Решение по делу № 33-12709/2024 от 26.06.2024

Судья Барабошкина Т.М.                       УИД 16RS0037-01-2023-002790-53

                                                                  Дело № 2-210/2024

№ 33-12709/2024

    Учет № 077 г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 августа 2024 года                                                                    город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего Мелихова А.В.,

судей Новосельцева С.В. и Прытковой Е.В.,

при ведении протокола помощником судьи Нигматзяновой А.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО11 на решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 11 апреля 2024 года, которым постановлено:

исковые требования ФИО11 к Отделению фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о включении военных сборов в льготный стаж для перерасчета пенсии и перерасчете размера пенсии оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО11 обратился в суд с иском к Отделению фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о включении периода нахождения на военных сборах в льготный стаж для перерасчёта размера пенсии и перерасчёте пенсии.

В обоснование исковых требований указал, что он является получателем досрочной пенсии по старости по Списку № 2 с 26 ноября 2013 года. По его мнению, расчёт пенсии был произведен и исчислен ответчиком неверно, поскольку данный расчёт произведён для тех, кто выходит по общеустановленному возрасту. В его стаж были включены не все периоды работы и иной деятельности.

15 марта 2023 года он подал ответчику заявление произвести перерасчет пенсии, включив в стаж по Списку № 2 периоды учебы с 1 сентября 1979 года по 22 июня 1984 года и военно-лагерных сборов с 19 июля 1984 года по 30 сентября 1984 года.

От заместителя руководителя клиентской службы (на правах отдела) в Бугульминском районе 11 апреля 2023 года № 25-02/12236л истцу был дан ответ о невозможности приравнять к Списку № 2 периоды учебы с 1 сентября 1979 года по 22 июня 1984 года и военно-лагерных сборов с 19 июля 1984 года по 30 сентября 1984 года.

Он с данным ответом не согласен, поскольку считает, что согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от                         11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», военные сборы являются составной частью учёбы в военной кафедре.

На основании изложенного истец просил признать незаконным решение ОСФР по РТ от 11 апреля 2023 года об отказе во включении в специальный стаж периода военных сборов, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости по Списку № 2 периоды с 1 июля 1984 года по 1 октября 1984 года - военные сборы; обязать ОСФР по РТ произвести полный перерасчет пенсии с 26 ноября 2013 года, исчислив стаж в соответствии с действующим законодательством; выплатить компенсацию материального ущерба с 26 ноября 2013 года по сегодняшний день. Также просил взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал.

Ответчик своего представителя в суд первой инстанции не направил, в представленных письменных возражениях указал на непризнание исковых требований.

Суд исковые требования оставил без удовлетворения и принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе ФИО11 приводит те же доводы, что и в обоснование предъявленного иска, также полагает расчёт размера пенсии, произведённый пенсионным органом неправильным.

Стороны, будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, путём публикации информации о движении дела на официальном сайте Верховного Суда Республики Татарстан vs.tat.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»), на апелляционное рассмотрение дела не явились, своих представителей не направили.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года                       № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ) (в редакции, действовавшей на день обращения истца за пенсией) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу пункта 2 части 1 статьи 30 вышеуказанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

В случае если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 Закона (60 лет), на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

    Стаж на соответствующих видах работ, с учетом которого застрахованные лица приобретают право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», представляет собой суммарную продолжительность периодов работы в определенных производствах, профессиях, должностях и учреждениях, на отдельных видах работ.

    Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

    Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов согласно законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»). Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Аналогичные положения содержались в статье 27 ранее действовавшего Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от              17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 18 указанного Федерального закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

В части 2 указанной статьи Федерального закона № 400-ФЗ перечислены основания для перерасчета размера страховой пенсии.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ основанием для перерасчета размера страховой пенсии является увеличение величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 23 Федерального закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 указанной статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ.

Согласно пункту 3 статьи 36 Федерального закона № 400-ФЗ, со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Как установлено судом и видно из материалов дела, с 26 ноября 2013 года истец является получателем досрочной страховой пенсии по старости по списку № 2 производств, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10.

Льготный стаж истца принятый к зачёту составил 14 лет 3 месяца.

Вступившим в законную силу решением Бугульминского районного суда Республики Татарстан от 10 июня 2022 года отказано в удовлетворении исковых требований ФИО11 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о включении в льготный стаж для перерасчёта пенсии по старости периода учёбы в вузе с 22 августа 1979 года по 1 сентября 1984 года (5 лет 8 дней).

Досрочная страховая пенсия по пункту 1 части 1 статьи 27 Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ в связи с наличием специального стажа по Списку № 2, а именно:

- общего фактического трудового стажа, подтвержденного документально, составляющего по состоянию на 1 января 2002 года -19 лет 6 месяцев 12 дней;

- общего фактического стажа за период работы до 1 января 1991 года - 8 полных лет; процент валоризации 18% (8% + 10%);

- отношение среднемесячной заработной платы в 2000-2001 годах к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период - 4,019, которое ограничено максимальной (предельной) величиной 1,2;

- страховых взносов, перечисленных работодателями за период работы с 1 января 2002 года по 26 ноября 2013 года – 384690 рублей 55 копеек.

При применении предусмотренного законодательством Российской Федерации порядка расчета размер пенсии по старости с 26 ноября 2013 года определен следующим образом (при ручном расчете допустимая погрешность 0,1 руб.):

= 0,55 x 1,2x 1671 = 1 102,86
ПК на 01.01.2002 для полного стажа (1 102,86 - 450) х 240 = 156 686,40
ПК на 01.01.2002 для стажа 19 л. 6 мес. 12 дн. 156 686,40 х 0,78133333 = 122 424,31
ПК на 26.11.2013 = ПК на 01.01.2002 с учетоминдексации 122 424,31 х 5,183 =634 525,20
В на 26.11.2013 за 8 лет «советского» стажа (18%) 634 525,20 х 0,18 = 114 214,54
Суммарный пенсионный капитал с учетомстраховых взносов после 01.01.2002г. по 26.11.2013 г. 634 525,20 + 114 214,54 + 384 690,55 = 1 133 430,29
П - размер страховой части трудовой пенсиипо старости, исчисленный по состоянию на26.11.2013г. 1 133 430,29:240 = 4 722,63
Размер фиксированной выплаты кстраховойпенсии 3 610,31 руб.
Общий размер пенсии по состоянию на 26.11.2013г. 4 722,63 + 3 610,31 = 8 332,94 руб.

В соответствии с заявлением от 21 мая 2019 года № 634062/19 по представленным справкам о стаже, с 1 июня 2019 года произведен перерасчет пенсии с учетом следующих показателей трудового вклада:

- общего фактического трудового стажа, на соответствующих видах работ составляющего по состоянию на 31 декабря 2001 года - 13 лет 8 месяцев 14 дней (стажевый коэффициент СК- 0,56);

- общего фактического трудового стажа, составляющего по состоянию на 1 января 2002 года - 25 лет 2 месяца 12 дней.

При подсчете продолжительности фактического трудового стажа по состоянию на 1 января 2002 года учтены следующие периоды:

     - с 15 июля 1971 года по 31 мюля 1971 года - работа, обычные условия труда;

    - с 15 июля 1972 года по 15 октября 1972 года - работа, обычные условия труда;

    - с 15 июля 1973 года по 15 сентября 1973 года - работа, обычные условия труда;

    - с 15 июня 1974 года по 15 июля 1974 года - работа, обычные условия труда;

    - с 15 июля 1975 года по 15 сентября 1975 года - работа, обычные условия труда;

- с 15 ноября 1976 года по 15 апреля 1977 года - работа, обычные условия труда;

- с 21 апреля 1977 года по 18 апреля 1979 года - служба в Советской Армии, приравнена к работе по Списку №2;

- с 1 сентября 1979 года по 22 июня 1984 года - учеба в <данные изъяты>;

- с 2 октября 1984 года по 9 декабря 1984 года – работа с тяжёлыми условиями труда (Список № 2);

- с 10 декабря 1984 года по 9 сентября 1985 года – работа с тяжёлыми условиями труда (Список № 2);

- с 10 сентября 1985 года по 17 июня 1996 года – работа     с тяжёлыми условиями труда (Список № 2);

- 18 июня 1996 года по 31 декабря 2001 года - работа, обычные условия труда;

- общего фактического трудового стажа за период работы до 1 января 1991 года - 8 полных лет (для расчета суммы валоризации - 18% (10% + 8%).

Исходя из положений пункта 9 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 года, конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, имеющих по состоянию на 1 января 2002 года страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, может осуществляться в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 вышеназванного Закона, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).

Конвертация пенсионных прав произведена из общего трудового стажа. Произведен пересмотр размера пенсии, и оценка пенсионных прав осуществлена из стажа на соответствующих видах работ.

Размер пенсии с 1 июня 2019 года составил 15107 рублей 34 копейки, доплата за период с 1 июня 2019 года по 28 февраля 2020 года – 10960 рублей 90 копеек, выплачена вместе с пенсией в марте 2020 года.

С 1 июля 2019 года произведен перерасчет пенсии по заявлению от 26 июня 2019 года № 759963/19 и по представленным справкам о стаже, с учетом следующих показателей трудового вклада;

- общего фактического трудового стажа, на соответствующих видах работ составляющего по состоянию на 31 декабря 2001 года - 14 лет 3 месяца (СК -0,56);

- общего фактического трудового стажа, составляющего по состоянию на 1 января 2002 года – 25 лет 3 месяца 27 дней.

    Периоды работы в районах Крайнего севера с 2012 года по 2018 года при расчете размера пенсии не учитываются, так как оценка пенсионных прав в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ осуществляется на 1 января 2002 года. В соответствии со статьей 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ за данные периоды учитываются страховые взносы.

Стажевый коэффициент (СК) определен в размере 0,56 в соответствии с пунктом 3 статьи 30 и статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3. То есть, 12 лет 6 месяцев - 0,55 + 0,01 за полный год общего стажа сверх = 0,56.

Требования истца мотивированы тем, что на основании Постановления Совмина СССР от 3 августа 1972 года № 590, периоды военных сборов с 1 июля 1984 года по 1 октября 1984 года приравниваются к льготному стажу.

Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.

Согласно выписке из приказа от 6 июля 1984 года № 413 ФИО11., являясь студентом 5 курса строительного факультета, был направлен на прохождение военных лагерных сборов, ему была назначена стипендия с 1 июля 1984 года по 30 сентября 1984 года в размере 45 рублей.

В подпункте «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 (в редакции действовавшей в период возникновения спорных отношений), было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований - служба в составе Вооруженных Сил СССР, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции.

Прохождение истцом у военных сборов в период обучения на военной кафедре ВУЗа не является прохождением службы в составе Вооруженных Сил СССР и поэтому в специальный стаж истца не включено обоснованно.

Представленный расчет размера пенсии Отделением СФР по РТ был проверен судом, и признан арифметически верным.

В силу изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования истца о признании незаконным решения об отказе о включении военных сборов в льготный стаж для перерасчета пенсии и о перерасчете пенсии с 26 ноября 2013 года без заявительном порядке и включении военных сборов в льготный стаж удовлетворению не подлежат.

Доводы апелляционной жалобы истца сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

    С учетом установленных обстоятельств решение суда подлежит оставлению без изменения.

    На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    О П Р Е Д Е Л И Л А:

    решение Бугульминского городского суда Республики Татарстан от 11 апреля 2024 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО11 - без удовлетворения.

Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий три месяца, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Апелляционное определение суда изготовлено в окончательной форме 19 августа 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-12709/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Зарипов Анварь Биктимирович
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан
Другие
Клиентская служба (на правах отдела) в Бугульминском районе
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
26.06.2024Передача дела судье
12.08.2024Судебное заседание
26.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.09.2024Передано в экспедицию
12.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее