Решение по делу № 2-6477/2023 от 30.03.2023

УИД 11RS0001-01-2023-004275-56

Дело № 2-6477/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2023 года                        г. Сыктывкар

Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,

при секретаре Зотовой М.О.,

с участием истца Терентьева Е.А.,

представителя истца Потаповой К.А.,

представителя ответчика Крук А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терентьева Евгения Александровича к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении жилья,

у с т а н о в и л :

Терентьев Е.А. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 23 кв.м., взамен занимаемого жилого помещения по адресу: ....

В обоснование иска указано, что истцом на условиях социального найма занимается жилое помещение по адресу: ..., которое в установленном порядке признано непригодным для проживания, и проживание в котором несёт угрозу жизни и здоровью истца. До настоящего времени истец иным благоустроенным жилым помещением не обеспечен.

В судебном заседании Терентьев Е.А. и его представитель на иске настаивали.

Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» иск не признала.

Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

Установлено, что жилое помещение по адресу: ... входит в состав муниципального жилищного фонда (запись в ЕГРН от ** ** **).

Указанное жилое помещение представляет собой квартиру, общей площадью 70,8 кв.м, состоящую из трёх жилых комнаты (№... на поэтажном плане БТИ, площадью 19,9 кв.м, №... – площадью 16,8 кв.м, №... – площадью 17,7 кв.м), кухни (№... на поэтажном плане БТИ, площадью 9 кв.м) и двух кладовых (№... на поэтажном плане БТИ, площадью 3,5 кв.м, №... – площадью 3,9 кв.м).

** ** ** между сторонами заключен договор №... социального найма жилого помещения в отношении жилой комнаты в .... Общая площадь переданного истцу в наём жилого помещения составила 23 кв.м., которая включает в себя площадь жилой комнаты №... по поэтажном плане (17,7 кв.м) и приходящуюся на неё долю в помещениях общего пользования, входящих в состав указанной квартиры. Кто-либо в качестве членов семьи нанимателя в договоре от ** ** ** указан не был.

Оставшиеся две жилые комнаты в указанной квартире занимались на условиях договора социального найма ФИО6 и членами её семьи – ФИО4 и ФИО5

Истец пояснил, что ФИО6 приходится ему матерью, при этом отношении двух комнат в квартире, которые занимала его мать и члены её семьи, был заключён отдельный договор социального найма. Вход в занимаемые ими комнаты был обустроен со стороны лестничной клетки подъезда, внутри самой квартиры проход между занимаемым истцом жилой комнатой и остальными жилыми комнаты был закрыт. Истцу неизвестно согласовывались ли с кем-то такие изменения в конфигурации жилого помещения. Несколько лет назад его матери и членам её семьи было предоставлено денежное возмещения за занимаемые комнаты в квартире, после чего из квартиры он выехали.

Стороной ответчика указано, что лицам, занимавшим оставшиеся комнаты в ..., на основании определения суда было выплачено денежное возмещения вместо предоставления иного жилого помещения по договору социального найма. По акту приёма-передачи от ** ** ** ФИО6 сдала ключи от занимавшегося ею ранее жилого помещения в ....

При таких обстоятельствах суд при принятии решения исходит из того, что фактически жилое помещение по адресу: ... представляет собой коммунальную квартиру.

С ** ** ** истец сохраняет регистрацию по месту жительства по адресу: ....

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от ** ** ** №... на основании заключения межведомственной комиссии №... от ** ** ** многоквартирный жилой дом по адресу: ... признан аварийным и подлежащим сносу, на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность принять меры по расселению граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме, в срок до ** ** **. На Комитет жилищной политики администрации МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность по направлению гражданам данного дома уведомления о предложении жилых помещений маневренного фонда, предназначенных для временного проживания. На Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность направить собственникам помещений в указанном доме требование о сносе такого дома за счёт собственных средств с указанием срока для осуществления сноса.

В адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда данный дом не вошёл.

Согласно материалам дела, в ** ** ** администрацией МО ГО «Сыктывкар» собственникам жилых помещения в многоквартирном ... были направлены требования о добровольном сносе многоквартирного дома в срок до ** ** **.

Также администрация МО ГО «Сыктывкар» уведомила жильцов ... о том, что переселение граждан из жилых помещений указанного дома планируется после ** ** **, об отсутствии в настоящее время бюджетных ассигнований для расселения указанного дома. При этом было разъяснено их право на предоставление им жилого помещения маневренного жилищного фонда, было предложено обратиться за предоставлением такого жилого помещения.

Своим правом на предоставление жилого помещения маневренного фонда истец не воспользовался. В ходе рассмотрения дела истец указал, что условия проживания в маневренном фонде его не устроили.

Согласно представленному стороной истца заключению специалиста ФИО7 от ** ** **, техническое состояние дома, расположенного по адресу: ..., и занимаемого истцом жилого помещения в ... указанного дома оценивается как аварийное. Указанный дом непригоден для проживания, пребывание в доме угрожает жизни и здоровью граждан.

Стороной ответчика не оспариваются выводы, содержащиеся в указанном заключении специалиста.

При этом само по себе наличие угрозы для жизни и здоровья граждан в связи с проживанием в жилом помещении по адресу: ... не является безусловным основанием для удовлетворения заявленных истцом исковых требований.

Установленный постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» срок для расселения граждан, проживающих в данном доме, не истёк. Мероприятия по выселению граждан, проживающих в жилых помещениях в этом доме на условиях социального найма, с предоставлением иных жилых помещений на условиях социального найма, к настоящему времени не закончены.

При таких обстоятельствах, юридически значимым обстоятельством также является факт проживания истца в указанном жилом помещении, поскольку в отсутствии такого проживания не создаётся угроза для жизни и здоровью соответствующего истца.

Фактическое проживание Терентьева Е.А. в жилом помещении по адресу: ... ходе рассмотрения дела какими-либо допустимыми доказательствами не опровергнуто.

Вместе с тем, вне зависимости от обстоятельства наличия угрозы для жизни и здоровья в связи с проживанием в указанном жилом помещении, в силу статей 49, 52, 57 Жилищного кодекса РФ для возникновения права на обеспечение жилым помещением по договору социального найма необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении, которая, по общему правилу, подтверждается принятием граждан в установленном законом порядке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В случаях признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, положениями п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, однако при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, согласно ч. 2 ст. 49 и ч. 1 ст.52 Жилищного кодекса РФ.

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд РФ в своем определении от 05.03.2009 № 376-О-П, согласуется с ч. 3 ст.40 Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Законоположение, гарантирующее внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, указанным в п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, направлено на обеспечение защиты интересов данной категории граждан и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы не относящихся к данной категории лиц.

Кроме того, юридически значимым обстоятельством, подлежащим выяснению при разрешении заявленного спора, является установление объективной нуждаемости истца в ином жилом помещении, а также наличия у него такого материального положения, которое позволяет отнести его к нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.

Истец на учёт в качестве нуждающихся в представлении жилого помещения на условиях социального найма не принимался, малоимущим для целей предоставления жилого помещения на условиях социального найма в установленном порядке не признавался.

При таких обстоятельствах требования истца об обязании ответчика предоставить ему по договору социального найма благоустроенное жилоё помещение взамен непригодного для проживания может быть удовлетворено только в том случае, если при рассмотрении настоящего дела будет установлено, что истец имеет право состоять на таком учёте.

Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным кодексом случаев.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 этой статьи случаев.

Таким образом, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

По смыслу жилищного законодательства, внеочередное предоставление жилого помещения является исключительной мерой защиты жилищных прав в условиях, когда лицо лишено жилого помещения и не имеет возможности немедленно обеспечить им себя самостоятельно в силу имущественного положения.

Так, в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Таким образом, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, но при условии соблюдения общих требования жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективно нуждаемости в жилом помещении.

Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 11.04.2023 № 5 8-КГ2З-З-К9.

На основании ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным указанным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным Кодексом порядке.

При этом малоимущими гражданами в целях указанного Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Порядок признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми в соответствии с Жилищным кодексом РФ определяется Законом Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми».

В силу ст. 1 указанного Закона основанием для признания органом местного самоуправления семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда является одновременное соблюдение следующих условий:

- если среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина не превышают установленных органом местного самоуправления размеров;

- если стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению (далее - стоимость имущества), не превышают установленных органом местного самоуправления размеров.

При этом определение размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина и размера стоимости имущества с целью признания ее (его) малоимущей(им) для предоставления ей (ему) по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления.

Согласно ст. 5 Закона Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ определение размера среднедушевого дохода семьи или дохода одиноко проживающего гражданина с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Порядком согласно приложению 1 к указанному Закону.

Согласно п. 8 указанного Порядка совершеннолетние трудоспособные граждане, не имеющие дохода от трудовой, индивидуальной предпринимательской или иной деятельности в течение всего расчетного периода, исключаются из общего числа членов семьи гражданина при расчете среднедушевого дохода семьи для признания граждан малоимущими. В этом случае при расчете среднедушевого дохода семьи среднемесячный совокупный доход семьи делится на число членов семьи, уменьшенное на количество совершеннолетних трудоспособных членов семьи, не имевших доходов в течение всего расчетного периода.

Статьей 6 Закона Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ предусмотрено, что определение стоимости имущества с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Порядком согласно приложению 2 к указанному Закону.

Согласно п. 1 указанного Порядка для признания граждан малоимущими с целью предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда учитывается имущество, находящееся в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащее налогообложению в соответствии с:

- главой 32 «Налог на имущество физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ;

- главой 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса РФ;

- главой 31 «Земельный налог» части второй Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 3 указанного Порядка определение стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда производится, в том числе, на основании:

- сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества - для жилых домов, квартир, комнат, гаражей, машиномест, единых недвижимых комплексов, объектов незавершенного строительства и иных зданий, строений, сооружений, помещений, подлежащих обложению налогом на имущество физических лиц;

- отчета об оценке транспортного средства, зарегистрированного в установленном порядке и признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 8 указанного Порядка предусмотрено, что если в течение расчетного периода гражданином и членами его семьи или одиноко проживающим гражданином было продано имущество, входящее в перечень имущества, подлежащего налогообложению и учитываемого для признания граждан малоимущими с целью предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, то стоимость проданного имущества учитывается как стоимость имущества, имеющегося в наличии в течение расчетного периода.

Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 28.05.2020 № 49/2020-699 установлено, что в целях признания граждан малоимущими для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (дохода одиноко проживающего гражданина), не может превышать величину прожиточного минимума в среднем на душу населения по южной природно-климатической зоне Республики Коми.

Также указанным решением установлено, что в целях признания граждан малоимущими для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма размер стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, не может превышать величину прожиточного минимума в среднем на душу населения по южной природно-климатической зоне Республики Коми более чем в 42 раза.

Постановлением Правительства Республики Коми от 20.12.2022 № 630 величина прожиточного минимума в среднем на душу населения по южной природно-климатической зоне Республики Коми установлена в сумме 16 415 рублей.

На 2022 год величина такого прожиточного минимума была установлена постановлением Правительства Республики Коми от 14.09.2021 № 438 и составляла 15 891 рубль.

Согласно имеющимся в материалах дела доказательствам, стоимость имущества истца не превышает установленных органом местного самоуправления размеров.

При этом как следует из материалов дела доказательств, в период за 12 месяцев перед обращением истца в суд с исковым заявлением и в период за 12 месяцев до момента рассмотрения дела доходы истца превышали установленный размер прожиточного минимума в Республике Коми.

В частности, среднемесячный доход истца за период с ** ** ** (после налогообложения) составил 21 319 рублей 44 коп., согласно следующему расчёту: (34282,56+165187+56363,74)/12= =21319,44, где 34 282 рубля 56 коп. – доход, полученный истцом от ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара», 165 187 рублей – доход, полученный истцом от ООО «Экотранс», 56 363 рубля 74 коп. – доход, полученный истцом от ИП ФИО8).

Среднемесячный доход истца за период с ** ** ** по ** ** ** (после налогообложения) составил 21 679 рублей 98 коп., согласно следующему расчёту: (31973,6+29213,85+198972,28)/12=21679,98, где 31 973 рубля 60 коп. – доход, полученный истцом от ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара», 29 213 рублей 85 коп. – доход, полученный истцом от ООО «Экотранс», 198 972 рубля 28 коп. – доход, полученный истцом от ИП ФИО8).

При таких обстоятельствах истец не может быть признан малоимущим в соответствии с Законом Республики Коми от 10.11.2005 №119-РЗ.

Указанное обстоятельство является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований истца о предоставлении им жилого помещения по договору социального найма.

С учетом изложенного, исковые требования Терентьева Е.А. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 23 кв.м., взамен занимаемого жилого помещения по адресу: ... не подлежат удовлетворению.

При этом истец не лишён права в целях устранения угрозы его жизни и здоровья, обусловленном проживанием в указанном жилом помещении, обратиться к ответчику за предоставлением ему жилого помещения маневренного жилищного фонда.

Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Терентьева Евгения Александровича (...) к администрации МО ГО «Сыктывкар» (ИНН 1101482338) о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, общей площадью не менее 23 кв.м, взамен занимаемого жилого помещения по адресу: ..., отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья -                                 Д.А. Паншин

2-6477/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Терентьев Евгений Александрович
Ответчики
АМО ГО "Сыктывкар"
Другие
Потапова Ксения Александровна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Паншин Дмитрий Александрович
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
30.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2023Передача материалов судье
06.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2023Судебное заседание
19.07.2023Судебное заседание
18.09.2023Судебное заседание
26.10.2023Судебное заседание
02.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее