К делу № 2-192/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
30 января 2023 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Хуаде А.Х.,
при секретаре судебного заседания Гунажоковой Д.Д.,
с участием истца Нехай М.А. и его представителя по устному заявлению Упчежукова М.Р., представителя ответчика по доверенности Стращенко Т.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Нехай Магамета Ахмедовича к Майкопской городской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указано, что решением Майкопской городской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (МГО ООО «ВОИ») от ДД.ММ.ГГГГ, принятом на заседании бюро первичной организации МГО ООО «ВОИ» №, он был исключен из членов ВОИ, его членский билет № был признан недействительным.
Исключение его из членов общественной организации произошло на основании якобы совершения им действий, порочащих деловую и общественную репутации ВОИ, утраты доверия и совершения действий, нанесших моральный ущерб ВОИ. Однако, он обращался в органы прокуратуры с жалобой на незаконные действия руководства ВОИ, заключающиеся в отказе предоставить ему копии Устава организации. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> было внесено представление об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которого решение Бюро первичной организации МГО ООО «ВОИ» по вопросу исключения его из членов общества было признано незаконным и отменено.
Указанными незаконными действиями ответчик причинил ему нравственные и физические страдания, он переживал несправедливое отношение к себе. Он сильно нервничал, испытывал чувства досады, раздражения, подавленности и обиды. Его не покидало чувство безысходности и ощущение несправедливости всего происходящего, он ощущал свою беззащитность перед правовым произволом ответчика. Его физическое состояние также резко ухудшилось, нарушился сон, появились головные боли, начались гипертонические кризы, стало резко повышаться артериальное давление при мыслях и переживаниях о неправомерных действиях ответчика по исключению его из членов общества.
Просит суд с учетом письменных уточнений по иску взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 25 000 рублей.
В письменных возражениях на иск представитель ответчика исковые требования не признал и просил суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании истец и его представитель исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске и просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика в суд явился, исковые требования не признал и просил суд в удовлетворении иска Нехай М.А. отказать в полном объеме.
Выслушав доводы и пояснения сторон, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в ходе заседания Бюро первичной организации Майкопской городской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» - 12, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение об исключении Нехая М.А. из членов Всероссийского общества инвалидов на основании п.п. 3.13, 3.15 Устава организации, за совершение действий, порочащих деловую и общественную репутацию и совершения действий, нанесших моральный ущерб организации.
Пунктом 3.13 Устава Майкопской городской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» предусмотрено, что за нарушение устава ВОИ, за совершение действий, порочащих деловую и общественную репутацию, за антиобщественные действия к члену организации по решению соответствующего правления, бюро, принятому простым большинством голосов, могут быть применены меры общественного воздействия в виде замечания или выговора.
Согласно п. 3.15 Устава Майкопской городской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» основанием для исключения из членов ВОИ может быть систематическое или грубое нарушение членом ВОИ уставных принципов ВОИ, допущение корыстных действий или злоупотребление, нанесших материальный ущерб ВОИ, утрата доверия её членов, совершение аморального поступка, несовместимого с дальнейшим членством в организации, совершение действий нанесших моральный ущерб ВОИ.
Нехай М.А. обратился в Прокуратуру <адрес> с обращением по вопросу его исключения из членов МГО ООО «ВОИ».
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора <адрес> Горобенко Т.В. в адрес Председателя Правления Майкопской городской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» было внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, решение первичной организации «Всероссийское общество инвалидов»-12 признано незаконным.
Истец считает, что в результате незаконных действий ответчика, ему был причинен моральный вред, физические и нравственные страдания, в связи с чем истец обратился в суд с настоящими требованиями.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является взыскание компенсации морального вреда.
В соответствии с пунктом 1 ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно пункту 2 ст. 150 ГК РФ нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 151 ГК РФ (статья 1099 ГК РФ).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 ГК РФ, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
По общему правилу, моральный вред компенсируется в денежной форме (пункт 1 статьи 1099 и пункт 1 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) (пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда») разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении. Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.
Определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда (пункт 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Согласно пункту 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни. При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага.
Анализ приведенных положений указывает на то, что обязательными условиями наступления ответственности за причинение морального вреда являются противоправные действия причинителя вреда, наличие причинной связи между его действиями и вредными последствиями и вина причинителя в наступлении вредных последствий и наличие такого вреда.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, истцом в материалы дела не представлено каких-либо допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих осуществление в отношении него противоправных действий, связанных с нарушением личных неимущественных прав истца, а также доказательств, причинения ему нравственных и физических страданий действиями ответчика.
Также доказательств наличия причинно-следственной связи между незаконными действиями ответчика и наступившим моральным вредом истцом не представлено, также как и не представлено доказательств об ухудшении его физического состояния и состояние здоровья и именно в результате действий ответчика
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности представленные доказательства, учитывая, что истцом не было представлено доказательств причинения ему морального вреда действиями ответчика, а виновных действий, приведших к нарушению личных неимущественных прав и нематериальных благ истца, не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В иске Нехай Магамета Ахмедовича к Майкопской городской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» о взыскании компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд Республики Адыгея в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Составление решения суда в окончательной форме отложено до ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись А.Х. Хуаде
Уникальный идентификатор дела 01RS0№-77
Подлинник находится в материалах дела №
в Майкопском городском суде Республики Адыгея