Решение по делу № 2а-163/2019 от 09.11.2018

Дело № 2а-3899/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Сверчкова И.В.,

при секретаре Зубик О.Н.,

с участием: представителей сторон Сотничука А.П. и Колотовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 09 января 2019 года административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Транснефть – Север» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми и главному государственному санитарному врачу по г.г. Ухте, Сосногорску, Вуктылу, Троицко-Печорскому району Повалишиной А.М. о признании незаконным и отмене предписания,

установил:

Акционерное общество «Транснефть – Север» (далее также – Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (далее также – Роспотребнадзор) о признании незаконным предписания, в обоснование заявленных требований указав, что 06.09.2018 Обществом получено предписание Роспотребнадзора об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства. Общество считает предписание незаконным и необоснованным.

Административный истец, в лице своего представителя, доводы иска поддержал.

Роспотребнадзор, в лице своего представителя, с иском не согласился.

Второй ответчик – главный государственный санитарный врач по г.г. Ухте, Сосногорску, Вуктылу, Троицко-Печорскому району Повалишина А.М., привлечённая к участию в деле определением от 12.11.2018, в суд не прибыла.

В судебном заседании допрошен свидетель Ч...М.Ю..

Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд определил провести судебное заседание при имеющейся явке.

Заслушав представителей сторон, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В августе 2018 года должностными лицами Роспотребнадзора произведена плановая выездная проверка Общества, в части соблюдения действующего санитарного законодательства РФ, по итогам которой составлен акт от 06.09.2019 № 87 (л.д. 50-68).

Предписанием от 06.09.2018, принятым главным государственным санитарным врачом по г.г. Ухте, Сосногорску, Вуктылу, Троицко-Печорскому району Повалишиной А.М., Обществу в срок не позднее 30.08.2019 предложено провести оценку риска здоровью работающих и подтвердить приемлемый риск здоровью работающих в соответствии с требованиями санитарного законодательства, для рабочих мест, расположенных в пределах административной территории Республики Коми, на которых установлены неудовлетворительные условия труда по нормируемым показателям шума на рабочих местах (л.д. 48-49).

С данным предписанием не согласилось Общество и по этой причине, обратилось в суд.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В частности, ст.ст. 3, 4, 11, 24, 25 этого нормативного акта устанавливают, что законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.

Положением о Федеральной службе по надзору сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004
№ 322 и пп. А п. 3 Положения о федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 на Роспотребнадзор возложена обязанность осуществлять надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Пунктами 3.2.2, 3.2.6, 3.3.1 СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах», утверждённых Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 21.06.2016 установлено, что нормативным эквивалентным уровнем звука на рабочих местах, является 80 дБА. Для отдельных отраслей (подотраслей) экономики допускается эквивалентный уровень шума на рабочих местах от 80 до 85 дБ А при условии подтверждения приемлемого риска здоровью работающих по результатам проведения оценки профессионального риска здоровью работающих, а также выполнения комплекса мероприятий, направленных на минимизацию рисков здоровью работающих.

В случае превышения уровня шума на рабочем месте выше 80 дБА, работодатель должен провести оценку риска здоровью работающих и подтвердить приемлемый риск здоровью работающих.

Работы в условиях воздействия эквивалентного уровня шума выше 85 дБА не допускаются.

При воздействии шума в границах 80 – 85 дБА работодателю необходимо минимизировать возможные негативные последствия путем выполнения следующих мероприятий: а) подбор рабочего оборудования, обладающего меньшими шумовыми характеристиками; б) информирование и обучение работающего таким режимам работы с оборудованием, которое обеспечивает минимальные уровни генерируемого шума; в) использование всех необходимых технических средств (защитные экраны, кожухи, звукопоглощающие покрытия, изоляция, амортизация); г) ограничение продолжительности и интенсивности воздействия до уровней приемлемого риска; д) проведение производственного контроля виброакустических факторов; е) ограничение доступа в рабочие зоны с уровнем шума более 80 дБА работающих, не связанных с основным технологическим процессом; ж) обязательное предоставление работающим средств индивидуальной защиты органа слуха; з) ежегодное проведение медицинских осмотров для лиц, подвергающихся шуму выше 80 дБ.

Измерения уровней шума проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на рабочих местах водителя вездехода (2 рабочих места) НПС «Синдор» и НПС «Микунь» Ухтинского РНУ – структурное подразделение Общества, уровень шума составил 82 и 84 дБА (л.д. 66). Эти обстоятельства не оспариваются сторонами, равно как и то, что оценка риска здоровью работающих произведена самим Обществом.

24.06.2003 Главным государственным санитарным врачом РФ утверждено руководство «Р 2.2.1766-03. 2.2. Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки» в силу которого, правом проводить оценку производственных рисков наделены специалисты ЦГСЭН, научно-исследовательских организаций и центров медицины труда (п. 1.5 руководства).

В обоснование незаконности предписания, Обществом указано на то, что руководство Р 2.2.1766-03. 2.2 не прошло государственной регистрации, т.е. не является нормативным правовым актом и не обязательно к применению.

Между тем, в силу абз. 1 и 14 ст. 209 ТК РФ охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя, в т.ч. санитарно-гигиенические и иные мероприятия. Профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Действующее законодательство, в частности, ТК РФ также содержит требование о проведении специальной оценки условий труда. В настоящее время действует Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». И хотя такие институты как оценка производственных рисков и специальная оценка условий труда, не являются идентичными, однако сходны. В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013
№ 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» оценка может проводиться только совместно – работодателем и сторонней организацией. Это необходимо для того, чтобы результаты оценки носили объективный характер и не зависели лишь от воли одной стороны трудовых отношений – работодателя.

Порядок оценки уровня профессионального риска не установлен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Однако в данном случае очевидно, что оценка профессиональных рисков, как составная часть мероприятий по охране труда и в целях необходимости соблюдения принципов трудового законодательства, требований санитарного законодательства, не может проводиться самим работодателем, без привлечения специализированных организаций, поскольку в этом случае, велика вероятность получения результатов необъективных, пристрастных. При этом, действующее законодательство прямо не наделяет работодателя правом проведения оценки профессиональных рисков.

Кроме того, свидетель Чернышов М.Ю. пояснил и это не оспаривалось представителем административного истца, что оценка рисков, проводилась работниками Общества, не являющимися врачами по гигиене труда и, соответственно, лицами, не имеющими профильного образования по этой профессии.

В этой связи, требования руководящего документа «Р 2.2.1766-03. 2.2. Гигиена труда. Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки» в части проведения оценки рисков специализированными организациями (п. 1.5 руководства), как имеющее наибольшую юридическую силу и соответствующее принципам действующего трудового и санитарного законодательства, подлежат исполнению. По этим же причинам, требование предписания о необходимости проведения оценки рисков и представления соответствующих документов, следует признать законным и обоснованным. Срок, предложенный административным ответчиком для исполнения требований предписания – до 30.08.2019 (л.д. 49, оборотная сторона), суд находит разумным.

Учитывая изложенное, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-188, 219, 226-228 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Транснефть – Север» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми и главному государственному санитарному врачу по г.г. Ухте, Сосногорску, Вуктылу, Троицко-Печорскому району Повалишиной А.М. о признании незаконным и отмене предписания от 06.09.2018 № 139, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Сверчков

Мотивированное решение составлено 14 января 2019 года.

2а-163/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
АО "Транснефть-Север"
Ответчики
Повалишина Александра Михайловна
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация административного искового заявления
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2020Дело оформлено
09.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее