Решение по делу № 2-3572/2024 от 26.01.2024

УИД: 50RS0028-01-2024-000952-69

Дело № 2-3572/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 мая 2024 года                           г. Мытищи, Московская область

Мытищинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Функнер А.А.,

при секретаре судебного заседания Самариной В.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шеиной Ирины Александровны к Администрации городского округа Мытищи Московской области о снятии обременения (ограничения) в виде «без права строительства» с земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Мытищи Московской области, просила снять обременение (ограничение) в виде «без права строительства» с земельного участка общей площадью 800 кв.м., кадастровый , расположенного на землях населенных пунктов, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, находящегося по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве аренды ФИО2; обязать ответчика заключить с иском договор купли-продажи указанного земельного участка.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что истцу - ФИО2 на основании Договора переуступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО5 принадлежит на праве аренды земельный участок общей площадью 800 кв.м., кадастровый . расположенный на землях населенных пунктов, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, находящийся по адресу: <адрес>

Земельный участок предоставлен первоначальному арендатору на праве аренды сроком на 49 лет.

Границы и площадь земельного участка установлены на местности в соответствии с действующим законодательством и внесены в ГКН.

В 2020 году на вышеуказанном земельном участке истцом было возведено нежилое здание - гараж, площадью 17 кв.м., право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН.

К данному зданию подведено и подключено электричество, что подтверждается Договором энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ и актом ввода в эксплуатацию прибора учета.

Строительство гаража согласовано истцом с Федеральным агентством по рыболовству Московско-Окского территориального управления, что подтверждается письмом от ДД.ММ.ГГГГ.

В июле 2023 года истец направила в Администрацию г.о. Мытищи, МО, уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.

Однако ДД.ММ.ГГГГ истец получила уведомление о несоответствии параметров строительства ввиду того, что земельный участок, на котором предполагается строительство, имеет ограничение в пользовании - «без права строительства».

Для снятия указанного ограничения ФИО2 обратилась в Администрацию г.о. Мытищи МО, откуда ДД.ММ.ГГГГ получила ответ, что прекращение ограничения «без права строительства» будет являться нарушением земельного законодательства.

Ввиду того, что на земельном участке зарегистрировано здание, принадлежащее истцу на праве собственности, в ДД.ММ.ГГГГ года через Портал «Государственные услуги» ФИО2 обратилась в Администрацию г.о. Мытищи МО с заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , находящегося у нее в пользовании на праве аренды, в собственность за плату по цене, составляющей 3% кадастровой стоимости.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 получила Решение об отказе в предоставлении государственной услуги по тому основанию, что земельный участок, предоставленный в аренду, имеет ограничение «без права строительства».

Истец полагает, что, несмотря на действия Администрации г.о. Мытищи МО, у ФИО2 имеются все предусмотренные законом основания для обращения в суд за защитой своих нарушенных прав.

Истец ФИО2, представитель истца в судебное заседание не явились, о дате и времени слушания извещены надлежащим образом.

Представитель истца ФИО6 в судебное заседание явилась, иск поддержала.

Представитель ответчика Администрации городского округа Мытищи Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания извещен надлежащим образом, ранее представил возражения, в которых просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель третьего лица Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания извещен надлежащим образом.

Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ судопроизводство в РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон, при этом, исходя из положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих доводов и возражений.

Судом установлено и усматривается из материалов дела, что ФИО2 на основании Договора переуступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО5 принадлежит на праве аренды земельный участок общей площадью 800 кв.м., кадастровый . расположенный на землях населенных пунктов, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, находящийся по адресу: <адрес>

Земельный участок предоставлен первоначальному арендатору на праве аренды сроком на 49 лет для ведения личного подсобного хозяйства без права строительства.

В июле 2023 года истец направила в Администрацию г.о. Мытищи, МО, уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.

Уведомлением о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в согласовании строительства, ввиду того, что земельный участок, на котором предполагается строительство, имеет ограничение в пользовании - «без права строительства».

Для снятия указанного ограничения ФИО2 обратилась в Администрацию г.о. Мытищи МО, откуда ДД.ММ.ГГГГ получила ответ, что прекращение ограничения «без права строительства» будет являться нарушением земельного законодательства.

В 2020 году на вышеуказанном земельном участке истцом было возведено нежилое здание - гараж, площадью 17 кв.м., право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН.

Ввиду того, что на земельном участке зарегистрировано здание, принадлежащее истцу на праве собственности, в октябре 2023 года через Портал «Государственные услуги» ФИО2 обратилась в Администрацию г.о. Мытищи МО с заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером находящегося у нее в пользовании на праве аренды, в собственность за плату по цене, составляющей 3% кадастровой стоимости.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 получила Решение об отказе в предоставлении государственной услуги по тому основанию, что земельный участок, предоставленный в аренду, имеет ограничение «без права строительства».

В соответствии с выпиской из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером имеет вид разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства».

Согласно положениям ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования.

В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.

Основной или условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в Единый государственный реестр недвижимости. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, наименование вида разрешенного использования земельного участка «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» (Код 2.2), имеет вид разрешенного использования земельного участка: размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1 (Размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение гаражей для собственных нужд и хозяйственных построек); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.

Согласно положениям ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Таким образом, Земельный кодекс РФ устанавливает принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории, и в соответствии с разрешенным использованием земельного участка.

Земельный участок с кадастровым номером относится к землям населенных пунктов и имеет разрешённое использование – для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-«О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, прекращение ограничения «без права строительства» в пользовании земельным участком с кадастровым номером 50:12:0030204:18 не приведет к изменению характеристик земельного участка, в связи с чем, исковые требования в части снятия ограничения (обременения) подлежат удовлетворению.

Относительно требований истца об обязании заключить договор купли-продажи, суд приходит к следующему выводу.

Ввиду того, что на земельном участке зарегистрировано здание, принадлежащее истцу на праве собственности, в ДД.ММ.ГГГГ года через Портал «Государственные услуги» ФИО2 обратилась в Администрацию г.о. Мытищи МО с заявление о предоставлении земельного участка с кадастровым номером находящегося у нее в пользовании на праве аренды, в собственность за плату по цене, составляющей 3% кадастровой стоимости.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 получила Решение об отказе в предоставлении государственной услуги. В обоснование отказа было указано на то, что спорный земельный участок расположен в границе второго пояса (ограничений) зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес> и в соответствии с действующим земельным законодательством является ограниченным в обороте.

Пунктом 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений согласно пункту 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" (далее - Закон Московской области N 106/2014-ОЗ) органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В силу пункта 16 части 3 статьи 2 Закона Московской области N 106/2014-ОЗ Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

При этом в силу части 3 статьи 2 вышеназванного Закона реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 этой статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области (часть 3).

Согласно подпункту 2 пункта 3 постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2014 года N 1154/51 Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, городского округа Московской области, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Таким образом, орган местного самоуправления муниципального района в отсутствие согласия уполномоченного органа субъекта РФ - Министерства имущественных отношений Московской области лишен возможности распорядиться земельными участками с неразграниченной государственной собственностью.

Одной из задач административного судопроизводства, как это закреплено в пункте 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации граждане, организации, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По результатам рассмотрения, согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС Российской Федерации, в частности, может быть вынесено решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Решение об отказе в предоставлении государственной услуги в установленном законом порядке не оспаривалось, согласование в уполномоченном органе - Министерстве имущественных отношений Московской области на приобретение участка в собственность также не получено.

Таким образом, предъявление искового заявления об обязании заключить договор купли-продажи в обход оспаривания решения администрации об отказе в предоставлении такой услуги является нарушением порядка, установленного для рассмотрения данной категории дел, в связи с чем, исковые требования в части обязании заключить договор купли-продажи земельного участка удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 56, 67, 98, 119, 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к Администрации городского округа Мытищи Московской области о снятии обременения (ограничения) в виде «без права строительства» с земельного участка, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка – удовлетворить частично.

Снять обременение (ограничение) в виде «без права строительства» с земельного участка общей площадью 800 кв.м., кадастровый , расположенного на землях населенных пунктов, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, находящегося по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве аренды ФИО2.

В удовлетворении исковых требования в части обязании заключить договор купли-продажи земельного участка – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Мытищинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14.06.2024 года.

Судья                                А.А. Функнер

2-3572/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Шеина Ирина Александровна
Ответчики
Администрация г.о.Мытищи Московской области
Другие
Министерство имущественных отношений МО
Суд
Мытищинский городской суд Московской области
Дело на странице суда
mitishy.mo.sudrf.ru
26.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2024Передача материалов судье
30.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2024Подготовка дела (собеседование)
28.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.03.2024Предварительное судебное заседание
16.04.2024Предварительное судебное заседание
23.05.2024Судебное заседание
14.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее