Административное дело № 2а-416/2020
Решение
Именем Российской Федерации
город Ейск 12 марта 2020 года
Ейский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Попова М.В.,
при секретаре судебного заседания Вишневской Н.Н.,
с участием:
административного истца - Кузнецова Ю.П.,
представителя административного истца - адвоката Грива А.Ф.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску, поданному Кузнецовым Ю.П., к Министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края об обжаловании решения должностного лица, заинтересованное лицо - Администрация муниципального образования «Ейский район», суд
установил:
Кузнецов Ю.П. обратился с административным исковым заявлением в суд и просил:
- признать незаконным решение, отраженное в уведомлении заместителя Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края № 70.14-09-7511/18 от 26.09.2018 года об отказе Кузнецову Ю.П. во включении в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в 2018 году;
- обязать Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края повторно рассмотреть вопрос о включении Кузнецова Ю.П. и его супругу Кузнецову Р.Е. в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в 2018 году в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.10.2011 года № 1246 «Об утверждении Порядка предоставления отдельным категориям граждан единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета».
В обоснование своих исковых требований административный истец указал, что он и его супруга Кузнецова Р.Е. в 2012 году переехали в г. Ейск и на основании Постановления Администрации МО Ейский район состояли на учете нуждающихся в жилом помещении с 20.03.2017 года. Однако, уведомлением заместителя Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края № 70.14-09-7511/18 от 26.09.2018 года ему было отказано во включении в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты, на приобретение или строительство жилого помещения. Данное решение административный истец посчитал незаконным и с целью восстановления своих нарушенных прав обратился в суд. При этом указал, что он не является членом семьи своей совершеннолетней дочери Кузнецовой Е.Ю., так как не ведет с ней совместное хозяйство и проживает в одной комнате в принадлежащей на праве собственности дочери квартире по адресу: <адрес>Б <адрес> на условиях найма. Истец ссылался на то, что наличие регистрации у него и его супруги по данному адресу является лишь административным актом, не предоставляющим им право собственности на указанную квартиру. В подтверждение данного факт, истец ссылается на решение Ейского городского суда № 2-199/2017 от 18.01.2017 года. При этом истец указал, что он является военнослужащим в отставке, имеет выслугу 27 лет, ветеран Вооруженных Сил СССР. С 1979 года по 1990 год проходил военную службу в Республике Узбекистан до увольнения в запас. Впоследствии 04.10.1990 года он был уволен в запас из рядов Советской Армии, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе. В 1994 году он с семьей переехал в Россию в Алтайский край, г. Рубцовск. С 15.12.1994 года был поставлен на очередь на улучшение жилищных условий как военнослужащий в администрации г. Рубцовска. Спустя 18 лет нахождения в указанной очереди, 03.12.2012 года его сняли с очереди на улучшение жилищных условий по той причине, что он якобы не сдал квартиру, после прохождения службы в КЭЧ МО Республики Узбекистана, в воинскую часть № 11036, в которой служил, и которая в свое время выделила ему квартиру. Истец указал, что в гарнизоне, где он проходил службу, службы КЭЧ не было, и данным вопросом занималась войсковая часть непосредственно из фондов Горисполкома, в подтверждение чего истец предоставил справки. Более того, истец считает, что между Россией и Республикой Узбекистан нет международного соглашения по квартирным вопросам, следовательно, и он не должен был сдавать квартиру КЭЧ МО Республике Узбекистан. При этом истец указал, что им в соответствии с п. 4.2.2.10 Постановления Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.10.2011 N 1246 "Об утверждении Порядка предоставления отдельным категориям граждан единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета" предоставлены документы, подтверждающие отсутствие у него, как у гражданина, уволенного с военной службы (службы), и (или) членов его семьи жилого помещения для постоянного проживания (для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания), а именно справки из Росреестра, решение Ейского городского суда от 18.01.2017 года по гражданскому делу № 2-199/2017 и решение Ейского городского суда от 13.12.2017 по гражданскому делу № 2-2553/2017. Административный истец мотивировал свои требования так же и тем, что решением Ейского городского суда от 13.12.2017 по гражданскому делу № 2- 2553/2017 суд признал за ним и его супругой право на обеспечение жилым помещением в соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Судом было установлено, что правоотношения по вопросу жилищного обеспечения истца как военнослужащего уволенного в запас, возникли с 15.12.1994 года, то есть с момента первоначальной постановки в очередь военнослужащих на улучшение жилищных условий, то есть, как считает истец, на него распространяется п. 2.1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" - обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Таким образом, по мнению истца, исключение его на основании постановления Администрацией города Рубцовска Алтайского края от 03.12.2012 года № 5354 из списков очередности граждан города Рубцовска, состоящих на учете по улучшению жилищных условий не умоляет его право на обеспечение жильем, так как свое право на обеспечение жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" истец не реализовал.
Административный истец и его представитель Грива А.Ф. в ходе судебного разбирательства настаивали на удовлетворении административных исковых требований и просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания был уведомлен надлежащим образом. При этом представитель ответчика предоставил в суд возражения, в которых указал, что административные исковые требования истца Кузнецова Ю.П. необоснованны, в связи с чем, просил отказать административному истцу в удовлетворении административных исковых требований по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Представитель заинтересованного лица - Администрации муниципального образования Ейский район, Кудрявцев А.В., в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания был уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, при этом в предоставил свою позицию относительно заявленных требований, где поддержал доводы представителя ответчика.
С учетом мнения административного истца и его представителя, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица, судебное заседание было проведено в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав административного истца, его представителя, изучив возражения административного ответчика и исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно п. 2.1 ст. 15 Федерального Закона РФ «О статусе военнослужащих», обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона РФ от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», порядок предоставления гражданам, уволенным с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 28 июля 2006 года № 1077-КЗ «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий» министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края реализуются полномочия в области предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан в соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 и пунктом 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статьей 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».
В соответствии с Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24 октября 2011 года № 1246 «Об утверждении Порядка предоставления отдельным категориям граждан единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета» министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края предоставляет единовременную денежную выплату за счет средств федерального бюджета гражданам, уволенным с военной службы (службы) и приравненным к ним лицам, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и в соответствии с законодательством имеют право на такое обеспечение.
В судебном заседании достоверно установлено, что согласно указанного Порядка Кузнецов Ю.П., уволенный в запас с военной службы, 24.09.2018 года обратился с заявлением о включении в список претендентов на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья в 2018 году. Постановлением Администрации муниципального образования Ейский район от 24 марта 2017 года № 144 Кузнецов Ю.П. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении во исполнение решения Ейского городского суда Краснодарского края от 18 января 2017 года, составом семьи 2 человека, он и его супруга Кузнецова Р.Е. с датой учета 20 марта 2017 года. Указанным решением суда установлено, что административный истец и его супруга проживают по адресу: г. Ейск, ул. Ясенская, дом № 2Б кв. № 8 на основании договора найма жилого помещения от 01.12.2014 года. Истец Кузнецов Ю.П. как военнослужащий, уволенный в запас, правом на улучшение жилищных условий в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих» и Жилищным Кодексом РФ не воспользовался.
Решением Ейского городского суда Краснодарского края от 13 декабря 2017 года признано право Кузнецова Ю.П. и Кузнецовой Р.Е. на обеспечение жилым помещением в соответствии с пунктом 2.1. статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Уведомлением заместителя Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края № 70.14-09-7511/18 от 26.09.2018 года Кузнецову Ю.П. было отказано во включении в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в 2018 году.
Согласно пункту 4.2. Порядка № 1246, к заявлению гражданин, претендующий на получение единовременной денежной выплаты, должен приложить в том числе, справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы (службы) (в случае если такое жилое помещение предоставлялось) или документ, подтверждающий отсутствие у гражданина, уволенного с военной службы (службы), и (или) членов его семьи жилого помещения для постоянного проживания (для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания).
Доводы административного ответчика о наличии данных квартирно-эксплуатационного управления Министерства обороны Республики Узбекистан, что Кузнецовым Ю.П. не была сдана жилая площадь по последнему месту службы в г. Навои, ул<адрес>, суд признает необоснованными, считая, что отсутствует необходимость в предоставлении справки о сдаче жилого помещения из республики Узбекистан. Жилой фонд на момент увольнения административного истца и до настоящего времени не принадлежал Российской Федерации.
В тоже время согласно пояснениям Кузнецова Ю.П. в гарнизоне, где он служил, КЭЧ не существовало, вопросами обеспечения жилыми помещениями военнослужащих занималась непосредственно войсковая часть и обеспечивала военнослужащих жильем из фонда Горисполкома. При этом справкой из войсковой части № № подтверждается, что истцом Кузнецовым Ю.П. указанная квартира сдана в войсковую часть.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются в том числе граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
На основании вышеприведенных норм, суд приходит к выводу, что установленными по делу обстоятельствами подтверждается, что дочь Кузнецова Ю.П. членом семьи не является в том смысле, который придается этому понятию в ФЗ РФ «О статусе военнослужащих».
Судом принято во внимание, что состоявшимся ранее решением суда, было признано за Кузнецовым Ю.П. и его супругой право на обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих».
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что нарушено право административного истца на обеспечение жилым помещением, в связи с чем, имеются законные основания для удовлетворения административных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 179 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Кузнецова Ю.П. - удовлетворить.
Признать незаконным решение, отраженное в уведомлении заместителя Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края № 70.14-09-7511/18 от 26.09.2018 года об отказе Кузнецову Ю.П. во включении в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в 2018 году.
Обязать Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края повторно рассмотреть вопрос о включении Кузнецова Ю.П. и его супругу Кузнецову Р.Е. в список граждан, претендующих на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в 2018 году в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 24.10.2011 года № 1246 «Об утверждении Порядка предоставления отдельным категориям граждан единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет средств федерального бюджета».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 16.03.2020 года.
Председательствующий судья: