Дело №2а-3119/2021
64RS0№-44
Решение
Именем Российской Федерации
12 июля 2021 г. г. Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Пивченко Д.И.,
при секретаре Кузнецовой А.А.,
с участием представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области Шалкиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области к Калашникову ФИО7 о взыскании задолженности по налогу и пени,
установил:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области) обратилась в суд с административным иском к Калашникову Д.Г., о взыскании задолженности по налогу и пени.
В адрес Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области от Управления ГИБДД по Саратовской области по электронным каналам связи поступили сведения о том, что административный ответчик является владельцем транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № а также является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>А, <адрес>. Кроме того, согласно справке о доходах физического лица за 2018 г., представленной СПАО «РЕСО-Гарантия», Калашниковым Д.Г. получен доход от налогового агента СПАО «РЕСО-Гарантия» в сумме 205516,98 рублей, а именно штрафы и неустойки, выплачиваемые организацией на основании решения суда за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, с которого не удержан налог в размере 26717 рублей. В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № от 15.08.2019 об уплате транспортного налога, налога на имущество и налога на доходы физических лиц за 2018 г. в срок до 02 декабря 2019 г. В связи с неуплатой Калашниковым Д.Г. налогов в установленный срок, ему были начислены пени за период с 03 декабря 2019 г. по 27 января 2020 г. по транспортному налогу в размере 108,33 рублей, по налогу на имущество физических лиц в сумме 10,24 рублей, по налогу на доходы физических лиц за 2018 г. – 314,59 рублей и направлено требование № по состоянию на 28 января 2020 г. об уплате налога и пени со сроком уплаты до 10 марта 2020 г.
Поскольку требование исполнено не было, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
08 сентября 2020 г. мировым судьей судебного участка № 8 Кировского района г. Саратова выдан судебный приказ № 2а-2608/2020 о взыскании с Калашникова Д.Г. задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, налогу на доходы физических лиц и пени, который определением мирового судьи от 16 декабря 2020 г. был отменен.
По изложенным основаниям, с учетом частичного списания задолженности административного ответчика по судебному приказу, административный истец просит суд взыскать с Калашникова Д.Г. транспортный налог за 2018 г. в размере 9200 рублей и пени в размере 108,33 рублей, налог на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 870 рублей и пени 10,24 рублей, а также налог на доходы физических лиц за 2018 г. в размере 26717 рублей и пени 293,12 рубля.
Административный ответчик Калашников Д.Г. извещенный о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял, возражений на административное исковое заявление не представил.
Суд, руководствуясь ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ, принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области Шалкина Е.А. просила требования удовлетворить, а также пояснила, что налоговый орган просит взыскать с Калашникова Д.Г. налог за 2018 г.
Выслушав лицо, участвующее в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Статьей 45 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (ст. 356 НК РФ).
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу положений ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей гл. - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 3 ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абз. 1 настоящего п., уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абз. 2 настоящего п.
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
В соответствии с п.п. 4 п.1 ст. 23, п.п. 4 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами и в соответствии с п. 3 ст. 228 НК РФ обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую декларацию.
Согласно ст. 400 НК РФ плательщиками имущественного налога, признаются лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 403 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей ст.
Ставка транспортного налога на территории Саратовской области определяется ст. 2 Закона Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога» (с последующими изменениями и дополнениями).
В силу п. 1 ст. 1 Закона РФ 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (действующей на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Согласно ст. 2 вышеназванного Закона объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, иное строение, помещение и сооружение, доля в праве общей собственности на указанное имущество.
На основании п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.
Федеральный законодатель, устанавливая в гл. 28 НК РФ транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда РФ от 23 июня 2009 года № 835-О-О, от 29 сентября 2011 года № 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года № 2391-О и др.). Данное законодательное регулирование призвано, в частности, обеспечить избежание двойного налогообложения в отношении транспортного средства, которое подлежит регистрации в установленном порядке на конкретное лицо (определение Конституционного суда РФ от 24 марта 2015 года № 541-О).
В соответствии с абз. 2 п. 3 Постановления Правительства РФ № 938 от 12 августа 1994 года «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» в качестве основания для снятия транспортного средства с учета предусмотрено прекращение права собственности на транспортное средство.
Пунктами 2 и 3 ст. 52 НК РФ предусмотрено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ в требовании об уплате налога должны содержаться сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей ст. - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей ст.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей ст. - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим п.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (ч. 3 ст. 75 НК РФ).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ (ч. 4 ст. 75 НК РФ).
Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 г. № 109-ЗСО «О введении на территории Саратовской области транспортного налога», принятого Саратовской областной Думой 13 ноября 2002 г. (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) установлена налоговая ставка для автомобилей легковых свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 50 рублей.
Из материалов дела усматривается, что Калашников Д.Г. с 2016 года являлся владельцем автомобиля марки <данные изъяты> Compressor, государственный регистрационный знак №, а с 2017 г. – владельцем квартиры по адресу: <адрес> (л.д. 17-18). Кроме того, из представленной справки о доходах и суммах налога физического лица за 2018 г. № от 22.02.2019 следует, что Калашниковым Д.Г. был получен доход в размере 205516,98 рублей от налогового агента СПАО «Ресо-Гарантия» (л.д.19).
Налоговым органом был произведен расчет и начисление транспортного налога, налога на имущество и доходы Калашникова Д.Г., направлено налоговое уведомление № от 15 августа 2019 г. (л.д. 10-13).
Поскольку налог не был оплачен Калашниковым Д.Г. в установленный срок, ему были начислены пени и выставлено требование № по состоянию на 28 января 2020 г. со сроком исполнения до 10 марта 2020 г. на сумму недоимки по уплате налога на доходы физических лиц в размере 26717 рублей, пени – 314,59 рублей, недоимки по уплате транспортного налога в размере 9200 рублей, пени – 108,33 рублей, недоимки по уплате налога на имущество физических лиц в размере 870 рублей, пени – 10,24 рублей (л.д.14-15).
Проверив представленный Межрайонной ИФНС России № 8 по Саратовской области расчет, суд, находит его верным, возражений по представленному расчету либо контррасчет, сведений об уплате налога и пени административный ответчик суду не представил.
Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Калашникова Д.Г. задолженности налогам и пени обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Кировского района г.Саратова 02 сентября 2020 г., то есть в пределах установленного законом срока.
Определением мирового судьи судебного участка № 8 Кировского района г. Саратова, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Кировского района г. Саратова, от 16 декабря 2020 г. отменен судебный приказ от 08 сентября 2020 г. о взыскании с Калашникова Д.Г. недоимки по налогу и пени (л.д. 10).
После отмены судебного приказа Межрайонная ИФНС России № 8 по Саратовской области в суд с административным иском в течение шестимесячного срока – 15 июня 2021 года.
Таким образом, административным истцом соблюден установленный НК РФ порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, в том числе - направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налогов.
В добровольном порядке указанная задолженность Калашниковым Д.Г. не оплачена, размер задолженности не оспорен.
Административным ответчиком не представлено суду мотивированных возражений или доказательств, подтверждающих необоснованность заявленного административного иска, а также доказательств оплаты вышеуказанной задолженности по обязательным платежам и санкциям.
Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Анализируя представленные сторонами доказательства, и исходя из вышеуказанных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета, в размере 1315,74 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 8 по Саратовской области к Калашникову ФИО8 о взыскании задолженности по налогу и пени удовлетворить.
Взыскать с Калашникова ФИО9 (<адрес>, <данные изъяты>) задолженность по транспортному налогу за 2018 г. в размере 9200 рублей, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2018 г. в размере 108 рублей 33 копейки, задолженность по налогу на имущество за 2018 г. в размере 870 рублей и пени за несвоевременную уплату налога на имущество за 2018 г. в размере 10 рублей 24 копейки, задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 г. в размере 26717 рублей и пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в размере 293 рубля 12 копеек.
Взыскать с Калашникова ФИО10 (<адрес>, ИНН <данные изъяты>) в доход бюджета муниципального образования «Город Саратов», государственную пошлину в размере 1315 рублей 74 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 15 июля 2021 г.
Судья Д.И. Пивченко