Дело № 2-84/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 июня 2018 года г.Карачев Брянской области
Карачевский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Калашниковой Р. А.
при секретаре Николаевой Д.В.,
с участием истца Марченковой Е.С.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда России в Карачевском муниципальном районе Брянской области Пашковой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марченковой Елены Сергеевны к Управлению Пенсионного фонда России в Карачевском муниципальном районе о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда,
УСТАНОВИЛ:
Марченкова Е.С. обратилась в Карачевский районный суд с иском к Управлению Пенсионного фонда России в Карачевском муниципальном районе о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда, ссылаясь на то, что в период с 01.02.1994г. по 30.09.2002г. она работала шлифовщицей, занятой шлифовкой изделий сухим способом в цехе № 304 АО «Карачевский завод «Электродеталь». Однако данный период ей не был зачтен в специальный стаж. С данным решением она не согласна.
Просит признать действия Управления Пенсионного фонда России в Карачевском муниципальном районе неправомерными, включить указанный период в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости за работу в тяжелых и вредных условиях труда. Обязать ответчика, назначить страховую пенсию по старости с 15.03.2016 г.
Истец Марченкова Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда России в Карачевском муниципальном районе Брянской области Пашкова О.Л. иск не признала и пояснила, что Марченкова Е.С. работала шлифовщиком в цехе №304 в ОАО «Карачевский завод «Электродеталь», однако право на досрочную пенсию в соответствии со Списком № 2 имеют шлифовщики, занятые шлифовкой изделий сухим способом, а так же рабочие, занятые на обдирке, точке, резке, шлифовке металлических изделий и инструмента абразивными кругами сухим способом в производствах металлообработки. Доказательств того, что истец производила шлифовку сухим способом и была занята полный рабочий день, суду не представлено.
Выслушав истца, представителя ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск Марченковой Е.С. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу положений пункта 2 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 указанного Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в пункте 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О Списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года.
В соответствии со Списком № 2 от 26.01.1991 г. правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются шлифовщики, занятые шлифовкой изделий сухим способом; рабочие, занятые на обдирке, точке, резке, шлифовке металлических изделий и инструмента абразивными кругами сухим способом в производствах металлообработки.
14.03.2016г. Марченкова Е.С. обратилась в УПФР в Карачевском муниципальном районе с заявлением о праве на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой с тяжелыми условиями труда.
Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФР в Карачевском муниципальном районе №21.2 от 15.03.2016г., следует, что согласно трудовой книжке Марченкова Е.С. в период с 01.02.1994г. по 30.09.2002г. работала шлифовщиком в АО «Карачевский завод «Электродеталь». Для зачета периода работы Марченковой Е.С. с 01.02.1994г. по 30.09.2002г. в стаж на соответствующих видах работ по представленным документам нет оснований. Указанные виды работ соответствуют тарифно-квалификационной характеристике для профессии полировщик (ЕТКС, выпуск № 2).
Однако, право на досрочную пенсию в соответствии с подразделом 10 раздела XIV «Металлообработка» Списка 2 имеют полировщики всех наименований, занятые полировкой изделий из металла с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
Комиссия решила признать отсутствие права у Марченковой Е.С. на досрочное назначение страховой пенсии но старости в соответствии со статьей 30 п.1 подп. 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, с 15.03.2016г., из-за отсутствия требуемого специального стажа работы (т.1 л.д. 7).
В материалах дела также имеется решение об отказе в установлении пенсии УПФР в Карачевском муниципальном районе №21.2 от 15.03.2016г. об отказе Марченковой Е.С. в назначении пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы (т.1 л.д.6).
Из трудовой книжки следует, что с 01.02.1994г. по 30.09.2002г. Марченкова Е.С. работала шлифовщиком в Карачевском заводе «Электродеталь», которое неоднократно реорганизовывалось и впоследствии было переименовано в АО «Карачевский завод «Электродеталь» (т.1 л.д. 9-12).
Из карточки Т-2 следует, что Марченкова Е.С. работала в период с 01.02.1994г. по 30.09.2002г. в сборочном цехе № 304 Карачевского завода «Электродеталь» (ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь») на участке сборки утюгов по профессии «шлифовщик» («шлифовщица») 2 и 3 разрядов (т.2 л.д.35, 36).
Согласно выводам экспертизы условий труда следует, что фактические условия труда Марченковой Елены Сергеевны (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) за период ее работы по профессии «шлифовщик» 2, 3 разрядов в Карачевском заводе «Электродеталь» (ФГУП «Карачевский завод «Электродеталь») с 01.02.1994г. по 30.09.2002г. (сведения о времени простоев или неоплачиваемых отпусков не исследовались) при выполнении работ по шлифовке металлического изделия (подошвы электроутюга) сухим способом с применением абразивных материалов не соответствовали следующим государственным нормативным требованиям охраны труда:
ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»;
ГН 2.2.5.1313-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны»;
ГОСТ 21.1.003-83 «Допустимые уровни шумов в производственных помещениях»;
СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».
Судом установлено, что в цехе №304 Карачевского завода «Электродеталь» в спорный период было организовано сборочное производство, где имелся участок по сборке утюгов. Марченкова Е.С. работала на данном участке цеха № 304 и производила шлифовку подошвы утюга.
Согласно выписке из аттестации рабочих мест цеха №304 следует, что для выполнения операции «шлифование подошвы утюга» за Марченковой Е.С. был закреплен шлифовально-обдирочный станок ГМ-1637, с инвентарным номером 15197.
Однако согласно справке Карачевского завода «Электродеталь» станок ГМ-1637 имел инвентарный номер 15063 и являлся полировальным станком, а под инвентарным номером 15197 числился полировальный станок ОПС-062.
Станок ГМ-1637 предназначался для шлифования подошвы утюга. Шлифование производилось вручную с применением круга лепесткового (сухой способ шлифовки). Данное оборудование имело дополнительную функцию, предназначенную для проведения операции «дополнительная полировка», при котором осуществлялась замена лепесткового круга полировальным и работы должны были осуществляться с применением полировальной пасты ГОИ.
Полировальный станок ОПС-062 аналогичен обдирочно-шлифовальному (полировальному) станку ГМ-1637. Частью оборудования станка ОПС-062 являлся лепестковый шлифовальный абразивный круг, изготовленный из набора шлифовальной тканевой шкурки, абразивный материал - щлифпорошок, а так же войлочный полировальный круг для очистки поверхности утюга от абразива.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец работала на данном оборудовании и производила, как шлифовку подошвы утюга, так и операцию полировки.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 (п. 4) в стаж такой работы засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В Постановлении Минтруда России от 22 мая 1996 года N 22 содержится понятие полного рабочего дня. В целях пенсионного обеспечения для признания выполнения работ с особыми условиями труда в течение полного рабочего дня необходимо, чтобы они вместе с подготовительными и вспомогательными операциями занимали не менее 80 процентов рабочего времени.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцом не представлено документального подтверждения занятости в спорный период на работах в особых условиях труда постоянно в течение полного рабочего дня в качестве шлифовщика, занятого на шлифовке изделий сухим способом. Данный вывод суда подтвержден и сведениями из индивидуального счета застрахованного лица, где работодателем не указаны особые условия труда истца в спорный период.
Таким образом, у Марченковой Е.С. не возникло право на досрочное назначение страховой пенсии с 15.03.2016 г.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В исковых требованиях Марченковой Елене Сергеевне к Управлению Пенсионного фонда России в Карачевском муниципальном районе о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости за работу с тяжелыми условиями труда, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Брянский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Карачевский районный суд Брянской области.
Председательствующий: . Р.А.Калашникова
Мотивированное решение изготовлено: 04.07.2018 г.
. |