Решение по делу № 2а-440/2022 от 08.06.2022

Дело №2а-440/2022

(УИД 02RS0008-01-2022-000916-77)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Усть-Кокса 06 июля 2022 года

Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Пустогачева С.Н.,

при секретаре Иродовой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информационных материалов, размещенных в сети «Интернет», запрещенными к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Усть-Коксинского района Республики Алтай обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информационных материалов, размещенных в сети «Интернет» по электронному адресу: <данные изъяты>, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, проведен мониторинг сети «Интернет», в ходе которого выявлено размещение изображений с текстом «<данные изъяты>», содержащие информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», оправдывающая противоправное поведение; способная вызвать у детей желание принять участие в совершении правонарушений и преступлений, азартных играх.     Верховным Судом РФ признано движение «АУЕ» («арестанский уклад един» или «арестантское уркаганское единство») экстремистской организацией, запретив ее деятельность на территории России. Распространение идеологии неформального молодежного криминализированного движения АУЕ создает угрозу конституционному строю Российской Федерации, поскольку пропагандирует «философию воров в законе и тюремные понятия» ставя их выше законодательства Российской Федерации, подрывает авторитет легитимных органов исполнительной и судебной власти.    Ограничение доступа к размещенной на указанном сайте информации требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе не достигших совершеннолетия.

В судебном заседании помощник прокурора Усть-Коксинского района Казанцева М.И. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, разрешение требований оставил на усмотрение суда.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

На основании ст.29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Положениями ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу положений ст.265.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Согласно ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», информационно-телекоммуникационная связь – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу ст.9 данного Федерального закона, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Однако положениями ч.6 ст.10 Закона №149-ФЗ запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно статье 5 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится: информация, предусмотренная частью 2 настоящей статьи и запрещенная для распространения среди детей; информация, которая предусмотрена частью 3 настоящей статьи с учетом положений статей 7 - 10 настоящего Федерального закона и распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; содержащая нецензурную брань; содержащая информацию порнографического характера; о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

В соответствии со ст. 1 Семейного кодекса РФ, семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.

В абз.4 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в ходе проведения прокуратурой района в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, мониторинга сети «Интернет» выявлено размещение изображений с текстом <данные изъяты> по электронному адресу: <данные изъяты>.

Верховным Судом РФ признано движение «АУЕ» («арестанский уклад един» или «арестантское уркаганское единство») экстремистской организацией, запретив ее деятельность на территории России.

Информация по вышеуказанному электронному адресу находится в свободном доступе и на момент рассмотрения дела для любых пользователей сети Интернет, круг которых постоянно меняется и является неопределенным.

Статьей 9 Федерального закона от 27 июня 2006 года №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст.15.1 Федерального закона от 27 июня 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее реестр).

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года №1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационной-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Поскольку информация о способах изготовления зажигательных смесей, взрывчатых веществ и взрывных устройств из компонентов прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению в судебном порядке. Иной порядок ограничения доступа к данной информации и, соответственно, защиты прав граждан, в том числе несовершеннолетних, от такой информации не предусмотрен.

Страница указанного интернет-сайта на момент рассмотрения дела судом в Единый реестр не включена, вопреки доводам представителя заинтересованного лица является доступной.

При таких обстоятельствах, учитывая, что имеются правовые основания к установлению факта признания вышеуказанной информации запрещенной к распространению, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования, которые направлены на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации.

В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу ч.4 ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», уполномоченный федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр.

Пунктом 2 ч.5 этой же нормы предусмотрено, что основанием для включения в соответствующей реестр сведений является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с положениями ч.4 ст.265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай удовлетворить.

Признать информационные материалы, размещенных в сети «Интернет» по электронному адресу: https://d11tujlfic6kel.cloudfront.net/e75/46f84/135d/44be/8559/08a8c10f1767/original/3263973.jpg, запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Копию решения суда направить в Роскомнадзор для включения сведений о доменных имени и (или) указателе страницы сайта в "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.Н. Пустогачева

Решение суда в окончательной форме принято 06 июля 2022 года

2а-440/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Усть-коксинского района
Другие
Роскомнадзор в лице Управления Роскомнадзора по Алтайскому краю и Республики Алтай
Суд
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай
Судья
Пустогачева Сауле Нурдолдаевна
Дело на странице суда
ust-koksinsky.ralt.sudrf.ru
08.06.2022Регистрация административного искового заявления
08.06.2022Передача материалов судье
09.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
09.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2022Судебное заседание
06.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее