Дело № 2-358/2024
62RS0011-01-2024-000419-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Спас-Клепики Рязанской области 29 октября 2024 года
Клепиковский районный суд Рязанской области в составе: председательствующего судьи Романовой Ю.В., с участием помощника прокурора Кудрявцевой Е.С., при секретаре Очередном С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Клепиковского района Рязанской области, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МО – Клепиковский муниципальный район Рязанской области, Отделу по управлению муниципальным имуществом и проведению торгов Администрации МО – Клепиковский муниципальный район Рязанской области об ограничении доступа в нежилое здание,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Клепиковского района Рязанской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО – Клепиковский муниципальный район Рязанской области об ограничении доступа в нежилое здание (л.д. 2-6).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ (в протокольной форме) по ходатайству прокурора к участию в деле в качестве соответчика привлечен Отдел по управлению муниципальным имуществом и проведению торгов Администрации МО – Клепиковский муниципальный район Рязанской области (л.д. 120,122).
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, окончательно просит обязать ответчиков в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу ограничить свободный доступ в нежилое здание МОУ «Бусаевская начальная школа-детский сад» (заброшенное здание), состоящее из нежилых помещений Н1-Н5, общей площадью <данные изъяты>,9 кв.м., с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 118).
Свои требования прокурор мотивирует тем, что была проведена проверка соблюдения требований законодательства о муниципальной собственности, противодействии терроризму, по ограничению доступа граждан, в том числе несовершеннолетних, к потенциально опасным объектам. Органы местного самоуправления должны обеспечить выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности. Проверкой установлено, что на территории Клепиковского района имеется недвижимое имущество – спорное здание, которое в настоящее время не эксплуатируется, имеет разрушения, длительное время не используется по назначению, часть окон не заложена, дверь в здание открыта, внутри помещения также имеются разрушения. Очевидно, что туда проникали люди, по периметру здания отсутствует ограждение и сигнальная лента, при этом доступ к нему не ограничен, в том числе и для граждан, не достигших возраста 18 лет. Беспрепятственное проникновение в заброшенные здания создает условия для совершения противоправных действий, для возникновения ситуаций террористической направленности. Собственник заброшенного здания не принял надлежащих мер, направленных на ограничение свободного доступа людей в здание.
Помощник прокурора Кудрявцева Е.С. в судебном заседании поддержала уточненные исковые требования и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, пояснила, что нарушения не устранены по настоящее время.
Представитель ответчика Администрации МО – Клепиковский муниципальный район Рязанской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 126), поступили отзывы на исковое заявление, в котором указывают, что возражают против удовлетворения исковых требований, поскольку спорное нежилое здание не является заброшенным, находится в собственности муниципального образования – Клепиковский муниципальный район с ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ года внесен в программу приватизации муниципального имущества на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы, путем продажи посредством открытого аукциона. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ неоднократно объявлялся аукцион по продаже указанного объекта разными способами, однако аукционы признавались несостоявшимися по причине отсутствия заявок. Спорное здание администрация района не планирует сносить (утилизировать), наоборот, в настоящее время готовится проект решения Думы Клепиковского муниципального района Рязанской области по включению указанного объекта в программу приватизации муниципального имущества. К полномочиям администрации относится управление и распоряжение муниципальной собственностью, но не содержание муниципального имущества. Осуществление полномочий собственника муниципального имущества относится к полномочиям Отдела по управлению муниципальным имуществом, являющегося отдельным юридическим лицом, в связи с чем администрация не является надлежащим ответчиком по делу (л.д. 73-74,90).
Представитель ответчика Отдела по управлению муниципальным имуществом и проведению торгов Администрации МО – Клепиковский муниципальный район Рязанской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 125), заявлений и ходатайств не поступало.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Исходя из ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Анализ приведенных нормативных правовых актов в их совокупности позволяет сделать вывод о том, что собственник объекта недвижимости при прекращении эксплуатации здания обязан осуществить комплекс мероприятий, позволяющих сохранить прочность, устойчивость и надежность выполненных строительных конструкций, а также обеспечить безопасность объекта капитального строительства для окружающих с целью исключения возникновения угрозы для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Требования указанных выше нормативных правовых актов обязательны для исполнения всеми лицами независимо от организационно-правовой формы и их финансового состояния, поскольку приведение объекта в безопасное состояние и предотвращение вреда жизни и здоровью граждан относятся к вопросам безопасности и являются приоритетными, в связи с этим требуют принятия безотлагательных мер.
Согласно выпискам из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ нежилое здание-школа с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, расположено на земельном участке с кадастровым номером №, и состоит из нежилых помещений: Н1 с кадастровым номером №, Н2 с кадастровым номером №, Н3 с кадастровым номером №, Н4 с кадастровым номером №, Н5 с кадастровым номером №, собственником которых является муниципальное образование – Клепиковский муниципальный район <адрес> (л.д. 47-50,52-53,55-56,58-59,61-62,64-65,67-68). Земельный участок под зданием с кадастровым номером № также принадлежит МО – Клепиковский муниципальный район (л.д. 52-53).
Согласно п. 3.1. ч. 1 ст. 53 Устава муниципального образования – Клепиковский муниципальный район Рязанской области к полномочиям Администрации муниципального образования – Клепиковский муниципальный район относится управление и распоряжение муниципальной собственностью.
В соответствии с п. 12 раздела 3.1 Положения об Отделе по управлению муниципальным имуществом и проведению торгов Администрации муниципального образования – Клепиковский муниципальный район Рязанской области, утвержденного Постановлением Администрации муниципального образования – Клепиковский муниципальный район <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, ОУМИ осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества. Одной из основных задач ОУМИ является осуществление полномочий собственника муниципального имущества муниципального образования – Клепиковский муниципальный район <адрес> (раздел 2.2.Положения) - л.д. 91-97.
Таким образом, бремя содержания муниципального имущества МО – Клепиковский муниципальный район несет ответчик ОУМИ, являющийся юридическим лицом (л.д. 107-114). Данный ответчик также несет обязанность по обеспечению мер, препятствующих несанкционированному доступу людей внутрь спорного объекта.
Из справки о результатах проверки соблюдения требований законодательства о муниципальной собственности, противодействии терроризму от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории Клепиковского района имеется недвижимое имущество – здание МОУ «Бусаевская начальная школа-детский сад» (заброшенное здание), состоящее из нежилых помещений Н1-Н5, общей площадью <данные изъяты>9 кв.м., с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>, которое в настоящее время не эксплуатируется. Указанный объект имеет разрушения, длительное время не используется по назначению, часть окон не заложена, дверь в здание открыта, внутри помещения также имеются разрушения, и видно, что туда проникали люди, по периметру здания отсутствует ограждение и сигнальная лента, при этом доступ к нему не ограничен, в том числе и для граждан, не достигших возраста 18 лет (л.д. 7-9).
ДД.ММ.ГГГГ Главе Администрации МО – Клепиковский муниципальный район Рязанской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, противодействии терроризму, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, о водоснабжении и водоотведении, об ответственном обращении с животными (л.д. 10-15).
Предписание в части ограничения свободного доступа к зданию исполнено не было.
Согласно акту комиссионного обследования здания МОУ «Бусаевская начальная школа-детский сад» (заброшенное здание) от ДД.ММ.ГГГГ здание по адресу: <адрес>, имеет разрушения, длительное время не используется по назначению, часть окон не заложена, дверь в здание открыта, внутри помещения также имеются разрушения, по периметру здания отсутствует ограждение и сигнальная лента, при этом доступ к нему не ограничен, в том числе и для граждан, не достигших возраста 18 лет, в связи с чем данный объект является потенциально опасным с точки зрения антитеррористической защищенности, общественной безопасности. Объект не отвечает требованиям действующего законодательства в части наличия угрозы причинения вреда населению, наличия возможности несанкционированного доступа людей на территорию, в части защищенности сооружения от совершения террористического акта (л.д. 127-129). Фототаблица к акту подписана, в том числе начальником ОУМИ администрации МО – Клепиковский муниципальный район ФИО4
Доказательств обратного, а также доказательств устранения выявленного нарушения суду не представлено.
Оценивая в совокупности доказательства по делу, руководствуясь ст.ст. 209, 210 ГК РФ, ст.ст. 1, 2, 3, 37 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», суд приходит к выводу, что ответчик Отдел по управлению муниципальным имуществом и проведению торгов Администрации МО – Клепиковский муниципальный район Рязанской области, в полномочия которого входит осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью муниципального имущества, совершил бездействие, выразившееся в не исполнении требований действующего законодательства о безопасности зданий и сооружений, что нарушает права неопределенного круга лиц. ОУМИ не представил доказательств законности совершенного им бездействия. В связи с тем, что бездействие является незаконным, то на ответчика ОУМИ следует возложить обязанность по принятию мер по ограничению свободного доступа в нежилое здание МОУ «Бусаевская начальная школа – детский сад», состоящее из нежилых помещений Н1-Н5. Просимый прокурором срок (1 месяц) является разумным и достаточным для выполнения ответчиком возложенных на него в силу закона обязанностей, обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
Таким образом, по изложенным выше основаниям исковые требования подлежат частичному удовлетворению – обязанность по ограничению свободного доступа в нежилое здание подлежит возложению на лицо, действующее от имени собственника имущества и несущее бремя содержания имущества, то есть на Отдел по управлению муниципальным имуществом и проведению торгов Администрации МО – Клепиковский муниципальный район. Соответственно исковые требования к Администрации МО – Клепиковский муниципальный район удовлетворению не подлежат, поскольку полномочия собственника муниципального имущества муниципального образования – Клепиковский муниципальный район Рязанской области осуществляет ОУМИ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Клепиковского района Рязанской области – удовлетворить частично.
Обязать Отдел по управлению муниципальным имуществом и проведению торгов Администрации МО – Клепиковский муниципальный район (ОГРН №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес>) в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу ограничить свободный доступ в нежилое здание МОУ «Бусаевская начальная школа – детский сад», состоящее из нежилых помещений Н1-Н5, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
В остальной части исковых требований (в части исковых требований к Администрации МО – Клепиковский муниципальный район) – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Рязанский областной суд через Клепиковский районный суд Рязанской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 05 ноября 2024 года.
Судья: