Дело № 2а-3454 (2017)
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
15 декабря 2017 года Советский районный суд г. Брянска в составе:
Председательствующего Сухоруковой Л.В.
При секретаре Аверкиной О.Н.
РЎ участием административного истца Рванюшина Рђ.Р’., представителя административного ответчика ФКУ «ГБ РњРЎР РїРѕ Брянской области» РїРѕ доверенности Шилина РЎ.Р’.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ Рванюшина Рђ.Р’. Рє Федеральному казенному учреждению «Главное Р±СЋСЂРѕ медико-социальной экспертизы РїРѕ Брянской области» РѕР± оспаривании решения РѕР± отказе РІ установлении РіСЂСѓРїРїС‹ инвалидности,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Рванюшин Рђ.Р’. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ указанным административным РёСЃРєРѕРј, РІ обоснование которого указал, что решением ответчика ему отказано РІ установлении РіСЂСѓРїРїС‹ инвалидности РїРѕ имеющемуся заболеванию. Р’ нарушение Правил признания лица инвалидом, ответчик РЅРµ ознакомил его СЃ актом медико – социальной экспертизы, материалами дела освидетельствования РІ РњРЎР.
Считая решение РѕР± отказе РІ установлении РіСЂСѓРїРїС‹ инвалидности незаконным, принятым без учета указанных Правил Рё имеющегося Сѓ истца заболевания, Рванюшин Рђ.Р’. РїСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ признать незаконным Рё отменить решение РѕР± отказе РІ установлении ему РіСЂСѓРїРїС‹ инвалидности. Обязать ответчика ФГУ «ГБ РњРЎР РїРѕ Брянской области» установить Рванюшину Рђ.Р’. РіСЂСѓРїРїСѓ инвалидности.
Определением Советского районного суда г. Брянска от 18.09.2017 года по делу назначена судебная медико – социальная экспертиза. Производство по делу приостановлено.
Определениями суда от 28.11.2017 года производство по делу возобновлено. Суд перешел к рассмотрению дела в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ.
Р’ судебном заседании административный истец Рванюшин Рђ.Р’. уточнил заявленные требования. РЎСѓРґСѓ РїРѕСЏСЃРЅРёР», что Сѓ него имеется заболевание, которое ограничивает его жизнедеятельность Рё РЅРµ позволяет трудиться. Данное обстоятельство РЅРµ было учтено учреждениями РњРЎР РїСЂРё вынесении оспариваемого решения. РџСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ признать незаконным Рё отменить решение экспертного состава в„– 1 ФКУ «ГБ РњРЎР РїРѕ Брянской области» РѕС‚ 20 РёСЋРЅСЏ 2017 РіРѕРґР° РѕР± отказе РІ установлении РіСЂСѓРїРїС‹ инвалидности. Обязать ответчика установить истцу РіСЂСѓРїРїСѓ инвалидности РІ соответствии СЃ действующими критериями признания лица инвалидом. РЎСѓРґСѓ РїРѕСЏСЃРЅРёР», что имеющееся <данные изъяты> заболевание препятствует ему РІ осуществлении трудовой деятельности, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, требуется установление инвалидности.
Представитель административного ответчика Шилин РЎ.Р’. РІ судебном заседании административный РёСЃРє РЅРµ признал. РЎСѓРґСѓ РїРѕСЏСЃРЅРёР», что истец дважды освидетельствован РІ учреждениях РњРЎР РїРѕ Брянской области: РІ Р±СЋСЂРѕ в„– 7 – филиале 06.06.2017 РіРѕРґР°, Рё РІ экспертном составе в„– 1 ФКУ ГБ РњРЎР РїРѕ Брянской области 20.06.2017 РіРѕРґР°, решениями которых истцу отказано РІ установлении инвалидности. Оспариваемое решение РѕС‚ 20.06.2017 РіРѕРґР° было обжаловано истцом РІ Федеральное Р±СЋСЂРѕ РњРЎР, заключением которого РѕС‚ 12.07.2017 РіРѕРґР° РїРѕ очной форме освидетельствования оснований для установления истцу РіСЂСѓРїРїС‹ инвалидности РЅРµ установлено. Выводы экспертных составов ФКУ «ГБ РњРЎР РїРѕ Брянской области», ФГКУ «ФБ РњРЎРВ» подтверждены заключением судебной экспертизы ФКУ «ГБ РњРЎР РїРѕ Смоленской области». РџСЂРѕСЃРёР» РІ РёСЃРєРµ отказать.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно требованиям ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом, оспариваемое решение вынесено ответчиком 20.06.2017 года. С иском в суд истец обратился 19.07.2017 года. В связи с чем, срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
В соответствии с п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в том числе, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов.
Задачи, функции и полномочия федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы установлены Порядком организации и деятельности Федеральных государственных учреждений медико – социальной экспертизы, утв. Приказом Минтруда РФ от 11.10.2012 № 310н, в соответствии с которым основными задачами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы являются: установление структуры и степени ограничения жизнедеятельности и определения потребностей освидетельствуемого лица в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию (п.3). Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро) (п.4).
Бюро выполняет следующие функции: проводит медико-социальную экспертизу граждан на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма; устанавливает факт наличия инвалидности, группу, причины, срок и время наступления инвалидности (п.5).
Главное бюро выполняет следующие функции: проводит медико-социальную экспертизу граждан, обжаловавших решения бюро, а также медико-социальную экспертизу по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования или консультативного заключения экспертных составов главного бюро, с использованием специального диагностического оборудования (п.6).
Федеральное бюро выполняет следующие функции: проводит медико-социальную экспертизу граждан, обжаловавших решения экспертных составов главных бюро (п.7).
Порядок и процедура предоставления государственной услуги по освидетельствованию граждан установлена Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по медико – социальной экспертизе, утв. Приказом Министерства труда и социального развития РФ от 29.01.2014 № 59н.
Результатом предоставления государственной услуги является, в том числе, при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации (п. 11 Регламента).
РЎСѓРґРѕРј установлено, что Рванюшин Рђ.Р’. <дата> рождения РЅР° основании направления ГАУЗ «БГП в„–7В» РѕС‚ 16.05.2017 РіРѕРґР° Рё исследования БОБ в„– 1 РњР Рў РѕС‚ 08.04.2017 РіРѕРґР° обратился РІ Р±СЋСЂРѕ в„– 7 – филиала ФКУ «ГБ РњРЎР РїРѕ Брянской области» СЃ заявлением РѕС‚ 18.05.2017 РіРѕРґР° РѕР± установлении РіСЂСѓРїРїС‹ инвалидности. Ранее инвалидом РЅРµ являлся. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ диагноз: <данные изъяты> Сопутствующие заболевания: <данные изъяты>. Р’ направлении РЅР° МСРимеется заключение врача <данные изъяты> РѕС‚ 18.04.2017: <данные изъяты>
Решением Р±СЋСЂРѕ РњРЎР в„– 7 (акт РњРЎР в„–... РѕС‚ 06.06.2017 РіРѕРґР°) РіСЂСѓРїРїР° инвалидности Рванюшину Рђ.Р’. РЅРµ установлена, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ незначительным нарушением функций организма, РЅРµ приводящих Рє ограничению основных категорий жизнедеятельности Рё РЅРµ вызывающих нуждаемость РІ мерах социальной защиты.
Указанное решение обжаловано Рванюшиным РІ Главное Р±СЋСЂРѕ РњРЎР (ФКУ) РїРѕ Брянской области 06.06.2017 РіРѕРґР°, РіРґРµ РѕРЅ был освидетельствован очно экспертным составом Р±СЋСЂРѕ в„–1 тремя врачами РїРѕ РњРЎР, психологом. Результаты обследования соответствуют клинико – функциональному диагнозу, выявлены незначительные нарушения <данные изъяты> функций организма, РЅРµ ограничивающих основные категории жизнедеятельности. Признаков инвалидности РЅРµ установлено согласно абз. 3 Рї. 4 раздела II классификаций Рё критериев, используемых государственными учреждениями медико – социальной экспертизы, утв. Приказом Минтруда Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 17.12.2015 в„– 1024РЅ Рё Рї. 7.6.2 количественной системы оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма (Классификации Рё критерии). Решением Главного Р±СЋСЂРѕ (акт в„–...) РѕС‚ 20.06.2017 РіРѕРґР° РіСЂСѓРїРїР° инвалидности истцу РЅРµ установлена, решение Р±СЋСЂРѕ в„– 7 – филиала РѕС‚ 06.06.2017 оставлено без изменения.
Решение ФКУ ГБ РњРЎР РїРѕ Брянской области РѕС‚ 20.06.2017 РіРѕРґР° было обжаловано Рванюшиным Рђ.Р’. РІ ФГБУ Федеральное Р±СЋСЂРѕ РњРЎР. Освидетельствование проведено очно экспертным составом общего профиля в„– 3 РїРѕ диагнозу: <данные изъяты> Р’ соответствии СЃ выпиской РёР· протокола РѕС‚ 12.07.2017 в„–..., экспертным составом выявлены незначительные нарушения <данные изъяты> функций Рё функций <данные изъяты> 20% (согласно пункту 6.1.4.1 Классификации Рё критерии), которые РЅРµ РїСЂРёРІРѕРґСЏС‚ Рє ограничению основных категорий жизнедеятельности, РЅРµ обуславливают социальную недостаточность, РЅРµ требуют проведения мер социальной защиты Рё помощи, Рё РЅРµ являются основанием для установления РіСЂСѓРїРїС‹ инвалидности.
В соответствии с пунктами 5 и 6 Раздела 2 «Правил признания лица инвалидом», утв. Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 № 95, условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико – социальной экспертизы граждан Федеральными государственными учреждениями медико – социальной экспертизы» степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов. Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека: I степень – стойки незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень – стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; III степень – стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень – стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
В соответствии с пунктом 8 Раздела 4 Классификации, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
РЎ учетом предмета Рё оснований СЃРїРѕСЂР°, РІ целях оценки законности решения ответчика РѕР± отказе РІ установлении Рванюшину Рђ.Р’. РіСЂСѓРїРїС‹ инвалидности РїРѕ указанному диагнозу заболевания, СЃСѓРґРѕРј назначалась судебная медико – социальная экспертиза.
Как следует РёР· заключения судебной медико – социальной экспертизы экспертного состава в„– 3ФКУ «ГБ РњРЎР РїРѕ Смоленской области» Минтруда Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 22.11.2017 РіРѕРґР°, Рванюшину Рђ.Р’. <дата> Рі.СЂ., 15.11.2017 РіРѕРґР° проведена медико – социальная экспертиза очно.
Данные, полученные РІ результате экспертно – реабилитационной диагностики, изучения медицинских Рё медико – экспертных документов Рванюшина Рђ.Р’., соответствуют РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРјСѓ диагнозу. Установлено, что Сѓ Рванюшина Рђ.Р’. имеется <данные изъяты>
При изучении медицинских документов установлено, что имеются расхождения данных в направлении на МСРорганизацией, оказывающей лечебно – профилактическую помощь, а именно – заключение врача <данные изъяты> от 18.04.2017: <данные изъяты>
РџСЂРё изучении медико – экспертных документов установлено, что РїСЂРё проведении экспериментально – психологического обследования 20.06.2017 РіРѕРґР° Сѓ Рванюшина Рђ.Р’. выявлены легкие нарушения <данные изъяты>.
РџСЂРё проведении судебной экспертизы 15.11.2017 РіРѕРґР° РІ С…РѕРґРµ экспериментально – психологического обследования Сѓ истца выявлены данные, которые РјРѕРіСѓС‚ свидетельствовать РѕР± установочном поведении испытуемого <данные изъяты>. РџСЂРё анализе амбулаторных карт Рванюшина Рђ.Р’. установлено, что РѕРЅ РЅРµ РїСЂРѕС…РѕРґРёР» обследования Сѓ врача психиатра. РќР° основании вышеизложенного, оценить степень нарушения <данные изъяты> функции РЅРµ представляется возможным.
Нарушения <данные изъяты>, Сѓ Рванюшина Рђ.Р’. РЅРµ установлено.
Как установлено экспертами, Сѓ Рванюшина Рђ.Р’. имеется незначительно выраженное нарушение <данные изъяты> функций, что согласно Рї. 6.1.4.1 количественной системы оценки степени выраженности стойких нарушений функций организма человека, утв. приказом Минтруда Рё социальной защиты Р Р¤ РѕС‚ 17.12.2015 в„– 1024РЅ соответствует 10-20%.
Согласно выводам экспертного заключения, Сѓ Рванюшина Рђ.Р’. РїРѕ состоянию РЅР° 20.06.2017 РіРѕРґР° имелись стойкие незначительно выраженные нарушения <данные изъяты> функций, которые РЅРµ ведут Рє ограничению РЅРё РѕРґРЅРѕР№ РёР· категорий жизнедеятельности Рё РЅРµ дают основания для установления РіСЂСѓРїРїС‹ инвалидности.
В соответствии со ст. ст. 82, 84 КАС РФ суд принимает в качестве доказательства экспертное заключение ФКУ «ГБ МСРпо Смоленской области» Минтруда России, признает его допустимым и относимым доказательством по делу. Оснований сомневаться в правильности выводов экспертов, у суда не имеется.
Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства, заключение судебной экспертизы, в соответствии с требованиями ст. ст. 59-61, 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что решение ФКУ «ГБ медико – социальной экспертизы по Брянской области» Минтруда России от 20.06.2017 года принято ответчиком в порядке, предусмотренном законом и в пределах предоставленных ответчику Административным регламентом полномочий.
РќР° момент очного освидетельствования истца 20.06.2017 РіРѕРґР° оснований для установления Рванюшину Рђ.Р’. РіСЂСѓРїРїС‹ инвалидности Сѓ ответчика РЅРµ имелось. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, РґРѕРІРѕРґС‹ истца Рѕ наличии Сѓ него признаков первой степени выраженности ограничений основных категорий жизнедеятельности, являются ошибочными.
РџСЂРё таких обстоятельствах отказ РІ установлении РіСЂСѓРїРїС‹ инвалидности РїРѕ состоянию РЅР° 20.06.2017 РіРѕРґР° РЅРµ нарушил права Рё законные интересы Рванюшина Рђ.Р’., связанные СЃ признанием лица инвалидом. РџСЂРё этом, оспариваемое решение, РїРѕ мнению СЃСѓРґР°, РЅРµ препятствует истцу РІРЅРѕРІСЊ обратиться Р·Р° освидетельствованием РІ РњРЎР РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ, СЃ учетом результатов экспертного обследования.
На основании изложенного, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административный РёСЃРє Рванюшина Рђ.Р’. Рє Федеральному казенному учреждению «Главное Р±СЋСЂРѕ медико-социальной экспертизы РїРѕ Брянской области» РѕР± оспаривании решения РѕР± отказе РІ установлении РіСЂСѓРїРїС‹ инвалидности, оставить без удовлетворения РІ полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Л.В. Сухорукова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21 декабря 2017 года.
РЎСѓРґСЊСЏ Р›.Р’. РЎСѓС…РѕСЂСѓРєРѕРІР°