Судья Дьяконова Л.В. № 7-160/2020
№ 12-22/20202
Р Е Ш Е Н И Е
г.Элиста 9 ноября 2020 года
Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Кутланова Л.М.,
при секретаре Манджиевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО1 на решение судьи Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 24 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Крестьянско-фермерское хозяйство «Альтаир»
у с т а н о в и л:
Постановлением государственного инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО1 от 18 июня 2020 г. Общество с ограниченной ответственностью «Крестьянско-фермерское хозяйство «Альтаир» (далее - ООО «КФХ «Альтаир», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
Решением судьи Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 24 сентября 2020 г. указанное постановление должностного лица отменено, дело об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО1 просит отменить решение судьи как незаконное, оставить в силе постановление о назначении административного наказания. В обоснование доводов жалобы указывает, что критерии определения категории объекта негативного воздействия утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий». Постановка объектов, не соответствующих критериям, на государственный учет действующим законодательством не предусмотрена. Таким образом, если на объекте отсутствуют виды негативного воздействия, указанные в критериях, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта негативного воздействия. При этом они остаются плательщиками платы, так как вопросы исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду не связаны напрямую с определением объекта НВОС, поэтому подготовка соответствующих отчетов и внесение платы осуществляется в соответствии со статьями 16, 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». ООО «КФХ «Альтаир» осуществляет производственную деятельность по производству сельскохозяйственных культур на арендованных земельных участках и выращиванию крупного рогатого скота в количестве 1166 голов, в результате которой осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объектов животноводства, величина которых определяется согласно Методике для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ, введенных в действие с 01.09.2015 Приказом АО «НИИ Атмосфера» от 01.09.2015 № 26. В результате указанной деятельности также образуются отходы животноводства, к числу которых применительно к ООО «КФХ «Альтаир», согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора РФ от 22.05.2017 № 242, относятся: отходы разведения крупного рогатого скота (1 12 100 00 00 0): навоз крупного рогатого скота (1 12 110 00 00 0); навоз крупного рогатого скота свежий (1 12 110 01 33 4), навоз крупного рогатого перепревший (1 12 110 02 29 5); отходы подстилки из древесных опилок (1 12 121 11 20 4). Согласно нормативам образования отходов животноводства, установленным Сборником удельных показателей образования отходов производства и потребления, утвержденном Госкомэкологией РФ от 07.03.1999, следует, что при выращивании крупного рогатого скота образуются отходы производства - навоз по нормативу: 1,5 кг/л молока или 7-8 % от массы животных в сутки. С учетом изложенного, ООО «КФХ «Альтаир» осуществляет производственную и хозяйственную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух и образованием отходов производства и потребления, в процессе которых Общество оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Управлением установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды ООО «КФХ «Альтаир» декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год в установленный срок не представлена. Выявленное нарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании главный специалист-эксперт отдела разрешительной деятельности по Республике Калмыкия Кензеева Г.И., главный специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Республике Калмыкия Улюмджиева Б.Ц. доводы жалобы поддержали, просили удовлетворить.
Генеральный директор ООО «КФХ «Альтаир» ФИО2 в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя не направил, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступило. С учетом изложенного, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителей Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия, проверив доводы жалобы, обозрев материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Отменяя постановление и прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда исходил из того, что в материалах проведенной должностным лицом Росприроднадзора проверки отсутствуют достоверные и достаточные доказательства использования ООО «КФХ «Альтаир» объектов, соответствующих Критериям отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду I, II, III категорий. С учетом положений статей 4.1, 16 и 16.1, пункта 8 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйствующие субъекты, имеющие объекты IV категории негативного воздействия на окружающую среду, а также не имеющие таковых объектов, не относятся к лицам, обязанным вносить плату за НВОС, и, следовательно, не имеют обязанности представлять декларацию о плате за НВОС. При исследовании представленных доказательств данных о размещении Обществом отходов животноводства, то есть складировании сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения, а также их изоляции судом не установлено. При рассмотрении дела судом также не было установлено оснований проведения с 03.04.2020 по 23.04.2020 проверки должностным лицом Росприроднадзора в отношении деятельности ООО «КФХ «Альтаир» обстоятельств, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», что привело к существенному нарушению порядка и организации проверки, результаты которой послужили основанием возбуждения дела об административном правонарушении по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем судьей районного суда не учтено следующее.
Как усматривается из материалов дела, ООО «КФХ «Альтаир» осуществляет деятельность по выращиванию сельскохозяйственных культур на арендованных земельных участках и разведению крупного рогатого скота в количестве 1166 голов.
В результате содержания и жизнедеятельности сельскохозяйственных животных образуются отходы животноводства и выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Эти обстоятельства никем не оспариваются и судом не опровергнуты.
Из пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно статье 16 Федерального закона №7-ФЗ и определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 № 284-О плата за негативное воздействие на окружающую среду представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых связана с негативным воздействием на экологическую обстановку.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (пункт 1 статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды).
Действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, которые не относятся к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее - Критерии), если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях, такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно пункту 8 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, обязанность хозяйствующего субъекта не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду вытекает из императивных требований закона.
С учетом изложенного, вывод судьи первой инстанции о том, что хозяйствующие субъекты, имеющие объекты IV категории негативного воздействия на окружающую среду, а также не имеющие таковых объектов, не относятся к лицам, обязанным вносить плату за НВОС, и, следовательно, не имеют обязанности представлять декларацию о плате за НВОС является не соответствующим требованиям закона.
Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год ООО «КФХ «Альтаир» в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ростовской области и Республики Калмыкия в установленный законодательством срок не представлена.
Кроме того, указывая на отсутствие в материалах дела доказательств размещения ООО «КФХ «Альтаир» отходов животноводства, судья не учел положения пункта 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (абзац второй), прямо предусматривающие, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Также являются несостоятельными выводы судьи о том, что существенно нарушена процедура и организация проведения проверки.
Между тем основанием для привлечения ООО «КФХ «Альтаир» к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия послужил выявленный факт непредставления в нарушение требований части 8 статьи 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановления Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», Приказа Минприроды России от 09.01.2017 № 3 «Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы» декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Должностное лицо Межрегиональное управление Росприроднадзора по Ростовской области и Республики Калмыкия, обнаружив достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 названного Кодекса возбудил дело об административном правонарушении.
Доказательства, имеющиеся в материалах дела, получены в ходе производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, а не в ходе проведения проверки.
Таким образом, при рассмотрении данного дела судьей требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Указанные допущенные судьей районного суда при рассмотрении дела нарушения являются существенными, поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело. Обжалуемое решение судьи является незаконным и подлежит отмене.
Статья 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит исчерпывающий перечень решений, которые может вынести суд при рассмотрении жалобы на не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалоб, протестов на это постановление.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено правовой нормы, позволяющей суду, рассматривающему жалобу на не вступившее решение по результатам рассмотрения жалоб на это постановление, отменить его с оставлением без изменения постановления по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание, что годичный срок давности привлечения ООО «КФХ «Альтаир» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в настоящий момент не истек, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Малодербетовский районный суд Республики Калмыкия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Калмыкия
р е ш и л:
жалобу государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО1 удовлетворить частично.
Решение судьи Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 24 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Крестьянско-фермерское хозяйство «Альтаир» отменить, дело направить в Малодербетовский районный суд Республики Калмыкия на новое рассмотрение.
Судья Л.М.Кутланова