Дело № 2-433/2021 (2-4086/2020)
11RS0005-01-2020-007716-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Романюк Л.И.,
при секретаре Семененко Н.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 28 января 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» к Бетехтиной О.Н. о взыскании незаконно полученных денежных средств республиканского бюджета в виде региональной социальной доплаты к пенсии,
установил:
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» (далее по тексту – ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты», Учреждение) обратилось в Ухтинский городской суд РК с иском к Бетехтиной О.Н. с требованиями о взыскании незаконно полученных денежных средств республиканского бюджета в виде региональной социальной доплаты к пенсии (далее по тексту - РСДП) в размере 149 271 руб. 34 коп. В обоснование требований указано, что ответчику с <...> г. года была назначена региональная социальная доплата к пенсии на основании личного заявления от <...> г. года, в связи с получением пенсии по потере кормильца на несовершеннолетнего <...> г. года рождения. Согласно информации Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ухте Республики Коми (Межрайонное) ответчик утратила право на выплату пенсии по случаю потери кормильца с <...> г. года как лишенная родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка <...> г. года рождения, на основании решения <...> г. по гражданскому делу № <...> г., в связи с чем в период с <...> г. года по <...> г. года ответчик не имела законных оснований на получение региональной социальной доплаты к пенсии.
ГБУ РК «ЦСЗН г. Ухты» представило заявление о рассмотрении искового заявления в отсутствие своего представителя, на удовлетворении исковых требований настаивало.
Ответчик, надлежащим образом извещалась о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, судебная повестка, направленная в адрес ответчика, возвращена в суд с отметкой организации почтовой связи «возврат за истечением срока хранения», что в силу положений ст. 117 ГПК РФ дает основания считать ответчика извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. В материалах гражданского дела имеется телефонограмма, согласно которой Бетехнина О.Н. просит рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие.
Исследовав материал дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлены социальные доплаты к пенсии и правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, её назначения и выплаты.
Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития. Установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации (ч. 11).
Общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации (ч.1).
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч.2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учётом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации (ч. 5).
В целях реализации приведённых правовых положений федерального законодательства в Республике Коми принят Закон Республики Коми от 12.11.2004 № 56-РЗ «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми».
Правила обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, порядок её установления, выплаты и пересмотра её размера (далее - Правила), утверждены Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 № 281 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми» (приложение № 10 к Постановлению).
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается неработающему пенсионеру, получающему пенсию на территории Республики Коми, в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с ч.2 и 3 ст. 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи», не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Республике Коми на соответствующий год (п. 3 Правил).
Решение об установлении региональной социальной доплаты к пенсии принимается центром по предоставлению государственных услуг в течение 5 рабочих дней со дня поступления от территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о пенсии и денежных выплатах, указанных в пунктах 1-3 части 2 статьи 12.1 Федерального закона (п.17 Правил).
В соответствии с пп. 1 п. 36 Правил выплата региональной социальной доплаты к пенсии прекращается в случае прекращения выплаты соответствующей пенсии – со дня, следующего за днем, в котором наступило данное обстоятельство.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи», устанавливается на соответствующий финансовый год законом субъекта Российской Федерации.
В случае отказа пенсионера от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются центром по предоставлению государственных услуг в судебном порядке и в сроки в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.41 Правил).
Как следует из материалов гражданского дела Бетехтина О.Н. с <...> г. года является получателем региональной социальной доплаты к пенсии.
Согласно информации Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ухте Республики Коми (Межрайонное) ответчик утратила право на выплату страховой пенсии по случаю потери кормильца на <...> г. года рождения, так как с <...> г. года лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка <...> г. года рождения, на основании решения <...> г. по гражданскому делу № <...> г., в связи с чем в период с <...> г. года по <...> г. года ответчик не имела законных оснований на получение региональной социальной доплаты к пенсии.
С учетом норм статей 1102, 1107, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в пользу органа социальной защиты, с Бетехтиной О.Н. подлежат взысканию суммы излишне выплаченной региональной социальной доплаты как неосновательное обогащение.
Согласно расчету, представленному истцом, излишне перечисленная ответчику сумма региональной социальной доплаты к пенсии составляет 149 271 руб. 34 коп.
Представленный истцом расчет задолженности ответчиком, не оспорен, доказательств погашения задолженности не представлено.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о доказанности оснований и размера заявленных требований.
По правилам ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход бюджета МОГО «Ухта» надлежит взыскать госпошлину в размере 4 185 руб. 43 коп., от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Требования Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» к Бетехтиной О.Н., удовлетворить.
Взыскать с Бетехтиной О.Н., <...> г. года рождения, уроженки <...> г., в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Ухты» незаконно полученные денежные средства республиканского бюджета в виде региональной социальной доплаты к пенсии в размере 149 271 рублей 34 копеек.
Взыскать с Бетехтиной О.Н. в доход бюджета МОГО «Ухта» государственную пошлину в размере 4 185 рублей 43 копейки.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 04.02.2020.
Судья Л.И. Романюк