтный колодец по улице Лесная, дом 26) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» (ОГРН 1202900004405) в доход бюджета городского округа Архангельской области «Котлас» государственную пошлину в размере 150 рублей.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области.
Председательствующий И.А. Мартынюк
Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2024 года.